Конспекты открытых уроков по психологии
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме
Конспекты представлены как описание тренигов для учащихся 9-х классов по профессиональному самоопределению. Даны два варианта тренингов с полным описанием всех тренинговых заданий, упражнений и игр.Описано необходимое методическое и дидактическое обеспечение тренингов.В представленных конспектах дан регламент отдельных частей урока ,а также получение обратной связи и рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_eroginoy.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕрогинаН.В.
педагог-психолог,
высшая квалификационная категория,
Почетный работник общего образования
Методическая разработка
урока профессионального самоопределения
Тема: «Калейдоскоп профессий»
Продолжительность урока: 45 минут.
Особенность урока: комплексная интеграция в уроке профессионального самоопределения по теме “Калейдоскоп профессий» тем о профессиональных компетенциях, о эффективных способах взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.
Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной технологии А.Якиманской как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.
Личностно-ориентированная технология:
Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формирования резервных систем развития.
ро
Участники урока: ученики 9 класса
Цель урока: сравнительная систематизация изученного материала по теме “Выбор профессии и способности”.
Создать ситуацию, при которой учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках знания, умения и навыки, Развивать проективно-профессинальные компетенции
Задачи предметные:
1. Образовательная:
- познакомить обучающихся со спецификой профессионального успеха;
- проверить с помощью микро-тестов знания о составляющих профессионального успеха
2. Воспитательная:
- прививать интерес к карьерному росту человека в его деятельности;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
3. Развивающая:
- развивать навыки устной монологической, диалогической речи;
- пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;
- развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
- развивать навыки тестирования;
- развивать приемы и навыки рефлексивной практики.
4. Здоровьесберегающая:
- соблюдать правила и нормы САНПиН;;
- выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе гимнастику для глаз;
- контролировать временные рамки работы и чередования разных видов (разного рода) активности.
Оборудование урока:
- учебники «Профессиональное самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)
- Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Эквадор)
- презентации детей,
- игровые задания на электронном и бумажном носителях,
- текстовые файлы с заданиями,
- материалы Интернета
- маркеры
- игрушка-симваол
- бумага
- цветные карандаши
- пастель
Технические средства обучения:
- ноутбуки “Aquarius”;
- ОС Windows XP;
- Microsoft Office 2003;
Ход урока:
Время | Организационный момент | ||
1 мин | Приветствие учащихся. Упражнение»Автограф имени» | Все участники представляются ,выб-рав понравившийся цвет пастели, и обводят свои ладони на листках как приветствие ко всем участникам занятия , ставя автограф на одном из пальцев ладони. | |
2 мин | Упражнение«Предста-вьте себе…» | Ведущий предлагает каждому участнику представить свой успех.Что это за образ? На что он похож?Что он чувствует? О чем мечтает? Затем его нужно изобразить, чтобы ощутить его более полно, но изобразить с помощью мимики и жестов. | |
Основной этап урока | |||
1 мин | Упражнение «Сила моего желания”. | Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. Покажите рукой , насколько сейчас сильно ваше желание реализо-ваться в будущей профес-сиональной деятельности, добиться в ней успе-ха.(Каждый покажет то, что считает вариантом.)Можно представить силу вашего желания в виде образа. На что похоже ваше желание успеха? Возьмите ручку или карандаш, зарисуйте его сейчас в вашей ладошке-автографе. Расскажите о своих ощущениях, которые вызвали у вас выполенные задания. | |
1 мин | Введение правил тре-нинга. (звучит музыка инструментальная) | Представление правил тренинга:
| |
2 мин | Введение в тренинг | Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью, а также с половой принадлежностью(мужчина, женщина) | |
1 мин | Игра «Бегущая ассоциация» | Ведущий передает игрушку-символ по кругу с просьбой высказать свою ассоциацию на слово «успех». Ведущий организует мозговой штурм на предмет того, какие качества личности помогают добиться человеку успеха в профессии.(Все варианты фиксируются на доске.Затем все качества зачитываются.) | |
