Беседа Почему я опоздал на урок 2013 г
методическая разработка по психологии (11 класс)
Для "запуска" беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления старшеклассника, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации начинаю консультацию следующими приёмами, которые помогут активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с трудным подростком, опаздывающим на уроки | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа
Почему я опоздал на урок
Для "запуска" беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления старшеклассника, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации начинаю консультацию следующими приёмами, которые помогут активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.
- 1. Методический прием "Давай думать вместе!"
Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, начинаю консультацию следующими словами: "Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение.
Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому.
Задаю вопросы касающиеся распорядка дня:
- Во сколько встаёшь?
- Сколько времени уходит на завтрак?
- Кто из членов семьи тебя провожает?
- Когда ты гуляешь?
- Сколько времени тратишь на прогулку?
- Когда ты делаешь уроки?
- Сколько времени тратишь на уроки?
- Сколько времени смотришь телевизор?
- Сколько времени занимаешься за компьютером?
- Как собираешься бороться с привычкой опаздывать на уроки?
- А что ты вообще знаешь о привычках?
2. Тестирование
http://www.woman.ru/psycho/tests/article/74374/
ТЕСТ
Привычки потому и называются привычками, что мы не осознаем, почему постоянно опаздываем, теряем ключи, наводим порядок или грызем ногти. Но у каждой из них есть психологическое обоснование.
Ответьте на 10 вопросов и проверьте, насколько хорошо вы осведомлены, какие желания и мотивы скрываются за привычками.
1. «Как бы я ни старалась, у меня никогда не получается прийти вовремя» - как вы думаете, что стоит за этой фразой?
Чувство неуверенности
Потребность контролировать
Нежелание принимать ограничения
2. «Я — не я, пока не выпью свои четыре чашки кофе». О чем говорит эта привычка?
О нехватке уверенности в себе
О потребности в утешении
О страхе синдрома отмены
3. «Ключи опять потерялись!». Это происходит из-за...
Желания привлечь к себе внимание
Жажды приключений
Желания переложить ответственность
4. «Как только у меня под рукой оказывается бумага, я тут же принимаюсь рисовать на ней каракули и ничего не могу с собой поделать». Эта манера свидетельствует о...
Жажде свободы
Ипохондрии, переходящей в депрессию
Желании выразить свои эмоции
5. Постоянное мытье рук — признак того, что человек...
Хочет держать все под контролем
Не желает принимать то, что происходит в его жизни
Нуждается в очередном подтверждении того, что все в порядке
6. «А потом я смотрю на руки и понимаю, что сгрызла все ногти». Отчего это происходит?
Виноваты нервы!
Виновата застенчивость
Виноват стресс!
7. Привычка солить еду в тарелке, не попробовав, свидетельствует о...
Потребности в дополнительном стимуле
Потребности в любви
Потребности подчеркнуть свою силу и прочие мужские черты характера
8. О чем говорит маниакальная страсть к наведению порядка?
О страхе смерти
О сниженной самооценке
О ярости, кипящей в душе
- 9. В какой бы компании не находилась эта девушка, она постоянно накручивает прядь волос на палец, даже если поблизости нет ни одного мало-мальски привлекательного мужчины. Почему она это делает?
Ей смертельно скучно
Она хочет выглядеть маленькой девочкой
Ей хочется дистанцироваться от других
- 10. Этот человек постоянно что-то вертит в руках — ложку, ручку, да все, что угодно. Почему это происходит?
Он погружен в какие-то воспоминания
Он нервничает
Ему кажется, что его не понимают
3. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЗАПИСЬЮ
Обучающимуся предлагается бланк с семью вопросами.
1. Как обычно начинается будничное утро в вашей семье?
2. Нужна ли школа вообще?
3. Хочет ли кто-то ходить в школу?
4. Лично вам нужна школа?
5. Нравится ли тебе опаздывать?
6. Как ты думаешь, мне доставляет удовольствие контролировать твои сборы в школу, время твоего пробуждения и так далее?
7. Ты сам хорошо относишься к опаздывающим людям?
А сейчас я предлагаю тебе прочитать текст «Причины опозданий»
И выбрать: причины твоего опоздания на уроки.
