Сказкотерапевтические методы работы в школе (неделя психологии)
методическая разработка по психологии по теме
Организация и проведение неели психологии в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_psihologii_1.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Неделя психологии в школе»
Неделя психологии – общешкольное мероприятие, которое проводится в течении недели и предлагает участие всей школы: в первую очередь школьников, а также учителей и воспитателей.
«Неделя психологии» в школе проводится в конце октября и в конце января, на тот момент, когда учащиеся, отдохнув на каникулах, приступили к обучению, в то же время уже адаптировались к учебе после длительного отдыха.
Цели:
- Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
- Повышать психологическую компетентность учащихся и учителей школы;
- Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания.
Задачи:
- расширение знаний о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека;
- формирование чувства успешности;
- активизация размышлений учащихся о месте и роли знаний психологии в собственной жизни, жизни людей;
- формирование у школьников чувства единения;
Форма проведения:
- Конкурс психологических стенгазет и коллажей по параллелям;
- Конкурс рисунков;
- Минутка психологии;
- Психологические игры;
- Классный час;
- Индивидуальные занятия с участниками образовательного процесса;
Принципы построения «Недели психологии в школе».
При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов.
- Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец, основная идея и девиз дня;
- Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том, числе, и определенную информацию для размышления;
- Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.
- Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.
Кадровое обеспечение:
- Зам.директора по «Школе здоровья»;
- Педагоги-психологи;
- Классные руководители;
- Учитель-логопед;
- Учитель по ИЗО;
- Инициативная группа учащихся 8 – 10 классов.
Категория участников: учащиеся 1-11 классов, педагоги школы.
Сроки проведения: 19-23 ноября 2012г..
Методическое обеспечение: план и разработки занятий, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр, грамоты для награждения и др.
Оформление:
1.План недели психологии;
2.Выставка детских и плакатов и рисунков;
3.Цитаты дня;
Основное содержание
Недели психологии: «В каждой сказке есть намек о том, чтоб быль не путали со сказкой.
В каждой сказке есть урок, что жизнь мы сами делаем прекрасной ...»
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет»
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1) Торжественное открытие недели психологии; |
2) Индивидуальные занятия с элементами сказкотерапии и песочной терапии. |
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Подходящая компания - это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою Ворчалку»
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1) Конкурс стенгазет и коллажей |
2)Игра «Сказочной тропой»
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Человек познает себя в борьбе с препятствиями»
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1) Конкурс рисунков «В стране «Вообразилии» |
2) «У каждого человека свои звезды» - минутка психологии |
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Отдели просо от мака».
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1) Психологическая игра «Одни только дети знают, что ищут» |
2) Хорошее настроение
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…»
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1)Мини-сочинение «Сочини сказку» 2)Подведение итогов и награждения. |
Ключевые мероприятия.
- Игра «Сказочной тропой»
Игра проводится на переменах, к учащимся 1-4-х классов приходят учащиеся 8-11 классов и проводят игру (Дополнительную помощь в случае необходимости оказывают классные руководители). Таким образом, по времени игра занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от возрастной категории участников игры.
Цель игры:
План подготовки:
- Подбор вопросов для каждой параллели классов; (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Подготовка ответов на вопросы;
- Распределение классов между инициативной группой;
План проведения:
1. Организация классного коллектива для проведения игры;
2. Знакомство с ведущими игры;
3. Объяснение правил игры;
4. Проведение игры;
5. Сбор результатов.
6. Подведение итогов.
Количество участников: 12-20 человек
Правила проведения:
Команда получает письмо вопросами, на которые всем классом необходимо ответить. Ответы должны быть полными и конкретными.
При подведении итогов в конце «Недели психологии» победителей отмечают грамотой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы для 1-го класса:
2. Как называется сказка, из которой взяты эти слова? Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 3.Назовите очередность героев сказки «Репка»? 4. В кого превращался Гвидон? 5.Назовите «рабочее место» кота учёного? |
Вопросы для 2-го класса:
|
Вопросы для 3-го класса: 1.За какую плату согласился работать Балда у попа? 2. Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара? 3. Отгадайте, про какие сказки идет речь в загадках: 1)А я родился странной 2) Был я в море в бочке брошен 4.В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? 5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. |
Вопросы для 4-го класса: 1.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? 2.Назовите предмет, которым Балда «морщил море». 3.Отгадайте, про какие сказки идет речь в загадках: 1)Бабушка внученьку очень любила, 2) Ах, отец, я очарован 4.Назовите настоящее имя Царевны- лягушки? 5.Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? |
- Конкурс стенгазет и коллажей
Конкурс стенгазет и коллажей предусматривает участие учащихся 7 - 11 класса, основной целью конкурса является социализация учащихся в условиях современного общества, посредством творческого подхода к осмыслению психологической тематики конкурса.
Тематика стенгазет и коллажей по параллелям с 7-11 классы.
№ | Тема | Классы |
1 | «Сказка ложь, да в ней намек» | 7 |
2 | «Сказка ложь, да в ней намек» | 8 |
3 | «Сказка ложь, да в ней намек» | 9 |
4 | «Сказка ложь, да в ней намек» | 10 |
5 | «Сказка ложь, да в ней намек» | 11 |
Необычность данного задания заключается в том, что тема предложенная учащимся имеет очень широкий диапазон для изображения и полное отсутствие конкретики, что может вызвать у них ряд сложностей. Оригинальность в том, что в предложенной теме необходимо провести «Мозговой штурм», о чем за ранее им сообщается.
Итоги конкурса подводятся в конце «Недели психологии», стенгазеты награждаются по номинациям:
- самое интересное раскрытие темы;
- самая оригинальная газета;
- стенгазета, отображающая психологическое значение;
- самая информационная стенгазета и т.п.
