Проект "Первоклашка"
рабочая программа по психологии на тему
Проект "Первоклашка" разработан для реализации приемственности между детским садом и школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Первоклашка" | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ-Тыгишская СОШ
ПРОЕКТ
«Первоклашка.»
Сроки реализации: 09.2012-05.2013 гг.
Продолжительность: 1 год
База реализации проекта: воспитанники подготовительной группы , родители воспитанников , МДОУ №*** (5 педагогов),
МКОУ-Тыгишская СОШ (3 педагога)
Автор-составитель педагог-психолог
Сухогузова Эльмира Раисовна
Проблема. К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Федеральные государственные требования четко определяют портрет современного выпускника детского сада. В рамках ФГТ готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивнее желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний. Подготовить ребенка в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГТ.
В образовательном пространстве участвуют педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.
Актуальность проекта. Наш многолетний опыт работы по подготовке детей к школе и их родителями позволил выделить следующие трудности и противоречия.
Недостаточное просвещение родителей в вопросах готовности ребенка к поступлению в школу, процессах адаптации к обучению в школе, психологических особенностях протекания кризиса семи лет. Слабая информированность родителей о психологических особенностях детей в период подготовки и адаптации к школе приводит к различным трудностям в обучении детей в школе и коммуникации с родителями.
Потребность в знаниях о психологии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляется в частом обращении родителей за консультациями к педагогам МДОУ, активным посещением родительских собраний. Возникает актуальная потребность в создании системы мероприятий, способствующих просвещению родителей.
Другая трудность, с которой мы сталкиваемся на протяжении последних лет, состоит в слабой мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.
При итоговой диагностике мотивационной готовности к обучению в школе в 2011-2012 учебном году мы получили следующие результаты: у 21% выпускников выявилась сформированная мотивационная готовность к обучению в школе, 72% выпускников имеют не стойкое преобладание мотивов обучения над игровыми мотивами и у 7% детей не сформирована мотивационная готовность к обучению в школе. Это означает, что 80% выпускников психологически не достаточно готовы к обучению в школе: испытывают трудности в саморегуляции поведения, у них не сформированы учебные мотивы, дети слабо знакомы со школой.
Таким образом, становится актуальна потребность проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Это требует от педагогов определенной компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий, позволяющих педагогам повысить свою профессиональную компетентность и перестроить свою работу в соответствии с ФГТ.
С внедрением ФГОС в начальную школу особенно важной становится преемственность дошкольного образования и начального школьного обучения, так как вся деятельность детского сада ориентирована на развитие у ребенка универсальных учебных действий, на основании которых строится весь образовательный процесс школы. С этой точки зрения необходимо создать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.
Степень разработанности проблемы: При анализе материалов и разработок по подготовке детей к обучению в школе мы столкнулись с большим количеством работ, посвященных данной проблеме. Но мы не нашли для себя методических рекомендаций, которые смогли бы помочь решить поставленные перед нами задачи. Это связанно, прежде всего, с тем, что система дошкольного образования только начинает переход на новые Федеральные государственные требования, и поэтому данная область проблемы остается пока слабо разработанной.
Объект проектной деятельности: система воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГТ.
Предмет проектной деятельности: интеграция образовательных областей в практику работы педагогов с целью формирования «внутренней позиции школьника».
Цель проекта: создание системы работы по формированию «внутренней позиции школьника» и повышение грамотности и компетентности родителей и педагогов.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей подготовительной к школе группы правильное представление о школе и учении.
- Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе.
- Сформировать навык произвольности поведения и учебной деятельности.
- Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
- Разработать и внедрить в практику работы систему интегрированных занятий в рамках ФГТ.
- Разработать систему мероприятий, способствующих организации преемственности со школой.
Ресурсы проекта. Для реализации нашего проекта нам понадобятся следующее оснащение:
- Кадровые ресурсы: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, руководитель физ.воспитания, учитель начальных классов, завуч УВР начальной школы, педагог-психолог.
- Нормативно-правовые ресурсы: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Закон Российской Федерации "Об образовании", конвенция о правах ребенка ООН,
Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ. - Информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, программы и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
- Материально-технические ресурсы: канцелярские товары (карандаши, краски, бумага, клей и т.д.), наглядные и дидактические пособия, сборники детских песен про школу, музыкальный центр, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат, доступ к мировой сети Internet.
- Условия проведения: наличие кабинета ИЗО, кабинета психолога, музыкального зала.
- Финансовые ресурсы: на создание портфолио дошкольника, призы и подарки.
Этапы проекта:
Подготовительный этап: изучение Федеральных государственных требований, изучение литературы по подготовки детей к обучению в школе, первичная диагностика мотивов обучения детей, подбор кадрового состава участников проекта, заключение договоренности со школой.