Быть желанным
У опозданий много скрытых смыслов, считает гештальттерапевт Нифонт Долгополов. Но есть и общий знаменатель – опаздывающий человек всегда навязывает другим игру по своим правилам: ожидая, невозможно не думать о том, кто задерживается. «Он страстно хочет быть желанным, – поясняет психотерапевт. – Постоянно нарушая время встречи, такой человек словно набирает очки, ведь именно его все ждут, о нем говорят, беспокоятся... Попадая в центр внимания, он повышает свою самооценку, начинает лучше думать о самом себе». Такая же манера поведения свойственна нарциссическим натурам: тот, кто целиком поглощен собой, собственными потребностями, легко пренебрегает временем и чувствами других людей.
Не подчиняться правилам
Еще одна причина опозданий – бессознательное сопротивление любым социальным правилам и нормам. «Те, кто в раннем детстве испытывал сильное давление родителей, те, кого всегда строго контролировали или чрезмерно опекали, нередко выбирают «протестное поведение», – объясняет Нифонт Долгополов. – Прийти вовремя для такого человека означает вновь подчиниться диктату навязанных ему норм и правил, и он непроизвольно старается этого избегать».
Чувствовать свою власть
Заставить ждать – значит заставить страдать. Постоянно задерживаясь, человек ставит ожидающего в некомфортную ситуацию, а затем своим появлением словно спасает его. «Благодаря другому человеку он может ощутить свою власть, свою силу, – считает психоаналитик Жан-Пьер Винтер (Jean-Pierre Winter). – Особенно искусны в таком садистском стиле поведения некоторые врачи и чиновники: они часто бессознательно вынуждают посетителей долго и безропотно дожидаться их, а затем «освобождают» от долгого томления и чувствуют себя благодетелями – мучитель превращается в спасителя».
Социальная неуверенность
Но среди постоянно опаздывающих есть и те, кто очень старается быть пунктуальным, но это у них никак не получается. «В этом случае человеком нередко управляет страх оказаться неуспешным, неловким, неубедительным в общении с другими людьми: на собеседовании, на экзамене, во время деловых переговоров, – рассказывает Нифонт Долгополов. – Пытаясь избежать очередного «поражения», он бессознательно оттягивает время начала встречи, надеясь, возможно, вообще избежать ситуации, в которой пришлось бы сравнивать себя с другими людьми».
Что делать?
Поймите причины своих опозданий
Прислушайтесь к себе: что вы чувствуете, когда куда-то опаздываете? Вы встревожены? Постарайтесь понять причину своих страхов – сами или с помощью психотерапевта. Вам неловко, приходится извиняться? Возможно, постоянно нарушая время встречи, вы создаете ситуации, которые помогают вам справляться с бессознательным чувством вины. Поняв причину своих опозданий, вы наконец научитесь приходить вовремя.
Поставьте себя на место других
Что чувствует тот, кто постоянно ждет вас? Представьте себя на его месте, и вы сможете убедиться, насколько неприятна ситуация ожидания. Что переживаете вы, когда вам приходится ждать? Бессилие, гнев, обиду? Как вы относитесь к бессмысленной потере времени? Она вас раздражает, вызывает негодование? Возможно, теперь вам будет легче осознать необходимость уважать других людей и ценить их время.
Научитесь управлять своим временем
Установите себе жесткие правила и следуйте им так, как будто все ваши встречи одинаково важны. Заранее рассчитайте время, которое вы потратите на сборы и на дорогу, и подготовьтесь к тому, что вас ждет на этой встрече. Таким образом вы избавитесь от страхов, которые, возможно, и являются причиной ваших опозданий.
Советы постороннему
Несколько опозданий можно и стерпеть. Но если они происходят постоянно, а вы ничего не говорите опаздывающему, вы становитесь его «сообщником». Примите решение: продолжить играть в эту игру – например, потому, что она доставляет близкому вам человеку удовольствие, – либо признать, что это нездоровый симптом. И если вы захотите покончить с этой неприятной привычкой, поступайте так: приезжайте на каждую встречу вовремя и уезжайте спустя десять минут. Таким образом вы дадите понять постоянно опаздывающему человеку, что больше не намерены тратить свое время на томительное ожидание.
(Обсуждение причины опоздания)
- Скажи а тебе нравится наша школа?
- - В какой школе ты хочетел бы учиться?
- Я предлагаю выполнить тебе следующий тест «Наша школа», с целью определения проблем.
