Программа "Мои первые уроки"
рабочая программа по психологии по теме

Программа предназначена для детей дошкольного возраста. Основная цель - развитие интеллектуальных способностей и навыков общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа.docx53.99 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс психолого-педагогических программ

«Профессиональная перспектива»

Развивающая  

психолого-педагогическая программа

«МОИ ПЕРВЫЕ УРОКИ»

                                                           

                                                            Автор-составитель      программы:

                                                                             Шкунова Е.В., педагог-психолог

                                                                    МОУ СОШ № 32, г. Саранск.

Саранск,  2012 год

Развивающая психолого-педагогическая

программа «Мои первые уроки».

    Вид программы: развивающая.

     Описание участников программы: программа предназначена для дошкольников в возрасте 6-7 лет.

      Цель программы: создание  условий для развития интеллектуальных способностей и навыков общения у детей дошкольного возраста.

     Задачи программы:

  1. Способствовать развитию собственной активности в ходе групповых занятий.
  2. Развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь.
  3. Формирование и развитие навыков общения: установление взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности и т. д.

Основания программы:

-  идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры (кандидат психологических наук, психолог Психолого-педагогического центра «Здоровье» Т.Г. Сырицо, г. Санкт-Петербург);

- программа «Развитие интеллекта и навыков общения у ребёнка посредством групповых игр» М. Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева.

Актуальность программы. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все  дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Предлагаемая программа рассчитана на более длительный период, поэтому позволяет ещё более всесторонне подготовить ребёнка к школе.

     Предлагаемая программа развивающих занятий «Мои первые уроки» поможет педагогу-психологу организовать интересные и познавательные занятия с детьми дошкольного возраста.  В процессе занятий специально направляется активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов память, внимания, мышления, воображения и т. п., в наиболее естественной для него форме – игре.

                                             

                                                   

Тематический план

Разделы и темы

Кол-во

часов

Всего

часов

  1. Внимание

6

6

  1. Память

3

3

  1. Мышление

7

7

  1. Речь

4

4

    5.Восприятие и воображение

3

3

    6.Навыки общения

4

4

    7.Моторика

3

3

                                                       Итого

30

30

Содержание программы

Занятие №1

     1.Знакомство.

Один ребёнок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет своё имя, второй в ответ называет своё имя и т. д.

     2. Правила группы.

2.1. Уважение говорящего.

2.2. Активность.

2.3. Правило «поднятой руки».

2.4. Правило принятия.

2.5. Правило «Здесь и сейчас».

2.6. Правило общей работы.

     3. Прямой счёт.

Психолог бросает ребёнку мяч и называет цифру 1. Ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит: 4, и т. д.

     4.«Слушай хлопки».

Когда психолог хлопнет в ладоши один раз, дети поднимают правую руку, если хлопнет в ладоши два раза -  поднимают левую руку, а если три раза - обе руки.

  1. «Я положил в мешочек».
  2. Работа в прописях.

Дети по очереди складывают в мешочек – фрукты.

  1. Отгадай и назови.
  2. Итог занятия.

Занятие №2

       1.Закрепление знакомства.

       2. Правила группы.

       3. «Не пропусти растение».

Психолог называет слова. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие:

Дорога, тигр, берёза, самолёт, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей и  т. д.

      4.«Я положил в мешочек».

Дети по очереди складывают в мешочек – овощи.

5.Отгадай и назови.

6. Работа в прописях.

7. «Делай, как я».

   По команде психолога дети дотрагиваются правой рукой до кончика носа, закрывают левой рукой правый глаз,  правой рукой правое ухо и т. д.

          8.Итог занятия.

Занятие №3.

  1. «Перекличка –путанка».

Психолог называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.

  1. Правила группы.
  2. «Слушай хлопки».
  3. «Кто больше увидит и запомнит».

Пока психолог считает до тридцати, дети находят и запоминают в классной комнате все предметы, в названии которых – два слога.

  1. «4-й лишний».

Примеры заданий:

- Яблоко, слива, огурец, груша.

- Молоко, творог, сметана, хлеб.

- Час, минута, лето, секунда.

- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

- Платье, свитер, шапка, рубашка.

