Конспекты открытых уроков по психологии
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

Ерогина Нина Васильевна

Конспекты представлены как  описание тренигов для учащихся 9-х классов по профессиональному самоопределению. Даны два варианта тренингов с полным описанием всех тренинговых заданий, упражнений  и игр.Описано необходимое методическое и дидактическое обеспечение тренингов.В представленных конспектах дан регламент отдельных частей урока ,а также получение обратной связи и рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_eroginoy.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         ЕрогинаН.В.

                                                       педагог-психолог,

                                высшая квалификационная категория,

                                 Почетный работник общего образования

Методическая разработка

урока профессионального самоопределения

Тема: «Калейдоскоп профессий»

Продолжительность урока: 45 минут.

Особенность урока: комплексная интеграция в уроке профессионального  самоопределения по теме “Калейдоскоп профессий»  тем о профессиональных компетенциях, о эффективных способах взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.

Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной  технологии А.Якиманской  как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.

Личностно-ориентированная технология:

Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формирования резервных систем развития.

ро

Участники урока: ученики 9 класса

Цель урока:  сравнительная систематизация изученного материала по теме “Выбор профессии и способности”.

Создать ситуацию, при которой  учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках знания, умения и навыки, Развивать  проективно-профессинальные компетенции

Задачи предметные: 

1. Образовательная:

  1. познакомить обучающихся со спецификой профессионального успеха;
  1. проверить с помощью микро-тестов знания о составляющих  профессионального успеха

2. Воспитательная:

  1. прививать интерес к  карьерному росту человека в его деятельности;
  2. воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.

3. Развивающая:

  1. развивать навыки устной монологической, диалогической речи;
  2. пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;
  3. развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
  4. развивать навыки тестирования;
  5. развивать приемы и навыки рефлексивной практики.

4. Здоровьесберегающая:

  1. соблюдать правила и нормы САНПиН;;
  2. выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе гимнастику для глаз;
  3. контролировать временные рамки работы  и чередования разных видов (разного рода) активности.        

Оборудование урока:

  1. учебники «Профессиональное  самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)
  2. Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Эквадор)  
  1. презентации детей,
  2. игровые задания на электронном и бумажном носителях,
  3. текстовые файлы с заданиями,
  4. материалы Интернета
  5. маркеры
  6. игрушка-симваол
  7. бумага
  8. цветные карандаши
  9. пастель

Технические средства обучения:

  1. ноутбуки “Aquarius”;
  2. ОС Windows XP;
  3. Microsoft Office 2003;

Ход урока:

Время

Организационный момент

1 мин

Приветствие учащихся.

Упражнение»Автограф имени»

Все участники представляются ,выб-рав  понравившийся цвет пастели, и обводят свои ладони на листках  как приветствие ко всем участникам занятия , ставя автограф на одном из пальцев ладони.

2 мин

Упражнение«Предста-вьте себе…»

Ведущий предлагает каждому участнику представить свой успех.Что это за образ? На что он похож?Что он чувствует? О чем мечтает?  Затем его нужно изобразить, чтобы ощутить его более полно, но изобразить с помощью мимики и жестов.

Основной этап урока

1 мин

Упражнение «Сила  моего желания”.  

Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. Покажите рукой , насколько сейчас сильно ваше желание реализо-ваться в будущей профес-сиональной деятельности, добиться в ней успе-ха.(Каждый покажет то, что считает вариантом.)Можно представить силу вашего желания в виде образа. На что похоже ваше желание успеха? Возьмите ручку или карандаш, зарисуйте его сейчас в вашей ладошке-автографе.

Расскажите о своих ощущениях, которые вызвали у вас выполенные задания.

1 мин

Введение правил тре-нинга.

(звучит музыка инструментальная)

Представление правил тренинга:

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Общение по принципу «Здесь и сейчас»
  3. Высказываться от собственного имени.
  4. Конфиденциальность всего проис-ходящего.
  5. Недопустимость оценок в адрес другого.
  6. Активное участие во всех упраж-нениях.
  7. Принцип активного слуша-ния(уважение к говорящему)

2 мин

Введение в тренинг

Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью, а также с половой принадлежностью(мужчина, женщина)

1 мин

Игра «Бегущая ассоциация»

Ведущий передает игрушку-символ по кругу с просьбой высказать свою ассоциацию на слово «успех».

Ведущий организует мозговой штурм на предмет того, какие качества личности помогают добиться человеку успеха в профессии.(Все варианты фиксируются на доске.Затем все качества зачитываются.)

3 мин

Мини-практикум

Успех в деятельности часто называют карьерным ростом. Карьера – это путь самовыражения и удовлетворения своим собственным трудом и не только…Человек успешный – это человек целеустремленный, активный, позитивно настроенный.добившийся успеха в жизни. Карьеру можно строить по-разному: для одних успех – это результат долгосрочного плана, собственных усилий а для других – это подарок фортуны, что бывает не слишком часто. А вот то, каким образом человек добивается своей цели в профессиональной деятельности, во многом зависит и от его личных качеств. Как вы думаете, а влияет ли на карьеру, успех в профессии половая принадлежность человека( опрос участников).

