Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмещаться и защить права ребенка.
статья по психологии (10 класс) по теме

Роль классного руководителя в защите прав ребенка, выступление на педсовете учителей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_roli_kl.ruk_._i_uchi..doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

       Тема педсовета:

«О роли учителя (классного руководителя) в защите прав ребенка»     (Кузьмин. В.А)


                                                                                                                    Март 2009 год

        

О  роли  учителя  (классного  руководителя)  в

                    защите  прав  ребёнка

( Кузьмин. В.А ноябрь 2009 год)

Ситуации,  в  которых  учитель (классный  руководитель)

                        обязан  защищать  права  ребёнка

Вступительное слово. Сегодня,  к  сожалению,  жестокое  обращение  с  детьми  превратилось  в  обычное

явление.  Мы  к  этому  уже  привыкли,  даже  миримся  или   стараемся  не  замечать –

это  ужасно.

     Жестокое  обращение  с  детьми,  пренебрежение  их  интересами  не  только  наносит

непоправимый  вред  здоровью, но  и  влечёт  за  собой  тяжёлые  социальные  последствия.  До  10%  детей – жертв  насилия – погибает,  у  большинства   появляются  серьёзные  отклонения  в  психическом  и  физическом  развитии,  в  эмоциональной  сфере.  Такие  дети  не  могут  быть  полноценными  членами  общества,  они  нуждаётся  в  лечении  и  уходе.

     Жестокое  обращение  с  детьми  формирует  людей  малообразованных  социально

дезадаптированных   не  умеющих  трудиться,  создавать  семью,  быть  хорошими  родителями.  Опасным  социальным  последствием  насилия  по  отношению  к  детям  является  дальнейшее  воспроизводство  самой  жестокости,  поскольку  жертвы  тоже  могут  стать  насильниками.

         Наших  детей  можно  защитить.  Необходимым  составным  элементом   системы  защиты  детей  от  жёсткого  обращения  и   пренебрежительного  отношения  к  их  нуждам  и  интересам  в  современном  обществе  являются  законодательные  нормы.

Они  гарантируют  обеспечение  прав  ребёнка  и  предусматривают  наказание  лиц ,

виновных  в  совершении  действий,  представляющих  опасность  для  жизни  и  здоровья  детей  и  нарушающих  или  ограничивающих  их  прав  и  свободы.

         В  настоящем  издании  вы  найдёте  статьи  из  основного  международного  документа  -  Конвенции  о  правах  ребёнка,  провозгласившей  право  ребёнка  на  защиту  от  насилия  и  жестокости,  а  также  других  законодательных  актов.

         В  Декларации  прав  ребёнка,  принятой  Генеральной  Ассамблеей  ООН  20 ноября  1959 г.,  подчёркивается :  <<…ребёнок,  ввиду  его  физической  и  умственной  незрелости,  нуждается  в  специальной  охране  и  заботе ,  включая  надлежащую  правовую  защиту  как  до ,  так  и  после  рождения >>.  Поэтому  <<  ребёнок  должен  при  всех  обстоятельствах  быть  среди  тех ,  кто  первым  получает  защиту  и

 помощь >>.

         Эти  положения  Декларации  были  развиты  в  Конвенции  о  правах  ребёнка,

принятой  Генеральной  Ассамблеей  ООН  20 ноября  1989 г.  и  ратифицированной  в  июне  1990 г.  ВС.  Союза  ССР,  правопреемником  которого  в  этой  части  является  Российская  Федерация.  В  этом  документе  в  общей  форме  декларируются  обязательства  государств,  подписавших  Конвенцию :  исходить  в  своей  политике  из  приоритета  интересов  ребёнка ,  принимать  все  необходимые  меры ,  в  том  числе  законодательные ,  для  обеспечения  всей  совокупности  прав  детей.

       В  нашей  стране  нет  отдельного  закона  о  правах  ребёнка.  В  связи  с  этим  возникает  вопрос,  в  достаточной  ли  мере  существующие  законодательные  акты  гарантируют  такие  важнейшие  стороны  жизнедеятельности  ребёнка,  как  <<  уровень  жизни,  необходимый  для  физического,  умственного,  духовного,  нравственного  и  социального  развития  >>  (  Конвенция ,  ст.  27  )   и  право  на  защиту  от  всех  форм  насилия.  Сказанное  особенно  актуально  для   современного  состояния  нашей  страны,  когда  экономические  преобразования,  направленные  на  преодоление  кризиса,  порой идут  вразрез  с  интересами  и  безопасностью  детей. 

       Начнём  с  ситуации,  когда  учитель  просто  не  имеет  права  раздумывать,  должен

ли  он  что-то делать.  В  соответствии  с  современным  законодательством  учитель  обязан  защищать  ребёнка  в  нескольких  случаях.

   Жестокое  обращение

Что  имеют  в  виду,  когда  говорят  о  жестоком  обращении с ребёнком?

