Девиантное поведение
статья (психология) по теме
Теоретический материалТеоретический материал по девиантному поведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная психология девиантного поведения.
Формирование личности – процесс не только сложный, но и крайне противоречивый. Ведь противоречива сама социальная среда, в которой человек живет и действует. Более того, одинаковые социальные нормы и методы воздействия применяются к разным по своим способностям, характеру и образу жизни людям.
Отношение человека к социальной среде и социальным нормам, мотивации поступков являются результатом осознания себя в мире людей и вещей. Но это происходит не само по себе, а в процессе целенаправленной творческой работы над собой. Когда вырабатывается стойкий иммунитет к антисоциальным поступкам. И наоборот, неспособность или нежелание человека осознать важность и ценность своего бытия приводит к социальной аномии, проявляющейся в различных видах и формах девиантного (отклоняющегося) поведения.
Девиантное поведение имеет следующие клинические формы:
- агрессия;
- аутоагрессия (суицидальное поведение);
- злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
- нарушение пищевого поведения (переедание, голодание);
- аномалии сексуального поведения (фетишизм, трансвестизм, эксгибиционизм, педофилия, садомазохизм);
- сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, игровая зависимость, коллекционирование, религиозный, спортивный, музыкальный и другой фанатизм);
- сверхценные психопатологические увлечения (разновидности маний – клептомания, пиромания и др.);
- характерологические и патохарактелогические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);
- коммуникативные девиации (аутизм, гиперобщительность, конформизм, нарциссизм и др.);
- безнравственное и аморальное поведение;
- неэстетическое поведение.
Социальная группа как среда нормативного
и регулятивного поведения.
Целями социальной психологии девиантного поведения являются обеспечение оптимальных условий взаимодействия человека и среды, мобилизация возможностей личности в изменяющейся или изменившейся ситуации в интересах ее наиболее полной самореализации с учетом личностных особенностей (возможностей) и потребностей социальной среды, ближайшего окружения.
«Социальная среда» - понятие интегрированное. Оно характеризует отношения, взаимодействие, связи, образ жизни, культуру индивидов, их менталитет, проявляющийся в определенном жизненном пространстве, микросоциуме. Социальная среда характеризует, как правило, локальную субкультуру, ближайшее социальное окружение, группу.
Целостность микросреды в социально-психологическом смысле предполагает определение ее субъекта. При этом выделяют такой субъект на политическом, педагогическом, психологическом уровнях и в своей групповой среде.
- В первом случае объектом выступает межведомственное взаимодействие в ходе социализации; средством, обеспечивающим это взаимодействие, является интеграция воспитательных сил общества в различных ее формах (социально-педагогический, культурно-воспитательный, культурно-спортивный, социально-психологический комплексы и центры и др.)
- На втором уровне объект – личность воспитуемого. Средства: научно обоснованное методическое руководство воспитательной, превентивной и профилактической работой в микросреде (школа, внешкольные учреждения и др.), учет дифференцированного подхода к объекту воспитания, включение его в творческие виды деятельности и т.д.
- На социально-психологическом (третьем) уровне (воспитатель, учитель, социальный работник, психолог) объект – конкретный работник, юноша или девушка, среда. Средства: меры, обеспечивающие каждому индивиду его права и обязанности, возможность самореализации (клубы, шефство и др.), т.е. ориентация детей, подростков и юношества на широкую социальную активность.
Опираясь на работы ведущих отечественных социологов, психологов, педагогов, культурологов – Б.Г. Ананьева, Л.С. Выгодского, Г.М. Андреевой, С.Н. Иконниковой, Е.С. Кузьмина, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, В.В. Новикова, Б.Д. Парыгина и других, - можно предложить следующие четыре общеметодологических принципа изучения процесса социализации.
- Принцип социокультурной детерминации. Хотя социализация в микросреде протекает непосредственно под воздействием ближайшего социокультурного окружения индивида, в первую очередь этот процесс детерминирован социально-экономическими и политическими условиями существования общества, которые определяют как непосредственные, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые обществом на формирование своих членов.
- Принцип самодетерминации. Индивид в процессе социокультурной социализации рассматривается не в качестве некоего пассивного звена, позволяющего окружающей среде формировать его личность по заданным эталонам, штампам, а, напротив, как активный, целенаправленно преобразующий себя и материальные и социокультурные условия человек со своими идеалами и убеждениями.
