Взаимосвязь тревожности и общительности у подростка
статья по психологии по теме
В статье раскрыты теоретические аспекты понятия «тревожность» и «общительность» в контексте подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования и определена степень взаимосвязи тревожности и общительности у детей подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimosvyaz_trev.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь тревожности и общительности у подростков
Решетникова Светлана Анатольевна, педагог-психолог,
первая квалификационная категория,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66
им. Н.И. Вавилова»
Аннотация: В статье раскрыты теоретические аспекты понятия «тревожность» и «общительность» в контексте подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования и определена степень взаимосвязи тревожности и общительности у детей подростков.
Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, общительность, школьники, тревога, гендер.
В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения. Однако на пути развития может встать препятствие – тревожность.
Проблема тревожности является актуальной в современном мире. Социальная нестабильность, непредсказуемость будущего вызывают переживания напряжения, беспокойства, тревоги и тревожности. Проблема подростковой тревожности актуальна вдвойне. Так как она может воспрепятствовать успешной позитивной социализации молодых людей в обществе. Социализация так же не возможна без коммуникативных навыков. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и уровня общительности актуально, поскольку эта проблема является недостаточно разработанной в современных условиях социально-экономической нестабильности.
Цель исследования – определить характер взаимосвязи тревожности и общительности у детей подростков и дать ее психологическую интерпретацию.
Многие авторы рассматривают тревогу как признак и причину психического неблагополучия. Так, по мнению Ф. Б. Березина, любое нарушение сбалансированности системы человек – среда является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания [1], как неопределенное беспокойство представляет собой результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный (и облигатный) механизм психического стресса [2:121].
Облигатность этого механизма вытекает из связи психического стресса с включением психологической переменной – угрозы [2], ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Ряд авторов выделяют тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент [3, 4, 5]. Личностная тревожность обуславливает отсутствие чувства базисной безопасности, что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним; и формирование неадекватных моделей поведения, что способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению. По данным исследователей, наиболее информативными психологическими факторами риска развития нарушений психического здоровья у школьников, помимо сниженного уровня интеллекта, являются: несформированность эмоционально-волевой сферы, тревожный тип личности, для которого характерны сниженная общительность, неуверенность в себе, повышенная чувствительность, напряженность, социальная робость, а также высокий уровень стрессового напряжения, высокий нейротизм и низкая экстравертированность [2]. Но, тем не менее, не правомерно любое состояние тревоги расценивать как дезорганизующий фактор или как проявление психического нездоровья.
Требуется разделение тревоги на физиологическую (адаптивную) и патологическую (дезадаптивную). Переход одного варианта тревоги в другой, по мнению Ф. Б. Березина, определяется ее интенсивностью. Мы на этом основании сформулировали представление о существовании тревожного ряда [7], который включает несколько аффективных феноменов, закономерно сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги: ощущение внутренней напряженности – гиперестезические реакции – собственно тревогу – страх – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – тревожно-боязливое возбуждение.
По К. Хорни [8] особенность невротической тревоги заключается в отсутствии вызывающей ее опасности, или, во всяком случае, в диспропорции между действительной опасностью и интенсивностью тревоги.
З. Фрейд утверждал, что, независимо от внешнего впечатления, опасность, которой страшатся при невротической тревоге, является столь же реальной, как и та, что вызывает «объективную» тревогу. Различие заключается в том, что при неврозе опасность конституирована субъективными факторами, а источники угрозы могут находиться в самом невротике. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия [8].
Ф. Б. Березин отмечает, что тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции [7]. Чем выше уровень тревожности, тем ниже возможности к самоактуализации.
Анализ патогенетической роли тревоги при психопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выраженные нарушения психической адаптации дает основание считать тревогу ответственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Тревога выступает либо как основное слагаемое различных психопатологических синдромов, либо как базис, на котором формируются психопатологические или психосоматические проявления.
Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса об общительности, мы видим в исследованиях А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева и других, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта [9, 10]. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
В нашем исследовании общительность представляется как обобщенный показатель коммуникативных и интерактивных типов общения. Поэтому общительность можно рассматривать не только как свойство личности, но и как процесс реализации возможностей и развития способностей устанавливать и поддерживать контакты, формировать доверительные отношения осуществлять взаимодействие, преодолевать трудности общения.
Учащиеся юношеского возраста характеризуются возросшей общительностью. Старшеклассникам свойственно такое душевное состояние, как ожидание общения, поиск общения. Общение в этом возрасте во многом удовлетворяет потребность в деятельности, в признании, защищенности, интимной реакции. В нем старшеклассники ищут и находят доказательства своей социальной и человеческой ценности. При этом общительность у них часто парадоксально сочетается с застенчивостью, а застенчивость с раскованностью и даже развязностью [11].
Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.
Исследование взаимосвязи тревожности и общительности у детей подростков проводилось на базе МОУ №66 г. Саратова. Нами были протестированы 60 школьников в возрасте 13-16 лет, среди которых 30 девочек и 30 мальчиков.
