Мои публикации
статья по психологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Я, классный руководитель 8 класса сош № 3, станицы Павловской. Это мой второй выпуск. В классе обучается восемнадцать человек. Взяв их в пятом классе, я поняла, что это сплоченный дружный коллектив, каждый готов прийти на помощь своему товарищу, так как они добрые и отзывчивые ребята. В первую неделю сентября к нам в класс из другой школы пришел мальчик, Дмитрий. После общения с мамой я выяснила, что они переходят уже в третью школу. С первых дней ребенок не смог найти общий язык с одноклассниками. Происходили постоянные конфликты, драки, ссоры. Да и со стороны учителей также были постоянные жалобы. Также мама призналась, что дома он тоже проявляет себя не с лучшей стороны, ни минуты он не может посидеть спокойно, вспыльчив, очень импульсивен, невнимателен. Родители постоянно проводили с сыном беседы, мальчик все понимает, обещает исправиться, но через «пять» минут повторяет тоже самое. Что делать с сыном она не знала, они обратились к врачам, им поставили диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И действительно, в первые дни, я заметила его «активность». Ему трудно было общаться со сверстниками, слушать на уроках учителя, постоянные выкрики с места, задавание множества вопросов , на которые ни когда не дожидался ответов все больше и больше мешали работе учителей. С ребятами также отношения не налаживались, а только с каждым днем ухудшались. Передо мной, как классным руководителем стали такие задачи:
1.Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций. 2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки. 3.Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
4.Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками. 5.Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учёбе и повседневной жизни.
6.Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Конечно без помощи родителей, психолога и социального педагога это сделать не возможно. Для начала я обратилась за помощью к психологу, чтобы узнать, кто же такой гиперактивный ребенок. “Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”. Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д
Критерии гиперактивности :
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает ее. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. 6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. 7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). 3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. 4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. 2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает 3. Плохо сосредоточивает внимание. 4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). 5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо - управляемо правилами. 6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
После знакомства с научной литературой, бесед и консультаций с психологом я решила узнать, причину возникновения болезни. И вот что мне удалось узнать от матери.
Беременность у нее протекала с тяжелым токсикозом первой и второй половины, ребенок родился в тяжелой асфиксии (удушье). Именно эти факторы привели к повреждению головного мозга. В том числе пострадали и лобные отделы мозга, нарушение деятельности которых – непосредственная причина развития гиперактивности.
Отклонения в нервно-психическом развитии ребенка наблюдались с рождения: до 3-летнего возраста развивался с задержкой речевого развития. Еще в младенческом возрасте проявлял двигательное беспокойство и очень мало спал. А со временем нарушение деятельности мозга проявилось синдромом гиперактивности. Токсикоз во время беременности, да еще и тяжелая асфиксия при рождении грозят малышу целым «букетом» возможных нарушений со стороны нервной системы и прежде всего головного мозга. У мальчика это вылилось в синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Итак, причина была установлена. Мальчик действительно нуждался в помощи взрослых. Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, работать с этим ребенком мы старались в начале дня, а не вечером, постарались уменьшить его рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) учителя стали проводить индивидуальную беседу, заранее обговорив правила. Все мероприятия, которые мы старались провести с психологом, социальным педагогом и с родителями помогали, но не значительно. Практически все учителя продолжали жаловаться. Тогда собравшись на малом педсовете, педагоги, работающие в классе, проанализировали уже использованные методы и способы воздействия на “неудобного” ребенка и пришли к выводу, что ни один из них не оказался эффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Вот тут-то и помогла учительница музыки. Она отметила, что у ребенка абсолютный слух и очень редкий для мальчиков такого возраста голос. Она пригласила его в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что мальчика, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Дима “раскрылся”, обрел свое “я”, и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжают наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика.
Со стороны родителей также оказывалась огромная помощь и содействие. В своих отношениях с Димой, они по совету школьного психолога, придерживались "позитивной модели". Подчёркивали его успехи и поощряли его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки были от совершенства. Это укрепило уверенность ребёнка в собственных силах и повысило его самооценку. По мере возможности они разговаривали с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко. Давали ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Не давали ему длинных указаний и не стали читать долгих нотаций. Поддерживали дома четкий распорядок дня. Избегали, по возможности, скопления людей, пребывания в оживлённых местах, оберегали от утомления. Очень часто выезжали всей семьей на свежий воздух, устраивая там различные игры и развлечения.
Помогают мальчику стать знатоком и виртуозом в музыке, это дело, которое ему интересно и лучше даётся. Работают в постоянном контакте с классным руководителем и психологом. Казалось бы, что проблема поведения на уроках и дома была решена. Однако сложнее всего было подружить мальчика с одноклассниками. Хотя и класс был дружный «один за всех и все за одного». Но дети не могли понять, что их одноклассник не избалован, и не эгоист, а просто болен. Объяснять детям о его болезни мы не стали, нас бы они не поняли. У меня стояла задача подружить детей и доказать ребятам, что их «новый» одноклассник такой как все. На одном из классных часов мы разбирали темы, касающиеся каждого ребенка, как личности, и конечно все показывали все свои самые лучшие стороны. Дмитрий также нашел, в чем себя проявить. Он, с помощью учителя музыки и родителей, подготовил на этот классный час несколько песен. Детям очень понравилось его выступление, и они с огромным удовольствием и любопытством слушали его выступления, аплодировали ему и просили еще подготовить какие - нибудь музыкальные номера на следующий классный час. После такого мероприятия и сам «новенький» и ребята стали относиться друг к другу по другому.
