Программа "Мои первые уроки"
рабочая программа по психологии по теме
Программа предназначена для детей дошкольного возраста. Основная цель - развитие интеллектуальных способностей и навыков общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа.docx | 53.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс психолого-педагогических программ
«Профессиональная перспектива»
Развивающая
психолого-педагогическая программа
«МОИ ПЕРВЫЕ УРОКИ»
Автор-составитель программы:
Шкунова Е.В., педагог-психолог
МОУ СОШ № 32, г. Саранск.
Саранск, 2012 год
Развивающая психолого-педагогическая
программа «Мои первые уроки».
Вид программы: развивающая.
Описание участников программы: программа предназначена для дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных способностей и навыков общения у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Способствовать развитию собственной активности в ходе групповых занятий.
- Развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь.
- Формирование и развитие навыков общения: установление взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности и т. д.
Основания программы:
- идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры (кандидат психологических наук, психолог Психолого-педагогического центра «Здоровье» Т.Г. Сырицо, г. Санкт-Петербург);
- программа «Развитие интеллекта и навыков общения у ребёнка посредством групповых игр» М. Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева.
Актуальность программы. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Предлагаемая программа рассчитана на более длительный период, поэтому позволяет ещё более всесторонне подготовить ребёнка к школе.
Предлагаемая программа развивающих занятий «Мои первые уроки» поможет педагогу-психологу организовать интересные и познавательные занятия с детьми дошкольного возраста. В процессе занятий специально направляется активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов память, внимания, мышления, воображения и т. п., в наиболее естественной для него форме – игре.
Тематический план
Разделы и темы | Кол-во часов | Всего часов |
| 6 | 6 |
| 3 | 3 |
| 7 | 7 |
| 4 | 4 |
5.Восприятие и воображение | 3 | 3 |
6.Навыки общения | 4 | 4 |
7.Моторика | 3 | 3 |
Итого | 30 | 30 |
Содержание программы
Занятие №1
1.Знакомство.
Один ребёнок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет своё имя, второй в ответ называет своё имя и т. д.
2. Правила группы.
2.1. Уважение говорящего.
2.2. Активность.
2.3. Правило «поднятой руки».
2.4. Правило принятия.
2.5. Правило «Здесь и сейчас».
2.6. Правило общей работы.
3. Прямой счёт.
Психолог бросает ребёнку мяч и называет цифру 1. Ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит: 4, и т. д.
4.«Слушай хлопки».
Когда психолог хлопнет в ладоши один раз, дети поднимают правую руку, если хлопнет в ладоши два раза - поднимают левую руку, а если три раза - обе руки.
- «Я положил в мешочек».
- Работа в прописях.
Дети по очереди складывают в мешочек – фрукты.
- Отгадай и назови.
- Итог занятия.
Занятие №2
1.Закрепление знакомства.
2. Правила группы.
3. «Не пропусти растение».
Психолог называет слова. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.
Слова, к примеру, такие:
Дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей и т. д.
4.«Я положил в мешочек».
Дети по очереди складывают в мешочек – овощи.
5.Отгадай и назови.
6. Работа в прописях.
7. «Делай, как я».
По команде психолога дети дотрагиваются правой рукой до кончика носа, закрывают левой рукой правый глаз, правой рукой правое ухо и т. д.
8.Итог занятия.
Занятие №3.
- «Перекличка –путанка».
Психолог называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.
- Правила группы.
- «Слушай хлопки».
- «Кто больше увидит и запомнит».
Пока психолог считает до тридцати, дети находят и запоминают в классной комнате все предметы, в названии которых – два слога.
- «4-й лишний».
Примеры заданий:
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Молоко, творог, сметана, хлеб.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- Платье, свитер, шапка, рубашка.
- Берёза, дуб, сосна, земляника.
6. Работа в прописях.
7. «Делай, как я».
8. «Подарок».
Дети по цепочке дарят друг другу подарок, при этом благодарят друг друга.
9.Итог занятия.
Занятие №4.
1.Правила группы.
2. Разминка.
Дети отвечают на вопросы типа:
- Какой сегодня день недели?
-Сколько всего дней недели?
-Какое время года?
-Месяц? И т. д.
3. «Внимательные руки».
Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «И» и «Й», или без них. Дети внимательно слушают и, если в слове есть звук «И» - поднимают правую руку; если есть звук «Й» - левую; если нет ни той, ни другой – руки остаются на коленях.
