Беседа Почему я опоздал на урок 2013 г
методическая разработка по психологии (11 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

 

Для  "запуска" беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления старшеклассника, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации начинаю консультацию следующими приёмами, которые помогут  активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа

Почему я опоздал на урок

Для  "запуска" беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления старшеклассника, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации начинаю консультацию следующими приёмами, которые помогут  активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.

  1. 1. Методический прием "Давай думать вместе!"

 Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, начинаю консультацию следующими словами: "Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение.

Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому.

Задаю вопросы касающиеся распорядка дня:

- Во сколько встаёшь?

- Сколько времени уходит на завтрак?

- Кто из членов семьи тебя провожает?

- Когда ты гуляешь?

- Сколько времени тратишь на прогулку?

- Когда ты делаешь уроки?

- Сколько времени тратишь на уроки?

- Сколько времени смотришь телевизор?

- Сколько времени занимаешься за компьютером?

- Как собираешься бороться с привычкой опаздывать на уроки?

- А что ты вообще знаешь о привычках?

2. Тестирование

http://www.woman.ru/psycho/tests/article/74374/  

ТЕСТ

Привычки потому и называются привычками, что мы не осознаем, почему постоянно опаздываем, теряем ключи, наводим порядок или грызем ногти. Но у каждой из них есть психологическое обоснование.

Ответьте на 10 вопросов и проверьте, насколько хорошо вы осведомлены, какие желания и мотивы скрываются за привычками.

1. «Как бы я ни старалась, у меня никогда не получается прийти вовремя» - как вы думаете, что стоит за этой фразой?
Чувство неуверенности
Потребность контролировать
Нежелание принимать ограничения

2. «Я — не я, пока не выпью свои четыре чашки кофе». О чем говорит эта привычка?
О нехватке уверенности в себе
О потребности в утешении
О страхе синдрома отмены

3. «Ключи опять потерялись!». Это происходит из-за...
Желания привлечь к себе внимание
Жажды приключений 
Желания переложить ответственность

4. «Как только у меня под рукой оказывается бумага, я тут же принимаюсь рисовать на ней каракули и ничего не могу с собой поделать». Эта манера свидетельствует о...
Жажде свободы
Ипохондрии, переходящей в депрессию
Желании выразить свои эмоции 

5. Постоянное мытье рук — признак того, что человек...
Хочет держать все под контролем
Не желает принимать то, что происходит в его жизни 
Нуждается в очередном подтверждении того, что все в порядке 

6. «А потом я смотрю на руки и понимаю, что сгрызла все ногти». Отчего это происходит?
Виноваты нервы!
Виновата застенчивость
Виноват стресс! 

7. Привычка солить еду в тарелке, не попробовав, свидетельствует о...


Потребности в дополнительном стимуле

Потребности в любви
Потребности подчеркнуть свою силу и прочие мужские черты характера 

8.  О чем говорит маниакальная страсть к наведению порядка?
О страхе смерти
О сниженной самооценке
О ярости, кипящей в душе

  1.  9. В какой бы компании не находилась эта девушка, она постоянно накручивает прядь волос на палец, даже если поблизости нет ни одного мало-мальски привлекательного мужчины. Почему она это делает?
    Ей смертельно скучно
    Она хочет выглядеть маленькой девочкой
    Ей хочется дистанцироваться от других
  1. 10. Этот человек постоянно что-то вертит в руках — ложку, ручку, да все, что угодно. Почему это происходит?
    Он погружен в какие-то воспоминания 
    Он нервничает

Ему кажется, что его не понимают

3. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЗАПИСЬЮ

Обучающимуся предлагается бланк с  семью вопросами.

1. Как обычно начинается будничное утро в вашей семье? 

2. Нужна ли школа вообще?

3. Хочет ли кто-то ходить в школу?

4. Лично вам нужна школа?

5. Нравится ли тебе опаздывать?

6. Как ты думаешь, мне доставляет удовольствие контролировать твои сборы в школу, время твоего пробуждения и так далее?

7. Ты сам хорошо относишься к опаздывающим людям?

А сейчас я предлагаю тебе прочитать текст «Причины опозданий»

И выбрать: причины твоего опоздания на уроки.

Быть желанным

У опозданий много скрытых смыслов, считает гештальттерапевт Нифонт Долгополов. Но есть и общий знаменатель – опаздывающий человек всегда навязывает другим игру по своим правилам: ожидая, невозможно не думать о том, кто задерживается. «Он страстно хочет быть желанным, – поясняет психотерапевт. – Постоянно нарушая время встречи, такой человек словно набирает очки, ведь именно его все ждут, о нем говорят, беспокоятся... Попадая в центр внимания, он повышает свою самооценку, начинает лучше думать о самом себе». Такая же манера поведения свойственна нарциссическим натурам: тот, кто целиком поглощен собой, собственными потребностями, легко пренебрегает временем и чувствами других людей.