        Жестокое  обращение – это  любые  умышленные  действие  со  стороны  родителей,

лиц,  их  заменяющих,  лиц,  на  которых  обязанности  по  воспитанию  ребёнка  возложены  по  закону,  а  также  лиц,  обязанных  осуществлять  надзор  за  ребёнком,  причинившие  вред  физическому  или  психическому  здоровью  ребёнка  или  вследствие  которых  нарушилось  естественное  развитие  ребёнка  либо возникла  реальная  угроза  для  его  жизни  или  здоровья.   В  зависимости  от  характера  преобладающего  вреда ,  причиненного  ребёнку ,  следует  говорить  о  следующих  формах  обращения:

   -  физическое  насилие  ( вред  причиняется  жизни  или  физическому  здоровью );

   -  психическое  насилие  ( вред  причиняется  психическому  здоровью );

   -  сексуальное  насилие  ( нарушается  психосексуальное  развитие );

   -  пренебрежение  основными  нуждами  ( нарушается  психофизическое  развитие ).

        Физическим  насилием   является  умышленное  причинение  ребёнку  телесных  повреждений,  а  также  любое  иное  использование  физической  силы ( причинение  боли ,  лишение  свободы  и  др. ),  которое  причиняет  ущерб  его  физическому  здоровью ,  нарушает  нормальное  развитие  или  создаёт реальный  риск  возникновения  таких  нарушений.  Физическое  насилие  может  проявляться  и  в  форме  бездействия ,  когда  ребёнок  умышленно  оставляется  в  опасной  или  неблагоприятной  обстановке.

          Психическим  ( эмоциональным )  насилием   являются  эпизодические  или  регулярные  оскорбления  или  унижения  ребёнка ,  высказывания  в  его  адрес  угроз ,  демонстрация  негативного  отношения  или  отвержение ,  которые  приводят  к  возникновению  выраженных  эмоциональных  или  поведенческих  нарушений.

         Сексуальное  насилие –это  вовлечение  ребёнка  взрослым  в  совершение  действий  сексуального  характера  с  помощью  насилия ,  угроз  или  путём  злоупотребления  доверием ,  что  причинило  вред  физическому  или  психическому  здоровью  либо  нарушило  психосексуальное  развитие  ребёнка.

         Пренебрежение  основными  нуждами – это  постоянное  или  периодическое  неисполнение  родителями обязанностей  по  удовлетворению  потребностей  ребёнка  в  развитии  и  заботе,  пище  и  крове,  медицинской  помощи  и  безопасности ,  приводящее  к  ухудшению  здоровья ,  нарушению  развития  или получению  травм.

        Жестокому  обращению ребёнок  может  подвергаться  не  только  в  семье.  В  предисловии  к  книге  Е.И.Цимбала   О.В.Зыков  - президент  фонда  << Нет  алкоголизму  и  наркомании >>,  член   Общественной  палаты  РФ,  кандидат  медицинских  наук – пишет ,  что  основной  фактор ,  который  О.В.Зыков  выделяет  три  зоны ,  в  которых  ребёнок  может  подвергнуться  насилию:

- в  семье- в  учебно – воспитательных   учреждениях  с  различной  степенью  закрытости ( детские  дома ,  воспитательно -  исправительные   учреждения  ФСИН ,  кадетские  корпуса ,  элитарные  школы  и  др.).

    Есть  ли  в  каких – либо  нормативных  актах  чётко  прописанные  обязанности  классного  руководителя ( учителя ) изучать  условия  жизни  ребёнка,  посещать  семьи  учащихся?

Сейчас  не  существует  нормативно – правовых  актов ,  устанавливающих  обязанность  классного  руководителя  посещать  места  жительства  учащихся.  Однако ,  такая  обязанность  может  быть  возложена  на  классного  руководителя  должностной  инструкцией ,  с  которой  он  может  в  любой  момент  ознакомиться  в  администрации  школы.  Как  правило ,  в  инструкциях  есть  только  общая  фраза  о  необходимости  тесного  взаимодействия  с  родителями.

       Посещение  места  жительства  несовершеннолетних  , отнесено  к  компетенции  инспекторов  ПДН  ( подразделений  по  делам  несовершеннолетних ) ,  участковых  инспекторов ,  социальных  педагогов.

    Обязан  ли  классный  руководитель ,  узнав  о  жестоком  обращении  с  ребёнком  в  семье ,  предпринимать  какие-то  шаги?

        Классный  руководитель  обязан  сообщить  о  жестоком  обращении  с  ребёнком  директору  школы  и  в  службы ,  занимающиеся  защитой  прав  ребёнка.

         Но  начинать  нужно  с  выяснения  ситуации.  Если  учитель  заметил  у  ученика  какие-то  следы  физического  или  психического  насилия ,  он  должен  обязательно  поговорить  с ребёнком  и  его  родными.