- Принцип деятельностного опосредования. Основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие и общение со своим ближайшим окружением, благодаря которому он переводит во внутренний план сознания, на интерпсихический уровень общекультурные ценности.
- Социализация как двухсторонний, взаимообусловленный процесс вхождения личности в общественные отношения и одновременно воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских, учебных, досуговых и других связей, в которые включается субъект по мере своего социального развития.
Типология отклоняющегося поведения
Типология может иметь как теоретический, так и эмпирический характер. Теоретическая типология отличается от эмпирической тем, что в последней «устойчивость свойств типа находится путем многократного перебора, тогда как в теоретической типологии критерии свойств выделяются путем логического анализа».
Разработка теоретических типов направлена на поиск существенных характеристик объектов и нахождение у них общих черт. Теоретические типологии должны иметь четкое эмпирическое соотнесение, в противном случае они будут нейтрализованы из-за трудности эмпирической верификации (истинности, «чистоты» исследования) и преобразования понятий, характеризующих ту или иную типологию. Все это относится и к типологии девиантного поведения.
Побеги из дома и бродяжничество.
Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, воспроизводящихся из поколения в поколение при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. По Р. Мертону, это – разновидность ретритистского поведения, которое выступает результатом двойного конфликта: неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета.
Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Общество, как система, объективно заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял общественно значимые функции, т.е. способствовал социальному прогрессу. Существование на нетрудовые доходы есть социальный паразитизм.
Само слово бомж вначале существовала как аббревиатура слов «без определенного места жительства». Впервые оно появилось в милицейских протоколах, а затем перешло в разговорный язык и сейчас зачастую обозначает просто опустившегося человека. Это не совсем верно, ибо отсутствие определенного места жительства не всегда связано с деградацией личности.
Что же представляет собой бродяжничество как социальное явление? Прежде всего, это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей (десоциализация) личности. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется также термин маргинальность (от латинского слова marginalis – находящийся на краю), обозначающий пограничность, периферийность, промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям.
В зависимости от конкретных субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:
- Люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;
- Граждане, принципиально не желающие работать (наиболее многочисленная группа);
- Лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.);
- Люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе;
- Жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;
- Люди с отклонениями в психике.
Потенциальными бомжами являются выпускники детских домов и интернатов, которые не могут найти жилье и работу.
Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который бомжи и бродяги уже не могут и не хотят.
Мы выделяем еще одну группу бомжей – это «уличные» дети, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет, по последним данным, в России более 2 млн детей, нигде не работающих и не учащихся. Россия приближается по этому показателю к 1918 – 1920 годам. Эта группа еще достаточно не изучена, но результаты некоторых исследований указывают на следующие причины побегов подростков из дома: у 86% юношей это эмансипационные побеги, у 30% девушек – демонстративные. Многие подростки утратили семейные и родственные связи, а также связи со школой. Повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество преимущественно совершают мальчики от 7 до 16 лет. Начиная с 14-15 лет уходы и бродяжничество сокращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или плохую отметку. Значительно реже наблюдаются спонтанные уходы из дома из-за внезапно изменившегося настроения, скоропалительного решения. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город. Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.
Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках, живут впроголодь, попрошайничая или воруя. Стремление к бродяжничеству, как правило возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики.
Страхи и навязчивости.
Возникновение различных страхов (фобий) довольно характерно для детского и подросткового возраста. Чаще всего невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Иногда эти страхи кратковременны (10-20 минут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1-2 месяца). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в семье или в школе и др.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями(«останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью, раздражительностью.
При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят. В противном случае они могут принять затяжное течение, и тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты.
Страхи появляются в форме навязчивых состояний перед инфекцией и болезнью, боязни острых предметов, закрытых помещений. С возрастом появляется страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, сопровождающиеся неспособностью связно изложить материал при хорошей подготовленности, при заикании. Навязчивые движения и действия также могут быть довольно разнообразными. У детей часто встречаются элементарные навязчивые тики: мигание, наморшивание лба и носа, подергивание плечами, шмыганье носом, хмыканье и т.п. К навязчивым действиям примыкают вредные привычки – сосание пальцев, кусание ногтей, выщипывание волос и др. Они не всегда носят навязчивый характер, и борьба с ними преимущественно сводится к применению мер психолого-педагогического воздействия.
