Статья на тему "Формирование сплоченности и толерантности в группе"
статья по психологии на тему

Ираида Ивановна Лысова

 

На страницах сайта хотим поделиться своим  опытом работы над проблемой формирования культуры толерантности в классном коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon satya_po_tolerantnosti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

          Из опыта работы  

Формирование сплочённости и толерантности в группе.

Педагог-психолог- Гавриш Н.А.

Классный руководитель 10 «В» класса –Лысова И.И.

МБОУ Лицей инновационных технологий г. Хабаровск.

              На страницах сайта хотим поделиться своим  опытом работы над проблемой формирования культуры толерантности в классном коллективе.

              Актуальность проблемы  не вызывает сомнений в современном, насыщенном межэтническими противоречиями мире. Акты терроризма, насилия на почве национальной, религиозной, идейной нетерпимости, лишь усиливают актуальность данной проблемы.
            Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. Именно образование выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему миру и, в конечном счёте, индивидуальное и коллективное поведение людей.

             Мы начали работать по этой проблеме, понимая, что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди подростков, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Особенно эта задача важна в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, снижение материального благосостояния отдельных групп населения, миграция и связанные с ней трудности вхождения в другую культуру. При этом часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одной школе, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем. Слияние двух классов или нескольких классов, приход новых людей в уже сложившуюся группу также является фактором обострения межличностных отношений, сепарации, конкуренции и создания различных группировок в классе, противопоставление "хороших своих -плохим чужим".

                Толерантность нужно систематически воспитывать, тогда она станет элементом культуры жизнедеятельности классного коллектива. Исходя из указанных оснований, мы разработали программу "Толерантность - путь к успеху", апробируем ее на учащихся подросткового возраста - именно того возраста, который является самым проблемным.  В практическом отношении реализуемая программа представляет собой систему классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям. Реализация программы, как мы полагаем, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами.  

                 Следует сказать, что программа "Толерантность - путь к успеху" органично вписывается в стратегические идеи развития нашего лицея. В частности:

  1. воспитательная система лицея своим основным принципом имеет гуманистическую направленность;
  2. в лицее реализуется специальная технология организации адаптационного периода для учащихся;
  3. педагогическое сотрудничество на уроках и во внеурочной деятельности является основополагающим принципом деятельности практически всех педагогов.

Программа "Толерантность - путь к успеху" предназначена для ее реализации в 8-10-х классах. Она включает в себя следующие основные направления развития толерантности:

  1. знакомство детей с важностью принципа уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
  2. усвоение того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми;
  3. педагогически последовательное понимание учащимися идеи взаимодополняемости, как основной черты существующих различий. Учащимся важно понять, что их различия, в идеале, должны выступать как дополняющие друг друга элементы, как своеобразный подарок каждого из них обществу в целом;
  4. усвоение принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей, как мы убедились, следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Основным элементом созданной системы воспитания культуры толерантности взаимоотношений в классном коллективе являются тематические (поклассные) блоки-модули.

8-й класс. "Я+Он+Они =Мы" 

Для  подростков  в восьмом классе приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.

Целью воспитательного процесса в 8-м классе становится воспитание чувства сплоченности классного коллектива. Среди предлагаемых форм работы:

  1. классный час "Ты, да я, да мы с тобой";
  2. классный час «Моя вселенная», составление Декларации прав и обязанностей учеников 8-го класса;
  3. классный час «Учимся решать проблемы»
  4. аукцион "Книга рекордов нашего класса";
  5. Психологическая игра «Планета дружбы».
  6. диспут "Легко ли быть настоящим другом?";
  7. читательская конференция "Один за всех и все за одного" (А. Дюма "Три мушкетера", А. Рыбаков "Кортик" и "Бронзовая птица");
  8. КВН "Наш класс";
  9. праздник "Мисс и мистер класса";
  10. Психологическая игра «Мир хаоса».
  11. устный журнал "Наш класс через 20 лет";
  12. праздник "День класса".

9-й класс. "Учимся сотрудничать" 

К 13-14 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе. Поэтому целью воспитательного процесса в девятом классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Предлагаемые формы работы:

  1. Тренинговое занятие «Я, и моя роль в классе».
  2. классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка)
  3. психологическая игра "Королевство";
  4. защита плакатов на тему "Нет- вредным привычкам!"
  5. психологическое занятие "Научись управлять собой"
  6. психологический тренинг "Учимся договариваться";
  7. встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений;
  8. игровая программа "Час общения".
  9. психологическое занятие «Толерантность к проявлению чувств другими людьми».
  10. Психологическая игра «Мальчики и девочки».
  11. «Искусство жить в ладу с собой и миром» (практическое психологическое занятие в Физико-математической школе).

       10й класс. «А если это-любовь?!»

Целью воспитательного процесса в десятом классе становится,  формирование толерантных отношений между мальчиками и девочками, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться. Предлагаемые формы работы:

  1. диспут «Прощать - значит любить?»;
  2. классный час «Открытка от одиночества»
  3. ситуативная игра «Как должны себя вести истинные леди и джентльмены»;
  4. устный журнал «Наши девочки» (готовят мальчики);
  5. устный журнал «Наши мальчики» (готовят девочки);
  6. психологическое занятие «Свобода и ответственность».
  7. психологическая игра «Царство-государство».
  8. классный час «Существуют ли рыцари в наши дни?»;
  9. «Школа безопасности» (практическое занятие для юношей).
  10. игра «Любовь с первого взгляда».

Все представленные выше блоки-модули программы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наиболее типичных проблем, выявленных в ходе диагностики. Программа « Толерантность-путь к успеху»  учитывает  не только особенности как такового подросткового возраста, но и особенности  подростков  конкретно 14 лет (8 класс), 15 лет (9 класс), 16 лет (10 класс).

          Нами  уделяется большое внимание развитию толерантного сознания у учителей  и родителей. Современная  школа в недостаточной степени реализует потенциал взаимоотношений учителей и учащихся, учащихся и родителей в процессе обучения, нередко сами педагоги и родители проявляют нетерпимость по отношению к учащимся. Мы разработали и провели родительские собрания и тренинговые занятия для учителей.

              Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Основы воспитание толерантности учащихся"

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисх...

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками «группы риска»

Статья Социально-педагогическая работа с детьми подростками  «группы риска»...

Статья "Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

Задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интел...

Статья на тему «Особенности работы с несовершеннолетними группы риска»

Статья на тему «Особенности работы с несовершеннолетними группы риска»Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогическ...

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23

Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...