Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации.
статья (психология) на тему

Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации. А так же технология примирения при конфликте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся

 в конфликтной ситуации.

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №9 с УИПОО «Технология»

 Палагина Маргарита Николаевна

Целью учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социальный институт.

Наиболее глубоко конфликты изучаются двумя направлениями: социологическим и психологическим. Так, социологический подход исследует конфликт между структурами общества («группа-группа», «группа-личность»). Психологический подход акцентирует свое внимание на исследовании личности, формировании мотивов (их столкновений) и формировании личностных конфликтов. Рассматривается проблема конфликтов в направлении «личность-общество».

Анализ педагогических конфликтов показал, что проблема конфликтного взаимодействия в системе «учитель-ученик» лежит в плоскости социально-психологического подхода к нему, учитывающего особенности состояния общества, семейного воспитания, структуру учебного класса и личностные качества учащегося (прежде всего связанных с возрастом).

Среди потенциально конфликтогенных ситуаций в школе, между педагогом и обучающимся, можно выделить следующие:

  1. ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  2. ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
  3. ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

– в последние годы учащиеся сильно изменились, тогда, как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные;

– отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности;

– консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств;

– оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.

– учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

– немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.

Основным звеном при разрешении педагогических ситуаций является проведение ее психологического анализа.

В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, то есть в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка – согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) – оправдано.

Проведение анализа уменьшит число ошибок, которые допускает учитель, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации, потому что торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», а ситуация становится конфликтной. Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию. Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.

Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон вариант выхода из ситуации.

Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.

Касаясь  практического материала для учителя по применению позитивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, предлагаю вам брошюру «Технология примирения при конфликте». Здесь представлено несколько этапов (подготовительный, этап примирения, этап восстановления справедливости, профилактический этап). Так же в нашей школе реализуется школьная программа «Школа 9 -  школа толерантности», в рамках которой проходят мероприятия по формированию толерантного сознания и профилактике конфликтных ситуаций: участие в городских конкурсах «Все мы Вартовчане», «Я – гражданин России», школьный конкурс проектов «Будущее поколение».  Внеурочные занятия по программе «Познай себя» (Основы психологических знаний. Приобщение обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека). Внеурочные занятия по программе «Закон и Я» (направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, профилактика предупреждения правонарушений).

Рекомендации:

1.Находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

2.При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.

3.Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.

4.Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

5.Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.

Таким образом, поведение в конфликтной ситуации является одним из критериев профессиональной компетенции учителя, а сама конфликтная ситуация конструктивной направленности выполняет положительную функцию - помогает раскрывать личностные качества как учителя, так и обучающегося, предоставляя им возможность выходить на более высокий уровень взаимоотношений.



Предварительный просмотр:

      Технология примирения

- это процесс, в котором участники конфликта общаются либо на прямую, либо опосредованно через третью сторону (ведущего), позволяющий выразить свои чувства и рассказать о потребностях, и принять на себя обязательства и действовать в соответствии с ними.

принципы:

добровольность,

информированный выбор,

конфиденциальность,

беспристрастность,

без осуждения.

1 – этап подготовительный

Целью данного этапа является подготовка к проведению примирительной  встречи.

Решаются задачи:

- получения информации о конфликте, оценки конфликта с точки зрения эффективности применения к нему посредничества;

- установления доверительных отношений со сторонами конфликта, получения представления о содержании произошедшего конфликта со слов его участников, принятия  переживаний, оценок участников ситуации и их мнений по разрешению ситуации;

- представления процедуры примирения и мотивации сторон на участие в ней;

в случае получения согласия - информирования о вопросах, которые будут обсуждаться на примирительной встрече, о правилах встречи.

Критерии готовности участников к переходу на следующий этап.

Основными критериями готовности считают признание участниками  случившегося; признание негативных последствий, которые несет конфликт; признание своей вины; искреннее желание совершить какие-либо действия для изменения ситуации; желание обсудить, существующую проблему с другими участниками; уверенность каждого в своей готовности встретиться «лицом к лицу» с противоположной стороной, для обсуждения конкретных действий по выходу из сложившейся ситуации.

Ожидаемый положительный результат – согласие участников конфликта на принятие участия в примирительной встрече.

2 – этап примирения

Целью данного этапа является организация и проведение примирительной встречи, создание условий для заключения примирительного соглашения между сторонами конфликта.

Решаются задачи:

-помощи в выражении (а при необходимости переформулировании) сильных эмоций представителей сторон;

-организации диалога сторон, направленного на восстановление картины и последствий ситуации;

-помощи сторонам в поиске ответа на вопрос: «Как сделать, чтобы этого не повторилось?»;

- составления примирительного соглашения сторон, учитывающего согласованные решения сторон и механизм его выполнения.

Критерии готовности участников к переходу на следующий этап.

Выработка действий по преодолению конфликта, готовность участников выполнить эти действия, план возмещения материального ущерба (если ущерб имел место быть).

Ожидаемый положительный результат -подписание примирительного соглашения.

3 -  этап восстановления справедливости

Целью этапа является – обеспечение успешности выполнения пунктов соглашения, достигнутого на предыдущем этапе представителями сторон.

Решаются задачи:

-контроля за выполнением условий соглашения;

-организации при необходимости дополнительных встреч;

Критерии готовности участников к переходу на следующий этап

Выполнение условий соглашения, удовлетворенность всех сторон конфликтной ситуации, прекращение разрастания конфликта.

Ожидаемый положительный результат – успешное выполнение условий соглашения.

4 –профилактический этап

Решается задача:

профилактика возможных рецидивов, возобновления конфликта

Послеконфликтный период характеризуется переживаниями участников, осмыслением своего поведения. Происходит коррекция самооценок, притязаний, отношения к партнеру. Педагог в целях снятия послеконфликтного напряжения целесообразно помочь подросткам осуществить самокритичный анализ произошедшего, чтобы не допустить образования негативных установок в отношениях, предвзятости. Необходим искренний, объективный и конструктивный анализ конфликта с определением перспектив дальнейшего развития взаимодействия

Профилактический этап заканчивается, как только взаимоотношения сторон конфликта налаживаются.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология" "
г. Нижневартовск.

Технология примирения

при конфликте

Подготовила педагог-психолог

Палагина Маргарита Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка учителю по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций

Чтобы быть успешным, здоровым, как психически, так и физически, педагогу необходимо знать как разрядить напряженную ситуацию....

Групповое занятие с элементами тренинга «Родительское собрание в «трудном классе» проблемы взаимодействия «учитель» / «родитель».

Данное занятие проводится с педагогами школы, чтобы помочь им наладить эффективное общение с родителями ....

Психолого-педагогические рекомендации родителям учащихся: преодоление конфликтных ситуаций. Конфликт «отцы и дети»? Что нужно знать.

В статье кратко раскрывается понятие конфликта: родитель-ребёнок. Для улучшения взаимопонимания и разрешения конфликтных ситуаций даются общие рекомендации. Можно использовать на родительских собрания...

Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся в конфликтной ситуации.

Целью учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социа...