У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ритуалов. Боязнь заразиться инфекционной болезнью сопровождается частым мытьем рук, навязчивый страх получить плохую отметку появляется из-за ожидания последующих запретов (например, ходить в кино или смотреть телевизор и др.). Нередко у подростков появляются «защитные» ритуалы: на контрольные работы или экзамены ходить в «счастливых» рубашках, носках, не ездить на транспорте с «несчастливым» номером и т.п. и ритуальные предметы-обереги на шее, в кармане. Возможны и навязчивые мысли, навязчивый счет (окон в домах, машин, встреченных на улице мужчин или женщин и др.), повторение одних и тех же слов. Как правило, навязчивости возникают на фоне различных тяжелых для ребенка переживаний, а также у детей, имеющих определенные черты характера: боязливость, тревожность, мнительность.
В старшем подростковом возрасте могут появляться иные страхи – дисморфофобии. Под ними понимается необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек. Они нередко находят у себя дефекты в лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком пухлые, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей, недостатки в фигуре, в строении тела)
Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют весь стереотип его поведения и мышления. Такому подростку свойственно уединение, он сторонится компании сверстников – в школе старается сидеть за задней партой, быть ближе к стене, очень неохотно выходит отвечать к доске. Иногда, чтобы прикрыть воображаемый дефект лица, отращивает длинные волосы, носит рубашки с высоким воротником, на улице закрывает лицо надвинутой на глаза шапкой или шарфом.
Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят подростка к врачу-косметологу с просьбой устранить физический дефект (укоротить нос, ликвидировать горбинку, исправить форму ушей и т.п.). Таким подросткам крайне необходима консультация психолога или подросткового психиатра.
Наркотизм.
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, изменения сознания, снятие боли и неприятных ощущений.
До начала ХХ века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Известны случаи, когда государство не запрещало наркотики, а, наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример – вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине XIX века. Их называли опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозили в Китай опиум. В результате несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму.
В научной литературе понятие «наркотизм» («наркомания») трактуется как относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, выражающееся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств с соответствующими последствиями. Очевидно, наркотики, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или же ослабляется физическая боль (анестезирующее средство), преодолеваются или ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др. Большинство людей, с удовольствием пьющие крепкий кофе или чай, не задумываются над тем, что они принимают наркотизирующее средство (теин или кофеин). Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Это и знаменитая «трубка мира», и наши привычные перекуры и китайские чайные церемонии. Именно поэтому совместный прием наркосодержащих средств, включая алкоголь, может носить ритуальный характер. В некоторых субкультурах потребление наркотиков (алкоголя) служит показателем определенного социального статуса (статусное, престижное потребление). Обращение к наркотикам может выполнять и протестные функции. Не случайно преступность, алкоголизм, проституция, наркотизм не могут быть «искоренены», «уничтожены» по воле того или иного властителя, диктатора или политической партии.
Психология объясняет наркотизм как форму ухода от житейских невзгод и конфликтов. В наркоманию убегают не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограмированности жизни. И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и др.), однако, в конечном счете уход в наркотики – результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни. Сказанное не оправдывает стремление людей к наркотикам. Их потребление влечет многочисленные беды: утрату физического, психического, социального здоровья, горе для близких наркомана, прямой или косвенный ущерб для общества.
Вандализм.
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.
Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. Пик вандализма приходится на 11-13 лет. Вандализм занимает заметное место и в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет.
В общественном сознании существует определенный стереотип подростка-вандала. Разрушитель предстает примитивным существом с отклонениями в умственном и психическом развитии. Эти данные ассоциируются с низким статусом семьи. Однако исследования не подтвердили такой образ, не выявили корреляции между склонностью к вандализму у подростков и их принадлежностью к определенному социальному слою. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллекта, как их сверстники, однако в школе успевают гораздо хуже.