- Берёза, дуб, сосна, земляника.

          6. Работа в прописях.

          7. «Делай, как я».

          8. «Подарок».

Дети по цепочке дарят друг другу подарок, при этом благодарят друг друга.

          9.Итог занятия.

Занятие №4.

          1.Правила группы.

          2. Разминка.

Дети отвечают на вопросы типа:

- Какой сегодня день недели?

-Сколько всего дней недели?

-Какое время года?

-Месяц? И т. д.

         3. «Внимательные руки».

Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «И» и «Й», или без них. Дети внимательно слушают и, если в слове есть звук «И» - поднимают правую руку; если есть звук «Й» - левую; если нет ни той, ни другой – руки остаются на коленях.

Примеры слов:

Лифт, ватин, йод, метрополитен, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, воевода, учёный, диктант, мечтатель, конница, ладонь, маленький, соседи и т. д.

      4.«Кто больше увидит и запомнит».

Пока психолог считает до двадцати дети находят и запоминают в классной комнате все предметы, в названии которых присутствует только одна гласная.

5.«Нарисуй т о, чего не бывает на свете».

Победителем считается тот, кто нарисовал самую забавную, увлекательную ситуацию и хорошо описал её.

         6.Работа в прописях.

7.«Делай, как я».

         8.«Подарок».

         9.Итог занятия.

Занятие №5.

  1. Правила группы.
  2. Разминка.
  3. Комплимент.

Каждый ребёнок по очереди говорит что-нибудь приятное соседу по парте. Так продолжается до тех пор пока каждый не услышит что-то приятное для себя.

  1. «Четыре стихии».

Если психолог скажет слово «земля» дети опускают руки вниз, если слово «вода» – вытягивают руки вперёд, слово «воздух» - поднимают руки вверх, слово «огонь» - производят вращение в лучезапястных суставах и локтевых суставах. Тот кто ошибается выбывает из игры.

  1. «Разноцветные мячики».

Психолог молча бросает  кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета; согласный – если мяч синего цвета, и возвращает мяч психологу.

         6.Работа в прописях.

         7.«Отгадай и назови».

         8.«Подарок».

  1.  Итог занятия.

Занятие  №6

  1. Правила группы.
  2. Разминка.
  3. Комплимент.
  4. «Не пропусти профессию».

Дети внимательно слушают слова, которые называет психолог. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши. Предварительно проводится беседа о мире профессий.

Варианты слов:

Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, попугай, пекарь, шахтёр, листок, учитель, сено, очки, река, продавец, ветеринар, птица и т. д.

  1. «Придумай сказку».
  2. Работа в прописях.
  3. «Оканчивание слов».

Психолог начинает слово, произнося первый слог, а дети его заканчивают.

Примеры слогов:

-по, -на, -за, -ми, -му, -до, --че, -пры, -ку, -зо.

          7. «Подарок».

          8. Итог занятия.

Занятие №7

  1. Правила группы.
  2. «Подари улыбку».
  3. Разминка.
  4. «Правая, левая».

Психолог читает ряд слов с согласными на конце. Дети поднимают руку: правую – если окончание твёрдое;  левую – если мягкое.

Варианты слов:

Брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель,  топ, был, сталь, вес, жарь, шампунь, хруст, грусть  и т. д.

  1. «Я положил в мешочек». Игрушки.
  2. Работа в прописях.
  3. «Мячик-смягчитель».

Психолог бросает мяч и произносит слово с твёрдым окончанием. Ребёнок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.

Возможные слова:

Угол, брат, ел, топ, мел, хор, стал, пыл, жар, был, цеп, вес, любит, ходит, носит, варит, служит, дал, жест, прав, пилит, шутит, кон и т. д.

  1. «Найди себе пару».

Дети получают карточки со слогами: на, кА, го, жи, пар, во, сос, мыш, ра, вот, та, да и т. д.

Задание детям: найди себе пару и встань так, чтобы получилось слово.

  1. Итог занятия.

Занятие № 8

  1. Правила группы.
  2. «Подари улыбку».
  3. Разминка.
  4. «Четыре стихии».
  5. «Я положил в мешочек». Одежда.
  6. Работа в прописях.
  7. «Говори наоборот».