Не подчиняться правилам

Еще одна причина опозданий – бессознательное сопротивление любым социальным правилам и нормам. «Те, кто в раннем детстве испытывал сильное давление родителей, те, кого всегда строго контролировали или чрезмерно опекали, нередко выбирают «протестное поведение», – объясняет Нифонт Долгополов. – Прийти вовремя для такого  человека означает вновь подчиниться диктату навязанных ему норм и правил, и он непроизвольно старается этого избегать».

Чувствовать свою власть

Заставить ждать – значит заставить страдать. Постоянно задерживаясь, человек ставит ожидающего в некомфортную ситуацию, а затем своим появлением словно спасает его. «Благодаря другому человеку он может ощутить свою власть, свою силу, – считает психоаналитик Жан-Пьер Винтер (Jean-Pierre Winter). – Особенно искусны в таком садистском стиле поведения некоторые врачи и чиновники: они часто бессознательно вынуждают посетителей долго и безропотно дожидаться их, а затем «освобождают» от долгого томления и чувствуют себя благодетелями – мучитель превращается в спасителя».

Социальная неуверенность

Но среди постоянно опаздывающих есть и те, кто очень старается быть пунктуальным, но это у них никак не получается. «В этом случае человеком нередко управляет страх оказаться неуспешным, неловким, неубедительным в общении с другими людьми: на собеседовании, на экзамене, во время деловых переговоров, – рассказывает Нифонт Долгополов. – Пытаясь избежать очередного «поражения», он бессознательно оттягивает время начала встречи, надеясь, возможно, вообще избежать ситуации, в которой пришлось бы сравнивать себя с другими людьми».  

Что делать?

Поймите причины своих опозданий

Прислушайтесь к себе: что вы чувствуете, когда куда-то опаздываете? Вы встревожены? Постарайтесь понять причину своих страхов – сами или с помощью психотерапевта. Вам неловко, приходится извиняться? Возможно, постоянно нарушая время встречи, вы создаете ситуации, которые помогают вам справляться с бессознательным чувством вины. Поняв причину своих опозданий, вы наконец научитесь приходить вовремя.

Поставьте себя на место других

Что чувствует тот, кто постоянно ждет вас? Представьте себя на его месте, и вы сможете убедиться, насколько неприятна ситуация ожидания. Что переживаете вы, когда вам приходится ждать? Бессилие, гнев, обиду? Как вы относитесь к бессмысленной потере времени? Она вас раздражает, вызывает негодование? Возможно, теперь вам будет легче осознать необходимость уважать других людей и ценить их время.

Научитесь управлять своим временем

Установите себе жесткие правила и следуйте им так, как будто все ваши встречи одинаково важны. Заранее рассчитайте время, которое вы потратите на сборы и на дорогу, и подготовьтесь к тому, что вас ждет на этой встрече. Таким образом вы избавитесь от страхов, которые, возможно, и являются причиной ваших опозданий.

Советы постороннему

Несколько опозданий можно и стерпеть. Но если они происходят постоянно, а вы ничего не говорите опаздывающему, вы становитесь его «сообщником». Примите решение: продолжить играть в эту игру – например, потому, что она доставляет близкому вам человеку удовольствие, – либо признать, что это нездоровый симптом. И если вы захотите покончить с этой неприятной привычкой, поступайте так: приезжайте на каждую встречу вовремя и уезжайте спустя десять минут. Таким образом вы дадите понять постоянно опаздывающему человеку, что больше не намерены тратить свое время на томительное ожидание.

(Обсуждение причины опоздания)

  1. Скажи а тебе нравится наша школа?
  2. - В какой школе ты хочетел бы учиться?
  3. Я предлагаю выполнить тебе следующий тест «Наша школа», с целью определения проблем.

наша школа

http://ltalk.ru/tests/79-238.html

Вопрос 1/4. Итак, что в Вашем учебном заведении чаще изучаете?

Варианты ответов:

 

  

 Ну, ИЗО, музыка, математика, родной язык, физра, обществознание, информатика, география, экология, физика.
ИЛИ
Большее количество из вышеперечисленных.
ИЛИ
Некоторые уроки, которые мы изучаем в учебном заведении здесь не представлены, но есть большее количество изучаемых чаще нами предметы.

  

 Ну, труд, музыка, математика, родной язык, физра, история, литература, география, биология, химия.
ИЛИ
Большее количество из вышеперечисленных.
ИЛИ
Некоторые уроки, которые мы изучаем в учебном заведении здесь не представлены, но есть большее количество изучаемых чаще нами предметы.

  

 Ну, труд, ИЗО, музыка, математика, религии, родной язык, иностранный язык, физра, ОБЖ, история, обществознание, информатика, геометрия, география, биология, экология, физика, химия.
ИЛИ
Большее количество из вышеперечисленных.
ИЛИ
Некоторые уроки, которые мы изучаем в учебном заведении здесь не представлены, но есть большее количество изучаемых чаще нами предметы.