          Как  правило,  дети  неохотно  признаются  в  том, что  родители  жестоко  обращаются  с  ним, поэтому,  если  ребёнок  объясняет  обнаруженные  у  него  телесные  повреждения  насилием  со  стороны  родителей ,  этим  объяснениям  в  большинстве  случаев  можно  доверять.  Однако  иногда  утверждения  ребёнка  вызывают  сомнения:

      - ребёнок  рассказывает  о  насилии ,  однако  соответствующие  телесные  повреждения  у  него  отсутствуют;

      -  ребёнок  рассказывает  о  насилии , но  при  этом  не  проявляет  страха  перед  родителями;

      -ребёнок  стремиться  избежать  наказания  за  проступок  и  просит  учителя  не  сообщать  о  нём  родителям ( впрочем ,  такое  поведение  может  свидетельствовать  и  о  страхе  перед  физическим  наказанием ).

         Кроме  того,  о  ложности  обвинений  родителей  свидетельствует  чрезмерно  общий  характер  утверждений ( <<отец  меня  постоянно  бьёт , жить  с  ним  невозможно>>),  отсутствие  эмоциональной  реакции  при  рассказе , невозможность  описания  какого-либо  конкретного  случая ( времени, места и характера действий), сходства  рассказа  ребёнка  с  рассказами  взрослых  или  с  сюжетами  популярных  фильмов.

      Следует  обращать  внимание  на  совпадение  рассказа  о  событии  ребёнка  и  каждого  из  родителей.  При  выявлении  противоречий  необходимо  установить  их  причину.  Несовпадения  в  описании  родителями  обстоятельств  события,  которые  они  не  могут  объяснить, свидетельствуют о том, что  травма  была  получена  ребёнком в результате  физического  насилия.

       Родители  часто  отрицают, что имеющиеся  у ребёнка  телесные  повреждения  являются  следствием  физического  насилия.  Однако  не только  родители-насильники  склонны  отрицать  неслучайный  характер  травм.  Нередко  отрицают  факты  физического  насилия  сам  ребёнок,  родитель,  не применявший  насилия, другие  родственники.  Такое  отрицание  может  быть  обусловлено  искренним  заблуждением,  нежеланием  замечать  насилие, неумением  правильно  оценить  ситуацию  в  семье, а  также  сознательной  ложью.  Ложь  может  быть  вызвана  страхом  перед  супругом-насильником, полной  зависимостью  от  него, стремлением  сохранить  семью или собственное  материальное  благополучие.

Учитель  не  должен  пытаться  проводить  настоящее  расследование:  это  дело  специализированных  служб  и  организаций.

          Какие  органы  занимаются  защитой  ребёнка  от  жестокого  обращения  в семье?

Таких  органов  множество.  Существуют  они  на  различных  уровнях – от  районного  до  федерального:

  1. подразделения  по  делам  несовершеннолетних  ОВД;
  2. социальные  педагоги  в школе;
  3. отделы  по  охране  прав  детства  или  отделы  по  работе  с  трудными  семьями  в  муниципальных, районных  органах  образования;
  4. городские, районные  органы  опеки  и  попечительства;
  5. городские, районные  комиссии  по  делам  несовершеннолетних;
  6. городские, районные  органы  социальной  защиты ( специалисты  отдела  по  делам  семьи  и  детей );
  7. региональный  уполномоченный  по  правам  ребёнка ( или  по  правам  человека ).

Надзорным  органом  по  отношению  ко  всем  перечисленным  службам  и  организациям  является  прокуратура.  Именно  в  прокуратуру  следует  обращаться  при  возникновении  спорных  вопросов,  а  также  при  ненадлежащем  исполнении  сотрудниками  этих  служб  своих  обязанностей.

 Что  могут  сделать  эти  органы  для  защиты  ребёнка  от  жестокого  обращения  в  семье?

           Некоторые  педагоги  рассуждают  так: <<Никаких  реальных  механизмов  защиты  ребёнка  от  жестокого  обращения  в  семье  нет.  От  обращений  в  милицию  или  комиссию  по  делам  несовершеннолетних  ребёнку  будет  только  хуже,  потому  что  самый  известный  и  широко  применяемый  способ – лишение  родительских  прав.  А  что  будет  с  ребёнком?  В  детский  дом  пойдёт?>>  Но  на  самом  деле  специалисты -  социальные  работники,  психологи,  юристы – обладают  достаточно  большим  набором  способов  воздействия  на  ситуацию  в  семье.