Инструкция:  «Ребята, я вам буду говорить слова, а вы говорите эти слова, но только наоборот, например: большой - маленький».

Можно использовать следующие пары слов:

Весёлый – грустный; быстрый – медленный; красивый – безобразный; пустой – полный; худой – толстый; умный  - глупый; трудолюбивый – ленивый и т. д.

  1. «Оканчивание слов».
  2. Итог занятия.

Занятие № 9

  1. Правила группы.
  2. Комплимент.
  3. Разминка.
  4. «Тропинка».

Дети берутся за руки образуя круг, и по сигналу психолога начинают движения по кругу в правую сторону до тех пор, пока психолог не произнесёт слово-задание. Если психолог говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если слово «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если слово «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.

  1. «Кто больше увидит и запомнит?».

Пока психолог считает до тридцати, дети находят и запоминают в классной комнате все предметы,  в названии которых – три слога. По истечении времени дети называют предметы.

           6.Работа в прописях.

7.«Сравнение предметов».

Для сравнения детям предлагаются следующие пары слов:

- Муха и бабочка; стол – стул; вода – молоко; топор – молоток.

          8. «Бывает – не бывает».

Психолог называет какую – либо ситуацию и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч не ловит. Можно предложить детям самим придумывать ситуации.

Примеры ситуаций:

Папа ушёл на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Яблоко солёное и т. д.

            9.Итог занятия.

Занятие № 10

  1. Правила группы.
  2. Подарок.
  3. Разминка.
  4. «Зеваки».

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения меняется после каждого сигнала психолога.

  1. «Я положил в мешочек». Школьные принадлежности.
  2. Работа в прописях
  3. «4 – й лишний».
  4. « Бывает – не бывает».
  5. Итог занятия.

Занятие № 11

  1. «Подари улыбку».
  2. Разминка.
  3. «Правильно услышим и покажем, что услышали».

Дети показывают жестами, какую фразу они услышали.

Восклицательная – обе поднятые руки соединены над головой;

Вопросительная – правая рука поднята и согнута полукругом, левая – кулачок перед грудью;

Утвердительная  –  оба кулачка прижаты друг к другу.

Варианты текста:

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Пётр, что делает?

- Да на печи лежит.

              4. «Сколько в слове слогов?».

Психолог бросает мяч ребёнку, называя слово. Ребёнок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч.

Варианты слов:

Дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, кит, сундук, жираф, кот,  шуба, мальчик, корова, змея, мука, семечко, ученик, рыба, ботинки и т. д.

               5.«Сравнение предметов».

               6.Работа в прописях.

               7. «Оканчивание слов».

               8. «Подарок».

               9. Итог занятия.

Занятие № 12

  1. «Огромный букет».

Дети встают в круг и передают по очереди своё тепло друг другу.

  1. Разминка.
  2. «Четыре стихии».
  3. «Послушай, что за окном».
  4. «Закончи предложение».

Дети по очереди заканчивают предложения, сказанные психологом, при этом они помогают друг другу.

Варианты предложений:

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Ночью темно, а днём…

Трава зелёная, а небо…

Зимой холодно, а летом…

Ты ешь ртом, а  слушаешь…

Утром мы завтракаем, а  днём… и т. д.

               6.Работа в прописях.

7.«Назови соседей» (вариант с цифрами).

               8.«Подарок».

9.Итог занятия.

Занятие № 13

  1. «Огромный букет».
  2. Разминка.
  3. «Правильно услышим и покажем, что услышали».

Вариант текста:

- Был сапожник?

-Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

                 4.  «Я положил в мешочек». Фрукты.

                 5. Работа в прописях.

                 6.  «Сравнение предметов».

Город-деревня; автобус – троллейбус; диван – кровать.

 7.«Назови соседей» (вариант с буквами).

 8. «Подарок».

 9. Итог занятия.

Занятие №14

  1. «Комплимент».
  2. Разминка.
  3. «Синий, красный».

Психолог бросает мяч. Поймавший ребёнок называет количество в этом слове гласных, если мяч красный. Согласных – если мяч синий.

