Как сделать учёбу успешной?
план-конспект урока по психологии (5,6,7,8,9 класс) по теме
Конспект родительского собрания, которое проводится совместно с детьми. В ходе такого собрания все участники ищут ответ на вопрос, почему успехи детей в учении не так успешны, как могли бы быть. Итогом мероприятия станет "формула" успешной учёбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sdelat_uchyobu_uspeshnoy.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие для детей и родителей с элементами тренинга
«Как сделать учёбу успешной?»
(5 – 8 классы)
Составитель: Вахрушева Н.В.,
педагог – психолог высшей категории
Оборудование: изображение бушующего моря с рифами формата А1, разрезное
изображение корабля (количество разрезанных частей по количеству
семей), булавки.
Дети рассаживаются вместе с родителями
.
Упражнение «Приветик».
Каждая семья говорит что-либо приятное рядом сидящей семье, свой комплимент завершает словами «Это вам наш приветик такой…».
Теперь, когда мы все поздоровались, настроение у всех прекрасное, самое время послушать стихотворение Михаила Вейцмана «Мама на родительском собрании».
Один из учеников читает стихотворение:
Мама понуро сидит у окна,
В табель мой жалкий глядит с отвращеньем.
Да ещё слушать должна речь о чьих-то успехах в ученье…
Ей бы заплакать, да только нельзя.
Мама вздыхает невольно…
Нынче у мамы такие глаза,
Будто она лишь во всём и виновна…
Действительно, проблема учёбы и оценок является самой распространённой. Ведь каждому из родителей хочется, чтобы дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности – учёбе. Но ведь детям вовсе не присуще желание учиться. У них имеется большое число обстоятельств, которые мешают учебной деятельности.
Именно поэтому тема нашей встречи – как сделать учёбу успешной? Сегодня мы попробуем обнаружить те проблемы, которые мешают учёбе наших детей, и найти те рычаги, которые помогут сделать эту учёбу более успешной. Итак, начнём наш разговор.
Сценка в исполнении детей.
До чего же похожи на нас наши дети! Еще в младенчестве мы непрестанно умиляемся, обнаружив у маленького комочка наши глаза, уши или нос. Попозже в раннем детстве опять-таки частенько вытираем слезы умиления, подсмотрев у чада наш жест, поступок или совсем - совсем взрослую фразу. А еще через несколько лет, утирая холодный пот со лба, пытаемся понять, как же смогло проявится в ребенке не только то, что есть в нас хорошего, но и то, что мы предпочли бы не воспроизводить в потомстве.
Многие родители требуют от детей, чтобы они всегда были собранными, культурными, умными, вежливыми и ответственными. А вот насколько хорошо все эти качества развиты у самих родителей, сейчас мы и проверим.
Итак, проверим внимание.
Коллективная игра «Если нравится тебе, то делай так…»
А теперь испытаем нашу сообразительность и попробуем решить несколько логических задач.
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Для чего проветривают комнату? | Для того, чтобы там всегда был свежий воздух, а, значит, и много кислорода. |
2 | Почему кипящий чайник стучит крышкой? | От кипящей воды идёт пар, который создаёт давление на крышку. |
3 | Почему в мороз за окном лопнула бутылка с водой? | Вода превратилась в лёд, а лёд занимает больший объём, нежели жидкость. |
4 | Почему под одеялом тепло? | Потому что одеяло хорошо сохраняет тепло. |
5 | Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? | Созвездия Большой и Малой Медведицы называют Большим и Малым Ковшом. |
6 | Какая ягода самая крупная? | Арбуз. |
7 | Какой зверь самый прожорливый? | Землеройка. Она съедает за сутки в 4 раза больше, чем весит сама. |
8 | Все звёзды, кроме одной, перемещаются по небу. Она указывает, где находится Север, и называется она… | Полярной. |
9 | Что означает слово «акварель»? | Оно произошло от слова «аква» - вода. Водяные краски. |
10 | Почему комар пищит, когда летит и молчит, когда сидит? | Всё дело в том, что тот звук, который мы называем писком, издаётся комариными крылышками, которые во время полёта трепещут, да так быстро, что издают звук, похожий на писк. |
11 | Где ночует солнышко? | А нигде. Солнце никуда не прячется. Это наша Земля вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает – день, а на противоположной – ночь. |
12 | От чего прокисает молоко? | Попадают невидимые бактерии (микробы). |
13 | Каково происхождение любимого школьного слова «каникулы»? | Каникулой называли когда-то самую яркую звезду в созвездии Большого пса – Сириус. Появлялась она в разгар лета – 26 июля. И прозвали эти жаркие дни – каникулярными. |
14 | Для чего кошкам усы? | Ими кошки распознают предметы на ощупь, как люди используют пальцы. Усы у кошек очень чувствительные. |
15 | Как животные понимают друг друга, ведь они не умеют разговаривать? | С помощью голосовых сигналов. А также используют язык движений и с помощью запахов животные подают различные сигналы. |
16 | Зачем рассказывают детям сказки? | Чтобы развивалась их речь и воображение. |
17 | Почему бывает день и ночь? | Это наша Земля вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает – день, а на противоположной – ночь. |
18 | Почему лягушки никогда не простывают? | Потому что температура их тела такая же, как и температура окружающей среды. Именно поэтому переохлаждение, а значит, и простуда, им не грозит. |
19 | В каком виде вода занимает больший объём? | Пар и лёд. |
20 | На улице термометр показывает 3 градуса тепла. Сколько градусов покажут два таких термометра? | Три градуса тепла. |
Мы убедились, что и сами взрослые не всегда бывают внимательны, способны и собранны. А иногда дети и вовсе оказываются сообразительнее и талантливее нас.
