В помощь учителю
методическая разработка по психологии по теме


Предварительный просмотр:

  Мотивы плохого поведения 

  Что слышит ученик за словами учителя

  Правила хорошей атмосферы в классе

Четыре мотива плохого поведения

 

 

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, все равно не получится»

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку, когда сам решит

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»

Как определить мотив поведения?

Предлагаем потренироваться на следующем примере: «Ученица сидит на уроке и рыдает».

Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился – это «привлечение внимания».

Вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть».

Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть».

Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избегание неудачи».

 

 Что слышит ученик за словами учителя.

 

 

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие

 

Ты хороший

Я хороший 

Внимание

 

Я вижу тебя

Я что-то значу 

Уважение

 

Спасибо тебе за…

Мои усилия замечены

Одобрение

 

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я – состоятелен

Теплые чувства

 

Ты мне нравишься 

Кто-то заботится обо мне

 

Правила создания хорошей атмосферы в классе.

 

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие. 
  2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности. 
  3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. 
  4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 
  5. Выступать в такой роли для каждого ученика. 
  6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем). 
  7. Быть активным участником группового взаимодействия. 
  8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства. 
  9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. 
  10. Хорошо знать самого себя. 

Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:

  1. организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.); 
  2. оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.); 
  3. дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.) 

 



Предварительный просмотр:

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ

  

1. В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

   ситуации вольно или невольно задевающие самолюбие;

   ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более сознательного игнорирования подростка;

   ситуации критики достижений подростка, его таланта или способностей;

   ситуации, когда подросток вынужден оставаться в одиночестве или ограничить круг своего общения;

   ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере;

   ситуации, когда подросток попадает в нелепое или смешное положение;

   ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, возможности проявить свои возможности;

   ситуации, когда приходится находиться в постоянном психическом или физическом напряжении.

 

2. Основная цель психологической помощи – постепенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружающих.

 

3. Необходимо выработать представление о «демонстративности» своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих.

 

4. Необходимо, используя недерективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более рационального удовлетворения своих желаний.



Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

 

Оценка учителя повышает мотивацию тогда, когда она относится не к способности ученика в целом, а к усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Если учитель своей оценкой действительно мобилизует приложение учеником новых усилий, то это вызывает возрастание активности и внутренней мотивации ученика.

Другим правилом выставления отметки является такой прием, когда он сравнивает успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. При этом слабые ученики будут чаще переживать чувство успеха, а сильные – будут стремиться к достижению более высоких результатов. Таким образом, похвала и оценка учителя тогда будут стимулировать положительную мотивацию, если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу.



Предварительный просмотр:

Советы психолога

Особенности воспитательной работы педагога с учащимися подросткового возраста

 Введение

Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:

•  сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;

•  меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;

•  появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.

Устойчивые трудности, возникающие при осуществлении учебно-воспитательного процесса среди подростков обусловлены следующими факторами: преобладанием в процессе реформирования школы теоретических моделей, не прошедших достаточной практической апробации; отсутствием у педагогов необходимых психологических знаний о подростковом развитии, высокой текучестью педагогических кадров и т. д., что приводит к осуществлению воспитательных воздействий без должного внимания к полу, культуре, социальным и индивидуальным отличиям подростков. Предполагаемые рекомендации призваны оптимизировать деятельность педагогов, работающих с учащимися подросткового возраста.

Особенности физического развития подростков.

Характеристика 1. Развитие подростков характеризуется интенсивным ростом, включающим изменения размеров тела и видимые структурно-скелетные изменения.

Интенсивный рост достигает своего пика у девочек около 12 лет, а у мальчиков - около 14 лет. Учитывая индивидуальные отличия в темпах роста, можно утверждать, что значительные физические изменения осуществляются на протяжении всего периода 10-15 лет. Темпы роста отличны у мальчиков и девочек. Средний мальчик несколько выше средней девочки до тех пор, пока не проходит период интенсивного роста. В период от 11 до 13 лет средняя девочка может стать выше, тяжелее и сильнее обычного мальчика. Усиленный рост и непропорциональность развития заставляет подростков чувствовать себя неловко, дискомфортно. И у мальчиков, и у девочек появляется тревога, озабоченность по поводу происходящих изменений. Они постоянно исследуют физические изменения, сравнивая свои характеристики с характеристиками сверстников.

Характеристика 2. Физическое развитие подростков осуществляется в соответствии с определенными закономерностями и последовательностью изменений, однако темпы и характер роста индивидуальны у каждого подростка.

Периодом самых значительных изменений в физическом развитии девочек является возраст 11-13 лет, у мальчиков самые значительные изменения наблюдаются в 13 и 14 лет. Отличия в темпах созревания влияют на самооценку, самочувствие и общее психосоциальное развитие.