Варианты слов:

Окно, лёд, рама, книга, шум, лом, вода, дума, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол и т. д.

  1. «Художник».
  2. «Хор».

Один из играющих выходит за дверь, остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно – каждый своё слово. Задача «отгадчика» - понять и произнести предложение целиком.

Варианты предложений:

Шёл по улице отряд.

Пошла коза за орехами.

Вот два петуха.

  1. Работа в прописях.

7.«Оканчивание слов».

                 8.«Подари тепло».

                 9.Итог занятия.

Занятие №15

                 1.Комплимент.

                 2.Разминка.

                 3. «Птица, рыба, зверь».

Психолог указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Птица,рыба, зверь…». Тот ребёнок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, зверя. Причём названия не должны повторяться.

  1. «Я положил в мешочек». Овощи.
  2. «Хор».

Варианты предложений:

Стала жаба важно квакать.

Летела сорока высоко.

Муха денежку нашла.

Шла кукушка мимо сада.

  1. Работа в прописях.
  2. Работа с метафорами.

Золотые руки.

Каменное сердце.

Заячья душа.

Светлая голова.

  1. «Подарок».
  2. Итог занятия.

Занятие №16

  1. «Огромный букет».
  2. Разминка.
  3. «Птица, рыба, зверь».
  4. Животные.

Психолог бросает мяч ребёнку, называя животное. Ребёнок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, называет его, бросает мяч другому ребёнку и т. д.

  1. «Хор».

Повар готовил обед.

Бедная кошка порезала лапу.

На болоте стоит пень.

Жил на свете старичок.

Слон шагает по дороге.

  1. Работа в прописях.
  2. «4-й лишний».
  3. «Смотри на руки».

Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир.

  1. Итог занятия.

Занятие № 17

  1. «Комплимент».
  2. Разминка.
  3. «Цветок, дерево, фрукт».

Психолог указывает по очереди на каждого игрока  и произносит: «Цветок, дерево, фрукт…».  Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать фрукт. Причём названия не должны повторяться.

  1. «Художник».
  2. «Много-один».

Психолог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок,

Возвращая мяч, -в единственном числе.

Варианты слов:

Коты, грачи, леса, ряды, мосты,  столбы, холмы, следы, дома, кроты, слоны, сады и т.д.

  1. Работа в прописях.
  2. Работа с метафорами.

Короткая память.

Светлая голова.

Золотое сердце.

Длинный язык.

Шёлковые волосы.

  1. «Подарок».
  2. Итог занятия.

Занятие №18

  1. «Подарок».
  2. Разминка.
  3. «Цветок, дерево, фрукт».
  4. «Я положил в мешочек». Игрушки.
  5. «Мячик – соединитель».

Психолог бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «собака, гулять». Ребёнок, поймав, произносит  предложение из этих слов и бросает мяч обратно.

Варианты несогласованных слов:

«Дерево, расти».

«Дождь, лить».

«Солнце, светить».

«Дом, строить».

«Футболисты, играть» и т. д.

  1. Работа в прописях.
  2. «Отгадай и назови».
  3. «Моя любимая игрушка».
  4. Итог занятия.

Занятие №19

  1. «Огромный букет».
  2. Разминка.
  3. «Два и три слога».

Психолог бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребёнок, поймавший        мяч, перед тем, как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало: двусложным, если мяч красный (дом - дома) и трехсложным, если мяч синий (дом – домики).

Варианты слов:

Сад, куст, нос, блин, лист, гриб, стол, нож, корж, бант, пол, кот, гном, рот, зуб, ковш.

  1. «Запомни своё место».
  2. «Мячик – соединитель».

Варианты несогласованных слов:

«Трава, зеленеть».

«Книга, читать».

«Парикмахер, стричь».

« Голова, болеть».

«Старичок, храпеть».

«Мышка, шуршать».

  1. Работа в прописях.
  2. «Сравнение предметов».

Автобус-троллейбус.

Книга-тетрадь.

Волк-собака.

День-ночь.

  1. «Подарок».
  2. Итог занятия.

Занятие № 20

  1. Комплимент.
  2. Разминка.
  3. «Слушай хлопки».
  4. Запомни слова.
  5. «4 – й лишний».