Примеры слов:
Лифт, ватин, йод, метрополитен, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, воевода, учёный, диктант, мечтатель, конница, ладонь, маленький, соседи и т. д.
4.«Кто больше увидит и запомнит».
Пока психолог считает до двадцати дети находят и запоминают в классной комнате все предметы, в названии которых присутствует только одна гласная.
5.«Нарисуй т о, чего не бывает на свете».
Победителем считается тот, кто нарисовал самую забавную, увлекательную ситуацию и хорошо описал её.
6.Работа в прописях.
7.«Делай, как я».
8.«Подарок».
9.Итог занятия.
Занятие №5.
- Правила группы.
- Разминка.
- Комплимент.
Каждый ребёнок по очереди говорит что-нибудь приятное соседу по парте. Так продолжается до тех пор пока каждый не услышит что-то приятное для себя.
- «Четыре стихии».
Если психолог скажет слово «земля» дети опускают руки вниз, если слово «вода» – вытягивают руки вперёд, слово «воздух» - поднимают руки вверх, слово «огонь» - производят вращение в лучезапястных суставах и локтевых суставах. Тот кто ошибается выбывает из игры.
- «Разноцветные мячики».
Психолог молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета; согласный – если мяч синего цвета, и возвращает мяч психологу.
6.Работа в прописях.
7.«Отгадай и назови».
8.«Подарок».
- Итог занятия.
Занятие №6
- Правила группы.
- Разминка.
- Комплимент.
- «Не пропусти профессию».
Дети внимательно слушают слова, которые называет психолог. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши. Предварительно проводится беседа о мире профессий.
Варианты слов:
Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, попугай, пекарь, шахтёр, листок, учитель, сено, очки, река, продавец, ветеринар, птица и т. д.
- «Придумай сказку».
- Работа в прописях.
- «Оканчивание слов».
Психолог начинает слово, произнося первый слог, а дети его заканчивают.
Примеры слогов:
-по, -на, -за, -ми, -му, -до, --че, -пры, -ку, -зо.
7. «Подарок».
8. Итог занятия.
Занятие №7
- Правила группы.
- «Подари улыбку».
- Разминка.
- «Правая, левая».
Психолог читает ряд слов с согласными на конце. Дети поднимают руку: правую – если окончание твёрдое; левую – если мягкое.
Варианты слов:
Брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, был, сталь, вес, жарь, шампунь, хруст, грусть и т. д.
- «Я положил в мешочек». Игрушки.
- Работа в прописях.
- «Мячик-смягчитель».
Психолог бросает мяч и произносит слово с твёрдым окончанием. Ребёнок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.
Возможные слова:
Угол, брат, ел, топ, мел, хор, стал, пыл, жар, был, цеп, вес, любит, ходит, носит, варит, служит, дал, жест, прав, пилит, шутит, кон и т. д.
- «Найди себе пару».
Дети получают карточки со слогами: на, кА, го, жи, пар, во, сос, мыш, ра, вот, та, да и т. д.
Задание детям: найди себе пару и встань так, чтобы получилось слово.
- Итог занятия.
Занятие № 8
- Правила группы.
- «Подари улыбку».
- Разминка.
- «Четыре стихии».
- «Я положил в мешочек». Одежда.
- Работа в прописях.
- «Говори наоборот».
Инструкция: «Ребята, я вам буду говорить слова, а вы говорите эти слова, но только наоборот, например: большой - маленький».
Можно использовать следующие пары слов:
Весёлый – грустный; быстрый – медленный; красивый – безобразный; пустой – полный; худой – толстый; умный - глупый; трудолюбивый – ленивый и т. д.
- «Оканчивание слов».
- Итог занятия.
Занятие № 9
- Правила группы.
- Комплимент.
- Разминка.
- «Тропинка».
Дети берутся за руки образуя круг, и по сигналу психолога начинают движения по кругу в правую сторону до тех пор, пока психолог не произнесёт слово-задание. Если психолог говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если слово «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если слово «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.
- «Кто больше увидит и запомнит?».
Пока психолог считает до тридцати, дети находят и запоминают в классной комнате все предметы, в названии которых – три слога. По истечении времени дети называют предметы.
6.Работа в прописях.
7.«Сравнение предметов».
Для сравнения детям предлагаются следующие пары слов:
- Муха и бабочка; стол – стул; вода – молоко; топор – молоток.
8. «Бывает – не бывает».
Психолог называет какую – либо ситуацию и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч не ловит. Можно предложить детям самим придумывать ситуации.
Примеры ситуаций:
Папа ушёл на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Яблоко солёное и т. д.