Характеристика 3. Важнейшей характеристикой физического развития является половое созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы.

Половые изменения в подростковом возрасте также характеризуются широкими индивидуальными отличиями, однако около 80 % мальчиков и   90%девочек достигают половой зрелости к 14 годам. Половое созревание девочек оценивается обычно по росту груди (начинается в 8,5 - 13, заканчивается в 13-18 лет) и появлению первой менструации ( в среднем первая менструация наблюдается между 10,5 и 15,5 лет). Половое созревание мальчиков обычно оценивается по росту гениталий (начинается в 9,5 - 14 лет и заканчивается в 12,5- 17 лет) и появлению первой поллюции ( в среднем в 11-16 лет). Педагоги могут ожидать, что подростки испытывают серьезные, зачастую дискомфортные физические изменения. Подросткам характерны тревожность, эмоциональная напряженность как результат переживаний физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности.

Рекомендации для педагогов:
• учебная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимсяпотребностям подростков;
• во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического ипсихологического давления на подростков;
• способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений;
• создавать условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы;
• проводить физические занятия и ежедневные упражнения для всех учащихся;
• в повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Особенности психосоциального развития.

Характеристика 1. Важной характеристикой является то, что в подростковом возрасте формируются полноценные дружеские отношения на фоне повышения активности в социальном взаимодействии. Благодаря близкой дружбе, которая возникает около 12 лет и старше, снижается тревожность, развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время, как девочки предпочитают дружеские контакты с 1 или 2 подругами. В дружеском общении девочки более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное взаимодействие. Мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе, девочки больше тревожатся о характере общения.

Педагоги должны понимать важность дружбы, которая является одним из условий полноценного развития подростков, оказывать поддержку и помощь социально изолированным учащимся.

Характеристика 2. Подростки переносят свое внимание от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении.

Группа ровесников начинает выступать главным источником информации об отношениях, ценностях, поведении. Иногда подростки считают, что сохранение близких отношений с родителями и учителями приводит к потере одобрения сверстников. В течение этого периода педагоги должны воспринимать влияние сверстников как естественный аспект социального развития. Сферы интересов подростков, включая наркотики, алкоголь, курение, сексуальную активность, зачастую формируются под влиянием сверстников.

Характеристика 3. Подростки испытывают беспокойство по поводу своего развития, что ведет к исследованию всех происходящих изменений.

Подростки постоянно сравнивают свои физические и социальные характеристики с характеристиками сверстников. Подростки, отличающиеся от сверстников темпами или характером развития, могут быть единственными, кто замечает эти отличия. Однако подобные оценки могут существенно влиять на формирование представлений о себе.

Характеристика 4. Подростки все больше стремятся к свободе и независимости от влияний, авторитета взрослых.

В своем стремлении к независимости, подростки критикуют авторитетных взрослых, занимаются вандализмом, легко могут быть вовлечены в занятия сексом, употребление алкоголя, наркотиков, в противоправные действия.

Характеристика 5. Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также воздействует на их поведение и самочувствие.

У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований.

Рекомендации для педагогов:
• содействовать взаимодействию учеников разных полов культурных и социоэкономических характеристик;
• создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях;
• обеспечивать возможности для совершенствования речи;
• обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных подростков;
•  предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.

Особенности познавательного развития

Характеристика 1. В подростковом возрасте происходит переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций в развитии мышления.

В течение стадии конкретных операций подростки накапливают опыт решения проблем на практическом уровне. Эта деятельность включает классификацию, возможность поэтапно осуществлять намерения и обратные действия, освоение основ дискуссии, понимание возможности использования различных подходов к решению проблем.

С переходом к стадии формальных операций появляется возможность решать проблемы на теоретическом уровне. Это дает возможность понимать абстрактные понятия, объяснять противоречивые позиции, продуцировать и проверять гипотезы. Переход к данной стадии осуществляется у разных подростков в различные сроки в среднем от 11 до 14 лет.

Характеристика 2. У подростков наблюдаются значительные качественные изменения содержания мышления.

Абстрактная природа мышления приводит к тому, что педагоги могут строить работу с классом так, будто все учащиеся функционируют на одном познавательном уровне (в то время, как переход к стадии формальных операций у разных подростков происходит в различные сроки). Также ошибочным является мнение о том, что если подросток может действовать на высоком (или низком) уровне в одной области знаний, то на таком же уровне он будет находиться в других областях.

После полового созревания у девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков - пространственно-технических. Учителя должны избегать содействия этим отличиям, советуя подросткам заниматься в различных областях.

