отчёт о предпрофильной дигностике 9х елассов
тест по психологии (9 класс) по теме
Изучение предпрофильных интересов среди учащихся 9х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_o_predprofilnoy_dignostiki_9h_kl_za_2009-10_uch.g.doc | 635 КБ |
spravka_po_ankete_moy_klassnyy_rukovoditel.doc | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о предпрофильной диагностике учащихся 9-х классов за 2009-10 учебный год
Сегодня, по данным социологических опросов, каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать; каждый второй после окончания ВУЗа работает не по специальности. Возникает вопрос, могут ли предпрофильная подготовка и профильное обучение в старших классах изменить ситуацию?
Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент профильного обучения.
С целью выявления динамики направленности профессиональных интересов, жизненных планов и трудовой мотивации учащихся проводился предпрофильное исследование среди учащихся 8-х классов Волховской городской гимназии.
Было опрошено 17 человек в 9 “а” классе, 17 человек в 9 “б” классе.
Цель работы: сбор информации о готовности учащихся к осознанному выбору предпрофильного образования.
Результаты анкетирования 9 “б” класса.
Ответы выпускников распределились следующим образом:
- Обсуждается ли в вашей семье вопрос о выборе профиля обучения?
Видно, что данный вопрос обсуждается в семьн.
- Считаете ли вы себя готовым сделать выбор профиля обучения?
Но, при этом, из них 76% считают, что готовы к выбору профессии, 24% не уверены в своей готовности.
- Для выявления внешкольных интересов ребятам был задан следующий вопрос: Чем вы любите заниматься в свободное время?
Ответы на данный вопрос расположились следующим образом:
- спорт – 41%;
- работа за компьютером – 29%;
- чтение – 24%;
- прогулки – 18%;
- музыка – 14%;
- рисование – 12%;
- фотографирование – 12%;
- нет любимого занятия – 12%
- Интернет – 6%;
Таким образом, можно видеть, что, чаще всего в свободное время большинство детей предпочитают заниматься спортом, гуляют со сверстниками на улице, слушают музыку, встречаются с друзьями, сидят за компьютером. Реже дети читают художественную литературу, посещают библиотеку.
- Какие кружки, факультативы, секции вы посещаете или посещали?
Интересы детей являются важной частью в жизни ребёнка, так или иначе влияющие на предпрофильные предпочтения.
В данном вопросе ответы респондентов распределились следующим образом:
Из представленной диаграммы видим, что наибольшее количество учащихся (29%) предпочитают заниматься в спортивной школе, 18% обучаются в художественной и музыкальной школах, 12% посещают бассейн. Следует отметить, что 6% ограничиваются образованием в гимназии, предпочитая увеличить своё свободное времяпровождения.
- Из каких источников вы получаете информацию о профессиях (отметьте несколько вариантов)?
Таким образом, видно, что основным информационным источником об особенностях различных профессий у учащихся данного класса являются родители (данный ответ дали 100%), далее ранжирование ответов свидетельствует о роли учителей - 53%, СМИ – 48% (телевидение и радио), друзей и других взрослых – 47%, и 33% респондентов отмечают, что получают данную информацию по интернет-каналу, а также из литературных источников.
- Укажите, насколько вам нравятся следующие области (учебные предметы)?
Для ответа на этот вопрос ребятам был предоставлен перечень предметов, которые им требовалось проранжировать в различные категории «очень нравится», «нравится», «не нравится»; «очень не нравится».
Анализ данных позволяет увидеть, что среди предметов в категории «очень нравятся» преобладают такие как:
- информационные технологии – 65%;
- история – 53%.
- география – 47%;
- физика – 35%;
- биология – 35%;
В категории «нравятся» учащиеся отмечают следующие предметы:
- русский язык – 71%;
- литература – 59%;
- алгебра – 59%;
- биология – 47%;
- технология – 47%;
- геометрия–
- технология - 47%;
- Иностранный язык – 47%;
- Обществознание – 41%.
7. Укажите, насколько вам не нравятся следующие области (учебные предметы)?
В категории предметов «Не нравятся» наблюдается следующее ранжирование:
1. иностранный язык – 35%;
2. алгебра – 29%;
3. литература – 29%;
4. технология – 29%.
