Психологические основы воспитания нравственных ценностей
статья по психологии по теме

Ермолаева Альфия Нуриахметовна

Одним их направлений нравственного воспитания является толерантность.

Толерантность - это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

    Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.  Именно форма тренинга позволяет наилучшим образом формировать у школьников толерантное отношение к самим себе, в первую очередь это чувства собственного достоинства и способности к самопознанию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические основы воспитания нравственных ценностей

на тренинговых занятиях

     Во всем мире законодательство в разных формулировках ставит одну существенную цель - воспитание гражданина высокой нравственной культуры, ориентированного на свое непрерывное самообразование и саморазвитие. Особую актуальность в работе образовательных учреждений является нравственное воспитание.          

     Нравственное воспитание - это важнейшая составляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания - сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др.

     Проведенные социологические исследования показывают, что выше всего учащейся молодежью ценятся справедливость, ответственность, альтруизм. Негативные нравственные качества, которые чаще всего встречаются среди молодежи, это эгоизм, грубость, лживость, жадность, агрессивность. Демократизация нашего государства создает в первую очередь условия для нравственного преображения человека. По мере дальнейшего развития общества мораль должна стать регулятором взаимоотношений между людьми, проникнуть во все сферы жизни, формировать сознание, быт.

    Одним их направлений нравственного воспитания является толерантность.

Толерантность - это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

    Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что

надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и

«толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

     Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).  На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

     На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.  Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 – 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной   деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация  отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

    Подростковый возраст  является наиболее продуктивным для развития толерантности так как именно в этом возрасте происходит перестройка отношений подростка с людьми, по-новому строится отношение подростка со взрослыми и сверстниками. Развитие толерантности это в первую очередь развитие толерантных черт личности ребёнка (эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, раскрытия сути «инаковости», отличности от других), а во-вторых, воспитание в духе толерантности. Именно форма тренинга позволяет наилучшим образом формировать у школьников толерантное отношение к самим себе, в первую очередь это чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Эти качества личности должны рассматриваться в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отношению к другим.

    Участники тренинговой группы должны осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к  окружающим и доброжелательным отношением к миру.

     К основным направлениям социально – психологического воздействия на учащихся среднего звена общеобразовательной школы по развитию толерантности относятся: урочная и внеурочная работа, тренинг общения, тренинг развития толерантных черт личности, специальные психотехнические упражнения, социодрамма и ролевые игры. Работа по данным направлениям и использование различных технологий позволяет толерантности укорениться в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности, воспитывает чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

     В последние годы всё чаще на земном шаре стали вспыхивать военные конфликты, обостряться отношения между различными группами, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось. Поэтому перед людьми всех стран мира встала задача удержать мир от новой войны. Однако вряд ли  можно рассчитывать, что эта глобальная проблема – «проблема мира» – разрешиться автоматически, без целенаправленной деятельности всех людей. Поэтому такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы, приняли большое количество документов по вопросу обучения в духе мира, прав человека и признали, что эффективное обучение по данной проблеме вносит вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, а также с ненавистью.

     Миролюбие означает конец вражды, расширение информации о других, активный обмен знаниями и расширение подготовки для обретения навыков жизни в условиях мира, демократии и развития – это, прежде всего, ненасилие. Миротворец – тот, кто способствует поддержанию мира, устранению воин, чьему-нибудь  примирению. Миротворец – лицо, способствующее сохранению или восстановлению мира.

     Конечно, становление Культуры мира является длительным процессом изменений в образе мышления и поведения людей. Этому надо учиться, поэтому Культуру мира надо понимать как школу, в которой мы все учимся жить вместе.

Культура мира основана на несомненных ценностях:

– уважение прав и свобод человека;

– толерантность;

– миролюбия и ненасилия;

– демократии.

Иными словами, Культуру мира можно определить как культуру мирного сосуществования всех народов и государств.

   Нами было проведено анкетирование среди учащихся среднего звена общеобразовательной школы МОУ СОШ № 18 г.Альметьевска.  Цель данного анкетирования выявить имеющиеся представления по проблеме толерантности. Результаты анкетирования показали, что дети не имели представления о толерантности, но хотели бы иметь знания по данному вопросу. Поэтому нами было решено провести тренинг по развитию толерантности среди учащихся шестых классов общеобразовательной школы. Данный тренинг включал в себя упражнения, игры и теоретический материал специально подобранный для учащихся среднего звена общеобразовательной школы на тему толерантности.

    Основные задачи тренинга заключались в следующем:

􀀹 знакомство школьников с понятием «толерантность»

􀀹 обучение школьников использованию ненасильственных методов разрешения конфликтов, навыков ведения межкультурного диалога, необходимых для построения мирного и толерантного общества;

􀀹 внесение вклада в создание и развитие благоприятного социального климата, в котором соблюдаются права представителей различных этнических групп.

     По окончанию проведения тренинга нами было проведено повторное анкетирование для отслеживания результативности нашей работы, которое показало, что учащиеся овладели не только основными понятиями по толерантности, но и навыками ведения межкультурного диалога, научились использованию  ненасильственных методов разрешения конфликтов, необходимых для построения мирного толерантного общества.

     Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.

    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

    Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

    Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды, которую необходимо формировать, используя разнообразные технологии социально-психологического воздействия начиная в рамках семейного воспитания, а в дальнейшем в различных образовательных учреждениях.

Литература:

1. Аксельрод А., Любарская Е. Мир различий. Фонд гуманитарных проектов и технологий

«Толерантность», М.: 2003 г.

2. Вульфов Б.З. «Воспитание толерантности, сущность и средства» Внешкольник – 2002 г. № 6.

3. Громова Е.Л. «Развитие этнической толерантности в школе» Ульяновский университет.

4. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. М.: АПКиПРО, 2002 г.

5. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М., 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (круглый стол) "Роль семьи в воспитании нравственных ценностей"

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и            знаний по нравственному воспитанию ребенка в семь...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕТЛЕЙ...

Воспитание нравственных ценностей

Воспитание нравственных ценностей{C}...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В своей работе воспитателя я  стараюсь воспитать успешную, адаптированную личность, делая большой акцент на нравственное воспитание. Воспитание нравственных ценностей должно начинаться в младшем ...

Личность учителя в процессе воспитания нравственных ценностей школьников

Представленная статья является попыткой осмысления собственного педагогического опыта.В ней затронуты непростые вопросы воспитания детей в школьном коллективе и роль личности учителя в этом процессе....

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

Материал для проведения родительского собрания по нравственности....

Духовно- нравственное воспитание. Нелинейный курс ОДНКНР как основа формирования нравственных ценностей

Духовно-нравственное  воспитание  обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Во...