9.Итог занятия.
Занятие № 10
- Правила группы.
- Подарок.
- Разминка.
- «Зеваки».
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения меняется после каждого сигнала психолога.
- «Я положил в мешочек». Школьные принадлежности.
- Работа в прописях
- «4 – й лишний».
- « Бывает – не бывает».
- Итог занятия.
Занятие № 11
- «Подари улыбку».
- Разминка.
- «Правильно услышим и покажем, что услышали».
Дети показывают жестами, какую фразу они услышали.
Восклицательная – обе поднятые руки соединены над головой;
Вопросительная – правая рука поднята и согнута полукругом, левая – кулачок перед грудью;
Утвердительная – оба кулачка прижаты друг к другу.
Варианты текста:
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Пётр, что делает?
- Да на печи лежит.
4. «Сколько в слове слогов?».
Психолог бросает мяч ребёнку, называя слово. Ребёнок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч.
Варианты слов:
Дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, кит, сундук, жираф, кот, шуба, мальчик, корова, змея, мука, семечко, ученик, рыба, ботинки и т. д.
5.«Сравнение предметов».
6.Работа в прописях.
7. «Оканчивание слов».
8. «Подарок».
9. Итог занятия.
Занятие № 12
- «Огромный букет».
Дети встают в круг и передают по очереди своё тепло друг другу.
- Разминка.
- «Четыре стихии».
- «Послушай, что за окном».
- «Закончи предложение».
Дети по очереди заканчивают предложения, сказанные психологом, при этом они помогают друг другу.
Варианты предложений:
Лимоны кислые, а сахар…
Собака лает, а кошка…
Ночью темно, а днём…
Трава зелёная, а небо…
Зимой холодно, а летом…
Ты ешь ртом, а слушаешь…
Утром мы завтракаем, а днём… и т. д.
6.Работа в прописях.
7.«Назови соседей» (вариант с цифрами).
8.«Подарок».
9.Итог занятия.
Занятие № 13
- «Огромный букет».
- Разминка.
- «Правильно услышим и покажем, что услышали».
Вариант текста:
- Был сапожник?
-Был!
- Шил сапожки?
- Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!
4. «Я положил в мешочек». Фрукты.
5. Работа в прописях.
6. «Сравнение предметов».
Город-деревня; автобус – троллейбус; диван – кровать.
7.«Назови соседей» (вариант с буквами).
8. «Подарок».
9. Итог занятия.
Занятие №14
- «Комплимент».
- Разминка.
- «Синий, красный».
Психолог бросает мяч. Поймавший ребёнок называет количество в этом слове гласных, если мяч красный. Согласных – если мяч синий.
Варианты слов:
Окно, лёд, рама, книга, шум, лом, вода, дума, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол и т. д.
- «Художник».
- «Хор».
Один из играющих выходит за дверь, остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно – каждый своё слово. Задача «отгадчика» - понять и произнести предложение целиком.
Варианты предложений:
Шёл по улице отряд.
Пошла коза за орехами.
Вот два петуха.
- Работа в прописях.
7.«Оканчивание слов».
8.«Подари тепло».
9.Итог занятия.
Занятие №15
1.Комплимент.
2.Разминка.
3. «Птица, рыба, зверь».
Психолог указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Птица,рыба, зверь…». Тот ребёнок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, зверя. Причём названия не должны повторяться.
- «Я положил в мешочек». Овощи.
- «Хор».
Варианты предложений:
Стала жаба важно квакать.
Летела сорока высоко.
Муха денежку нашла.
Шла кукушка мимо сада.
- Работа в прописях.
- Работа с метафорами.
Золотые руки.
Каменное сердце.
Заячья душа.
Светлая голова.
- «Подарок».
- Итог занятия.
Занятие №16
- «Огромный букет».
- Разминка.
- «Птица, рыба, зверь».
- Животные.
Психолог бросает мяч ребёнку, называя животное. Ребёнок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, называет его, бросает мяч другому ребёнку и т. д.
- «Хор».
Повар готовил обед.
Бедная кошка порезала лапу.
На болоте стоит пень.
Жил на свете старичок.
Слон шагает по дороге.
- Работа в прописях.
- «4-й лишний».
- «Смотри на руки».
Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир.
- Итог занятия.
Занятие № 17
- «Комплимент».
- Разминка.
- «Цветок, дерево, фрукт».
Психолог указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать фрукт. Причём названия не должны повторяться.
- «Художник».
- «Много-один».
Психолог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок,
Возвращая мяч, -в единственном числе.
