предпрофильная подготовка
элективный курс по психологии (8 класс) по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе предпрофильной подготовки по психологии и выбору профессии
по учебно-методическому пособию «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ» Резапкина Г.В.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого-создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации психолого-педагогической диагностики учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию “пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию учащимися осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профориентационые материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в 4 самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль - одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Основная идея, цели и задачи изучения курса
Основная идея курса: профессионал-это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти качества гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Основная цель курса- формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса:формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Результаты изучениякурса
Сформированные представления о понятиях:
1. психологические особенности личности;
2. самоопределение;
3. профессиональные интересы и склонности;
4. способности, креативность;
5. классификация, типы и подтипы профессий;
6. профессиограмма;
7. проектирование профессионального жизненного пути;
8. карьера, этапы построения карьеры;
9. личный профессиональный план;
10. конструктивное общение;
11. адекватная самооценка;
12. профессиональная пригодность и компенсация;
13. рынок труда.
Приобретенные умения и навыки:
1. определение психологических особенностей своей личности;
2. выявление своих способностей и профессиональных интересов;
3. определение соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам личности, а также запросам рынка труда;
4. работы с профессиограммами;
5. ориентирования в типах и подтипах профессий;
6. составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;
7. разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры.
Используемые методические средства:
· теоретическое осмысление понятий,
· диагностирование,
· профориентационные и ролевые игры, упражнения,
· презентации по темам курса,
· самоанализ и самооценка, самопрезентация,
· рефлексия.
Виды контроля знаний и умений:
· периодический в форме контрольных вопросов по изученным темам;
· итоговый в форме проекта “Моя будущая профессия”
Место предмета в учебном плане
Программа предпрофильной подготовки по психологии и выбору профессии в 8 -х классах рассчитана на 32-33 учебных часа в год из расчета 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich_planirov.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по программе предпрофильной подготовки
“Психология и выбор профессии” в 8-х классах
2012-2013 учебный год
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Сроки изучения |
І четверть ( 8 уроков) | 01.09.-02.11. | ||
БЛОК I Что я знаю о своих возможностях | |||
1. | Знакомство. Введение в мир предмета психологии. Самооценка и уровень притязаний. | 1 | |
2. | Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 | |
3. | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 | |
4. | Стресс и тревожность. | 1 | |
5. | Определение типа мышления. | 1 | |
6. | Внимание и память. | 1 | |
7. | Уровень внутренней свободы. | 1 | |
8. | Обобщающий урок. | 1 | |
ІІ четверть (8 уроков) | 11.11.-28.12. | ||
БЛОК II Что я знаю о профессиях. | |||
9. | Классификации профессий. Признаки профессии. | 1 | |
10. | Определение типа будущей профессии. | 1 | |
11. | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | 1 | |
12. | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | |
13. | Определение профессионального типа личности. | 1 | |
14. | Профессионально важные качества. | 1 | |
15. | . Профессия и здоровье | 1 | |
16. | Обобщающий урок | 1 | |
ІІI четверть (8 уроков) | 12.01.-22.03. | ||
БЛОК III Способности и профессиональная пригодность | |||
17. | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 1 | |
18. | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 | |
19. | Способности к профессиям социального типа | 1 | |
20. | Способности к офисным видам деятельности | 1 | |
21. | Способности к предпринимательской деятельности | 1 | |
22. | Артистические способности | 1 | |
23. | Уровни профессиональной пригодности | 1 | |
24. | Обобщающий урок | 1 | |
ІV четверть (8 уроков) | 31.03.-28.05. | ||
БЛОК IV Планирование профессиональной карьеры | |||
25. | Мотивы и потребности | 1 | |
26 | Ошибки в выборе профессии | 1 | |
27. | Современный рынок труда | 1 | |
28. | Пути получения профессии | 1 | |
29. | Навыки самопрезентации | 1 | |
30. | Стратегия выбора профессии. | 1 | |
31. | Обобщающий урок | 1 | |
32-33. | Защита проекта “Моя будущая профессия” | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)
Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...
Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"
На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...
Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"
Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...
Проблема предпрофильной подготовки и профильного обучения, роль элективных курсов, факультативных занятий, специальных курсов для усиленной подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....