Но беда в том, что наши дети не всегда старательны и ответственны. Именно поэтому учёба часто становится камнем преткновения, тем самым ветром, который создаёт бурю в семьях.
На доску вывешивается плакат с изображением бушующего моря.
Давайте попробуем обозначить те рифы (т. е. какие-то проблемы, особенности), которые мешают спокойно и размеренно идти к знаниям.
Дети подписывают рифы (это могут быть следующие слова: лень, невнимательность, пассивность, неряшливость, безответственность и др.).
Названия всех рифов озвучивается психологом.
Попробуем теперь вместе с родителями создать такой корабль, который сможет миновать, преодолеть все эти бури и рифы.
Каждой семье вручается какой-либо элемент корабля, где они должны:
написать те способности и качества характера, которые помогут усмирить это бушующее море, смогут сделать учёбу более успешной. (например, аккуратность, старательность, трудолюбие, ответственность, регулярное выполнение заданий и др.).
Психолог составляет из отдельных элементов корабль в бушующем море.
Рефлексивное упражнение.
Какого элемента не достаёт в корабле вашего ребёнка? (выслушиваются все семьи)
Итак, я думаю, что каждый из вас сегодня убедился в том, что сделать собственную учёбу и учёбу своего ребёнка более успешной - в наших силах. Для этого только и нужно, что чуть – чуть побольше старания и желания.
Все мы живём в обществе и, как все люди, хотим получать признание со стороны ближних. Наиболее естественный путь к такому признанию – это наша совместная работа с детьми. Давайте же будем радоваться вместе с нашими детьми их успехам и признанию, которые они заслужили.
Вы полагаете, что это и так само собой разумеется? К сожалению, нет! Опросы показали, что родители отстающих в учёбе детей почти не проявляют никакой радости, даже если их дети приносят домой отличные оценки (часто мамы говорят: «Подумаешь – по рисованию…» или «Вот всегда бы так, а то…»); родители же успевающих детей радуются, если их ребёнок получает просто хорошие оценки. Парадокс, не правда ли?
А потому, уважаемые родители, примите следующие советы:
- Никогда не называйте своего ребёнка бестолковым, бездарем, ещё хуже – дураком.
- Найдите время, чтобы узнать, какой предмет даётся вашему ребёнку особенно трудно; обязательно встретьтесь с учителем, выясните пробелы в знаниях и начинайте помогать ему.
- Постарайтесь, как неоднократно подчёркивают специалисты, хвалить ребёнка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Не скупитесь на похвалу. Но не забывайте и о дисциплине. Представьте, что же будет, если вдруг каждый водитель станет решать сам, по какой стороне дороги ему ехать и т.д… Точно так же и в школе есть определённые установленные правила (как, например, то, что каждый день ученик должен готовиться к уроку, выполнять домашние задания).
- Ежедневно просматривайте без нареканий тетради и дневник, спокойно попросите объяснить тот или иной факт, а затем спросите, чем вы можете помочь.
- Помните: главное – оказать поддержку, помочь разобраться в причинах недопонимания и действовать сообща.
Эти рекомендации раздаются родителям в виде памяток.
Надеемся, что эти советы помогут сделать учёбу наших детей успешной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО – СТИМУЛ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ В УЧЁБЕ».
В методической разработке рассматривается проведение различных видов творческих работ с учащимися детской школы искусств для создания мотивации к успеху в творчестве и учёбе. Предложено и реализ...
Родительское собрание на тему: "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"
Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений...
Разработка урока по теме "Учёба", 11класс
Урок - эстафета знаний по теме "Учёба" разработан для учащихся 11 класса по материалам учебника Г.И.Ворониной "Немецкий язык, контакты" и доп...
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
Методическая учёба для педагогов дополнительного образования детей «Сетевой образовательный модуль или как заменить «учёбу» на «познание»
Методический материал знакомит педагогов дополнительного образования детей с новой формой реализации педагогических стратегий - сетевым образовательным модулем (СОМ). Он может использоваться при разра...
Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти св...
Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым
В статье автор рассуждает о том, что во всем многообразии проблем, обременяющих наше общество, часто теряется значимость человека, царит равнодушие и безразличие. Особое внимание обращается на то, что...