  

 Ну, все уроки из перечисленных под вопросом.
ИЛИ
Большее количество из вышеперечисленных.
ИЛИ
Некоторые уроки, которые мы изучаем в учебном заведении здесь не представлены, но есть большее количество изучаемых чаще нами предметы.

Вопрос 2/4. Когда Вы сидите на не основных уроках (Например: труд, ИЗО, ОБЖ, физкультура), что Вы чувствуете?

 

  

Возможные ответы:
а) Я чувствую радость. Ведь я многое узнаю с этих уроков, ну, и, конечно, они интересные!
б) Я чувствую некий пофигизм. Что есть урока, что нет - всё равно!
в) Я чувствую лёгкое волнение. Ведь у нас учитель очень непредсказуем - может ни с того ни с сего дать контрольную или самостоятельную работу!
г) Я чувствую скукоту. Ведь это не основные уроки - хочешь учись, хочешь нет!

        

Вопрос 3/4. А что Вы чувствуете на основных уроках?

  

Возможные варианты:
а) Я чувствую радость. Ведь я многое узнаю с этих уроков, ну, и, конечно, они интересные!
б) Я чувствую некий пофигизм. Что есть урока, что нет - всё равно!
в) Я чувствую лёгкое волнение. Ведь у нас учитель очень непредсказуем - может ни с того ни с сего дать контрольную или самостоятельную работу!
г) Я чувствую скукоту. Ведь основные уроки - самые скучные!

Вопрос 4/4. А где бы Вы сами хотели учиться?

Варианты ответов:

 

  

 В школу/ Я учусь в школе.

  

 В гимназию/ Я учусь в гимназии.

  

 В академию/ Я учусь в академии.

  

 В лицей/ Я учусь в лицее.

  1. 4. Методический прием "Человечек"

  Во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, "в массе коллектива" и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.

В этом случае эффективен прием "Человечек". На листке бумаги  рисую стилизованную фигурку человечка и говорю: "Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем".

В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность  заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.

5 ИТОГ.

Вопросы для оценки самоактуализации учащихся

На каждый вопрос возможен один из вариантов ответа: «да», «нет», «не задумывался». После проведения методики, необходимо подсчитать сумму баллов по каждому опросному листу, используя следующий ключ:  «да» (+ 1 балл), «нет» (- 1 балл), «не задумывался» (0 баллов).

Определяется доля (в %) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой.

1.      Чувствуешь ли ты себя нужным?

(да, нет, не задумывался)

2.      Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?

(да, нет, не задумывался)

3.      Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?

(да, нет, не задумывался)

4.      Получаешь ли ты в школе то, чего тебе не достает дома?

(да, нет, не задумывался)

5.      Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?

(да, нет, не задумывался)

6.      Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?

(да, нет, не задумывался)

7.      Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?

(да, нет, не задумывался)

8.      Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?

(да, нет, не задумывался)

9.      Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?

(да, нет, не задумывался)

10.  Вносишь ли свой особый вклад в жизнь класса и школы?

(да, нет, не задумывался)

Оценка уровня толерантности класса

Для определения уровня толерантности класса, исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса.

В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе "экспертов" (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

Список критериев:

1.      Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.

2.      Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.

3.      Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.

4.      Готовность принять и дать совет, предложение.

5.      Умение хвалить, соглашаться, утешать.

6.      Доброжелательность.

7.      Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.

8.      Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.

9.      Стремление поддержать друг друга, подбодрить.

10.  Признание права каждого быть самим собой.

 

Оценка толерантности учителя

Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе (вариант А), ученики и родители (вариант Б).

В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

 

Вариант Б (для учащихся и их родителей)

1.      Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.

2.      Умение внимательно слушать и слышать.

3.      Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.

4.      Интерес к мнению учащихся и родителей.

5.      Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.

6.      Умение дать нужный совет.

7.      Доброжелательность.

8.      Стремление понять, поддержать и подбодрить.

9.      Признание права учащегося быть самим собой.

10.  Стремление принять справедливое решение.

 

Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку - "урну".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с учащимися из цикла "Уроки безопасности"

Составляя план воспитательной работы, каждый классный руководитель мечтает объять необъятное: довольно много всего нужно провести с учащимися. Я в свое время нашла такой выход: включала в план работы ...

Беседа "Доброе сердце, добрые дела. Уроки милосердия".

Предполагаю достичь следующие цели: формировать представления о добре и зле; учить анализировать свои поступки, реальные жизненные ситуации, определять их причину и связь с другими поступками; воспиты...

Почему люди нарушают закон? Урок обществознания в 6 классе

Урок разработан для 6 класса к учебнику А.Ф.Никитина...

материал для участия в конкурсе "Лучший урок 2013-2014" от МГИА КЛИО

Предлагаемый материал представляет собой разработку урока по русскому языку для учащихся 11 класса в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения на тему "Как сформулировать проблему исходно...

Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....

Беседа "Почему ребёнок может стать изгоем?"

Причины отвержения детей из детского коллектива...