Суть работы классного руководителя с точки зрения психолога.
статья (психология) по теме

Статья которая поможет учителю наладить контакт с учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

                  Суть работы классного руководителя  с точки зрения психолога.

     Учащиеся называют следующие характеристики любимых и нелюбимых учителей. По их мнению. Любимый учитель: доброжелателен, справедлив, честен, чуток, приветлив, требователен, тактичен, знает свой предмет; не  любимый : груб, несдержан, черств , равнодушен.

Существует несколько типов общения:                                                                                                                 -  демократический – участие каждого члена коллектива в обсуждении задач стоящих перед коллективом;                                                                                                                                  - авторитарный – в отношениях с учениками преобладают строгость, жесткие  методы руководства;                                                                                                                                                - либеральный ( попустительский) учитель ограничивается убеждением, уговариванием подчиненных.                                                                                                                           Оптимальным оказывается демократический стиль.

     Пример из практики американского психолога К. Левина.  Из десятилетних школьников были созданы группы по изготовлению игрушек. Школьники работали в одних и тех же условиях, по  одной программе. Но руководители были подобраны с разными стилями управления: демократическим , авторитарным и попустительским. В группе  с демократическим стилем руководства деятельность была наиболее эффективной по качеству . Участники испытывали чувство гордости общими успехами. Враждебные взаимоотношения наблюдались в группе с авторитарным стилем управления, не было желания работать. Когда руководитель выходил из комнаты, участники эксперимента бросали работу. В группе с либеральным стилем руководства было выполнено меньше работы плохого качества, но участники  не испытывали удовлетворения от деятельности.

               Рассмотрим каждый из трех стилей общения более подробно.

 Авторитарный. Учитель с таким стилем общения исходит из « усреднённого» представления об учащемся, не учитывает его индивидуальных особенностей. Он  замечает индивидуальные различия, но строит совершенно нереальную модель, преувеличивая  эти различия во много раз. Если учащийся чуть активней других, то в глазах такого педагога он бунтарь, хулиган, если чуть пассивнее – лодырь. Для педагога с таким стилем характерны негативные установки, бессознательно плохое отношение к ученику, он избирателен в общении и субъективен в оценках.

Демократический. Преподаватель такого стиля стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт учащихся, их активность и  потребности. Он не имеет или не проявляет негативных  установок,  объективен в оценках, разнообразен и инициативен в контактах. В целом этот подход можно охарактеризовать как личностный.

Либеральный (невмешивающийся ). Педагог также гибок в своих установках, но  подчинен «стихии общения». Характер общения зависит не от него самого , а от учащихся. Не он сам , а ученики диктуют характер его общения с классом. Цели его расплывчаты Он не хочет , не добивается их осуществления, а подстраивается под учащихся.

        По уровню социально – психологического развития ученическая группа может быть довольно различной. Высший уровень развития  коллектива характеризуется достаточно сформированной у каждого члена способностью к самоуправлении, и наиболее эффективным стилем руководства в такой группе может быть демократический  с элементами либерального.                                                                                                                                                                     В слаборазвитом коллективе, который не способен к самоуправлению, и находится в стадии становления, оптимальным будет демократический  стиль с чертами авторитарного, здесь необходим сильный внешний контроль, внешняя организация. Кроме уровня развития коллектива, выбор тех или иных методов руководства в некоторых случаях обеспечивает высокую эффективность деятельности. Особенно это проявляется в условиях спортивной деятельности. Для неё характерен авторитарный стиль.

    Индивидуальный стиль педагогического общения складывается, в основном, в первые годы профессиональной деятельности.  Отсутствие основных навыков  ведет к тому, что на первых порах, придерживается авторитарных методов в организации взаимоотношений  с учащимися.

        Установка и ее влияние на эффективность профессионального  общения педагога.

Одним из основных факторов, определяющих индивидуальное  своеобразие стиля общения  педагога, является установка. Установка – это своеобразная программа действий  и поведения личности  в целом. Готовность человека  воспринимать явления внешнего мира  и действовать определенным образом. Существует позитивная и негативная установка учителя по отношению к учащимся. Наличие негативной установки учителя можно определить по следующим признакам:

- учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем « хорошему»; - при неверном ответе  «плохого» ученика он не повторяет вопроса;                                                                 - не предлагает подсказки, а  тут же спрашивает  другого  или сам дает правильный ответ;                    - чаще ругает его за неверный ответ ;                                                                                                 - меньше хвалит за правильный;                                                                                                              - не замечает поднятой руки;                                                                                                                                                             - реже вызывает.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям:                                      - учитель оценивает положительно неверный ответ  «хорошего» ученика;                                              - чаще улыбается ему;                                                                                                                                                - больше смотрит на «хорошего» ученика.

   Таким образом, оценивая учащихся на «хороших» и «плохих», педагог, часто даже не  замечая , оказывается излишне избирательным в общении с учениками, что определяет характер отношения учащихся к нему. «Плохие» ученики обращаются к педагогу в четыре раза реже, чем  «хорошие».Учащиеся, особенно старшеклассники остро чувствуют необъективность учителя, болезненно ее переживают. Педагогические оценки, воспринимаемые учащимися как несправедливые, оказывают дифференцирующее, расслаивающее влияние на классный коллектив. Чтобы в классе был хороший эмоциональный климат, отношения  доброжелательности, взаимного уважения, товарищества, поддержки, учащиеся должны видеть и понимать, что педагог в своих действиях и суждениях исходит из их интересов, должны чувствовать объективность и справедливость его оценок.  Разумеется, педагог  должен быть  реалистичным и объективным в своих установках и оценках.
   Какие же факторы оказывают влияние на возникновение у педагога той или иной установки по отношению к ученику?  Учитель склонен относиться лучше  к более дисциплинированным, исполнительным  ученикам. На втором месте – пассивно – зависимые и спокойные. На третьем стоят «растяпы», поддающиеся влиянию, но плохо управляемые, самые нелюбимые – независимые, активные, самоуверенные школьники. Учитель непроизвольно стремится чаще обращаться  к учащимся, сидящим на первых партах и эти школьники оцениваются ими в целом более высоко. Больше всего работает этот учитель  с теми из школьников, которые вызывают у него  какие - либо  эмоциональные отношения – симпатию, озабоченность, неприязнь, в то время как безразличные ему ученики  остаются обойденными учительским вниманием.
  Таким образом, изучение коммуникативной деятельности педагога показывает, что характер и содержание  педагогического общения определяется многими факторами, среди них  индивидуальный  стиль общения, установка преподавателя  являются определяющими.  Однако педагог должен осознанно управлять  своим общением с учащимися. Анализируя свой  стиль работы с учащимися, педагог должен выбрать наиболее оптимальный, учитывая при этом  личностные особенности учащихся, конкретные ситуации, возникающие в учебном процессе, уровень развития коллектива и так далее. Необходимым условием успешности такого выбора является наличие реалистической установки. Максимально приближенной к объективной оценке явлений, предметов, других людей.

 

 

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе

В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами  личностно-ориентированного образования, созданием организ...

Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)

Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий  можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...

Личностно-ориентированное воспитание с точки зрения психологии

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие человека как субъекта собственной жизни. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным поня...

Качество образования с точки зрения психологии

Выступление педагога-психолога на Педагогическом совете....

мороз с точки зрения психологии.

"Мороз с точки зрения психологии" (часть бинарного урока по теме "Мороз"). рассматриваются такие психические процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, внимание. рассматривается вопрос об о...