Варианты слов:
Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, слоны, сады и т.д.
- Работа в прописях.
- Работа с метафорами.
Короткая память.
Светлая голова.
Золотое сердце.
Длинный язык.
Шёлковые волосы.
- «Подарок».
- Итог занятия.
Занятие №18
- «Подарок».
- Разминка.
- «Цветок, дерево, фрукт».
- «Я положил в мешочек». Игрушки.
- «Мячик – соединитель».
Психолог бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «собака, гулять». Ребёнок, поймав, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно.
Варианты несогласованных слов:
«Дерево, расти».
«Дождь, лить».
«Солнце, светить».
«Дом, строить».
«Футболисты, играть» и т. д.
- Работа в прописях.
- «Отгадай и назови».
- «Моя любимая игрушка».
- Итог занятия.
Занятие №19
- «Огромный букет».
- Разминка.
- «Два и три слога».
Психолог бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребёнок, поймавший мяч, перед тем, как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало: двусложным, если мяч красный (дом - дома) и трехсложным, если мяч синий (дом – домики).
Варианты слов:
Сад, куст, нос, блин, лист, гриб, стол, нож, корж, бант, пол, кот, гном, рот, зуб, ковш.
- «Запомни своё место».
- «Мячик – соединитель».
Варианты несогласованных слов:
«Трава, зеленеть».
«Книга, читать».
«Парикмахер, стричь».
« Голова, болеть».
«Старичок, храпеть».
«Мышка, шуршать».
- Работа в прописях.
- «Сравнение предметов».
Автобус-троллейбус.
Книга-тетрадь.
Волк-собака.
День-ночь.
- «Подарок».
- Итог занятия.
Занятие № 20
- Комплимент.
- Разминка.
- «Слушай хлопки».
- Запомни слова.
- «4 – й лишний».
Варианты слов:
- Стол, стул, кровать, чайник.
- Лошадь, кошка, собака, щука.
- Ёлка, берёза, дуб, земляника.
- Волк, лиса, медведь, кошка.
- Поезд, самолёт, самокат, пароход.
- Лыжи, коньки, лодка, санки. И т. д.
6.Работа в прописях.
7. «Моя любимая игрушка».
8. «Подарок».
9. Итог занятия.
Занятие №21
- «Огромный букет».
- Разминка.
- «Расставить посты».
Дети маршируют друг за другом. Впереди идёт командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши), идущий последним ребёнок должен остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).
- «Я положил в мешочек». Школьные принадлежности.
- «4-й лишний».
- Работа в прописях.
- «Подарок».
- Итог занятия.
Занятие №22
- Комплимент.
- Разминка.
- «Слушай хлопки».
- «Кто кем будет?».
Психолог обращается по очереди к каждому ребёнку, задаёт вопрос: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, икринка, гусеница, мука, ученик, больной, почка, шерсть и т. д.
- «Художник».
- Работа в прописях.
- «4-й лишний».
- «Подари тепло».
- Итог занятия.
Занятие №23
- Комплимент.
- Разминка.
- «Не пропусти дерево».
- «Я положил в мешочек». Фрукты.
- «Кем был?»
Психолог по очереди обращается к каждому ребёнку, задавая вопрос: «Кем (чем) был раньше?»
Цыплёнок, лошадь, корова, дуб, рыба, яблоня, лягушка, бабочка, хлеб, ботинки, дом, сильный, птица и т. д.
- Работа в прописях.
- «Что это такое».
- «Подари тепло».
- Итог занятия.
Занятие №24
- «Огромный букет».
- Разминка.
- «Птица, рыба, зверь».
- «Художник».
- «Волшебные кляксы».
До начала игры изготовляется несколько клякс. Затем лист разворачивается. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса.
- Работа в прописях.
- «Отгадай и назови».
- «Подарок».
- Итог занятия.
Занятие №25
- Комплимент.
- Разминка.
- «Цветок, дерево, фрукт».
- «Отгадай вопрос».
Психолог, бросая мяч ребёнку, называет имя существительное; ребёнок, бросая мяч обратно, - вопрос к этому имени существительному (кто? или что?).
- «Назови одним словом».
- Работа в прописях.
- «Отгадай и назови».
- «Подарок».
- Итог занятия.
Занятие №26
- «Огромный букет».
- Разминка.
- «Два и три слога».
- «Художник».
- «Мячик с путаницей».
Психолог, бросая мяч ребёнку, называет одушевлённое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но не подходящим. Например, ворона – мычит, врач –учит.