Обладателями перечисленных вами качеств могут быть как мужчины, так и женщины.Однако мы с вами имеем представления об успешном бизнесмене и успешной бизнесвумен.Я предлагаю вам разделиться на две команды по гендерному признаку:девушки и юноши.

10 мин

Тренинговое задание.

«Портрет успешного человека»

Команда юношей рисует портрет бизнеследи, а команда девушек – бизнесмена. По итогам идет презентация каждого портрета.

15 мин

Игра «Биржа труда»

Учащиеся рассчитываются на1;2. 1-ые номера- консультанты биржи труда,2—е номера – потенциальные работники. Консультанты получают набор  вакансий, о которых говорят в общих чертах, но не называют должность, и предлагает побороться  за них потенциальным  работникам. Потен-цииальные работники по собственному желанию определяют, у какого кон-сультанта подходящая им вакансия, и подходят к нему на собеседование.Они должны придумать  свое резюме, согласно услышанной характеристики вакансии, какое учебное заведение окончили, почему стремятся попасть в эту фирму.Консультант вправе задать во время презентации пару вопросов.

После того как прошло собеседование и консультант выбрав лучшего из лучших, он озвучивает вакансию: «укротитель домомучительниц», «поедатель пирожков»,» ловец уплывших за буйки». «чистильщик леса», «заговариватель зубной боли».

Варианты презентаций вакансий консультантами:

1.В фирму  «Алле» на вакантную должность требуется человек ответственный,физически крепкий, морально устойчивый,готовый за достойную плату выполнять тяжелую, нервную работу.Полный соц.пакет,гибкий график работы,отпуск в размере 56 календарных дней.

2.ОО»Пирогов» осуществляет набор лиц, обладающих изысканным вкусом, умеющих творчески организовать  свою

деятельность, готовых изучать запросы клиентов, осуществлять дегустацион-ные пробы. Обязательное требование- здоровый желудочно-кишечный тракт.

Гарантируем  своевременную выплату заработной платы и 10% от общего объема выполненной работы.

3.туристическая фирма» В гармонии с природой» приглашает на высмокооплачиваемую работу энергичных, общительных,уравнове-шенных людей, готовых совмещать при

ятное с полезным,любящих природу ,воду, солнце,риск.Фирма гарантирует мед.страховку и обеспечение произ-водственным транспортом.

4.В редакцию газеты «Сны лукоморья»

Приглашается грамотный, креативный, имеющий высшее филологическое обюразование внештатный сотрудник.Редакция гарантирует, что каждый номер будет верстаться с учетом авторских пожеланий, реко-мендаций.Оплата производится из расчета тысяча рублей за каждую умную мысль.

5.ООО «За чистку рядов» требуется на сезонную работу ответственный,физии-чески крепкий,трудолюбивый работник, строго выполняющий предписания  с хорошей координацией и развитым глазомером.обеспечивается жильем в экологически чистом месте, сухим пайком и прочим инвентарем.Оплата понедельная.

6.Клиника «Азиямед» приглашает на работу специалиста в области нетрадиционных методов лечения.Требования к кандидатуре: голливудская улыбка, знание языков,владение нетрадиционными методами лечения.Обеспечиваются спецодеждой,дополнительными днями к отпуску из-за сложных условий работы.


 1мин

Рефлексия

Что чувствую потенциальные работники и консультанты

3 мин

Упражнение «Мы творим мир профессий»

Под музыку на листе ватмана все участники тренингав рисуют символически свои фигуры( обводят пор шаблону) и подписывают их.Как только музыка закончилась раскрашивают ту фигуру, которая оказалась ближе.Затем опять двигаются под музыку и по окончании звучания подписывают качества успешности на той фигуре,которая ближе, потом крутят лист ватмана и после остановки подписывают профессию, подходящую человеку, чья фигурка ближе.Затем лист вывешивается,все знакомятся с ним.

Подведение итогов урока

1 мин

4мин

Рефлексия

Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга

Пожелания в кругу

Все высказывают пожелания друг другу .

45 мин

                                                                         ЕрогинаН.В.

                                                       педагог-психолог,

                                высшая квалификационная категория,

                                 Почетный работник общего образования

Методическая разработка

урока профессионального самоопределения

Тема: «Профессиограмма»

Продолжительность урока: 45 минут.

Особенность урока: интеграция в уроке профессионального  самоопределения по теме “Профессиограмма»  тем о классах профессий, об условиях труда, профессиональных компетенциях, о оптимальных моделях взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.

Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной  технологии А.Якиманской  как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.

Лейтмотив урока:  « Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось».

                     Б.Окуджава

Личностно-ориентированная технология:

Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формирования резервных систем развития.

Участники урока: ученики 9 класса

Цель урока:  моделирование поведения учащихся в тренинге в соответствии с персонифицированной профессиограммой.

Для развития проективно-профессинальных компетенций в тренинге создание ситуации, при которой  учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках навыки.

Задачи предметные: 

  1. Образовательная:
  1. Создать условия для обогащения представления старшеклассников профессий
  1. познакомить обучающихся с ресурсом личной профессиограммы;
  1. проверить с помощью упражнений знания о составляющих  профессионального успеха

2. Воспитательная:

  1. прививать интерес к  карьерному росту человека в его деятельности;
  2. воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.

