Путь к успеху
план-конспект урока по психологии (11 класс) на тему
Данное занятие представлено в виде психологического практикума, на котором учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами психологической подготовки к экзаменам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_uspehu.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие на тему: «Путь к успеху»
(психологическая помощь в период подготовки и сдаче экзаменов)
Цели и задачи:
- повышение сопротивляемости стрессу
- отработка навыков уверенного поведения
- развитие эмоционально-волевой сферы
- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы
- помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок
- обучение навыкам рефлексии
Инструментарий: на каждого участника: сейсмографы состояния, карточки с изображением маятника, сокращенный вариант рассказа В.Шукшина «Экзамен» без окончания, авторская версия окончания рассказа, таблицы для выполнения задания, бумага, фломастеры и маркеры, ватман, доска, кнопки, магниты, скотч.
Участники: учащиеся 11-х классов в количестве 15 человек.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
- Упражнение «Учимся расслабляться».
Инструкция: «Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнём».
По окончанию упражнения предлагается проговорить, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, какие ситуации вспомнились
- Упражнение «Сейсмограф моего состояния.
Инструкция: «Я предлагаю вспомнить ситуацию экзамена, вспомнить своё состояние в тот момент и начертить сейсмограф состояния: до экзамена, во время экзамена, после экзамена, где отметка 0 баллов соответствует спокойному состоянию, а 10 баллов характеризует состояние повышенной тревожности, состояние стресса. Затем составьте несколько словосочетаний, в которых будет использовано слово «экзамен».
Затем по желанию словосочетания зачитываются и все сейсмографы вывешиваются на доску.
Психолог подводит итог: в какой из моментов тревожность имеет высокий уровень.
- Упражнение маятник.
(У каждого участника группы карточка с изображением маятника). Учащимся предлагается оценить своё состояние до экзамена, во время экзамена и после него. Когда маятник качнётся вправо – это свидетельство об успешной сдаче. Запишите, какие условия для этого необходимы. Если же маятник склоняется влево – то результат экзамена не успешный. При каких условиях может возникнуть эта ситуация, запишите свои варианты слева. Затем предлагается озвучить свои варианты.
Психолог работает с маятником на доске: справа записывает условия, при которых экзамен будет сдан успешно, слева – условия, при которых результат будет не успешным.
4. Работа с отрывком из рассказа В. Шукшина «Экзамен». Участникам предлагается поработать с сокращенным вариантом рассказа В.Шукшина «Экзамен». Далее задается вопрос: «Как вы думаете, какую оценку поставил профессор в зачетку и предположите, что мог профессор написать на обложке книги и какую оценку он поставил в зачётку студента. Самостоятельная работа в течение 1 минуты (выслушиваются варианты ответов).
Затем раздаётся окончание рассказа. А теперь, наверное, самый сложный вопрос: «Что, по-вашему мнению, означает оценка «плохо» (с позиции студента, с позиции профессора, с вашей собственной позиции). Индивидуальная работа с таблицами, затем совместное обсуждение.
5. Памятка для студента «Как успешно сдать экзамены»
Предлагается составить шуточную памятку для студента с использованием только глаголов. По окончанию памятки зачитываются и прикрепляются к доске.
Заключение Пожелание всем участником успешной сдачи экзаменов. Психолог: «Давайте все вместе скажем: «Ни пуха, ни пера!»
Приложение: (материалы выдаются на каждого участника)
- Сейсмографы состояния
10
до
после
0
во время
- Маятник
неуспешно
неуспешно
- Сокращенный вариант рассказа В.Шукшина «Экзамен»( без окончания).
В.Шукшин
Экзамен
(сокращенный вариант)
– Почему опоздали? – строго спросил профессор. Берите билет. Номер?
– Семнадцать.
– Готовьтесь.
Студент склонился над бумагой, задумался.
– Готовы? Давайте. – Профессор отвернулся от окна. – Слушаю.
Студент держал в толстых грубых пальцах узкую полоску бумаги – билет; билет мелко дрожал.
«Волнуется, – понял профессор. – Ничего, поволнуйся».
– Студент закусил губу, нахмурился: должно быть, сам понимал, что рассказывает неинтересно, плохо. Он слегка покраснел.
– Читали?
– Посмотрел…
– Как вам не стыдно? – с убийственным спокойствием спросил профессор и стал ждать ответа.
– Стыдно.
С минуту молчали. Профессор ходил около доски, фыркал и качал головой. Он даже как будто помолодел от злости.