Основной этап реализации проекта:
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (Ф.И.О) |
Работа с детьми | ||||
Выявить уровень развития детей | Диагностика на готовность к школе | Сентябрь-октябрь Март-апрель | Отбор коррекционной группы Подготовка индивидуальных карт развития | Педагог-психолог |
Сформировать у детей правильное представление о школе и учении Разработать и внедрить в практику работы системы интегрированных занятий в рамках ФГТ | Беседы о школе (1 раз в месяц) Рисование по теме беседы | Октябрь-апрель | Составление цикла бесед о школе. Рисунки детей, посвященные школе. | Воспитатели Педагог-психолог |
Сформировать навык произвольности поведения и учебной деятельности. | Коррекционно-развивающие занятия | Ноябрь-февраль | Составление методических рекомендаций. Формирование регулятивных УУД, мотивации к обучению в школе | Педагог-психолог |
Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе | Составление семейного фотоальбома: «Когда деревья были большими…» (Моя семья - первоклассники) | Октябрь | Выставка совместных работ детей и родителей | Воспитатели |
Сформировать у детей правильное представление о школе и учении | Экскурсия в школу. Встреча с учителем. | Ноябрь | Знакомство со школой. | Воспитатели |
Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе | Составление альбома рисунков, коллажей и рассказов: «Школа – волшебный мир» | Январь | Выставка совместных работ родителей и детей | Воспитатели |
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (Ф.И.О) |
Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе Разработать и внедрить в практику работы системы интегрированных занятий в рамках ФГТ | Музыкальное развлечение для детей и родителей: «Путешествие в страну Букварию» | Январь | Закрепление полученных знаний. Формирование положительного отношения к школе. Принятие роли ученика. | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе Разработать и внедрить в практику работы системы интегрированных занятий в рамках ФГТ | Спортивное развлечение | февраль | Закрепление полученных знаний. Формирование положительного отношения к школе. Принятие роли ученика. | Воспитатели, Руководитель физ. воспитания |
Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе | Встреча с первоклассниками. Беседа «Как здорово быть учеником» | Март | Закрепление полученных знаний. Формирование положительного отношения к школе. Принятие роли ученика. | Воспитатели |
Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе Разработать и внедрить в практику работы системы интегрированных занятий в рамках ФГТ | Рисунок: «Я - будущий первоклассник» | Апрель | Выставка рисунков. Закрепление полученных знаний. Формирование положительного отношения к школе. Принятие роли ученика. | Воспитатели Педагог дополнительного образования |
Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе | Впускной бал | Май | Формирование положительного отношения к школе. Принятие роли ученика. | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (Ф.И.О) |
Работа с педагогами | ||||
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов. | Консультации по ФГТ | Октябрь | Педагоги научатся интегрировать образовательные области в своей работе с детьми. | Старший воспитатель Педагог-психолог |
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов. | Деловая игра «Брейн-ринг» Анкетирование педагогов | Март | Обмен опытом работы. | Старший воспитатель Педагог-психолог |
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов. | Презентация проекта «Первоклашка» на педагогическом совете | Май | Презентация опыта работы | Старший воспитатель Воспитатели Педагог-психолог |
Работа с родителями | ||||
Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста | Выступление на родительском собрании. Встреча с учителем школы | Октябрь | Мотивация родителей для участия в проекте | Педагог-психолог |
Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста | Размещение консультаций в родительском уголке (1 раз в месяц) Темы: «Что такое готовность к школе?», «Стоит ли учить читать до школы?», «Постановка руки к письму», «Школа – волшебный мир», «Адаптация к школе. Не так страшен волк…», «Кризис семи лет» и т.д. | Октябрь-апрель | Оформление папок-передвижек. Составление сборника консультаций для родителей подготовительных групп. Повышение уровня просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей | Педагог-психолог |
Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста | Клуб родителей будущего первоклассника (1 раз в месяц) Темы: «Трудно ли быть родителем первоклассника?», «Подводные камни и рифы адаптационного процесса», «Когда ребенок меня бесит. Кричать или поддерживать?», «Как воспитывать не воспитывая?» и т.д. | Октябрь-Март | Составление методических рекомендаций. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста | Педагог-психолог |
Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста | КВН между родителями и детьми «Первый раз в первый класс» Анкетирование родителей | Апрель | Оценка результативности проекта. | Педагог-психолог Воспитатели |
Заключительный этап:
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОУ в вопросе интеграции образовательных областей.
- Оформление портфолио выпускника ДОУ.
- Оформление цикла бесед о школе.
- Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе.
- Составление сборника консультаций для родителей подготовительных групп.
- Составление методических рекомендаций по проведению школы родителя будущего первоклассника.
- Методическая подборка картинок, стихов, песен, рассказов о школе.
- Подборка дидактических и наглядных материалов.
Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей сформированной мотивационной готовностью к обучению в школе, повышение психологической грамотности родителей МДОУ, повышения профессионального мастерства педагогов.
Для оценки эффективности используются следующие диагностические инструментарии:
- Диагностика Т.А. Нежнова «Беседа о школе».
- Анкетирование родителей по вопросам психологии детства.
- Анкетирование педагогов.
- Представление опыта работы на педагогическом совете.
- КВН для родителей.
Прогноз возможных негативных последствий. Мы предполагаем следующие возможные трудности и пути преодоления их:
- Слабая мотивация участников проекта педагогов МДОУ и МКОУ, родителей.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
- Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу с углубленным изучением вопроса на протяжение всего проекта.
- Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
Список использованной литературы:
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием/Психологическая наука и образование, 2010, №3.
- Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - С. 164-170.
- Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.
- Эльконин Д.Б Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
Ссылки сети Internet:
- Лаврентьева М. В. Психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в детский садhttp://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36676.php
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования http://do.isiorao.ru/document/fgt.php