3. Развивающая:

  1. развивать навыки устной монологической, диалогической речи;
  2. развитие артистических способностей и творческого мышления;
  3. пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;
  4. развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
  5. развивать навыки тестирования;
  6. развивать приемы и навыки рефлексивной практики.

4. Здоровьесберегающая:

  1. соблюдать правила и нормы САНПиН;;
  2. выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе  психогимнастику и гимнастику для глаз;
  3. контролировать временные рамки работы  и чередования разных видов (разного рода) активности.        

Оборудование урока:

  1. учебники «Профессиональное  самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)
  2. Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Аккордеон, французские напевы)  
  1. презентации детей,
  2. игровые задания на электронном и бумажном носителях,
  3. текстовые файлы с заданиями,
  4. материалы Интернета
  5. маркеры
  6. игрушка-симваол
  7. бумага
  8. цветные карандаши
  9. пастель

Технические средства обучения:

  1. ноутбуки “Aquarius”;
  2. ОС Windows XP;
  3. Microsoft Office 2003;

Ход урока:

Игротренинг.

Время

Организационный момент

1 мин

Приветствие учащих-ся.Разминка

Упражнение «Имя и профессия»

Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени.

3 мин

Игра«Самая-самая»

Предлагается  каждому участнику  по очереди выйти в центр круга и изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам:

  1. Самая сладкая профессия;
  2. Самая денежная профессия;
  3. Самая волосатая профессия;
  4. Самая неприличная профессия;
  5. Самая смешная профессия;
  6. Самая зеленая профессия;
  7. Самая детская профессия;
  8. Самая серьезная профессия.

Основной этап урока

7 мин

Ролевая игра«Наход-чивость»  

Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. В профессиональной деятельности бывают проколы и случайности. Специалист должен уметь выбраться из критической ситуации. Мы попробуем сейчас в игре выйти из разных ситуаций.

Вся группа делится на подгруппы по 5 человек и  каждая погруппа получает задание:

  1. У адвоката пропадает голос, а его слово сейчас решающее;
  2. У певицы во время концерта кааб-лук попадает в щель и она падает;
  3. У электрика во время работы вдруг исчезает изолента;
  4. У продавца при сдаче денег вдруг оказывается лишней огромная сумма денег;
  5. Во время спектакля у артиста отпадает приклеенный нос;
  6. Менеджер спешит на важную деловую встречу, из-за угла на полном ходу пролетает джип и обливает его грязью с ног до головы.

Затем – представление каждой подгруппой своего решения.

1 мин

Введение правил тренинга.

(звучит музыка инструментальная)

Представление правил тренинга:

  1. Доверительный стиль общения.
  1. Общение по принципу «Здесь и сейчас»
  1. Высказываться от собственного имени.
  1. Конфиденциальность всего проис-ходящего.
  1. Недопустимость оценок в адрес другого.
  1. Активное участие во всех упраж-нениях.
  1. Принцип активного слуша-ния(уважение к говорящему)

10 мин

Игра «Нужные люди»

Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью. Предлагается классу рассчитаться на 1-5.

Затем все одинаковые номера объеди-няются в группы. Каждая группа полу-чает задание: составить список про-фессий в какой-то сфере деятельности.

-список профессий для фирмы,занимающейся производством хлебобулочных изделий;

- список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов;

-список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач;

-список профессий для фирмы, занимающейся охраной частной собственности;

-список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров;

-список профессий для фирмы, занимающейся полиграфической деятельностью.

По окончанию работы выходит от каждой подгруппы один представитель

и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими.

10 мин

Упражнение «Символ моего дела»

Ведущий предлагает объединиться в группы по три человека и создать символ своего будущего профес-сионального дела,как если бы они были владельцами компании. Для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру(круг,квадрат. Треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограничена.Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги предоставляет фирма.

Затем символы фирм собирают-ся, перемешиваются и каждому участнику предлагается высказать свои предпо-ложения относительно того, что произ-

водит фирма и чья это фирма.

7 мин

Мини-практикум: трудоустройство сказочных героев

На карточках у Вас персонажи сказок(Баба Яга,Карлсон,Змей Горынович,  Алеша Попович,царевна Несмеяна,домовенок Кузя,Водяной) Ваша задача убедить всех, что этот персонаж хорошо выполнит работу в конкретном агентстве и в качестве кого.

Подведение итогов урока

2 мин

4мин

Рефлексия

Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга

Пожелания в кругу «Свеча мнения»

 Участники тренинга передают по кругу горящую свечу и высказывают пожелания друг другу .

45 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по психологии и обществознанию в 5 классе «Одноклассники, сверстники, друзья»

Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого комбинированного занятия психолога и логопеда для детей7-8 лет «Сказочное путешествие» с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект открытого  комбинированного занятияпсихолога и логопеда для детей7-8 лет«Сказочное путешествие»с использованием здоровьесберегающих технологий...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...

Конспект открытого занятия педагога-психолога

Занятие, направленное на развитие самосознания подростков...