Характеристика 3. Мышление подростков становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным.

Подростки начинают думать о природе мышления, у них развиваются способности анализировать и синтезировать факты, экспериментировать и применять различные стратегии для решения проблем.

Характеристика 4. Подростки приобретают способность делать обоснованный моральный выбор.

Педагогам необходимо создавать условия, которые помогут учащимся осознать значение конструктивного поведения, осознавать последствия нарушений поведения.

Рекомендации для педагогов:
• подростки при переходе к стадии формальных операций нуждаются в возможностях логически обосновывать устные утверждения в отсутствии реальных объектов;
• учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений;
• построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней;
• предоставление учащимся возможности исследовать свои интересы и способности;     
• систематически предлагать воспитательные мероприятия по формированию нравственного мышления;
• формировать и поддерживать творческий подход к осуществлению деятельности.

Нарушение поведения как одно из проявлений психологической защиты у подростков.

Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей:
1.Потребность быть отличным от других
2.Потребность в самоизучении и самоопределении
3. Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами
4. Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми
5. Потребность в физической активности
6. Потребность в компетентности и успешности
7. Потребность в развитии и стабильности.

Если данные потребности не могут быть удовлетворены, то можно ожидать активизации защитных механизмов и трансформации нормативного (социально одобряемого) поведения в отклоняющееся (девиантное). Нарушения поведения могут формироваться на основе искажения вполне нормальных специфических реакций подростков. Так искажение реакции эмансипации могут привести к развитию чрезмерного стремления поступать только в соответствии с собственным мнением. На основе реакции группирование может возникнуть зависимость от референтной (т.е. значимой) антисоциальной группировки, на основе реакции развлечений могут сформироваться различные формы химической зависимости (употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение). Трансформация реакции отказа, оппозиции, компенсации может привести к формированию специфических черт характера.

Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков может включать разнообразные антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (аморальные действия, не доходящие до уровня нарушений законодательства), противоправные и аутоагрессивные (направленные на себя) действия.

Нарушения поведения по своему происхождению могут быть обусловлены отклонениями в развитии личности (сфера коррекции психолога, психоневролога), особенностями физического развития (сфера деятельности медиков и психолого-педагогическая реабилитация), условиями воспитания и социального окружения (психолого-педагогическая коррекция).

Зачастую не реализация значимых потребностей, чувство неудовлетворенности, неполноценности компенсируются с помощью деструктивных и конструктивных механизмов защиты. При деструктивной защите подросток не осознает причины и суть проблемы, достигает состояния психологической устойчивости благодаря включаемым автоматически (без контроля сознания) защитным механизмам, включающим отрицание проблемы, псевдоразумную интерпретацию ситуации, агрессию, аутоагрессию и т. д. В данном случае психологическая защита деформирует систему ценностей и установок, устраняя эмоциональное напряжение. Это может открыть дорогу для появления и закрепления нарушений поведения, которые в специфической форме компенсируют нереализованные потребности (например, потребности в самоуважении). Конструктивная защита позволяет сознательно контролировать действия по преодолению препятствий и решению проблем. Научиться использовать конструктивные способы формы защиты можно, благодаря специальному обучению, решению моральных ситуаций, совершенствованию механизмов саморегуляции.

Возникновение нарушений поведения может зависеть от особенностей психологического строительства личности. Так, у младших подростков    . появляющееся чувство взрослости, повышение уровня притязаний, эмоциональная неустойчивость опосредуют возможность возникновения конфликтов и ощущения неудовлетворенности собой. Это может стимулировать обращение к компенсаторному эффекту нарушений поведения. У старших подростков борьба за право на самостоятельность, развитие мировоззрения, определение психосексуальной ориентации, поиск способов самореализации и самоутверждения также создают благоприятные условия для отклоняющегося поведения. Таким образом, на протяжении всего подросткового периода (пока механизмы саморегуляции не действуют в полную силу) наблюдается высокая вероятность поведенческих отклонений.

В конце учебного года делаются выводы об эффективности воспитательных воздействий, о необходимости дальнейшей воспитательной коррекции.

Воспитательная деятельность должна основываться на материалах целевого наблюдения и психодиагностической информации. Схема воспитательной работы должна включать формулировку следующих утверждений:

1. Что есть?

2.Что должно быть?

3.Что надо сделать, чтобы достичь должного?

Воспитательная деятельность должна иметь такое же конкретное содержание, как и учебная деятельность. Наличие целостной воспитательной концепции, компетентная и гибкая позиция педагога будут способствовать более позитивному принятию подростками меняющихся требований и форм работы.

