Материалы семинара 26.04.12
план-конспект по психологии по теме
Мастер-класс "Применение игровых технологий на психокоррекционных занятиях в школе"
Презентация "Применение игровых технологий на психокоррекционныхзанятиях в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.doc | 68.5 КБ |
primenenie_igrovyh_tehnologiy_na_psihokorrekcionnyh_zanyatiyah_v_shkole_.doc.ppt | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Применение игровых технологий на психокоррекционных занятиях в школе
Действия участников мастер-класса:
Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.
Ход мастер-класса
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У нас у всех — весеннее!
Вы на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Как веселые огни,
Вспыхнули листочки.
Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки.
Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаем Вам сохранить его до конца занятия!
Тема мастер – класса « Применение игровых технологий на психокоррекционных занятиях в школе»
»
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К.Д.Ушинский
Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс
В процессе работы попробуем освежить в памяти знания об игровой технологии, обменяемся опытом работы по данной теме и проанализируем данную проблему.
Работу построим следующим образом:
- Представление технологии.
- Проведение имитационной игры.
- Обсуждение в творческих группах.
- Рефлексия.
Согласно Концепции модернизации образования генеральной стратегией российского общества на современном этапе является равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Доступ к образованию распространяется и на людей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых основную долю обучающихся представляют дети.
Основная цель образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она может и должна развивать и корректировать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в обществе.
Задачи образования
- создание эффективной системы психологопедагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся, с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
А от решения этих задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.
Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.
Игру, как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит и в современной педагогике.
Психологи доказали:
- в игре интенсивно развивается психика,
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Значение игры в учебном процессе не возможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.
В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.
В педагогике игра рассматривается с разных сторон:
Игра - как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;
Игра - как форма организации жизни и деятельности детей, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, складываются определенные отношения между детьми, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
Функции игры как педагогического феномена:
Развлекательная.
Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная.
Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
Самореализация в обществе
Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат.
Игротерапевтическая.
Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Диагностическая.
Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.
Коррекционная.
Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Социальная.
Формирования личности, как полноправного члена коллектива.
Классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры
по виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизации.
По игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные
По предметной области: музыкальные, литературные, математические и т.д.
Игра преследует следующие цели:
- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.
Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.
Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:
- образовательная задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Но у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы.
Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.
Наша задача – помочь ребенку. Необходимо не только предусмотреть коррекционные проблемы, но и использовать различные приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Правила игры:
1. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры.
2. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей.
3. Нельзя во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
Вывод: Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в. качестве ее средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Хотим поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашей школы.
Мы применяем в своей работе следующие игровые приемы:
Подвижные игры: физминутки, «Морская фигура»…..
Игры-забавы
имитация движений, звуков «Езда на машине» стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения.
После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем Пальчиковые игры «мы писали»
«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.
приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке
Также у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, возникают проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.).
Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе.
Уважаемые слушатели, мы продемонстрировали вам некоторые приемы игровой технологии.
А сейчас просим вас активно поработать в группах.
Время для обсуждения 3-5 минут
Работа творческих групп
Вопросы и задания | Группы |
«Практики» | |
Предложите нестандартные игровые приемы, из вашего опыта работы | |
«Теоретики» | |
Роль игры на различных этапах урока. Приведите свои примеры. | |
«Пессимисты» | |
Есть ли негативные последствия применения игровых технологий? Приведите примеры из школьной практики. | |
«Оптимисты» | |
Каково положительное влияние игровой технологии на учебно-воспитательный процесс. Приведите свои примеры. |
Обсуждение по поставленным вопросам
Вывод:
- в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;
- систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
- Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
Рефлексия
Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы семинара подготовка к ЕГЭ
Материалы семинара подготовка к ЕГЭ...
Материалы семинара-практикума Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»
Активная форма взаимодействия с элементами тренингапо формированию у педагогов личностно-ориентированнойпозиции по отношению к детям в целях профилактики профессионального выгорания педагогов....
Материалы семинара "Интерактивные технологии и оборудование в образовании"
Материал включает презентацию по теме семинара и файлы (*.notebook), в которых представлены наиболее эффективные приемы работы на интерактивной доске SMART в последовательности их изучения (1-4), с це...
Материалы семинара для учителей иностранного языка по проблеме: «Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС»
В рамках единой методической недели иностранного языка в Высокогорском муниципальном районе 26 января 2017 года состоялся семинар на базе МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высоко...
Публикация в сборнике материалов семинара "ООН: история и современность" г. Могилев, 2016 г.
В сборник материалов семинара "ООН: история и современность", посвященного 70-летию со дня образования ООН, включены лучшие доклады, рекомендуемые к изданию....
Материалы семинара - практикума. 27.02.2019 год.
Уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия...
Этапы построения индивидуального образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в МБОУ «Школа № 87» (МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ОТ 25.02.2021)
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается не только как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями зд...