"Невербальное общение"
элективный курс по психологии (9 класс) по теме

Коровина Татьяна Александровна

 

Тема: Невербальное общение

Конспект занятия

Цели занятия:

  1. Сформировать представление о понятии «общение» и его видах.

  2. Способствовать актуализации представлений учащихся о невербальном общении, его структуре и видах.

Тип занятия: изучение нового материала

Форма организации: фронтальная групповая

Методы обучения: диалогический, творческий, рефлексивный.

Основные понятия: общение, вербальное, невербальное, мимика, жесты, поза.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, канцелярские материалы, бумага А3, глянцевые журналы, карточки из приложения№1.

Возрастная группа: учащиеся 9-11 классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatie.zip1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка педагога-психолога

Предпрофильная подготовка

МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

 Ленинского района, Волгоградской области

Педагог-психолог

Татьяна Александровна Коровина

Тема: Невербальное общение

Конспект занятия

Цели занятия:

  1.  Сформировать  представление о понятии «общение»  и его видах.
  2. Способствовать актуализации представлений учащихся о невербальном общении, его структуре и видах.

Тип занятия: изучение нового материала

Форма организации: фронтальная групповая

Методы обучения: диалогический, творческий, рефлексивный.

Основные понятия: общение, вербальное, невербальное, мимика, жесты, поза.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, канцелярские материалы, бумага А3, глянцевые  журналы, карточки из приложения№1.

        Возрастная группа:  учащиеся 9-11 классов

Литература:   Слайд 19

  1. Рогов В.И. «Психология общения» М: Гуманитарное издательство центр «Владос»;
  2. Аллан Пиз «Язык телодвижений» М.1995год

Ход занятия

  1. Организационный момент
  1. Знакомство

-Упражнение «Похвали соседа»

-Бейджики

-Упражнение для активизации учащихся на работу. Снятие эмоционального напряжения, сплочение группы «Тостер, миксер, стиральная машина»

 II. Изучение нового материала.

 1.Целеполагание урока.

-Создание проблемной ситуации. Стихотворение Михалкова «А у вас?» слайд№3

Вопрос: Чем занимались дети на улице?

Ответы: болтали, гуляли, хвастались, общались.

Правильно, мы и будем сегодня  говорить об общении, точнее о его способах.

  1. Понятие «общение» Слайд №4

Цель: актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

Вопрос: как вы думаете, что такое общение?

Ответы: люди говорят что-то друг другу и т.д.

- определение (Экзюпери) слайд№5

«Общение-главная роскошь жизни. Будет обладать этой роскошью или останется обделенным, зависит от него самого»

- научное понятие «Общение-это обмен информации между людьми» слайд №6

Вопрос: Как вы думаете, а как люди передают информацию, с помощью чего?

Ответы: СМИ, газеты, смс, письма и т. д

Вопрос: представьте, что вы в чужой стране, не знаете языка, но вам нужно найти определенное место, что тогда?

Ответы: жесты, мимика, нарисовать и т.д.

  1. Восприятие нового материала.

Вы назвали мимика, жесты, а это все компоненты невербального общения.

  1. Понятие «вербальное», « невербальное»  общение.     Слайд №6

Вербальное общение – речевая форма общения.

Невербальное общение - неречевая форма общения.

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучаем родной язык, иностранный, язык программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык- язык мимики, жестов и телодвижений - «боди лэнгвидж» Слайд №9

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60-80%  передача информации осуществляется за счет невербальных средств  выражения. Этому языку нужно доверять т.к. подделать (лгать) его практически невозможно, его проявление обусловлено импульсами подсознаниями.

Вопрос: вы, наверное, видели или слышали про немое кино. Кого из самых популярных актеров вы могли бы назвать?

Ответ: Чарли Чаплин. Слайд №10

2.Языки невербальных компонентов:  слайд №11-17

Одежда, поза,  выражение лица, взгляд, мимика, жесты, походка, мотание головой рукопожатие, объятие.

 Вопрос: Как вы думаете, а где могли бы пригодиться ваши знания о невербальных языках?

Ответы: в общении с родственниками, с партнерами, в профессии и т.д.

Вы правильно сказали все, в последнее время при приеме на работу, когда человек проходит собеседование, за ним наблюдают психологи. Как пример этому хотелось бы показать вам фрагмент документального фильма «Детектор лжи».  (Видео фрагмент)  Много фильмов снято  о невербальном общении.  Знаете фильм «Обмани меня»?  Организация, которая занималась тем, что помогала следствию, или просто выполняла частные заказы, по изучению людей. Слайд №18

  1. Закрепление полученных знаний.

Я предлагаю вам для закрепления полученных знаний и для того чтобы попробовать себя в роли психолога, поиграть в следующую игру.

Игра называется по одноименному фильму «Обмани меня» Вам нужно поделиться на 2 группы (яблоко, груша). От каждой команды я хотела бы пригласить по одному представителю (самого активного, смелого, креативного).

Представьте себе, вы две  начинающие организации (придумать названия), вам требуются клиенты, реклама. Я представитель крупного холдинга, мы хотели бы  постоянно сотрудничать с такого рода организацией как ваши. Но вас, же две и мне нужно выбрать среди вас лучшую. Я приглашаю вас к нам в офис. Мы приняли на испытательный срок двух сотрудников, но ничего практически о них не знаем. Ваша задача, понаблюдав за ними, за их поведением, общением, предоставить информацию  в виде письменного отчета и коллажа. Все для этого лежит у вас на столах.
Время выполнения 10 минут (из журналов вырезаются действия, которые могут описать жизнь человека).

Двум нашим героям даются заранее приготовленные на карточке, стили поведения, жесты, мимика, поза и т.д. Они демонстрируют это, команды  наблюдают и выполняют задания.

  1. Презентация работ (5минут)
  2. Рефлексия. Прощание, подарки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Желание работать отсутствует

Сидит на крае стула

Грустный

Зевающий

Посматривающий в окно

Постоянно смотрит на часы

Подтягивается

Нервно дергает ногой

Глубоко вздыхает

Психует (рвет бумажки)

Работоспособный

Улыбчивый

Активный

Спортивный (изображает элементы упражнений)

Уверенно сидит на стуле

Работает за компьютером с думающим видом

Чешет голову карандашом

Много жестикулирует во время разговора по телефону

Любит слушать музыку (изображает себя в наушниках)

Напевает песню (открывает рот без звука)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Невербальное общение. Язык жестов"

«Невербальное общение. Язык жестов» - межпредметный ориентационный краткосрочный курс, рассчитанный для учащихся 9 классов на 8 – 9 часов.Цель этого курса: дать учащимся знания, сформировать нав...

Невербальное общение на уроках английского языка

Данная статья рассказывает о позитивном влиянии правильного невербального общения учителя  на качество урока....

Мастер-класс "Секреты невербального общения"

Мастер-класс посвящён роли средств невербальной коммуникации, мимике, жестам, телодвижениям....

Доклад по теме:"Невербальное общение в педагогической деятельности учителя".

В предложенном материале описываютсят невербальные средства общения и примеры их применения в педагогической деятельности учителя....

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика.

Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика....

Научно-исследовательская работа по немецкому языку на тему: "Особенности невербального общения немцев и русских"

Отправляясь в путешествие за границу, важно быть знакомым с нюансами общения с представителями той культуры, в которую Вам предстоит окунуться, с их менталитетом, особенностями поведения, которые, без...

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...