В категории «Очень не нравится» преобладают следующие предметы:
- Химия – 12%;
- алгебра – 6%;
- физика – 6%.
- Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9-го класса?
Из представленной диаграммы видно, что 47% учащихся собираются продолжить обучение в профильном 10-11-м классе, 29% собираются продолжить обучение в техникуме или колледже. Но необходимо отметить тот факт, что 24% учащихся не определились в своем выборе.
- Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания школы?
59% респондентов отметили, что желали бы продолжить своё обучение в ВУЗе.
12% планируют продолжить обучение в колледже, техникуме или училище. При этом наблюдается невысокая тенденция неопределённости учащихся – 12%.
- С какой областью вы связываете свою будущую профессию?
Учащимся были предоставлены 15 категорий. В результате исследования, категории были проранжированы следующим образом.
- Экономика, организация и управление – 53%;
- Информационные техника и технологии – 41%;
- Сервис, обслуживание населения, услуги – 29%
- Медицина – 24%
- Техника, производство, материальные технологии -24%;
- Транспорт – 24%
- Искусство – 18%;
- Педагогика – 18%;
- Право, юриспруденция – 12%;
- Строительство – 12%
- Армия, милиция – 12%;
- торговля – 6%
- Психология – 6%;
- Фундаментальная наука – 6%;
- Литература, история – 6%.
Таким образом, существенное преобладание занимают профессии в сфере экономики, организации и управления, информационно-технологического и социально-экономического профиля.
- Если бы вам предстоял выбор профильных 10-11-х классов, то какой профиль вы бы выбрали?
Результат данного вопроса наглядно показывает преобладание в классе учащихся с социально-экономическим наклоном – 59%. Далее следует: информационно-технологический – 35%;физико-математический, гуманитарный, технологический и оборонно-спортивный – 24%; 18% респондентов отметили химико-биологический профиль.
11. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии (должности, места, работы)?
Данный вопрос помогает выявить: на какие факторы ориентируются учащиеся при выборе той или иной профессии. Результаты анкетирования следующие:
- Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.) – 65%.
- Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, направленность рабочего графика и др.) – 65% .
- Возможность постоянного повышения квалификации – 53%.
- Сообразность развитию задатков вашей личности – 29%.
- Возможность профессионального роста, успешной карьеры –76%.
- Востребованность на рынке труда – 53%.
- Достаточная престижность профессии – 47%.
- Достойный уровень оплаты труда – 71%.
- Ничего, просто нравится такая профессия – 24%.
Таким образом, можно видеть, что основным ориентиром при выборе профессии является её успешность в карьере (76%), далее респонденты отмечают необходимость высокого уровня оплаты (71%). Для правильного выбора профессии необходимо знать, соответствуют ли психологические и физиологические характеристики выбранной профессии, а также характеристики рабочего места – 65%. Учащиеся ориентируются на востребованность рынка труда и на возможность постоянного профессионального роста (53%). 29% отметили, что выбирают профессию, исходя из психологических особенностей. 24% считают, что необходимо учитывать интерес к самой профессии.
12. Что повлияло на выбор вами области будущей профессиональной деятельности (профильного 10-11-го класса)?
- Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя – 47%.
- Школьные предметы, которыми вы хотели бы углублённо заниматься – 41%.
- Желание продолжить обучение в конкретном, профессиональном учебном заведении – 35%.
- Советы родителей или других родственников – 35%;
- Дополнительное (внеклассное) образование – 24%.
- Примеры и опыт друзей и знакомых – 24%.
- Профессии родителей – 18%.
- Пока ничего не повлияло, выбор не сделан – 18%;
- Собственный практический опыт профессиональной работы – 12%.
- Рекомендации учителей – 9%.
- Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ – 5%.
Данный результат подтверждает предыдущие выборы респондентов: 47% уже определились в своём выборе.
Наблюдается тенденция преобладания воздействия на выбор будущей профессии школьных предметов. Советы родителей или других родственников имеют серьёзное значение для 35%. Наименьшее влияние на учащихся оказывают рекомендации учителей – 9% и СМИ – 5%.
Анализ анкетирования 9 “а” класса.
- Обсуждается ли в вашей семье вопрос о выборе профиля обучения?