Студент сидел неподвижно, смотрел в билет… Минута была глупая и тяжкая.
– Спросите еще что-нибудь. Я же готовился.
– Как чувствовал себя в плену князь Игорь?! – почти закричал профессор, опять испытывая прилив злости.
– Как чувствует себя человек в плену? Неужели даже этого не понимаете?!
– Понимаю, – сказал он.
– Так. Что понимаете?
– Я сам в плену был.
– То есть как в плену были? Где?
– У немцев.
– Вы воевали?
– Да.
Профессор внимательно посмотрел на студента, ему почему-то подумалось, что автор «Слова» был юноша с голубыми глазами. Злой и твердый.
Студент смотрел на профессора, профессор – на студента. Оба были сердиты..
– Бежали из плена?
– Да. – Студент сел. Опять взял билет и стал смотреть в него. Ему хотелось скорей уйти.
– Расскажите. Подробней, – приказал профессор. – Учитесь говорить, молодой человек! Ведь это тоже надо. Как бежали? Собственно, мне не техника этого дела интересна, а… психологический момент, что ли. Как чувствовали себя? – Страшно было?
– Страшно.
Замолчали. Студент все глядел в злополучный билет; профессор поигрывал янтарным мундштуком, рассматривал студента.
–Вам в Киеве приходилось бывать?
– Нет.
– Там есть район – Подол называется, – можно стоять и смотреть с большой высоты. Удивительная даль открывается. Всякий раз, когда я стою и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда-то. Не в своей жизни даже, а давным-давно. Понимаете? – У профессора на лице отразилось сложное чувство – он как будто нечаянно проговорился о чем-то, весьма сокровенном и теперь, во-первых, опасался, что его не поймут, во-вторых, был недоволен, что проговорился. Он смотрел на студента с тревогой, требовательно и заискивающе.
Студент пожал плечами, признался:
– Как-то сложно, знаете.
Повисла неловкая пауза. Два человека смотрели друг на друга и не понимали, что им, собственно, требуется сейчас выяснить.
– Я немного не понимаю, – осторожно заговорил студент, – при чем тут Подол?
– Я в плену не был, даже не воевал никогда, но там, над Подолом, я каким-то образом постигал все, что относится к войне.
Студент удивленно посмотрел на профессора.
– И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ. Я это не из книжек вычитал, сами понимаете. Я это чувствую и верю этому.
Долго после этого молчали – отходили.
Профессор достал из портфеля экземпляр «Слова о полку Игореве», подумал, посмотрел на студента, улыбнулся. Что-то быстро написал на обложке книги, подал студенту.
Студент не нашелся, что на это сказать. Неопределенно пожал плечами.
– Давайте зачетку. – Он проставил оценку, закрыл зачетку, вернул ее студенту и тихо сказал. – До свидания.
- Авторская версия окончания рассказа «Экзамен»
Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой коридор. Зачетку держал в руке – боялся посмотреть в нее, боялся, что там стоит «хорошо» или, что еще тяжелее – «отлично». Ему было стыдно.
«Хоть бы „удовлетворительно“, и то хватит»,– думал он.
Оглянулся на дверь аудитории, быстро раскрыл зачетку… некоторое время тупо смотрел в нее. Потом еще раз оглянулся на дверь аудитории, тихо засмеялся и пошел. В зачетке стояло: «плохо».
На улице он вспомнил про книгу. Раскрыл, прочитал:
«Учись, солдат. Это тоже нелегкое дело. Проф. Григорьев».
Студент оглянулся на окна института, и ему показалось, что в одном он увидел профессора.
… Профессор действительно стоял у окна. Смотрел на улицу и щелкал ногтями по стеклу. Думал.
- Таблица «Что такое «плохо».
С позиции студента | С позиции профессора | С вашей собственной позиции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнёрство - путь к успеху!
Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...
Социальное партнёрство - путь к успеху!
Главное в наше время - найти единомышленников, сотрудничество с которыми будет взаимополезным и приятным!...
Диплом за печатную работу "Путь к успеху"
Данный диплом был выдан мне издательством "1сентября", сегодня получила его по почте. 14.06.11г. А также к нему был приложен сертификат, удостоверяющий публикацию моей статьи....
Адаптированная программа кружка "Путь к успеху"
Адаптированная программа кружка "Путь к успеху", разработанная в рамках Международной образовательной программы Intel "Путь к успеху", расчитанная на 144 часа...
На пути к успеху
Презентация к уроку по учебнику Боголюбова, Ивановой...
Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"
Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...