- Конкурс рисунков «В стране Вообразилии»
Конкурс рисунков на тему: «В стране Вообразилии» предполагает участие учащихся 1- 6 классов.
Цель конкурса: Развитие воображения учащихся.
Подведение итогов в конце «Недели психологии» проводится по параллелям между 1-2 классами, 3-4 классами, 5-6 классами.
- Психологическая игра «Одни только дети знают, что ищут»
Тема: «Одни только дети знают, что ищут»
Цели:
- формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия;
- осознание детьми ценности собственных успехов;
- формирование положительного образа будущего.
Форма проведения: психологическая игра
Категория участников: 2 сборных команды 5 – 6 классов по 8 человек + 2 старшеклассника.
План подготовки:
- Определение целей и темы игры;
- Подбор соответствующей литературы по выбранной тематике;
- Подбор инструментария;
- Составление плана проведения конкурсов;
- Составление исторической справки;
- Подбор оформления классной комнаты;
- Оформление разработки мероприятия.
Ход игры.
- Главная цель – добраться до финиша и найти то, не знаю что;
- Рыцарства проходят все этапы;
- За успешное выполнение задания, на каждом этапе команда получает ключ;
- Полученные ключи позволяют открыть башни, в одной из которых находится главная цель трудного пути.
Задание «Герб»
Дайте имя своему рыцарству и придумайте девиз, но рыцарство не может существовать без герба. Герб и девиз должны отражать основные качества рыцарей, основные нравственные принципы.
Командам необходимо нарисовать герб своего рыцарства придумать название и девиз.
Задание « Свиток»
Ведущий. Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в нелегкую минуту? Это Вы должны определить сами. Вам дается список, в котором описаны вещи, качества, ценности. Выберите, пожалуйста, 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути. Обоснуйте ваш выбор (дети выбирают необходимые им ценности и предметы, после чего представляют их ведущему)
Мешок золота
1кг. Мяса
Соль
Сахар
Дисциплинированность
3фляги воды
Сознание общественного долга
Книга
5 батонов хлеба
Целеустремленность
Нож
Спички
Справедливость
Общительность
Веревка
Посуда для пищи
Замкнутость
Самостоятельность
Критичность
Спальный мешок
Мыло предметы личной гигиены
Внимательность.
Задание « Мудрая сова»
Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть человеком не только отважным и сильным, нужно быть еще образованным .Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли подняться до высот учености? У вас есть шанс попробовать ваши силы. Выберите одну из задач :
- Торье говорил: « Путешествующий один может отправляться в путь хоть сегодня». А что должен делать тот, кто путешествует в компании? (Ответ: Должен ждать, когда будут готовы его спутники).
- Эпиктет говорил: « Человек принадлежит толпе, пока сваливает вину на других. Он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным». А когда же человека можно считать мудрецом? (Ответ: Кто не осуждает ни себя, ни других).
Задание « Великий Мерлин».
Встречали ли вы в своей жизни мудрых людей?
Для выяснения этого вам предлагается решить одну из философских задач.
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:
- Ну, а кто же из строителей самый главный?
Поднялся каменщик:
- Разумеется, храм – это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы. Каменщики выложили его кирпич к кирпичу.
- Спору нет, основа храма каменная,- вмешался плотник,- но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!
- Смотри в корень, – сказал землекоп.- Хотел бы я знать,- он кивнул головой в сторону каменщика и плотника,- как эти хвастуны возвели бы храм. Если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра.
Но царь Соломон недаром прослыл мудрым.
Подозвал к себе каменщика царь Соломон и спросил:
-Кто сделал твой инструмент?
-Кузнец.
-А твой,- Обратился он к плотнику.
-Кто же как не кузнец- ответил плотник.
-Ну, а твои лопату и кирку? – спросил у землекопа.
- Ты сам знаешь, что кузнец,- ответил землекоп.
Тогда Соломон подошел к скромному стоящему человеку, вывел его на середину зала:
- Вот главный строитель храма,- сказал Соломон и поднес ему чашу, полную вина.
Кто это был? ( Врач. Погонщик верблюдов. Мореход. Кузнец. Гончар. Ткач)
Окончание игры.
Литература
1. В поисках Святого Грааля. Школьный психолог № 29, 2003г.
2. Культура эмоций. Школьный психолог №2 2004 г.
3. Микляева. А. Я - подросток. Мир Эмоций, - СПб; Речь, 2003.
4. Неделя психологии. Классный руководитель №3, 2008г.
5. Обозов Н.Н. Психология конфликта – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента.
6. Психология общения/ Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
7. Планета моего класса. Школьный психолог №№ 34, 35, 2003г.
8. По реке жизни. Школьный психолог №№ 25, 26, 2004г.
9. Школа волшебников (Программа по формированию системы ценностей, положительного образа будущего и конструктивного целеполагания). 10.Школьный психолог № 47. 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя психологии "Дети в школе - пчелы в улье"
педеля психологии...
неделя психологии в школе
разработка для проведения недели психологии в школе по дням недели и направлениям деятельности....
Неделя психологии в школе
В даннома материале содержатся планы недели психологии, отчеты и разработки мероприятий , проведенные в рамках недели....
«Неделя психологии в школе»
Девиз недели: Давайте жить дружноЦели:1. Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;2....
проведение недели психологии и педагогики в школе
Цель: создание условия для формирования ситуации успеха классным коллективам, учащимся.Задачи:1. Организация конкурсов2. проведение классных часов с участием психолога. Соцпедагога3. Проведение ...
Неделя психологии в школе
Творческая работа психолога в школе....
"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.
Конкурс«Творческий учитель – 2021» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...