Статьи
статья по психологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме
1. «Организация работы с детьми и подростками группы риска» 2012 год
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
3. «Мир, где ты и я»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferenciyu_kuzmina.doc | 44.5 КБ |
statya_.doc | 36.5 КБ |
mir.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина Ирина Анатольевна,
ФИО
педагог-психолог
должность
МОУ ЦПМСС «Лабиринт»
г.Волжск РМЭ,
место работы
(e-mail: kuzzi-irina@mail.ru)
электронный адрес
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(тема)
Высокая динамика проведения социально-экономи ческих реформ в России вызвала значительные изме нения в социальной структуре и духовной жизни обще ства. Они привели к тому, что часть населения не смог ла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в ра зумность и справедливость окружающего мира — все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной эконо мики, что в свою очередь отражается на их детях. Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонаруше ний среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, об щественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; воз никает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порожда ет группы безнадзорных правонарушителей.
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по предупреждению беспризорности и безнадзорности проводится в соответствии с законами и положениями, регламентирующими данную деятельность:
- Федеральный Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;
- Закон Республики Марий Эл № 43 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл»;
В случае совершения подростком правонарушения или преступления в образовательным учреждением ведется планомерная систематическая работа по выявлению причин содеянного, проводится поиск, внедрение конкретных форм и методов по работе с данным несовершеннолетним правонарушителем или преступником с целью извлечения подростка из социально-опасного положения. Социальным педагогом и психологом на данных детей и подростков оформляются учетные карточки, социально-психологическая карта ребенка, индивидуальная программа реабилитации, информация в которых постоянно обновляется и представляет собой исследовательские данные в отношении личностных характеристик подростка, перечень видов работы с ним, его семьей и отслеживается результативность деятельности с этим учащимся. В личном деле подростка отражена совместная работа всех субъектов профилактики по решению конкретной проблемы.
Кроме того, проводится целенаправленная работа по вовлечению родителей в воспитание своих детей, а если необходимо, то собирается материал на родителей, не выполняющих своих обязанностей в отношении детей, в том числе на лишение их родительских прав. Результаты диагностики и реабилитационной работы образовательного учреждения и других субъектов профилактики с неблагополучными семьями, состоящими на учете, отражены в личных делах семей, находящихся в социально опасном положении.
Конечным результатом профилактической деятельности должна стать положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. Благодаря систематической работе всех субъектов профилактики: проводятся рейды в неблагополучные семьи учащихся. Итоги рейдов подводятся на заседаниях методических объединений классных руководителей, на совещаниях при директоре.
Вся профилактическая работа строится в тесном контакте со всеми субъектами профилактики.
Анализируя работу в целом, педагогический коллектив пришел к выводу, что необходимо разработать программу профилактики трудностей в учебе и программу профилактики детской агрессивности. Данное решение было подтверждено результатами анкетирования учащихся и педагогов школы по проблеме агрессивного поведения несовершеннолетних, которое показало, что к 8-9 классу повышаются: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, и, особенно, вербальная агрессия, а это в свою очередь может способствовать увеличению правонарушений в подростковом возрасте. Также необходимо отметить снижение уровня физической агрессии в 10-11 классах, что говорит о положительной социализации в обществе.
Предварительный просмотр:
Межрегиональная конференция «Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве: теория, практика, инновации» статья «Организация работы с детьми и подростками группы риска» 2012 год
Москалева Диана Владимировна,
Кузьмина Ирина Анатольевна,
Педагоги-психологи МОУ ЦПМСС «Лабиринт»
г. Волжск.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА».
Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много:
∙ рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
∙ массовые нарушение прав детей;
∙ рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
∙ омоложение преступности;
∙ увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Целью является комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации. В своей коррекционной работе мы ставим следующие задачи:
- создание условий успешной адаптации учащихся: мобилизация внутреннего ресурса, умение находить и оказывать поддержку;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- формирование жизненно необходимых умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- приобретение необходимых знаний в области общения в коллективе (группе);
- воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;
В практике мы используем как индивидуальные, так и групповые методы и формы работы с подростками:
- заседания Совета профилактики с привлечением инспекторов ПДН ОВД;
- совещания при директоре, методические объединения классных руководителей, педагогические советы (где рассматриваются вопросы совместных действий образовательного учреждения с субъектами профилактики по решению трудных жизненных ситуаций несовершеннолетних или их семей), семинары;
- родительские лектории
- профилактическая программа «Я выбираю!»
- классные часы, ролевые игры с привлечение специалистов разных ведомств;
- совместные акции образовательного учреждения с МОУ «Центр дополнительного образования детей» «Каскад», ГУ РМЭ «Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Волжске»;
- беседы с детьми, подростками и их родителями по вопросам профилактики наркозависимости, вредных привычек и правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних индивидуального и группового характера.