       Сразу  после  получения  информации  о  случае  физического  насилия  органы  опеки  и  попечительства,  другие  социальные  службы  должны  оценить  ситуацию  в  семье  и  принять  решение  о  возможности  дальнейшего  проживания  в  ней  ребёнка.  В  большинстве  случаев  дети,  пострадавшие  от  жестокого  обращения,  остаются  в  семье.  Оставление  ребёнка  в  семье  предполагает  проведение  с  ней  социальной  работы.  Основным  направлением  этой  работы  являются:

          -  воздействие  на  причину,  создающую  напряжённую  обстановку  в  семье;

     - оказание  необходимой  материальной  поддержки;  повышение  родительской  компетенции,  развитие  у  родителей  необходимых  навыков;

     - психологическая  коррекция  эмоциональных  и  поведенческих  расстройств,  имеющихся  у  родителей,  обучение  их  навыками  преодоления  стресса;

     - обучение  родителей  ненасильственным  приёмам  воспитания  и  поддержания  дисциплины;

     - помещение  ребёнка  в  группу  дневного  пребывания  в  центре  социального  обслуживания;

     - содействие  родителям  в  трудоустройстве,  получении  медицинской  помощи;

     - улучшение  взаимоотношений  между  членами  семьи,  в  том  числе  и  проживающими  отдельно.

         Все  перечисленные  направления  работы  должны  осуществляться  во  взаимосвязи,  для  чего  необходим  план  работы  с  семьёй. Постановка  семьи  на  учёт  в  комиссии  по  делам  несовершеннолетних,  органе  внутренних  дел,  учреждение  социального  обслуживания  даёт  возможность  их  сотрудникам  осуществлять  контроль  ситуации  в семье,  что  имеет  особенно  большое  значение  для  случаев  физического  насилия.  Содержания  плана  работы  с  семьёй  не  должно  ограничиваться  только  потребностями  ребёнка.  Необходимо  выяснить  и  по  возможности  полно  удовлетворить  потребности  его  родителей,  только  в  этом  случае  родители  могут  изменить  отношение  к  ребёнку,  отказываться  от  физического  насилия  и  стать  по-настоящему  эффективным  воспитателем.

Ситуация,  в  которых  требуется  взаимодействие  с  правоохранительными       органами

В  каких  случаях  учитель ( классный  руководитель, школьный  психолог )  обязан  присутствовать  при  допросе? Как  он  должен  себя  вести,  чтобы  защитить  права  ученика?

           Классный  руководитель ( или  школьный  психолог )  может  быть  привлечён  к  участию  в  гражданском  и  в  уголовном  прочесах  в  качестве  специалиста.

           В  гражданском  процессе  допрос  свидетеля  в  возрасте  до  четырнадцати  лет,  а  по  усмотрению  суда  и  допрос  свидетеля  в  возрасте  от  четырнадцати  до  шестнадцати   лет  производят  с  участием  педагогического  работника,  который  вызывается  в  суд.  Здесь  всё  достаточно  просто  и  очевидно.  Педагог  имеет  право  с  разрешения  председательствующего  задавать  свидетелю  вопросы,  а  также  высказывать  своё  мнение  относительно  личности  свидетеля  и  содержания  данных  им  показаний.

       В  случае  уголовного  процесса  всё  значительно  сложнее.  В  УПК  РФ  сказано,  что  участие  педагога  в  допросе  несовершеннолетнего  имеет  целью  оказания  помощи  следователю  в  получении  правдивых  показаний  от  допрашиваемого  посредством  установления  психологического  контакта  между  следователем  и  подростком,  правильной  с  точки  зрения  педагогике  постановки  вопросов,  а  также  подготовки  самого  допроса.

          Означает  ли  это,  что  классный  руководитель  обязательно  должен  быть  на

стороне  следствия?  Может  ли  он  быть  уверен,  что  следователя  интересует  только  поиск  истины?  Значит,  учитель  должен  знать,  какие  у  него  есть  возможности  для  защиты  прав  ребёнка,  подозреваемого  в  совершении  уголовного  преступления.

        Дело  в  том,  что  педагог  имеет  право  знакомиться  с  протоколом  допроса  и  делать  письменные  замечания  о  правильности  и  полноте  имеющихся  в  нём  записей.

        Замечания  по  протоколу  вносятся  в  его  текст  после  записи  показаний  допрашиваемого.  Педагог  письменно  высказывает  своё  мнение  о  ведении  допроса  и  о  записях  в  протоколе.  Если  у  педагога  нет  замечаний,  перед  своей  подписью  он  делает  отметку: <<Замечаний  по  ведению  допроса  не имею.  Протокол  мной  прочитан  лично.  Содержание  протокола  соответствует  показаниям>>.

        Если  же  у  педагога  появляются  сомнения  в  том,  что  допрос  проходил  в  строгом  соответствии  с  нормами  закона,  он  обязан  об  этом  написать  в  протоколе.

        Кроме  того,  если  педагог  чувствует,  что  до  допроса  к  ребёнку  применялись  законные  методы,  он  может  зафиксировать  это  в  своих  замечаниях,  а  также  сообщить  об  этом  родителям  ребёнка  и  его  адвокату.

        Как  должен  вести  себя  педагог,  к  которому  обратились  сотрудники  правоохранительных  органов  с  какими – то  запросами,  просьбами,  связанными  с  его  учениками ( например, запрос  об  учащихся <<грузинской  национальности>>  или  входящих  в  <<неформальные  молодёжные  объединения>>?