В общественном сознании вандализм часто предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований. Часто упоминается в литературе типология С. Коэна. В зависимости от доминирующего мотива разрушения С Коэн выделяет шесть типов вандализма:
- как способ приобретения (материальная выгода);
- тактический вандализм, когда разрушение используется как средство для достижения других целей;
- идеологический вандализм, когда разрушитель преследует социальные и политические цели;
- как мщение в ответ на обиду или оскорбление;
- как игра, что характерно детскому и подростковому вандализму с целью поднять свой статус в группе;
- злобный вандализм, представляющий собой акты из чувств враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда.
Гомосексуализм.
Гомосексуализм (от греч. homos – одинаковый, равный и лат. sexualis – половой) существовал в древних культурах, греческой и римской. До последнего времени считалось, что гомосексуализм – это следствие психологической травмы у мужчин, например его страха перед женщиной вообще и неправильного отношения к нему матери. 30 лет назад один немецкий ученый доказал, что гомосексуализм связан с внутриутробным нарушением плода, появляющимся между третьим и четвертым месяцем беременности. Если мать перенесла какое-то заболевание, чаще всего краснуху, то в результате появляется ребенок, у которого не сформирован центр влечения к противоположному полу. Эта гипотеза подтверждена на лабораторных животных. Можно сказать, что 90% гомосексуалистов являются такими с рождения.
Поскольку гомосексуализм - вещь непонятная, все, что касается его, окружено загадками и мифами. Один из них – что гомосексуалистов много. Однако ученые считают, что их всего от 1 до 1,5 процентов. Еще один миф – близость гомосексуалистов к преступному миру. Это ничем не подтверждается, а вот что среди них много наркоманов – это правда. Жизнь мужчин – гомосексуалистов гораздо сложнее, чем у гетеросексуальных мужчин. В однополых парах больше агрессии, драм, которые часто приходится подавлять наркотиками.
Гомосексуалисты встречаются среди людей, работа которых связана с общением, - журналистов, политиков, учителей, артистов. Есть они и на заводах, но там, если узнают, кто ты, - обязательно побьют. Есть места, где к ним относятся терпимее, - в Лондоне, например. Думается, что мы должны относиться к ним терпимее и более сочувственно, должны понимать, что их жизнь сложнее. Нельзя же обвинять диабетика в том, что он диабетик!
Гомосексуализм из всех видов девиантного поведения, по-видимому, наиболее «биологичен». Высказываются сомнения, можно ли вообще его относить к отклонениям.
Самоубийство.
Самоубийство (суицид) – одна из вечных проблем человека, поскольку существует как явление столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство как социально-психологическое явление обусловлено социальными и психологическими причинами.
Проблема суицидального поведения в последние десятилетия находится под пристальным вниманием отечественных исследователей. Разноплановые исследования поведения людей, переживших ситуацию личностного кризиса, выявляют как клинические компоненты своеобразного состояния сознания, так и формы психологических реакций на кризисные ситуации. Самоубийство как статистически устойчивое социально-психологическое явление следует рассматривать в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя мысли, приготовления, попытки, намерения и акта суицида.
Черный юмор как форма девиантного поведения.
Под черным юмором обычно понимается сочетание смешного с ужасным, трагическим. Его цель – рассмешив, напугать или же, напротив, напугав, рассмешить. К этому юмору относятся анекдоты про уродов, покойников, вампиров, кровожадных родителей и несчастных или жестоких детей, про кровь и увечья.
В подростковом фольклоре сегодня черный юмор существует в виде дву- и четверостиший. Они легко запоминаются и очень похожи на частушки или бравые пионерские вирши, в быту их еще называют садистскими стишками. Понимание перевернутой сущности фольклора, постоянного переиначивания всех ценностей заставляет сделать вывод о неправомерности буквального толкования образа семьи в черном юморе. Не обесценивание семейных связей и привязанностей, не горькое разочарование в родственных чувствах, не извращение семейных отношений и не деградация института семьи демонстрирует он нам, а, напротив, глубокую драму личности, вынужденно покидающую семью, остро переживающую предстоящее ослабление родственных связей. И поэтому, безусловно, пафос разрушения привычных связей и человеческих отношений в черном юморе, в страшилках, других жанрах детского и особенно подросткового фольклора оказывается одновременно и пафосом созидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения
Работа с учащимися девиантного поведения....
Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"
в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...
Психолого-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением
Выступление на областном семинаре (+приложение)...
Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением
Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...