В случае совершения подростком правонарушения или преступления, образовательным учреждением ведется планомерная систематическая работа по выявлению причин содеянного, проводится поиск, внедрение конкретных форм и методов по работе с несовершеннолетним правонарушителем или преступником с целью извлечения подростка из социально-опасного положения. Психологом и социальным педагогом на данных детей и подростков оформляются учетные карточки, заполняется социально-психологическая карта ребенка, индивидуальная программа реабилитации, информация в которых постоянно обновляется и представляет собой исследовательские данные в отношении личностных характеристик подростка, перечень видов работы с ним, его семьей и отслеживается результативность деятельности школы с этим учащимся. В личном деле подростка отражена совместная работа всех субъектов профилактики по решению конкретной проблемы.
Кроме того, образовательным учреждением проводится целенаправленная работа по вовлечению родителей в воспитание своих детей, а если необходимо, то собирается материал на родителей, не выполняющих своих обязанностей в отношении детей, в том числе на лишение их родительских прав. Результаты диагностики и реабилитационной работы образовательного учреждения и других субъектов профилактики с неблагополучными семьями, состоящими на учете, отражены в личных делах семей, находящихся в социально опасном положении.
Педагогами ОУ совместно с представителями различных субъектов профилактики систематически проводятся рейды в неблагополучные семьи учащихся. Итоги рейдов подводятся на заседаниях методических объединений классных руководителей, на совещаниях при директоре. Большую систематическую работу с подростками по профилактике правонарушений проводят учреждения дополнительного образования. В детско-юношеской спортивной школе работают секции баскетбола, футбола и др. На спортивные секции привлекаются, в первую очередь подростки «группы риска».
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать уроки психологии более интересным. Содействуют интеллектуальному, творческому развитию учащихся, личностно-ориентированному общению педагога-психолога с каждым учеником. Изучение материала идет более успешно, если перед учащимися ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальным темам, позволяющая предложить учащимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальности. Освоение инструментальных средств, знакомство с технологией мультимедиа, создание презентаций, работа в Интернет позволяет вести исследовательскую работу на качественно новом уровне.
Особенно значимым в этом направлении следует признать широко используемый на занятиях метод проектов.
Литература:
1. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. - 1999. -№2. - С. 99-109.
2. Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. - СПб.: Речь, 2007. - 144с.
3. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренингидля подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
4. Сыромятников И.В., Булгаков А.В. Психология девиантного поведения. Курс лекций.- М.: Издательство МГОУ, 2006. - 141 с.
5. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Уч. Пособие. М: ИЦ Академия, 2004. - 256 с.
Предварительный просмотр:
«Мир, где ты и я»
Статья педагога-психолога ЦПМСС «Лабиринт» Кузьминой Ирины Анатольевны.
Проблема сохранения здоровья - очень актуальна. Часто родители задумываются лишь о физическом здоровье своих детей: обут, одет, накормлен, учится, вроде бы здоров. А вот о психологическом здоровье, о духовном благополучии подростающего поколения взрослые вспоминают в последнюю очередь. Следует помнить о прямой зависимости психологического здоровья и здоровья физического. Если у ребенка будут нарушения в психическом здоровье, следовательно, может ухудшиться и его физическое состояние,так как в стрессогенных условиях ребенок наиболее подвержен воздействию неблагоприятных условий извне. Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть, иногда даже приходится переехать в другое место. Психологический климат в семье для подростка имеет жизненное значение, а создают этот климат родители. Вот только, если климат получается непереносимым для ребенка, деться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь.. Хрупкая и неустойчивая психика подростка не выдерживает: он скрывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь.
Вы бросаетесь к врачам, но и самый искусный доктор не поможет, если семейная ситуация останется прежней.
Главным условием благоприятного психологического состояния здорового ребенка является эмоциональный комфорт, созданный в семье ребенка, то есть родителям необходимо создать условия в семье, в которых ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно. Родителям полезно и нужно знать, как разговаривать с ребенком и что нужно предпринимать в случае, если вы чувствуете отчуждение между вами и вашим ребенком. Помните, что нет безвыходных ситуаций, в любом случае можно найти подход к своему ребенку, возможность услышать его, улучшить психологический климат в своей семье, то есть не допустить нарушений психологического здоровья вашего ребенка.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом.
- Разговаривайте друг с другом. Если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга, а это не допустимо.
- Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и настаивая на своем.
- Расказывайте ребенку о себе, пусть он знает, что вы тоже готовы поделиться с ним, а не уходите в себя.
- Будьте рядом: важно, чтобы ребенок понимал, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность поговорить с вами.
- Старайтесь делать все вместе, планировать общие интересные дела, дайте ему альтернативу, если ему предстоит сделать выбор.
- Общайтесь с его друзьями: поведение подростка часто зависит от его окружения.
- Показывайте пример. Алкоголь, табак, медикаменты - легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни, является примером для ваших детей.
- Не запугивайте ребенка, он может перестать вам верить.
- Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов: улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
- Помните, что ребенок вегда нуждается в вашей поддержке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....