Варианты слов:

  1. Стол, стул, кровать, чайник.
  2. Лошадь, кошка, собака, щука.
  3. Ёлка, берёза, дуб, земляника.
  4. Волк, лиса, медведь, кошка.
  5. Поезд, самолёт, самокат, пароход.
  6. Лыжи, коньки, лодка, санки. И т. д.

       6.Работа в прописях.

       7. «Моя любимая игрушка».

       8. «Подарок».

       9. Итог занятия.

Занятие №21

  1. «Огромный букет».
  2. Разминка.
  3. «Расставить посты».

Дети маршируют друг за другом. Впереди идёт командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши), идущий последним ребёнок должен остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

  1. «Я положил в мешочек». Школьные принадлежности.
  2. «4-й лишний».
  3. Работа в прописях.
  4. «Подарок».
  5. Итог занятия.

Занятие №22

  1. Комплимент.
  2. Разминка.
  3. «Слушай хлопки».
  4. «Кто кем будет?».

Психолог обращается по очереди к каждому ребёнку, задаёт вопрос: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, икринка, гусеница, мука, ученик, больной, почка, шерсть и т. д.

  1. «Художник».
  2. Работа в прописях.
  3. «4-й лишний».
  4. «Подари тепло».
  5. Итог занятия.

Занятие №23

  1. Комплимент.
  2. Разминка.
  3. «Не пропусти дерево».
  4. «Я положил в мешочек».  Фрукты.
  5. «Кем был?»

Психолог по очереди обращается к каждому ребёнку, задавая вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

Цыплёнок, лошадь, корова, дуб, рыба, яблоня, лягушка, бабочка, хлеб, ботинки, дом, сильный, птица и т. д.

  1. Работа в прописях.
  2. «Что это такое».
  3. «Подари тепло».
  4. Итог занятия.

Занятие №24

  1. «Огромный букет».
  2. Разминка.
  3. «Птица, рыба, зверь».
  4. «Художник».
  5. «Волшебные кляксы».

До начала игры изготовляется несколько клякс. Затем лист разворачивается. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса.

  1. Работа в прописях.
  2. «Отгадай и назови».
  3. «Подарок».
  4. Итог занятия.

Занятие №25

  1. Комплимент.
  2. Разминка.
  3. «Цветок, дерево, фрукт».
  4. «Отгадай вопрос».

Психолог, бросая мяч ребёнку, называет имя существительное; ребёнок, бросая мяч обратно, - вопрос к этому имени существительному (кто? или что?).

  1. «Назови одним словом».
  2. Работа в прописях.
  3. «Отгадай и назови».
  4. «Подарок».
  5. Итог занятия.

Занятие №26

  1. «Огромный букет».
  2. Разминка.
  3. «Два и три слога».
  4. «Художник».
  5. «Мячик с путаницей».

Психолог, бросая мяч ребёнку, называет одушевлённое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но не подходящим. Например, ворона – мычит, врач –учит.

Варианты одушевлённых существительных:

Корова, собака, кошка, девочка, водитель, парикмахер и т. д.

  1. Работа в прописях.
  2. «Что делать?».

Психолог читает рассказ, делая остановку после каждого слова. Задание детям: если они услышат слово, отвечающее на вопрос «что делать?», - нужно поднять руки над головой и помахать ими.

  1. «Подарок».
  2. Итог занятия.

Занятие №27

  1. Комплимент.
  2. Разминка.
  3. «Не пропусти транспорт».
  4. «Запомни слова».
  5. «Бывает – не бывает».

Варианты ситуаций:

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Ночью светит солнце.

Зимой идёт снег.

В кастрюле варится чашка. И т. д.

  1. Работа в прописях.
  2. Работа с пословицами.

«Тише едешь, дальше будешь».

 «Любишь кататься, люби и саночки возить».

« Не в свои сани – не садись».

  1. «Подари тепло».
  2. Итог занятия.

Занятие № 28

  1. Нетрадиционное приветствие.

Дети приветствуют друг друга тыльной стороной ладони.

  1. Разминка.
  2. «Слушай хлопки».
  3. «Художник».
  4. «Говори наоборот»

Белый – чёрный.