Варианты одушевлённых существительных:
Корова, собака, кошка, девочка, водитель, парикмахер и т. д.
- Работа в прописях.
- «Что делать?».
Психолог читает рассказ, делая остановку после каждого слова. Задание детям: если они услышат слово, отвечающее на вопрос «что делать?», - нужно поднять руки над головой и помахать ими.
- «Подарок».
- Итог занятия.
Занятие №27
- Комплимент.
- Разминка.
- «Не пропусти транспорт».
- «Запомни слова».
- «Бывает – не бывает».
Варианты ситуаций:
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Ночью светит солнце.
Зимой идёт снег.
В кастрюле варится чашка. И т. д.
- Работа в прописях.
- Работа с пословицами.
«Тише едешь, дальше будешь».
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
« Не в свои сани – не садись».
- «Подари тепло».
- Итог занятия.
Занятие № 28
- Нетрадиционное приветствие.
Дети приветствуют друг друга тыльной стороной ладони.
- Разминка.
- «Слушай хлопки».
- «Художник».
- «Говори наоборот»
Белый – чёрный.
Твёрдый – мягкий.
Шершавый – гладкий и т. д.
- Работа в прописях.
- « Что это такое».
- Комплимент.
- Итог занятия.
Занятие №29
- Волшебные слова.
- Разминка.
- «Правильно услышим и покажем, что услышали».
Вариант текста:
- Ты пирог ел?
- Нет, не я!
- А хочешь ещё?
- Хочу.
4. «Запомни слова».
5. «Змейка» или «Закончи слово».
Дети встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог, и в свою очередь называет свой слог и т. д.
6.Работа в прописях.
7. «Слушай и исполняй».
8. Домашнее задание.
Каждый из детей готовит дома подарок-сюрприз, который будут дарить на следующем занятии друг другу.
9.Итог занятия.
Занятие №30
- Комплимент.
- Разминка.
- «Делай, как я скажу».
- «Я положил в мешочек». Игрушки.
- «Один-много».
Стул –
Дерево-
Лоб-
Ухо-
Ветер и т.д.
- Подарок.
Каждый дарит другу, приготовленные своими руками подарки-сюрпризы.
- Прощание.
Описание основных прав и обязанностей участников программы.
Программа в ходе реализации требует сотрудничество следующих участников образовательного процесса: педагога-психолога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе начального звена, родителей дошкольников и дошкольников.
Участники образовательного процесса | Права | Обязанности |
Педагог-психолог | -согласовывать время и место проведения развивающих занятий с завучем; - выбирать методы и средства обучения детей и контроля знаний обучающихся; - излагать учебный материал с учётом своего методического опыта; - на организационное и материально-техническое обеспечение процесса обучения; -подбор и использование учебно-методической литературы на своё усмотрение. | - согласовывать время и место проведения развивающих занятий с завучем; - проводить занятия с установленном порядке; -осуществлять планирование, организацию и контроль учебно-познавательной деятельности детей во время занятий; - быть профессионально грамотным в выборе и реализации образовательных методик и технологий; - повышать уровень предметной осведомлённости по курируемой дисциплине; -предоставлять администрации отчётную документацию: план реализации, рабочую программу; - соблюдать правила по охране труда и пожарной безопасности; - своевременно оповещать администрацию учреждения о невозможности проведения учебных занятий; - соблюдать права и обязанности других участников образовательного процесса. |
Завуч по учебно-воспитательной работе начального звена | - менять время и место проведения развивающих занятий при согласовании с педагогом-психологом; - контролировать процесс организации занятий; -познакомиться с программой развивающих занятий; -посещать развивающие занятия. | - согласовывать время и место проведения развивающих занятий с педагогом-психологом; - создавать условия для реализации развивающей программы ; - соблюдать права и обязанности других участников образовательного процесса. |
Родители | - обращаться к педагогу-психологу за консультацией по вопросу обучения ребёнка; - пользоваться учебным инвентарём, необходимым для обеспечения образовательного процесса; - познакомиться с программой занятий; - посещать развивающиеся занятия. | - своевременно вносить плату за предоставление услуг по обучению детей; - извещать об уважительных причинах отсутствия детей на занятиях; -проявлять уважение к педагогам; -обеспечить детей за свой счёт предметами, необходимыми для занятий; -обеспечить посещение детьми занятий согласно учебному расписанию. |
Дошкольники | -посещать развивающие занятия; - отказаться от участия в играх, упражнениях на занятии; - высказывать своё мнение. | - соблюдать правила поведения, принятые в группе; - не причинять ущерб имуществу образовательного учреждения. |
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.