Но я не остановилась на достигнутом и на классных часах я проводила такие ролевые игры как:
«Я - звезда»
ЦЕЛЬ: формирование позитивной Я - концепции, повышение самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности.
СОДЕРЖАНИЕ: каждый ученик выбирает известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произносит монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), чувства и эмоции. Остальные учащиеся пытаются отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами присутствующих.
РЕКОМЕНДАЦИИ: это задание может выполняться группой учеников, в этом случае прозвучит диалог известных литературных героев или будет разыграна ситуация с их участием. Выполнение задания способствует повышению самооценки учащихся, выступающих в роли статусных фигур, общепризнанных в обществе.
«Тихий ответ»
ЦЕЛЬ: снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ: учитель формулирует вопрос, на который все учащиеся должны дать краткий письменный ответ в тетради, затем он проходит по классу, наклоняясь к некоторым ученикам. Они тихо, шепотом сообщают учителю ответ. Процесс опроса продолжается столько, сколько требуется учителю.
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполнение задания позволяет учесть индивидуальные особенности некоторых учеников. Например, учитель может подойти в первую очередь к импульсивному ребенку (чтобы он реализовал потребность в вербальном взаимодействии), затем – к рефлексивному и т.д. Кроме того, подобный опрос способствует решению проблемы разнотемповости мыслительной деятельности учащихся, формируя доверительные отношения учащихся с учителем. «Проверь себя и соседа»)
ЦЕЛЬ: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение уверенности в себе.
СОДЕРЖАНИЕ: учитель предлагает ученикам небольшое письменное задание, после выполнения, которого они сначала проверяют свои работы (исправляя ошибки), а потом соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга (желательно отмечать ошибки другим цветом).
После взаимопроверки учитель предлагает каждому ученику проанализировать: сколько ошибок и на какое правило он допустил при выполнении задания (и попытаться определить причины), сколько ошибок ему удалось обнаружить самостоятельно, какие ошибки он так и не нашел и почему, что надо было сделать еще, чтобы не пропустить допущенные ошибки, какие ошибки удалось обнаружить в тетради соседа, какие способы помогли в этом, что было проще: проверять свою работу или работу соседа и почему. Подобный анализ поможет учащимся выработать эффективную стратегию на будущее и сократит количество допускаемых ошибок за счет формирующегося чувства ответственности за собственное грамотное письмо
«Рецепт успеха»
ЦЕЛЬ: развитие способности анализировать ситуацию, осознавать и вербализовать мысли и действия, развитие волевой регуляции, умения принимать на себя ответственность.
СОДЕРЖАНИЕ: после выполнения какого-либо задания педагог просит каждого ученика записать, какие его действия оказались успешными в процессе работы. Например, как удалось правильно написать словарное слово (хотя бы одно), вспомнить формулировку правила, расставить знаки препинания и т.д. Некоторые учащиеся говорят, что они представили перед собой слово, картинку, действие, другие вспоминают, что при выполнении задания они проговаривали вслух слова, которые записывали или составили логическую цепочку при решении вопроса о том или ином написании, вспомнили свою радость, когда в предыдущий, раз удалось без ошибки написать слово, предложение и т.д.
Учащиеся, которым объяснили цель подобной работы, описывают свои действия и свое состояние в процессе работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ: иногда детям трудно осознать и описать свой способ действий. В этом случае учитель может попросить их вслух рассказать классу, как они действовали после получения задания, какие приемы использовали. Для повышения мотивации учащихся взрослый подчеркивает важность этой работы, заостряя внимание на том, что ни один человек, кроме самого ребенка, не в состоянии понять пути, приводящие его к успешному выполнению задания.
После того, как каждый ученик осознает эффективные стратегии, взрослый учит применять найденные приемы в других условиях, более широких, чем выполнение одного конкретного действия. Так, если ученику в воспроизведении трудного слова помогло представление образа, необходимо объяснить ему, что этот же способ может быть использован при заучивании словарных слов, английского текста, исторически. Кроме того, на переменах детей тоже нельзя было оставлять без внимания, поэтому мне приходилось и приходится часто с ними играть.
Развитие внимания – устойчивости. «Слалом-гигант»
Из стульев делаются две параллельные «трассы», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, все члены которой первыми преодолеют трассу без ошибок.
«Гонка за лидером»
Беря старт, стоя по диагонали, друг к другу за кругом из расставленных стульев, двое участников состязания бегут змейкой вперед спиной, стараясь догнать соперника. Через пять кругов определяется победитель (тот, кто настиг или приблизился к сопернику). Если до этого кто-то три раза задел стул, то он считается побежденным.