3 мин | Мини-практикум | Успех в деятельности часто называют карьерным ростом. Карьера – это путь самовыражения и удовлетворения своим собственным трудом и не только…Человек успешный – это человек целеустремленный, активный, позитивно настроенный.добившийся успеха в жизни. Карьеру можно строить по-разному: для одних успех – это результат долгосрочного плана, собственных усилий а для других – это подарок фортуны, что бывает не слишком часто. А вот то, каким образом человек добивается своей цели в профессиональной деятельности, во многом зависит и от его личных качеств. Как вы думаете, а влияет ли на карьеру, успех в профессии половая принадлежность человека( опрос участников). Обладателями перечисленных вами качеств могут быть как мужчины, так и женщины.Однако мы с вами имеем представления об успешном бизнесмене и успешной бизнесвумен.Я предлагаю вам разделиться на две команды по гендерному признаку:девушки и юноши. | |
10 мин | Тренинговое задание. «Портрет успешного человека» | Команда юношей рисует портрет бизнеследи, а команда девушек – бизнесмена. По итогам идет презентация каждого портрета. | |
15 мин | Игра «Биржа труда» | Учащиеся рассчитываются на1;2. 1-ые номера- консультанты биржи труда,2—е номера – потенциальные работники. Консультанты получают набор вакансий, о которых говорят в общих чертах, но не называют должность, и предлагает побороться за них потенциальным работникам. Потен-цииальные работники по собственному желанию определяют, у какого кон-сультанта подходящая им вакансия, и подходят к нему на собеседование.Они должны придумать свое резюме, согласно услышанной характеристики вакансии, какое учебное заведение окончили, почему стремятся попасть в эту фирму.Консультант вправе задать во время презентации пару вопросов. После того как прошло собеседование и консультант выбрав лучшего из лучших, он озвучивает вакансию: «укротитель домомучительниц», «поедатель пирожков»,» ловец уплывших за буйки». «чистильщик леса», «заговариватель зубной боли». Варианты презентаций вакансий консультантами: 1.В фирму «Алле» на вакантную должность требуется человек ответственный,физически крепкий, морально устойчивый,готовый за достойную плату выполнять тяжелую, нервную работу.Полный соц.пакет,гибкий график работы,отпуск в размере 56 календарных дней. 2.ОО»Пирогов» осуществляет набор лиц, обладающих изысканным вкусом, умеющих творчески организовать свою деятельность, готовых изучать запросы клиентов, осуществлять дегустацион-ные пробы. Обязательное требование- здоровый желудочно-кишечный тракт. Гарантируем своевременную выплату заработной платы и 10% от общего объема выполненной работы. 3.туристическая фирма» В гармонии с природой» приглашает на высмокооплачиваемую работу энергичных, общительных,уравнове-шенных людей, готовых совмещать при ятное с полезным,любящих природу ,воду, солнце,риск.Фирма гарантирует мед.страховку и обеспечение произ-водственным транспортом. 4.В редакцию газеты «Сны лукоморья» Приглашается грамотный, креативный, имеющий высшее филологическое обюразование внештатный сотрудник.Редакция гарантирует, что каждый номер будет верстаться с учетом авторских пожеланий, реко-мендаций.Оплата производится из расчета тысяча рублей за каждую умную мысль. 5.ООО «За чистку рядов» требуется на сезонную работу ответственный,физии-чески крепкий,трудолюбивый работник, строго выполняющий предписания с хорошей координацией и развитым глазомером.обеспечивается жильем в экологически чистом месте, сухим пайком и прочим инвентарем.Оплата понедельная. 6.Клиника «Азиямед» приглашает на работу специалиста в области нетрадиционных методов лечения.Требования к кандидатуре: голливудская улыбка, знание языков,владение нетрадиционными методами лечения.Обеспечиваются спецодеждой,дополнительными днями к отпуску из-за сложных условий работы. | |
1мин | Рефлексия | Что чувствую потенциальные работники и консультанты | |
3 мин | Упражнение «Мы творим мир профессий» | Под музыку на листе ватмана все участники тренингав рисуют символически свои фигуры( обводят пор шаблону) и подписывают их.Как только музыка закончилась раскрашивают ту фигуру, которая оказалась ближе.Затем опять двигаются под музыку и по окончании звучания подписывают качества успешности на той фигуре,которая ближе, потом крутят лист ватмана и после остановки подписывают профессию, подходящую человеку, чья фигурка ближе.Затем лист вывешивается,все знакомятся с ним. | |
Подведение итогов урока | |||
1 мин 4мин | Рефлексия | Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга | |
Пожелания в кругу | Все высказывают пожелания друг другу . | ||
45 мин |
ЕрогинаН.В.
педагог-психолог,
высшая квалификационная категория,
Почетный работник общего образования
Методическая разработка
урока профессионального самоопределения
Тема: «Профессиограмма»
Продолжительность урока: 45 минут.
Особенность урока: интеграция в уроке профессионального самоопределения по теме “Профессиограмма» тем о классах профессий, об условиях труда, профессиональных компетенциях, о оптимальных моделях взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.
Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной технологии А.Якиманской как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.