         В  соответствии  с  п. 4  ст. 11  Закона  <<О  милиции >> сотрудники  милиции  имеют  право  получать  от  граждан  и  должностных  лиц  необходимые  объяснения,  сведения, справки,  документы  и  копии  с  них.

    Однако  при  этом  требования  сотрудников  милиции  должны  быть  законными,  т.е.  направленными:

- на  обеспечение  безопасности  личности;

- на  предупреждение  и  пересечение  преступлений  и  административных  правонарушений;

-  на  выявление  и  раскрытие  преступлений;

-  на  охрану  общественного  порядка  и  обеспечение  общественной  безопасности;

-  на  защиту  частной,  государственной,  муниципальной  и  иных  форм  собственности;

-  на  оказание  помощи  физическим  и  юридическим  лицам  в  защите  их  прав  и  законных  интересов.

       Любые  другие  требования  сотрудников  милиции  являются  незаконными.  Отвечать  за  исполнение  заведомо  незаконного  требования  придётся  должностному  лицу,  в  нашем  случае – педагогу.

       Согласно  закону  << О  персональных  данных >>,  обработка (т.е. сбор, систематизация,  накопление,  хранение,  уточнение,  использование,  распространение,  уничтожение)  персональных  данных,  касающихся  расовой,  национальной  принадлежности,  политических  взглядов,  религиозных  или  философских  убеждений,  состоянии  здоровья,  интимной  жизни,  не  допускается.

       Согласно  закону,  запрос  сведений  о  национальной  принадлежности  учащихся  или  об  их   принадлежности  к  так  называемым  неформальным  молодёжным  объединениям  может  осуществляться  лишь  в  связи  с  производством  по  конкретному  уголовному  делу.

        Как  правило,  подобные  запросы  администрация  школы  получает  в  устной  форме.  В  таких  ситуациях  необходимо  потребовать  запрос  в  письменном  виде.

        В  последующем,  при  наличии  оснований  полагать,  что  запрашиваемая   информация  не  способствует  достижению  вышеперечисленных  целей,  следует  направить  полученный  запрос  прокурору  и  действовать  в  соответствии  с  указаниями  прокуратуры.

        Также  не  следует  забывать  о  своём  непосредственном  начальстве. Самый  простой  и  естественный  ход  для  директора  школы – сообщить  о  запросе  в  управление  образования.  Как  правило,  руководители  управлений  поддерживают  директоров  школ  в  их  нежелании  нарушать  права  учащихся.

 Обязан ли  классный  руководитель  информировать  правоохранительные  органы  обо  всех  правонарушениях,  совершённых  учениками?

      Исходя из принципа законности, школьная администрация обязана информировать органы внутренних дел обо всех противоправных  фактах, влекущих уголовную либо административную ответственность .Классный же руководитель должен прежде всего думать о ребенке, оценивать воспитательный эффект любого своего шага.

      Отдельно в нормативных актах прописана обязанность школьной администрации в случаях выявления фактов распространения наркотических и психотропных веществ на территории учебного заведения информировать об этом органы внутренних дел.

      Это объясняется тем, что администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (следовательно, и защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ).

   Законом установлены правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а  также совершающими правонарушения и антиобщественные действия.

                       

                       Ситуации, в которых учитель

     ( классный руководитель) может вмешаться

                   и защитить права ребенка.

                                                                                                        (Кузьмин. В. А)

   

  Часто учителю кажется, что ему придется выбирать: защищать права ученика и идти на конфликт с другим учителем или школьной администрацией – или в любой ситуации поддерживать своих коллег, не обращая внимания на нарушение прав ребенка в школе. На самом деле это ложная дилемма. Права всех участников образовательного процесса неразрывно связаны, никто не может чувствовать себя защищенным в школе, где – одна группа может безнаказанно нарушать права другой.

    Во-первых, защищая школьника от незаслуженного наказания, учитель показывает администрации свое умение и готовность защищать и самого себя. Юридически грамотного человека начальство уважает и побаивается, с ним предпочитают «не связываться». Директор и завучи, как правило, не сильны в правовых вопросах и понимают, что с «крючкотвором» лучше не ссориться, а использовать его знания «в мирных целях», на пользу школе.

      Во-вторых, он дает детям образец правого поведения. Дети понимают, что учитель защищает ученика не из личной симпатии, а из чувства справедливости. И использует при этом не интриги и не силу, а право как реальный действенный инструмент.

      В-третьих, он получает серьезную поддержку и защиту в лице учеников и их родителей.

      Защищать права своих учеников педагогу и легче, и труднее, чем родителям. С одной стороны, он действует «изнутри» школы, лучше знает ситуацию, может быстрее получить и проверить информацию о каких-либо нарушениях прав учащихся. С другой стороны, он работник данной школы, заинтересованный в ее хорошей репутации не только у родителей, но и в РУНО. К тому же учитель – наемный работник, во многом зависящий от работодателя ( директора школы ).