При осуществлении воспитательной деятельности необходимо на основе этического кодекса принять решение о мере воздействия на учащихся (это обусловлено тем, что речь идет о работе, включающей лишь совершенствование характеристик внутреннего мира и форм поведения личности психически здоровых людей). Воспитательная деятельность должна осуществляться с опорой на резервы личности подростка (необходима информация о реальности и желательности планируемых изменений для учащихся), т. к. в противном случае подросток в его возрастающими функциональными возможностями и опытом может не только успешно противостоять осуществляемым воздействиям, но и способствовать снижению педагогического авторитета. Оптимизация воспитательной работы возможна при условии опоры на психологическую информацию, что позволяет изучить нормативы развития и сравнить индивидуальные характеристики личности с этими нормативами.

Отредактировано

Октябрь, 2009 год



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

 

     СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СОСТОЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И НАЙТИ ПРИЧИНУ ОТСУТСТВИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.

     ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ УЧЕБНУЮ И ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧАЩИМИСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ НЕЙТРАЛЬНО НАСТРОЕННЫМИ ПО ОТНОШЕНИЮ  К ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМ УЧАЩИМСЯ.

     ИЗУЧИТЬ СХЕМУ АНАЛИЗА СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА

     ПРОДУМЫВАТЬ СИСТЕМУ ЛИЧНОСТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПО ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ.

     ОРГАНИЗОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ.

     КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ У ПСИХОЛОГА И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

 

1.  Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу.

2.  Не «пилить» и не ругать при всем классе, говорить чаще наедине. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное.

3.  Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.

4.  Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других, от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности.

5. Чаще разговаривать с замкнутыми, “неинтересными” ребятами, ведь поведение ребят во многом подражательно и дети начинают проявлять интерес к этому “неинтересному”.

6.  Все, что происходит с ребятами, принимайте всерьез.

7.  Внимательно относитесь ко всем внешним проявлениям личности ребят.

8.  Изучать свойства каждой личности, определять мотивы поведения, выяснять причины каждого “отклонения”.

9.  Изучать круг интересов, выяснять, чем может быть интерес каждый для других.

10.   Учить ребят анализировать прожитое время.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ      УЧЕБНОГО       ПРОЦЕССА

 

1.     Создавать доброжелательную атмосферу в классе.

 

2.     Поддерживать творческую исследовательскую активность учащихся, включенность их в различные виды деятельности.

 

3.     Предоставлять возможность учащимся самим оценивать свою деятельность.

 

4.     Использовать в работе необычные формы преподнесения учебного материала, вызывающие отклик у учеников (познавательные игры, ситуации спора,  дискуссии, анализ жизненных ситуаций и др.), а так же занимательность изложения материала (пример, опыты, парадоксальные факты).

 

5.     Мастерски использовать чувство юмора в определенных ситуациях, занимательность в изложении материала.

 

6.      Умелое использование совета, направляющего ученика на правильное решение, вместо прямого вмешательства в выполнение задания.

 

7.     Умело применять поощрения и порицания, терпимое отношение к различным   негативным проявлениям учеников.

 

8.     Опора на то положительное, что есть в каждом ребенке.

  



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

 

1.  Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу.

2.  Не «пилить» и не ругать при всем классе, говорить чаще наедине. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное.

3.  Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.

4.  Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других, от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности.

5.  Чаще разговаривать с замкнутыми, “неинтересными” ребятами, ведь поведение ребят во многом подражательно и дети начинают проявлять интерес к этому “неинтересному”.

6.  Все, что происходит с ребятами, принимайте всерьез.

7.  Внимательно относитесь ко всем внешним проявлениям личности ребят.

8.  Изучать свойства каждой личности, определять мотивы поведения, выяснять причины каждого “отклонения”.

9.  Изучать круг интересов, выяснять, чем может быть интерес каждый для других.

10.   Учить ребят анализировать прожитое время.

Правила создания хорошей атмосферы в классе.

 

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие. 
  2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности. 
  3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. 
  4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 
  5. Выступать в такой роли для каждого ученика. 
  6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем). 
  7. Быть активным участником группового взаимодействия. 
  8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства. 
  9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. 
  10. Хорошо знать самого себя. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Интернет-сайты в помощь учителю английского языка

Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....

В помощь учителю технологии:ссылки

Даны все полезные ссылки на интернет источники,которые помогут учителю технологии в работе....

В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки

Можно применить и разнообразить свои уроки....

Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"

Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....

Презентации в помощь учителю к урокам по изучению жизни и творчества А.Островского

Презентации помогут показать где жил драматург, его личные вещи, а также декорации к пьесе "Гроза", фотографии артисток, в разное время исполнявших роль Катерины на сцене театра и в кино, иллюстрации ...