наша школа
http://ltalk.ru/tests/79-238.html
Вопрос 1/4. Итак, что в Вашем учебном заведении чаще изучаете?
Варианты ответов: | |
| |
| Ну, ИЗО, музыка, математика, родной язык, физра, обществознание, информатика, география, экология, физика. |
| Ну, труд, музыка, математика, родной язык, физра, история, литература, география, биология, химия. |
| Ну, труд, ИЗО, музыка, математика, религии, родной язык, иностранный язык, физра, ОБЖ, история, обществознание, информатика, геометрия, география, биология, экология, физика, химия. |
| Ну, все уроки из перечисленных под вопросом. |
Вопрос 2/4. Когда Вы сидите на не основных уроках (Например: труд, ИЗО, ОБЖ, физкультура), что Вы чувствуете? | |
| |
Возможные ответы: | |
Вопрос 3/4. А что Вы чувствуете на основных уроках? | |
Возможные варианты: |
Вопрос 4/4. А где бы Вы сами хотели учиться?
Варианты ответов: | |
| |
| В школу/ Я учусь в школе. |
| В гимназию/ Я учусь в гимназии. |
| В академию/ Я учусь в академии. |
| В лицей/ Я учусь в лицее. |
- 4. Методический прием "Человечек"
Во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, "в массе коллектива" и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.
В этом случае эффективен прием "Человечек". На листке бумаги рисую стилизованную фигурку человечка и говорю: "Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем".
В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.
5 ИТОГ.
Вопросы для оценки самоактуализации учащихся
На каждый вопрос возможен один из вариантов ответа: «да», «нет», «не задумывался». После проведения методики, необходимо подсчитать сумму баллов по каждому опросному листу, используя следующий ключ: «да» (+ 1 балл), «нет» (- 1 балл), «не задумывался» (0 баллов).
Определяется доля (в %) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой.
1. Чувствуешь ли ты себя нужным?
(да, нет, не задумывался)
2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?
(да, нет, не задумывался)
3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?
(да, нет, не задумывался)
4. Получаешь ли ты в школе то, чего тебе не достает дома?
(да, нет, не задумывался)
5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?
(да, нет, не задумывался)
6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?
(да, нет, не задумывался)
7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?
(да, нет, не задумывался)
8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?
(да, нет, не задумывался)
9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?
(да, нет, не задумывался)
10. Вносишь ли свой особый вклад в жизнь класса и школы?
(да, нет, не задумывался)
Оценка уровня толерантности класса
Для определения уровня толерантности класса, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса.
В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе "экспертов" (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).
Список критериев:
1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.
2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.
3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.
4. Готовность принять и дать совет, предложение.
5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.
6. Доброжелательность.
7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.
8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.
9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.
10. Признание права каждого быть самим собой.
Оценка толерантности учителя
Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе (вариант А), ученики и родители (вариант Б).
В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).
Вариант Б (для учащихся и их родителей)
1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.
2. Умение внимательно слушать и слышать.
3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.
4. Интерес к мнению учащихся и родителей.
5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.
6. Умение дать нужный совет.
7. Доброжелательность.
8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.
9. Признание права учащегося быть самим собой.
10. Стремление принять справедливое решение.
Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку - "урну".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседы с учащимися из цикла "Уроки безопасности"
Составляя план воспитательной работы, каждый классный руководитель мечтает объять необъятное: довольно много всего нужно провести с учащимися. Я в свое время нашла такой выход: включала в план работы ...
Беседа "Доброе сердце, добрые дела. Уроки милосердия".
Предполагаю достичь следующие цели: формировать представления о добре и зле; учить анализировать свои поступки, реальные жизненные ситуации, определять их причину и связь с другими поступками; воспиты...
Почему люди нарушают закон? Урок обществознания в 6 классе
Урок разработан для 6 класса к учебнику А.Ф.Никитина...
материал для участия в конкурсе "Лучший урок 2013-2014" от МГИА КЛИО
Предлагаемый материал представляет собой разработку урока по русскому языку для учащихся 11 класса в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения на тему "Как сформулировать проблему исходно...
Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.
Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....
Беседа "Почему ребёнок может стать изгоем?"
Причины отвержения детей из детского коллектива...
Беседа «Почему подростки совершают преступления?»
План - конспект урока...