В отличие от учащихся 9б класса (100%), 88% учащихся обсуждают данный вопрос в семье. 12% дали отрицательный ответ.
- Считаете ли вы себя готовым сделать выбор профиля обучения?
Из них 53% считают, что готовы к выбору профессии, 41% не уверены в своей готовности и 6% отмечают свою неготовность к дальнейшему выбору
- Для выявления внешкольных интересов ребятам был задан следующий вопрос. Чем вы любите заниматься в свободное время?
Ответы на данный вопрос расположились следующим образом:
- прогулки – 41%;
- читать – 18%;
- работать за компьютером – 18%;
- музыка – 18%
- играть за компьютером – 18%;
- спортом – 12%;
- рисованием – 12%;
- отдыхать – 6%;
Таким образом, можно видеть, что чаще всего в свободное время большинство детей предпочитают прогулки, читать, сидят за компьютером. Реже дети занимаются спортом и реже предпочитают релаксационный отдых.
- Какие кружки, факультативы, секции вы посещаете или посещали?
Как можно видеть из представленной диаграммы, наибольшее количество учащихся (59%) посещают курсы по алгебре (59%), 53% - курсы по русскому языку, 29% занимаются рукопашным боем, 24% посещают спортивную школу, 18% обучаются в художественной и музыкальной школе, 6% предпочитают играть в футбол. Следует отметить, что 6% ограничиваются образованием в гимназии, предпочитая увеличить своё свободное время провождения.
- Из каких источников вы получаете информацию о профессиях (отметьте несколько вариантов)?
Таким образом, видно, что основным информационным источником об особенностях различных профессий у учащихся данного класса являются родители (данный ответ дали 88%), друзья – 53% далее ранжирование ответов свидетельствует о роли СМИ (телевидение и радио) – 48%, литературных источников и учителей - 41%, услугами Интернета пользуются 33%. И только 6% учащихся отмечают, что получают нужную информацию от других взрослых.
- Укажите, насколько вам нравятся следующие области (учебные предметы)?
Анализ данных позволяет увидеть, что среди предметов в категории «очень нравятся» преобладают такие как:
- биология – 59%;
- информационные технологии – 41%;
- география – 29%;
- история – 24%.
- технология – 24%;
- литература – 24%.
В категории «нравятся» учащиеся отмечают следующие предметы:
- русский язык – 71%;
- история – 65%.
- Обществознание – 59%.
- литература – 53%;
- Иностранный язык – 53%;
- информатика, программирование – 47%;
- технология – 47%;
- химия – 41%.
Укажите, насколько вам не нравятся следующие области (учебные предметы)?
В категории предметов «Не нравятся» наблюдается следующее ранжирование:
- Физика – 65%
- геометрия – 47%;
- Химия – 35%;
- алгебра – 29%;
- литература – 24%;
- Обществознание – 24%.
В категории «Очень не нравится» преобладают следующие предметы:
1. геометрия – 35%;
2. алгебра – 18%;
3. иностранный язык – 18%;
4. химия – 12%.
- Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9-го класса?
Из представленной диаграммы видно, что 65% учащихся собираются продолжить обучение в профильном 10-11-м классе, 23% собираются продолжить обучение в техникуме или колледже. Но необходимо отметить тот факт, что 12% учащихся не определились в своем выборе.
- Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания школы?
Полученные результаты подтверждают полученный ранее ответ: 65% респондентов отметили, что желали бы продолжить своё обучение в ВУЗе, 18% планируют продолжить обучение в колледже, техникуме или училище. При этом наблюдается невысокая тенденция неопределённости учащихся – 18%.
- С какой областью вы связываете свою будущую профессию?
В результате исследования категории были проранжированы следующим образом.
- Экономика, организация и управление – 59%;
- Информационные техника и технологии – 41%;
- Техника, производство, материальные технологии -35%;
- Транспорт – 35%
- Медицина – 24%
- Право, юриспруденция –24%;
- Армия, милиция – 24%;
- Торговля – 24%
- Сервис, обслуживание населения, услуги – 18%
- Искусство – 18%;
- Строительство – 18%
- Литература, история – 12%.
- Психология – 6%;
- Фундаментальная наука – 6%;
- Педагогика – 0%;
В данном классе также прослеживается преобладание интереса к профессии в сфере экономики, организации и управления, информационно-технологического и социально-экономического профиля.
