План по ГИА и ЕГЭ
рабочая программа (психология, 11 класс) на тему
План по психологической подготовке учащихся к сдаче экзаменов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty__po_ege.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
психолога
по подготовке выпускников
к ЕГЭ и ГИА
в 2010-2011 учебном году
Пояснительная записка
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
При разработке программы "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА" мы опирались на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классы к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н., Королевой Н. Разработанная нами программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ГИА, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Цель: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену.
Методы и техники, используемые в занятиях:
Ролевые игры.
Мини-лекции.
Дискуссии.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Психофизиологические методики.
Телесно-ориентированные техники.
Диагностические методики
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приемам эффективного запоминания
8. Обучение методам работы с текстом.
Хронометраж занятий.
В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1- раз в неделю. Т.к. наполняемость классов обычно достаточно велика, то рекомендуется проведение занятий с участием двух психологов.
Ожидаемые результаты:
Психологическая готовность участников ЕГЭ:
1. Снижение уровня тревожности.
2. Развитие концентрации внимания.
3. Развитие четкости и структурированности мышления.
4. Повышение сопротивляемости стрессу.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ).
Литература
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"
Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
№ | Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки | Ответственные |
1 | Работа с учащимися 9-11 классов Диагностика. | 1.Тест Филлипса | Выявление тревожности уровня выпускников. | ноябрь | Психолог |
2 | 2.Тест «Стресс» Анкета | Выявление уровня стресса у выпускников. | февраль | Психолог | |
3 | 3. Тест «Моральная устойчивость» | Выявление уровня моральной устойчивости. | декабрь | Психолог | |
4 | 4.Опросник «Итоги ЕГЭ» | Выявление уровня психологической готовности к ЕГЭ и ГИА | декабрь | Психолог | |
5. Тест « Угрожает ли вам нервный срыв?» | Выявление уровня нервного срыва | февраль | Психолог | ||
4 | Практическая работа | Подготовка методических рекомендаций выпускникам по подготовке к ЕГЭ и ГИА | Дать рекомендации по подготовке к экзаменам | Декабрь февраль | Психолог |
5 | Индивидуальные и групповые занятия | Знакомство | Формирование положительного настроя на работу | октябрь | Психолог |
6 | Как лучше подготовиться к занятиям | Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам | октябрь | Психолог | |
7 | Поведение на экзамене | Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена | ноябрь | Психолог | |
8 | Память и приемы запоминания | Знакомство с приемами запоминания, характеристиками памяти | ноябрь | Психолог | |
9 | Память и приемы запоминания | Обучение работе с текстами, отработка полученных навыков | Ноябрь | Психолог | |
10 | Методы работы с текстами | Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам | декабрь | Психолог | |
11 | «Планирование повторения учебного материала к экзамену» | Дать рекомендации по повторению учебного материала | декабрь | Психолог | |
12 | «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала» | Сообщить об эффективных способах запоминания большого объема материала | январь | Психолог | |
13 | «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации» | Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации | февраль | Психолог | |
14 | ЕГЭ и ГИА: угрозы и возможности. | Проектирование индивидуального маршрута для подготовки к экзаменам | ноябрь | Психолог | |
15 | Сказка «Страус» | Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации; Коррекция страхов. | февраль | ||
16 | Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА. | Дать рекомендации по психологической подготовке к экзаменам | В течение года | Психолог | |
17 | Тренинг | «Как сохранить спокойствие» | Дать рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему. | март | Психолог |
18 | Оформление стенда для выпускников | «Время вспомнить о ЕГЭ» | Дать рекомендации, информацию по подготовке к экзаменам | Первое полугодие | Психолог |
19 | Диагностика |
| Сравнение результатов, полученных при диагностическом обследовании на первом и последнем этапах работы. | апрель | Психолог |
20 | Работа с родителями выпускников | Собрание «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ и ГИА». «Как противостоять стрессу».
| – познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; – проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | февраль | Психолог |
21 | Практическая работа | Подготовка методических рекомендаций родителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА | – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | февраль | Психолог |
22 | Консультация | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ, ГИА | Оказание помощи по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА | В течение года | Психолог |
23 | Работа с учителями-предметниками | Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся | выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ, ГИА | В течение года | Психолог |
24 | Практическая работа | Подготовка методических рекомендаций учителям – предметникам по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА | – дать рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам | ноябрь | Психолог |
25 | Работа с классными руководителями. | Совместный контроль подготовки к ЕГЭ ГИА | Осуществлять контроль за учащимися по подготовке к экзаменам | В течение года | Психолог |
26 | Практическая работа | Подготовка методических рекомендаций классным руководителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА | – дать рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам | октябрь | Психолог |
27 | Нормативная документация | Оформление протокола родительского собрания | февраль | ||
Составление и утверждение графика работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. | сентябрь | ||||
28 | Справка о результатах проведения диагностики | февраль |
Приложение 1
Отличительные особенности
Традиционный экзамен
Единый государственный экзамен
Что оценивается
Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях
Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность
Что влияет на оценку?
Большое влияние оказывают субъективные факторы, контакт с экзаменатором, общее впечатление и пр.
Оценка максимально объективна
Возможность исправить собственную ошибку
На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и исправить ее во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы
Можно заметить и исправить ошибки при проверке
Кто оценивает?
Знакомые ученику люди
Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты
Когда можно узнать результаты экзамена?
На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней
В течение нескольких дней
Содержание экзамена
Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала
Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала
Как происходит фиксация результатов?
В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике
Результаты заданий необходимо перенести на специальный бланк
Стратегия деятельности во время экзамена
Унифицированная
Индивидуал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План План проведения педагогических измерений показателей здоровья школьников.
Цель: воспитания у школьников потребности заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни, а также повышение заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья. Зад...
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
Бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана.
Образовательная программа: Программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Составлена на основе федерального компонента государственного станда...