Снижение и потеря мотивации к обучению
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Основные факторы и причины

Одна из основных проблем в современной школе – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Большая ошибка родителей – полагать, что ребёнок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребёнка подчиняться определённым правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать.

Конечно, ребёнку поначалу трудно усидеть в течение 40 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребёнка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него проявляется умение преодолевать себя.

Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А  ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В современной игре ребёнок учится следованию определённым правилам, выработке деловых контактов – подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить их жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведёт к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведёт к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учёбе –это:

-заниженная мотивация к обучению;

-интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;

-отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

-несформированность  учебной деятельности;

-неумение действовать по инструкции взрослого;

-отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

Сформировать мотивацию к обучению – это не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Мы часто сталкиваемся с тем, что школьники элементарно не умеют учиться. Младший школьный возраст – сензитивный период для того, чтобы заложить основу для умения учиться. Если этого не сделать в данном периоде, то в последующие годы всякая учёба будет для школьника трудным и малоприятным делом.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы:

1.Неумение учиться

2.Ошибки воспитательного характера

Взрослые внушают ребёнку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далёкая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребёнка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учёбе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учёбу и невзлюбить.

С  точки зрения взрослого – всё просто, а с точки зрения начинающего школьника – всё трудно: и стихи учить, и палочки писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:

-неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребёнок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни – что после этого для него переживания по поводу оценок и учёбы вообще?!);

-Отсутствие чёткой организации жизни ребёнка, безнадзорность в быту;

-нарушение единства требований к ребёнку;

-неправильные методы воспитания – подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

-завышенные требования без учёта объективных возможностей ребёнка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;

-«убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребёнка в ситуацию неуспеха и пр.)

Рекомендации родителям

-Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребёнка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учёбы и школы.

-новая и непривычная деятельность, в которой ребёнок не застрахован от таких ошибок, которые педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать внимания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уделять повышенное внимание.

-прививайте детям уважение к умственному труду

-приучите ребёнка готовить домашнее задание. Это самая главная мера, предупреждающая нежелание учиться

-время приготовления уроков должно быть постоянным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snizhenie_i_poterya_motivacii_k_obucheniyu.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Снижение и потеря мотивации к обучению.

Основные факторы и причины

Одна из основных проблем в современной школе – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Большая ошибка родителей – полагать, что ребёнок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребёнка подчиняться определённым правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать.

Конечно, ребёнку поначалу трудно усидеть в течение 40 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребёнка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него проявляется умение преодолевать себя.

Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А  ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В современной игре ребёнок учится следованию определённым правилам, выработке деловых контактов – подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить их жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведёт к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведёт к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учёбе –это:

-заниженная мотивация к обучению;

-интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;

-отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

-несформированность  учебной деятельности;

-неумение действовать по инструкции взрослого;

-отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

Сформировать мотивацию к обучению – это не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Мы часто сталкиваемся с тем, что школьники элементарно не умеют учиться. Младший школьный возраст – сензитивный период для того, чтобы заложить основу для умения учиться. Если этого не сделать в данном периоде, то в последующие годы всякая учёба будет для школьника трудным и малоприятным делом.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы:

1.Неумение учиться

2.Ошибки воспитательного характера

Взрослые внушают ребёнку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далёкая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребёнка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учёбе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учёбу и невзлюбить.

С  точки зрения взрослого – всё просто, а с точки зрения начинающего школьника – всё трудно: и стихи учить, и палочки писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:

-неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребёнок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни – что после этого для него переживания по поводу оценок и учёбы вообще?!);

-Отсутствие чёткой организации жизни ребёнка, безнадзорность в быту;

-нарушение единства требований к ребёнку;

-неправильные методы воспитания – подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

-завышенные требования без учёта объективных возможностей ребёнка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;

-«убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребёнка в ситуацию неуспеха и пр.)

Рекомендации родителям

-Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребёнка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учёбы и школы.

-новая и непривычная деятельность, в которой ребёнок не застрахован от таких ошибок, которые педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать внимания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уделять повышенное внимание.

-прививайте детям уважение к умственному труду

-приучите ребёнка готовить домашнее задание. Это самая главная мера, предупреждающая нежелание учиться

-время приготовления уроков должно быть постоянным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снижение и потеря мотивации к обучению.

Причины низкой школьной мотивации....

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

презентация "Современные технологии электронного обучения в формировании положительной мотивации к обучению"

Презентация на решение проблемы:"формирование положительных мотивов к изучению предмета с помощью современных технологий электронного обучения"Активное использование в учебном процессе совре...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.

Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они  (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня  общеобр...

Потеря мотивации у подростков

Потеря мотивации у подростков....