В качестве экспериментального поля не случайно выбран ранний юношеский возраст: во-первых, - это возраст, в котором происходит переход более широкий мир социальных взаимоотношений, с более сложной иерархией взаимообусловленности и требующей личностной активности от каждого индивида; во-вторых, большинство сформированных в данный возрастной период личностных качеств приобретают устойчивый характер и, следовательно, результаты исследования носят прогностический характер.
Для проведения эксперимента для учащихся была создана комфортная обстановка и проведена беседа на тему особенностей общительности у подростков и необходимости проведения нашего исследования.
Для исследования уровня тревожности у испытуемых нами использовалась шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптирована Ю.Л. Ханиным). Для определения уровня общительности был применен опросник «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.
Полученные в ходе исследования результаты мы внесли в таблицу 1.
Таблица 1.
Ситуативная тревожность | Личная тревожность | ||||||||||
низкая | умеренная | высокая | низкая | умеренная | высокая | ||||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. |
18 | 5 | 8 | 11 | 4 | 14 | 15 | 7 | 13 | 19 | 2 | 4 |
60% | 16,7% | 26,6% | 36,6% | 13,4% | 46,7% | 50% | 23,4% | 43,4% | 63,3% | 6,6% | 13,4% |
Анализ данных таблицы показывает, что ситуативная тревожность высокого уровня у мальчиков 13-16 лет выше чем у девочек того же возраста, и составляет 46,7% у мальчиков и 13,4 % у девочек.
Умеренная тревожность наблюдается у 26,6 % девочек и 36,6 % мальчиков;
Низкая тревожность преобладает у девочек и составляет 60% от общего числа. У мальчиков уровень низкой ситуативной тревожности составляет 16,7 %.
Личная тревожность по гендерному признаку преобладает у мальчиков: высокий уровень у 4 человек, умеренный у 19, низкий у 7 мальчиков. В среднем уровень личностной тревожности среди мальчиков – умеренный.
У девочек преобладает низкая личностная тревожность – 50%.
Представим графически проанализированные данные:
Диаграмма 1. Процент ситуативной и личностной тревожности у девочек
Диаграмма 2. Процент ситуативной и личностной тревожности у мальчиков
В итоге необходимо отметить тот факт, что общий уровень тревожности у детей подростков принявших участие в эксперименте умеренный, что свидетельствует о благополучной ситуации в развитии детей и их социализации.
Исследование, проведенное на основе тестирования, показало, что у детей подростков принявших участие в эксперименте преобладает средний уровень общительности. Рассмотрим данные поподробнее, представив их в сводной таблице:
весьма коммуникабельная личность (1-13 баллов) | коммуникабельная личность (14-24 баллов) | личность испытывающая затруднения в общении (25-31баллов) | |||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. |
6 | 3 | 21 | 19 | 3 | 8 |
20% | 10% | 70% | 63,3% | 10% | 26,7 |
Итак, мы видим, что девочки подростки активнее мальчиков в сфере общения, так 20% опрошенных девочек обладают отлично развитыми коммуникативными способностями, и даже сверх меры, по мнению окружающих.
Мальчики же лидируют в категории испытывающих затруднения в общении – 26,7 %.
Средний уровень общительности выявлен у 70% девочек и 63,3 % мальчиков.
Полученные в ходе выявления уровня тревожности и общительности данные, мы обработали при помощи вычисления U-критерия Манна-Уитни. Анализ проводился с учетом ситуативной и личной тревожности, а также гендерного фактора. Были получены следующие результаты:
Коэффициэнт корелляции взаимосвязи ситуативной тревожности и общительности у мальчиков составляет – Uэмп (48) и находится в зоне значимости; личной тревожности и общительности – Uэмп (48), также находится в зоне значимости .
У девочек – ситуативной тревожности и общительности – Uэмп (47), личной тревожности и общительности – Uэмп (52). Полученные эмпирические значения Uэмп находятся в зоне значимости.
Итак, наша гипотеза подтверждается и можно говорить о наличии взаимосвязи уровня тревожности как у мальчиков подростков, так и у девочек подростков. Поэтому особенно актуальным направлением для работы с детьми является формирование и развитие навыков общения, в особенности у подростков.
Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей подростка, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчивых при постоянной тревожности. Для того, чтобы преодолеть и избежать тревожные ситуации, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные навыки. Так как, от общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни и личное психофизиологическое состояние.
Список литературы:
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.
- Джемс У. Психология. М., 1991.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1963.
- Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
- Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. 187 с.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., Просвещение, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.
цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
В комплексе мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности учебной деятельности старшеклассников, для формирования высоких знаний, умений и навыков важную роль играют вопросы изучения...
Программа коррекции стрессовых расстройств и тревожности у детей и подростков
Тренинговые упражнения на снятие эмоционального стресса и психорегуляцию...
«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.
Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Интенсивное развитие самосознания и критического мышленияприводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственногопредстав...
Программа коррекции стрессовых расстройств и тревожности у детей и подростков
Травматическая ситуация, вытесненная в прошлом, может вернуться в любой момент, накладывая свой отпечаток на жизнедеятельность ребенка в настоящем, и заставляя страдать, как его, так и его окружение. ...
«Взаимосвязь самооценки и тревожности подростков»
laquo;Взаимосвязь самооценки и тревожности подростков»...