- Если бы вам предстоял выбор профильных 10-11-х классов, то какой профиль вы бы выбрали?
Результат данного вопроса наглядно показывает преобладание в классе учащихся с социально-экономический наклоном – 59%. Далее следует: информационно-технологический – 47%; химико-биологический – 35%; гуманитарный – 29%; оборонно-спортивный – 24%; технологический и художественно-эстетический – 18% и только 6% респондентов отметили физико-математический.
11. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии (должности, места, работы)?
Ответы, полученные на данный вопрос, распределились следующим образом:
- Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.) – 88%.
- Достойный уровень оплаты труда – 71%.
- Возможность постоянного повышения квалификации – 71%.
- Возможность профессионального роста, успешной карьеры –65%.
- Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, направленность рабочего графика и др.) – 53% .
- Достаточная престижность профессии – 53%.
- Сообразность развитию задатков вашей личности – 35%.
- Востребованность на рынке труда – 35%.
- Ничего, просто нравится такая профессия – 24%.
Таким образом, можно видеть, что основным ориентиром для выбора профессии является её соответствие личностным особенностям учащихся (88%), далее респонденты отмечают необходимость высокого уровня оплаты и возможность постоянного повышения квалификации (71%). Так же учащиеся ориентируются на востребованность рынка труда и на возможность постоянного профессионального роста (53%), 24% считают, что необходимо учитывать интерес к самой профессии.
12. Что повлияло на выбор вами области будущей профессиональной деятельности (профильного 10-11-го класса)?
- Примеры и опыт друзей и знакомых – 59%.
- Желание продолжить обучение в конкретном, профессиональном учебном заведении – 53%.
- Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя – 41%.
- Советы родителей или других родственников – 41%;
- Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ – 25%
- Школьные предметы, которыми вы хотели бы углублённо заниматься – 24%.
- Дополнительное (внеклассное) образование – 18%.
- Профессии родителей – 18%.
- Собственный практический опыт профессиональной работы – 18%.
- Пока ничего не повлияло, выбор не сделан – 12%;
- Рекомендации учителей – 9%.
Наблюдается тенденция преобладания воздействия на выбор будущей профессии пример и опыт друзей и знакомых; большое желание продолжить обучение в конкретном заведении – 53%; советы родителей или других родственников имеют серьёзное значение для 41%; наименьшее влияние на учащихся оказывают рекомендации учителей – 9%.
13. Какие предложения вы считаете необходимыми осуществить в 10-11-х классах для вашего профессионального самоопределения
На взгляд учащихся, для более успешного профессионального самоопределения необходимо ввести в школах предметы: "Твоя профессиональная карьера","Технология профессионального успеха", - а также в профильных классах по всем предметам больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии (71%).
53% отмечают необходимость приблизить содержание образования к практической деятельности и организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения.
41% просит увеличить объём сведений о мире труда людей и профессий.
35% считают, что необходимо чаще проводить экскурсии на различные предприятия и предоставить возможность выполнения профессиональных проб по основным школьным предметам. Кроме того, 29% респондентов пожелали принять участие в технологической и профессиональной практике. Этот же процент отметили необходимость увеличить объём сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях.
На вопрос: “Какие факторы могут помешать Вам осуществить ваши профессиональные планы?” учащиеся отмечают в первую очередь недостаточную подготовленность профессионального образования – 100%.
Далее, как можно видеть на представленной ниже диаграммы, неполнота знаний об особенностях выбранной профессии – 59%; 41% отметили трудности получения профессионального образования и освоения профессии.
Вывод.
Таким образом, исследование предпрофильных предпочтений учащихся позволяет сделать следующий вывод.
Большинство респондентов обсуждают в семье выбор будущего профиля обучения: в 9а классе 88% (66% в 09г.), в 9б – 100% (88%). Но тем не менее, не все из них считают, что готовы к выбору профиля обручения, утвердительно ответили в 9а – 53% (53%), 8б – 76% (60%). Не уверены в этом в 9а - 41% (38%), в 8б – 24% (50%). Отрицательный ответ дали 6% (10%) респондентов только в 8а классе.