«Внимательные животные»
Каждый сидящий в круге выбирает роль животного, которое изображает характерной позой или жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выбранного кем-то другим. Тот, в свою очередь, повторяет свой образ и показывает еще чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в показе, больше трех секунд продержал паузу либо изобразил образ того участника, который уже выбыл.
«Запомни ритм»
Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде его цифровой записи. Где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними – паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их цифровым изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем в нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
«Машинка»
По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные обозначения (например, два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»).
«Повтори за мной»
Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложность не позволит тому ее повторить. Если так и происходит, то автор должен сам воспроизвести свое задание. В противном случае он же и выбывает. Если автор повторил свою модель, то выбывает не сумевший сделать соперник. Если же последний не справился с заданием, то уже он предлагает следующему игроку свой образец для повтора.
«Шапка-невидимка»
В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их. Игры на распределение внимания.
«Мяч в круге»
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
«Броуновское движение»
Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга. Смысл – установление командного рекорда по количеству задействованных мячей.
«Волейбол без мяча»
Две команды имитируют игру в волейбол по правилам (на три пасса), но без мяча, за счет обмена взглядами и демонстрации соответствующих движений.
ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСТОРМОЖЕННОСТИ И ТРЕНИРОВКУ УСИДЧИВОСТИ «Скамья запасных»
Выбывший из игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, то на всю команду налагается штрафное очко или ей засчитывается поражение.
«Восковая скульптура»
Участники, сидящие в кругу с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.
«Живая картина»
Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.
«Автомобиль»
Дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажника», «капота»), из которых водящий собирает автомобиль.
«Море волнуется» и другие игры типа «Замри-отомри». ИГРЫ НА ТРЕНИРОВКУ ВЫДЕРЖКИ И КОНТРОЛЬ ИМПУЛЬСИВНОСТИ «Сила честности»
Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет. Но «честно», т.е. не сгибаясь, полностью касаться грудью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «чистый» отжим не получается, его сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первая закончившая несколько (определенных условиями) отжиманий. По тем же условиям осуществляются соревнования в качании пресса.
«Съедобное — несъедобное», «Черное с белым не носить», «Да» и «Нет» не говорить» и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.
«Подскажи, молча»
В играх, где для достижения успеха дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. С помощью мимики и жестов. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся его команда.
«Скалолазы»
Участники должны пройти вдоль свободной стены, фиксируясь на ней постоянно минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.
Игры типа
«Угадай мелодию»
«Личный подвиг»
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание – подняв для ответа руку, самому ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочет высказаться.
Но все равно проблема «активности» мальчика Димы «всплывает» иногда на уроках и во внеурочное время. Поэтому, чтобы не было конфликтов в классе, мы совместно со школьным психологом разработали программу работы на уроках с гиперактивными детьми, роздали всем учителям памятки, и проблема стала не так актуальна.
Памятка.
Как справляться в классе с детьми, страдающими СДВГ
Рекомендации учителям и родителям
1. Посадите ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его.
2. Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех учеников, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них. Наглядные средства интереснее лекции, и учителю тоже будет легче преподать материал сосредоточенным ученикам.
3. Всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат дети с СДВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе.
4. Родители, предложите учителю письменную информацию о СДВГ или о трудности обучения, которой страдает ваш ребенок. Попросите учителя внимательно ее прочитать, а не просмотреть. Объясните ему, что данная информация поможет ему лучше справиться с ребенком и тем самым предотвратить "пожары", которые ему ежедневно приходится тушить в классе.
5. Не относитесь к ребенку как к другому и необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создайте атмосферу "равного среди равных". Объясните родителям, что надо обратить особое внимание на выполнение домашних заданий.
6. Работа лицом к лицу с ребенком, насколько это, возможно, разумеется, поможет обеим сторонам: учителю – понять проблемы ребенка, ученику – почувствовать, что учителю важно, чтобы он преуспел. Это будет нелегко для обеих сторон, но стоит попытаться.
7. Дети имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с СДВГ или трудностями обучения - так же, как и дети, носящие очки.
8. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.
9. Помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их яркими фломастерами.
10. Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.
11. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, что дети знают, какого поведения от них ожидают.
12. Поощряйте работу в меняющихся группах и взаимодействие между учениками. Взаимопомощь и ощущение общности в классе создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей.
13. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.
14. Повесьте в классе календарь и отмечайте в нем важные даты, сроки и цели. Побудите учеников вести свой календарь и отмечать в нем то же, что и в классном календаре.
15. Связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению общих целей.
Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах. Конечно, совсем не просто подобрать к ним «ключик», сделать обучение для них приятным и увлекательным. Гораздо легче присвоить клеймо «неуправляемый» и по возможности перевести в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности, оказываются в числе неуспевающих. В моем классе есть такой ученик, который проучился в нашей школе уже почти три года, и переходить в другую, пока не собирается. Многие учителя старались помочь ему, используя нетрадиционные способы подачи материала, проведения проверочных работ и т.д.И как показала практика, помощь гиперактивным детям может оказаться эффективной, и некоторые из них могут со временем стать «гордостью» школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...