       А теперь, несмотря на столь сложное положение педагога, перейдем все же к описанию конкретных действий.

       Если у вас есть основания предполагать, что в вашей школе было нарушение чье-то право (вы сами узнали об этом или к вам обратился ученик с просьбой о помощи), вы должны действовать следующим образом:

     А. убедиться в достоверности информации. Ни в коем случае нельзя начинать с обещаний наказать виновных и с официальных заявлений. Даже если вы сами были свидетелем и все кажется вам очевидным, все равно надо выслушать обе стороны. Способы проверки известны. Это опрос других детей ( желательно индивидуально, наедине ), беседа с возможным нарушителем прав ребенка ( общее описание ситуации, без упоминания фамилии конкретного ученика ). Не исключено, что решение будет найдено уже на этом этапе, например, если ваш коллега оскорбил ребенка невольно, не осознавая последствий своих слов или действий.

    Б. Точно квалифицировать нарушение ( о каком именно праве идет речь? Не были ли действия учителя законными или вызванными необходимостью? ) и изучить соответствующие нормативные акты ( см. далее описание наиболее частых нарушений ).

    В. Поговорить с родителями ученика. Знают ли они о конфликте? Какова их позиция? Эти вопросы особенно важны, потому что многие родители либо вообще не интересуются школьной жизнью, либо заранее согласны с любыми действиями педагогов. Ваши действия будут эффективны только в том случае, если родители активно вас поддержат.

    Г. Найти единомышленников среди педагогов, обсудить ситуацию с ними.

   Все это вы должны проделать до того, как предпримете открытые шаги по защите нарушенного права.

Д. Далее следует:

      1)Поговорить с завучем, директором. Объяснить, что ваша цель – не наказать виновного педагога, а найти решение, устраивающее все стороны. Предупредить, что вы и родители школьника готовы идти до конца.

       2)Обратиться к директору школы или в орган школьного самоуправления ( если он функционирует ) с официальным заявлением о нарушении права ребенка. Лучше всего было бы, если бы одновременно аналогичное заявление подали родители. ( Если директор не хочет брать заявление, можно оставить его секретарю, получив расписку на втором экземпляре, или отправить по почте с уведомлением о вручении.) Обычно больше ничего делать не требуется, потому, что директор всегда старается решить конфликт внутри школы, без вмешательства вышестоящего начальства и тем более правоохранительных органов.

        3)Обратиться с жалобой в управление образования, в прокуратуру, к уполномоченному по правам человека или уполномоченному по правам ребенка ( если в вашем регионе они есть ). Эту жалобу должны подавать родители ( опекуны ), вы можете выступать только в роли консультанта. Жалобы родителей, как правило, не остаются без ответа. За последние годы известны десятки случаев, когда вышестоящее начальство или же правоохранительные органы реагировали достаточно быстро и эффективно.

       Разберем теперь несколько наиболее типичных ситуаций, когда дети или родители считают, что права ребенка нарушены педагогическими работниками школы.

     Конфликты на уроках из-за изучаемой дисциплины, из-за оценок, из-за поведения.

      Первый случай: ученик жалуется вам как классному руководителю на то, что учитель – предметник постоянно занижает ему отметки, учитывая не знания, а поведение на уроке.

      Прежде всего, ученику нужно объяснить, что любая отметка всегда субъективна. Определить, насколько справедливо поставлена отметка, со стороны бывает достаточно сложно. У каждого учителя могут быть свои критерии оценки знаний учащихся, поэтому бессмысленная жалоба: «Она поставила мне тройку, а другие учителя ( в данной школе ) за такой же ответ ставят пятерку». По закону если речь идет о текущей успеваемости и промежуточной аттестации, педагогический коллектив может сам выработать любые внутренние способы оценивания достижений учащихся, в том числе отказаться от пятибалльной системы или вообще перейти на безоценочное обучение. Все имеющиеся нормативы (такая-то отметка за такое-то количество ошибок) обязательны только при итоговой аттестации – экзаменах в 9 и 11 классах. Чтобы не давать детям и их родителям лишнего повода для жалоб. Проще всего зафиксировать выработанные ( общешкольные или индивидуальные ) критерии в письменном виде и ознакомить с ними всех желающих.

      Так что о несправедливой отметке можно говорить только в том случаем, если учитель демонстрирует «избирательный подход» к одному или нескольким детям. Например, пол класса не выполнили задание, а двойку поставили одному – единственному ученику.   Доказать факт предвзятого отношения очень трудно, поэтому мы можем рекомендовать не вступать в долгие дискуссии ни с учеником, ни у обвиняемым учителем, а действовать строго в рамках закона. Самое правильное решение в этой ситуации – официальное ( приказом по школе ) назначение комиссии, проверяющей реальный уровень знаний ученика.

