Снижение и потеря мотивации к обучению.
статья по психологии по теме
Причины низкой школьной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snizhenie_i_poterya_motivacii_k_obucheniyu.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Снижение и потеря мотивации к обучению.
Основные факторы и причины
Одна из основных проблем в современной школе – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.
Большая ошибка родителей – полагать, что ребёнок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребёнка подчиняться определённым правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать.
Конечно, ребёнку поначалу трудно усидеть в течение 40 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребёнка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него проявляется умение преодолевать себя.
Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В современной игре ребёнок учится следованию определённым правилам, выработке деловых контактов – подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить их жить в коллективе.
Отсутствие мотивации к обучению часто ведёт к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведёт к отклонениям в поведении.
Основные факторы отрицательного отношения школьников к учёбе –это:
-заниженная мотивация к обучению;
-интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;
-отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;
-несформированность учебной деятельности;
-неумение действовать по инструкции взрослого;
-отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.
Сформировать мотивацию к обучению – это не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.
Мы часто сталкиваемся с тем, что школьники элементарно не умеют учиться. Младший школьный возраст – сензитивный период для того, чтобы заложить основу для умения учиться. Если этого не сделать в данном периоде, то в последующие годы всякая учёба будет для школьника трудным и малоприятным делом.
Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы:
1.Неумение учиться
2.Ошибки воспитательного характера
Взрослые внушают ребёнку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далёкая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребёнка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учёбе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учёбу и невзлюбить.
С точки зрения взрослого – всё просто, а с точки зрения начинающего школьника – всё трудно: и стихи учить, и палочки писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.
Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:
-неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребёнок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни – что после этого для него переживания по поводу оценок и учёбы вообще?!);
-Отсутствие чёткой организации жизни ребёнка, безнадзорность в быту;
-нарушение единства требований к ребёнку;
-неправильные методы воспитания – подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;
-завышенные требования без учёта объективных возможностей ребёнка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;
-«убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребёнка в ситуацию неуспеха и пр.)
Рекомендации родителям
-Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребёнка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учёбы и школы.
-новая и непривычная деятельность, в которой ребёнок не застрахован от таких ошибок, которые педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать внимания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уделять повышенное внимание.
-прививайте детям уважение к умственному труду
-приучите ребёнка готовить домашнее задание. Это самая главная мера, предупреждающая нежелание учиться
-время приготовления уроков должно быть постоянным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении
Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...
Снижение и потеря мотивации к обучению
Основные факторы и причиныОдна из основных проблем в современной школе – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным ...
Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе
Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...
презентация "Современные технологии электронного обучения в формировании положительной мотивации к обучению"
Презентация на решение проблемы:"формирование положительных мотивов к изучению предмета с помощью современных технологий электронного обучения"Активное использование в учебном процессе совре...
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.
Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобр...
Потеря мотивации у подростков
Потеря мотивации у подростков....