Лейтмотив урока: « Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось».
Б.Окуджава
Личностно-ориентированная технология:
Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формирования резервных систем развития.
Участники урока: ученики 9 класса
Цель урока: моделирование поведения учащихся в тренинге в соответствии с персонифицированной профессиограммой.
Для развития проективно-профессинальных компетенций в тренинге создание ситуации, при которой учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках навыки.
Задачи предметные:
- Образовательная:
- Создать условия для обогащения представления старшеклассников профессий
- познакомить обучающихся с ресурсом личной профессиограммы;
- проверить с помощью упражнений знания о составляющих профессионального успеха
2. Воспитательная:
- прививать интерес к карьерному росту человека в его деятельности;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
3. Развивающая:
- развивать навыки устной монологической, диалогической речи;
- развитие артистических способностей и творческого мышления;
- пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;
- развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
- развивать навыки тестирования;
- развивать приемы и навыки рефлексивной практики.
4. Здоровьесберегающая:
- соблюдать правила и нормы САНПиН;;
- выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе психогимнастику и гимнастику для глаз;
- контролировать временные рамки работы и чередования разных видов (разного рода) активности.
Оборудование урока:
- учебники «Профессиональное самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)
- Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Аккордеон, французские напевы)
- презентации детей,
- игровые задания на электронном и бумажном носителях,
- текстовые файлы с заданиями,
- материалы Интернета
- маркеры
- игрушка-симваол
- бумага
- цветные карандаши
- пастель
Технические средства обучения:
- ноутбуки “Aquarius”;
- ОС Windows XP;
- Microsoft Office 2003;
Ход урока:
Игротренинг.
Время | Организационный момент | ||
1 мин | Приветствие учащих-ся.Разминка Упражнение «Имя и профессия» | Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени. | |
3 мин | Игра«Самая-самая» | Предлагается каждому участнику по очереди выйти в центр круга и изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам:
| |
Основной этап урока | |||
7 мин | Ролевая игра«Наход-чивость» | Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. В профессиональной деятельности бывают проколы и случайности. Специалист должен уметь выбраться из критической ситуации. Мы попробуем сейчас в игре выйти из разных ситуаций. Вся группа делится на подгруппы по 5 человек и каждая погруппа получает задание:
Затем – представление каждой подгруппой своего решения. | |
1 мин | Введение правил тренинга. (звучит музыка инструментальная) | Представление правил тренинга:
| |
10 мин | Игра «Нужные люди» | Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью. Предлагается классу рассчитаться на 1-5. Затем все одинаковые номера объеди-няются в группы. Каждая группа полу-чает задание: составить список про-фессий в какой-то сфере деятельности. -список профессий для фирмы,занимающейся производством хлебобулочных изделий; - список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов; -список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач; -список профессий для фирмы, занимающейся охраной частной собственности; -список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров; -список профессий для фирмы, занимающейся полиграфической деятельностью. По окончанию работы выходит от каждой подгруппы один представитель и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими. | |
10 мин | Упражнение «Символ моего дела» | Ведущий предлагает объединиться в группы по три человека и создать символ своего будущего профес-сионального дела,как если бы они были владельцами компании. Для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру(круг,квадрат. Треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограничена.Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги предоставляет фирма. Затем символы фирм собирают-ся, перемешиваются и каждому участнику предлагается высказать свои предпо-ложения относительно того, что произ- водит фирма и чья это фирма. | |
7 мин | Мини-практикум: трудоустройство сказочных героев | На карточках у Вас персонажи сказок(Баба Яга,Карлсон,Змей Горынович, Алеша Попович,царевна Несмеяна,домовенок Кузя,Водяной) Ваша задача убедить всех, что этот персонаж хорошо выполнит работу в конкретном агентстве и в качестве кого. | |
Подведение итогов урока | |||
2 мин 4мин | Рефлексия | Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга | |
Пожелания в кругу «Свеча мнения» | Участники тренинга передают по кругу горящую свечу и высказывают пожелания друг другу . | ||
45 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект интегрированного урока по психологии и обществознанию в 5 классе «Одноклассники, сверстники, друзья»
Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого комбинированного занятия психолога и логопеда для детей7-8 лет «Сказочное путешествие» с использованием здоровьесберегающих технологий
Конспект открытого комбинированного занятияпсихолога и логопеда для детей7-8 лет«Сказочное путешествие»с использованием здоровьесберегающих технологий...
Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока
Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...
Конспект открытого занятия педагога-психолога
Занятие, направленное на развитие самосознания подростков...