Внешкольные мероприятия играют важную роль в жизни школьника не только как способ проведения своего досуга, но и как возможность развития своих способностей и возможность проявить их для будущего профстановления, необходимо выяснить: как именно проводят свое свободное время учащиеся, какие кружки, секции и факультативы они посещают. Результаты показали, что свое свободное время большинство учащихся предпочитают проводить следующим образом в 9а кл. это прогулки – 41% (30%), работа в интернете и чтение – 18% (19%); в 9б кл. учащиеся предпочитают уделять больше времени спорту – 41% (80%), работе за компьютером – 29% (30%) и прогулкам – 18% (30%)
Большинство учащихся обучаются или обучались в различных школах.: музыкальная школа: 9а кл – 18% (38%), 9б кл. – 18% (20%); художественная школа: 9а – 18% (19%), 9б – 18% (5%); спортивные секции: 9а – 24% (43%), 9б – 29% (80%). Кроме того, в этом году наблюдается рост посещения школьных курсов по алгебре (59%) и литературе (53%)среди учащихся 9а класса.
Среди наиболее предпочитаемых школьных предметов в 9-х классах учащиеся отмечают, такие как: информационные технологии, биология, русский язык, обществознание, география, история, физика. Наименее предпочитаемые: алгебра, геометрия, литература, иностранный язык.
65% (57%) учащихся в 9а и 47% (65%) в 9б классах собираются продолжить своё обучение в профильном в 10 классе. После чего 65% (43%) в 9а и 59% (50%) в 9б классе ориентируются на дальнейшее обучение в ВУЗе
В 9а – 18% (20%) и 12% (19%) в 9б классе планируют продолжить своё обучение в колледже или техникуме, но при этом 18% (19%) в 9а и 12% (15%) в 9б кл. не определились с выбором дальнейшего обучения.
При выборе своего профиля учащееся 9а класса ориентировались в основном на примеры и опыт друзей и знакомых и желание продолжить обучение в конкретном учебном заведении, но есть и такие, которые отметили, что как такого влияния не оказано, и они ёщё не определились с выбором – 12% (38%).
В 9б классе отметили следующие факторы: будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя, школьные предметы, которыми хочется заниматься более углублённо и желание продолжить обучение в конкретном учебном заведении.
Наиболее предпочитаемыми профилями обучения для 9а класса являются такие как: социально-экономический – 59% (14%), информационно-технологический наклон – 47% (33%). Далее следует химико-биологический – 35% (14%), гуманитарный – 29%, физико-математический – 6% (19%). 12% (9%) респондентов не определились в своём выборе.
В 9б классе отмечено преобладание социально-экономического – 59%, информационно-технологического – 35% (25%); физико-математического – 24% (25%); гуманитарного – 24%.
Наиболее важными факторами при выборе будущей профессии респонденты отметили соответствующие своим особенностям характер работы (умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.), возможность профессионального роста, успешной карьеры, достойный уровень оплаты труда, благоприятные условия работы.
Вопрос “С какой областью вы связываете свою будущую профессию?” позволяет определить интересы ребят к различным профессиям. В 9а классе преобладают следующие интересы:
- Экономика, организация и управление – 59% (29%);
- Информационные техника и технологии – 41% (24%);
- Техника, производство, материальные технологии – 35% (19%);
- Искусство – 18% (33%).
Наименьший интерес в данном классе проявляется к психологии, фундаментальной науке, литературе и истории, интерес к педагогике остаётся прежним – 0%.
В 9б классе:
- Экономика, организация и управление – 53% (35%);
- Информационные техника и технологии – 41% (35%);
- Медицина – 24% (25%).
- Техника, производство, материальные технологии – 24% (20%).
Таким образом, анализируя полученные данные, можно видеть широкий круг учащихся проявляет интерес к сфере “экономика” и “информационные технологии”. Учащиеся собирающиеся продолжить обучение в 10-11 классах (59%) желали бы остаться и продолжить обучение в гимназии.
Педагог-психолог:________/Белоус Р.А./
10.09.2010г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Предпрофильный курс "Химия на кухне"
Задача современного школьного образования - формирования у обучающихся целостного представления об основах изучаемых ими наук, их теоретических и прикладных аспектах. Программа предпрофильного курса...
Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)
Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...
Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"
На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...
Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"
Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...
Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...