Твёрдый – мягкий.

Шершавый – гладкий и т. д.

  1. Работа в прописях.
  2. « Что это такое».
  3. Комплимент.
  4. Итог занятия.

                                                             Занятие №29

  1. Волшебные слова.
  2. Разминка.
  3. «Правильно услышим и покажем, что услышали».

Вариант текста:

- Ты пирог ел?

- Нет, не я!

- А хочешь ещё?

- Хочу.

                              4. «Запомни слова».

                              5. «Змейка» или «Закончи слово».

Дети встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог, и в свою очередь называет свой слог и т. д.

                  6.Работа в прописях.

                  7. «Слушай и исполняй».

                  8. Домашнее задание.

Каждый из детей готовит дома подарок-сюрприз, который будут дарить на следующем занятии друг другу.

9.Итог занятия.

                                                              Занятие №30

  1. Комплимент.
  2. Разминка.
  3. «Делай, как я скажу».
  4. «Я положил в мешочек». Игрушки.
  5. «Один-много».

Стул –

Дерево-

Лоб-

Ухо-

Ветер и т.д.

  1. Подарок.

Каждый дарит другу, приготовленные своими руками подарки-сюрпризы.

  1. Прощание.

Описание основных прав и обязанностей участников программы.

     Программа в ходе реализации требует сотрудничество следующих участников образовательного процесса: педагога-психолога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе  начального звена, родителей дошкольников и дошкольников.

Участники

образовательного

процесса

Права

Обязанности

Педагог-психолог

-согласовывать время и место проведения развивающих занятий с завучем;

- выбирать методы и средства обучения детей и контроля знаний обучающихся;

- излагать учебный материал с учётом своего методического опыта;

- на организационное и материально-техническое обеспечение процесса обучения;

-подбор и использование учебно-методической  литературы на своё усмотрение.

- согласовывать время и место проведения развивающих занятий с завучем;

- проводить занятия с установленном порядке;

-осуществлять планирование, организацию и контроль учебно-познавательной деятельности детей во время занятий;

- быть профессионально грамотным в выборе и реализации образовательных методик и технологий;

- повышать уровень предметной осведомлённости по курируемой дисциплине;

-предоставлять администрации отчётную документацию: план реализации, рабочую программу;

- соблюдать правила по охране труда и пожарной безопасности;

- своевременно оповещать администрацию учреждения о невозможности проведения учебных занятий;

- соблюдать права и обязанности других участников образовательного процесса.

Завуч по учебно-воспитательной работе начального звена

- менять время и место проведения развивающих занятий при согласовании с педагогом-психологом;

- контролировать процесс организации занятий;

-познакомиться с программой развивающих занятий;

-посещать развивающие занятия.

- согласовывать время и место проведения развивающих занятий с педагогом-психологом;

- создавать условия для реализации развивающей программы ;

- соблюдать права и обязанности других участников образовательного процесса.

Родители

- обращаться к педагогу-психологу за консультацией по вопросу обучения ребёнка;

- пользоваться учебным инвентарём, необходимым для обеспечения образовательного процесса;

- познакомиться с программой занятий;

- посещать развивающиеся занятия.

- своевременно вносить плату за предоставление услуг по обучению детей;

- извещать об уважительных причинах отсутствия детей на занятиях;

-проявлять уважение к педагогам;

-обеспечить детей за свой счёт предметами, необходимыми для занятий;

-обеспечить посещение детьми занятий согласно учебному расписанию.

Дошкольники

-посещать развивающие занятия;

- отказаться от участия в играх, упражнениях на занятии;

- высказывать своё мнение.

- соблюдать правила поведения, принятые в группе;

- не причинять ущерб имуществу образовательного учреждения.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.

       Требования к специалистам, реализующим программу. Программу реализует педагог-психолог. Он относится к педагогическому работнику, в рамках профессиональной компетентности которого имеется проведение специально-организованных развивающих занятий. Для этого педагогу-психологу необходимо иметь:

*высшее психолого-педагогическое образование или диплом переподготовки в области психологии;

*иметь психолого-педагогический стаж работы не менее одного года;

*умения и навыки разработки учебных программ;

*методическую грамотность;

*коммуникативную компетентность;

*знание возрастных особенностей дошкольников;

*опыт  проведения развивающих занятий;

*опыт преподавательской деятельности;

*развитые морально-нравственные качества.

     Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:

  1. А. Анастази. Психологическое тестирование. Т. 1-2. М.:Педагогика, 1982. - 245 c.
  2. А. Д. Виноградова. Методика исследования готовности к школьному обучению детей 6=7 лет: Методическое пособие. СПб., 1983.- 123 с.
  3. Диагностика познавательной сферы ребёнка /Т.Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М. : Роспедагентство, 1994. – 198 с.
  4. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1981. – 243 с.
  5. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей «Готов ли ваш ребёнок к школе?» - СПб.: «Дельта», 1997.  – С.189-233.
  6. Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко. Практическая психология для воспитателя. Вып.1. Киев, 1992. – 196 с.
  7. Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. – 297 с.
  8. Р.С. Немов. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение; Владос, 1995. – 398 с.
  9. Психодиагностическая работа в начальной школе / Под ред. А.А. Степанова. Часть 1. СПб.: Образование, 1994. – 216 с.
  10. Т.В. Чередникова. Тесты для подготовки детей и отбора в школы. СПб.: Стройлеспечать, 1996. – 204 с.
  11. Т.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. -253 с
  12. Чейпи Джералдина. Готовность к школе. М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 217с.

     Требования к материально-технической оснащённости учреждения для реализации программы. Для проведения развивающих занятий необходим кабинет, который бы отвечал следующим требованиям:

    - светлое, проветриваемое помещение с 25 посадочными местами;

    - посадочные места должны быть удобными и лёгкими для перестановки:

    - желательно иметь на окнах жалюзи;

   Помещение должно быть оснащено:

   - мультимедийным оборудованием;

   - видео – и аудиоаппаратурой;

   - доской и мелом.

   Педагог-психолог также должен иметь доступ к множительной технике (ксерокс, принтер, сканер).

   Для работы на развивающих занятиях потребуются:

   - тетради в клетку;

   - прописи из серии «Солнечные ступеньки» - информатика в 2 частях;

   - ручка, цветные карандаши и краски;

   - белые листы бумаги (А4);

   - мячи.

    Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:

   - иметь подписку на психологические издания;

   - быть подключенным к Интернет;

   - создавать условия для педагога-психолога по реализации мультимедийной технологии.

Сроки и этапы реализации программы

Этапы реализации

Содержание

Сроки

1.

Организационно-подготовительный

Адаптация содержания программы к новым образовательным условиям.

Определение времени и места реализации программы. Проведение организационного родительского собрания. Заключение договоров.

Август, начало сентября

2.

Организационно-реализационный

Организация и проведение развивающих занятий в рамках программы «Мои первые уроки» по расписанию.

Сентябрь-апрель

3.

Оценочно-итоговый

Проведение психолого-педагогического собеседования будущих первоклассников с целью выявления уровня сформированности познавательных процессов.

Май-июнь

 

Ожидаемые результаты реализации программы.

   Промежуточные результаты реализации программы:

   - заинтересованность занятиями родителей и дошкольников;

   - положительные отзывы о развивающих занятиях от участников образовательного процесса;

  - наличие первоначальных представлений у дошкольников  о школе и учебных занятиях;

 - сформированные познавательные процессы и навыки общения у дошкольников.

  Итоговые результаты реализации программы:

- положительные отзывы о развивающих занятиях и образовательном учреждении от участников образовательного процесса;

- желание у детей идти в школу (сформированная учебная мотивация);

- положительные результаты собеседования.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения:

- программа была апробирована на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» в период с 2009 года по 2011 год;

- в программе участвовало около 315 детей дошкольного возраста;

-  открытые развивающие занятия были проведены в рамках «Декады оказания социальных услуг»  в ноябре 2009 и  ноябре 2010 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"

Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...

Первые уроки в 5 классе. Урок №1.

Презентация создана для дистанционного обучения, но ее можно использовать и на обычном уроке....

Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)

Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

"Первый урок в первом классе."

Очень важно  вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ма...

Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.

В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...