      Более сложный случай – если ребенок жалуется на то, что учитель наказывает за несогласие с его точкой зрения. Здесь возможны три варианта:

речь действительно идет о мировоззренческих проблемах, учитель называет детям свои политические или философско-религиозные взгляды, нарушая свободу убеждений своих учеников;

              имеется несовпадение мнений по какому-то конкретному вопросу ( чаще всего в оценке поступков и характеров людей, произведений искусства );

               ребенок не различает объективную информацию и собственное мнение по поводу этой информации ( так, девятикласснику нравиться «предприниматель» Чичиков, и он начинает доказывать, что в поэме Гоголя это единственный положительный герой )

     С правой точки зрения немедленного вмешательства требует только первый вариант. Необходим серьезный разговор с учителем, который, возможно, не видит никакой своей вины: «Я же просто честно им рассказываю, я не могу думать по-другому».

       В самом деле, сложно ожидать от верующего, воцерковленного человека беспристрастного изложения теории эволюции, а от убежденного либерала – западника – признания исторической закономерности Октябрьской революции 1917 г. Но можно и должно требовать строгого исполнения двух пунктов: во-первых, четко отделять свою позицию от позиции авторов действующих программ и учебников и, во-вторых, не карать детей за их взгляды.

      Вероятно, работу такого учителя придется контролировать в течение длительного времени: например, поручить кому-то дополнительную проверку наиболее важных контрольных работ учеников, которые стоят на иных по сравнению с учителем идейных позициях.

      Разумеется, все должно быть максимально деликатно по отношению к учителю, чтобы дети не сделали вывода о его общей профессиональной несостоятельности.

        Оскорбления, унижение достоинства, жестокое обращение.

       Агрессия со стороны учителя по отношению к ученику, увы, явление довольно распространенное. Чаще всего оно связано с низким уровнем педагогического мастерства. Учитель может оскорбить и даже ударить ребенка не от природной жестокости, а от бессилия. Но школа как учреждение должна занимать однозначную позицию: достоинство всех участников образовательного процесса должно быть защищено и обеспечено системой четко прописанных мер.

        Не надо бояться огласки и публичного разбирательства: гласное обсуждение поможет снять с учителя обвинения, если они ложны, и научит всех контролировать свои эмоции. Алгоритм прост:

  1. получить письменное заявление от ученика или его родителей ( родители решатся на это только в том случае, если убеждены в серьезности обвинения );
  2. приказом по школе создать комиссию для проведения служебного расследования ( обязательно включить в нее представителей родителей и учащихся );
  3. опросить обе стороны конфликта и свидетелей ( при полной гарантии анонимности );
  4. принять решение и довести его до сведения всех сотрудников и учащихся ( решение этой комиссии в любом случае будет более мягким, чем судебный приговор ).

      Многочисленные судебные процессы, на которых учителя были осуждены именно за оскорбления, унижение достоинства и жестокое обращение со школьниками, объясняются в том числе и нежеланием школьной администрации решить проблему внутри школы, чтобы родители не были вынуждены искать справедливости в прокуратуре и суде.

       Проявления ксенофобии и нетерпимости, дискриминации.

Как могут проявляться ксенофобия и нетерпимость школьников?

       В школе ксенофобия и нетерпимость у детей могут проявляться в разных формах:

  1. общие оскорбительные замечания о людях разных национальностей не направленные ни на кого лично;
  2. прямые оскорбления, обращенные к конкретному ребенку как представителю определенной расовой, этнической или религиозной группы;
  3. всевозможные действия, причиняющие вред ребенку. Сюда относятся словесные преследования, настраивание других одноклассников против «жертвы», отбирание и порча вещей «жертвы», физическое насилие.

      Надо иметь в виду, что жертвы национальной и религиозной нетерпимости, как правило,- люди запуганные и готовые к новым издевательствам, поэтому очень немногие из них решатся обратиться за помощью к взрослому, тем более учителю. Так что и в этом случае отсутствие жалоб еще не означает, что все в порядке.

  Как вести себя учителю, если он узнал о каком-либо проявлении нетерпимости по отношению к его ученику со стороны одноклассников?

     Почему необходимо реагировать на любое проявление ксенофобии и нетерпимости? Достаточно часто можно услышать такое рассуждение: «Если я буду обращать внимание на ксенофобские высказывания и выходки нескольких хулиганов, ими могут заинтересоваться остальные дети, которым пока что не приходит в голову издеваться над одноклассниками других национальностей. Не надо говорить о таких сложных и взрывоопасных проблемах». Но именно потому, что ксенофобия заразительна, учителю необходимо прямо и откровенно показать детям, что он не потерпит ни малейших ее проявлений. Здесь могут помочь традиционные «авторитарные» меры воздействия тем более что нетерпимые люди признают только силу и авторитет. Невозможно убедить антисемита в том, что евреи – тоже люди, но вполне реально продемонстрировать ему вашу решимость защищать от него потенциальных жертв.

    Что делать, если взрослые поддерживают ксенофобию детей?