Требования к специалистам, реализующим программу. Программу реализует педагог-психолог. Он относится к педагогическому работнику, в рамках профессиональной компетентности которого имеется проведение специально-организованных развивающих занятий. Для этого педагогу-психологу необходимо иметь:
*высшее психолого-педагогическое образование или диплом переподготовки в области психологии;
*иметь психолого-педагогический стаж работы не менее одного года;
*умения и навыки разработки учебных программ;
*методическую грамотность;
*коммуникативную компетентность;
*знание возрастных особенностей дошкольников;
*опыт проведения развивающих занятий;
*опыт преподавательской деятельности;
*развитые морально-нравственные качества.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:
- А. Анастази. Психологическое тестирование. Т. 1-2. М.:Педагогика, 1982. - 245 c.
- А. Д. Виноградова. Методика исследования готовности к школьному обучению детей 6=7 лет: Методическое пособие. СПб., 1983.- 123 с.
- Диагностика познавательной сферы ребёнка /Т.Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М. : Роспедагентство, 1994. – 198 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1981. – 243 с.
- М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей «Готов ли ваш ребёнок к школе?» - СПб.: «Дельта», 1997. – С.189-233.
- Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко. Практическая психология для воспитателя. Вып.1. Киев, 1992. – 196 с.
- Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. – 297 с.
- Р.С. Немов. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение; Владос, 1995. – 398 с.
- Психодиагностическая работа в начальной школе / Под ред. А.А. Степанова. Часть 1. СПб.: Образование, 1994. – 216 с.
- Т.В. Чередникова. Тесты для подготовки детей и отбора в школы. СПб.: Стройлеспечать, 1996. – 204 с.
- Т.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. -253 с
- Чейпи Джералдина. Готовность к школе. М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 217с.
Требования к материально-технической оснащённости учреждения для реализации программы. Для проведения развивающих занятий необходим кабинет, который бы отвечал следующим требованиям:
- светлое, проветриваемое помещение с 25 посадочными местами;
- посадочные места должны быть удобными и лёгкими для перестановки:
- желательно иметь на окнах жалюзи;
Помещение должно быть оснащено:
- мультимедийным оборудованием;
- видео – и аудиоаппаратурой;
- доской и мелом.
Педагог-психолог также должен иметь доступ к множительной технике (ксерокс, принтер, сканер).
Для работы на развивающих занятиях потребуются:
- тетради в клетку;
- прописи из серии «Солнечные ступеньки» - информатика в 2 частях;
- ручка, цветные карандаши и краски;
- белые листы бумаги (А4);
- мячи.
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:
- иметь подписку на психологические издания;
- быть подключенным к Интернет;
- создавать условия для педагога-психолога по реализации мультимедийной технологии.
Сроки и этапы реализации программы
№ | Этапы реализации | Содержание | Сроки |
1. | Организационно-подготовительный | Адаптация содержания программы к новым образовательным условиям. Определение времени и места реализации программы. Проведение организационного родительского собрания. Заключение договоров. | Август, начало сентября |
2. | Организационно-реализационный | Организация и проведение развивающих занятий в рамках программы «Мои первые уроки» по расписанию. | Сентябрь-апрель |
3. | Оценочно-итоговый | Проведение психолого-педагогического собеседования будущих первоклассников с целью выявления уровня сформированности познавательных процессов. | Май-июнь |
Ожидаемые результаты реализации программы.
Промежуточные результаты реализации программы:
- заинтересованность занятиями родителей и дошкольников;
- положительные отзывы о развивающих занятиях от участников образовательного процесса;
- наличие первоначальных представлений у дошкольников о школе и учебных занятиях;
- сформированные познавательные процессы и навыки общения у дошкольников.
Итоговые результаты реализации программы:
- положительные отзывы о развивающих занятиях и образовательном учреждении от участников образовательного процесса;
- желание у детей идти в школу (сформированная учебная мотивация);
- положительные результаты собеседования.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения:
- программа была апробирована на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» в период с 2009 года по 2011 год;
- в программе участвовало около 315 детей дошкольного возраста;
- открытые развивающие занятия были проведены в рамках «Декады оказания социальных услуг» в ноябре 2009 и ноябре 2010 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"
Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...
Первые уроки в 5 классе. Урок №1.
Презентация создана для дистанционного обучения, но ее можно использовать и на обычном уроке....
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)
Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
"Первый урок в первом классе."
Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ма...
Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.
В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...