     Ксенофобия особенно опасна, когда она не встречает активного осуждения со стороны взрослых. К сожалению, некоторые учителя – вольно или невольно – своим поведением провоцируют рост нетерпимости. Одни думают, что, подчеркивая этнические или религиозные особенности, они занимаются патриотическим воспитанием. Другие используют ксенофобские настроения для манипулирования классом.

     В таких случаях следует говорить о более опасном явлении, чем ксенофобия, - о дискриминации. Дискриминация в школе может проявляться, во-первых, в неравном отношении учителя к ребенку на уроках и во внеклассной работе, а во-вторых, в настраивании против ребенка одноклассников и их родителей, организации травли.

      Как может действовать учитель, если он видит в школе проявления дискриминации в отношении какого-то ребенка?

      Прежде всего, необходимо понять, как относится к этому школьное руководство. Одно дело – если один – единственный учитель на своих уроках придирается к ученикам «не той национальности» или молчаливо поддерживает издевательства над ними со стороны одноклассников, а школьная администрация ни о чем не догадывается. Тогда решение очевидно: сообщить директору школы о вопиющем нарушении законодательства.

       Совсем другая ситуация, если администрация знает обо всем, но по тем или иным причинам боится связываться с учителем – националистом. Тогда самый первый шаг – официальное заявление на имя директора. Это документ, от него не отмахнешься придется реагировать. Возможно, это заявление развяжет директору руки, позволит ему навести порядок, не подвергая себя опасности: мол, это ни его личная инициатива, его вынудили принять меры.

      Наконец, возможен самый плохой вариант: гласное или негласное одобрение дискриминации со стороны директора школы. Здесь придется выходить за пределы школы: обращаться за помощью к уполномоченному по правам человека ( или по правам ребенка, если он есть в регионе ), в СМИ, в прокуратору.

       Помните, что, как и в большинстве других случаев, закон на вашей стороне и на стороне ребенка, тем более что сейчас борьба с ксенофобией и дискриминацией стала одним из официальных приоритетов всех органов государственной власти.

  Как классный руководитель может занимается профилактикой ксенофобии и нетерпимости?

  Помимо принятия мер по уже произошедшим случаям необходима продуманная работа классного руководителя по профилактике ксенофобии. Вот несколько советов:

  1. Относиться с уважением к любим попыткам детей определить ( проявить ) их собственные этнические ощущения, при этом мягко пресекая их интерес к «национальности» других людей, например одноклассников. Делать акцент на общности потребностей, прав, интересов людей независимо от того, к каким этническим группам они себя причисляют сами и кем по национальности их считают другие. Воспитывать у детей чувство коллективизма, классного и школьного патриотизма.

  1. Ни в коем случае нельзя связывать национальность ( этническую принадлежность) ученика с его успехами и неудачами, вообще с его поведением, хотя сам ребенок может быть искренне убежден в том, что он успешен именно благодаря тому, что он русский или татарин. Не допускать подобных высказываний: «Посмотрите, Ахмет нерусский, а какое хорошее сочинение написал!» Вне зависимости от того, к какой этнической группе причисляет себя учитель, в работе с детьми необходимо помнить о нравственном принципе расового безразличия: сознательно относиться к людям как к индивидуальностям, а не как к членам этнической группы.

  1. Не использовать самим и обращать внимание детей на опасность стандартных формул «мы,  русские…»,  «они,  евреи…», какими бы уважаемыми людьми эти слова ни произносились. Объяснить, что в разговоре о национальном характере ссылки на авторитеты не должны учитываться : это всего лишь мнение, основанное на глубоко личных переживаниях. Если Н.В. Гоголю необходимо было видеть виновников всех бед в поляках, а Ф. М. Достоевскому – в евреях, то это их личные проблемы, а не проблемы межэтнических отношений русских, евреев и поляков.

  1. Помнить, что неприязнь к «чужим», негативные стереотипы формируются в процессе социализации только при определенных условиях. Процесс образования и воспитания должен включать в себя и противоположные воздействие, направленное на формирование единственно возможной в демократическом обществе нетерпимости – нетерпимости к любым проявлениям ксенофобии.  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Педсовет Тема : «Деятельность учителя, классного руководителя – путь к формированию личности ребенка».

Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореа...

Содействие государства в реализации и защите прав ребенка

В данной статье раскрывается информация для родителей по вопросам взаимодействия с различными социальными институтами....

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (памятки для детей,классных руководителей, родителей )

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (памятки для детей, классных руководителей, родителей)...

Презентационный материал "Исполнение законодательства по защите прав ребенка"

В данном материале раскрывается актуальная тема на сегодняшнее время. Каждый ребенок, который являетяс гражданином Российской Федерации, должен четко знать и сови права, и свои обязанности....

Семинар для специалистов системы профилактики социального сиротства на тему: " Основные ценности и принципы семейно - ориентированного подхода в деятельности по защите прав ребенка"

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падени...

Проект на тему «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»

Одним из важнейших направлений в сотрудничестве детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье......


 

Комментарии

Выступление на педсовете школы