Девиантное поведение
презентация к уроку психологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поведение как психологическая категория ПОВЕДЕНИЕ присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью
Поведение как психологическая категория ПОВЕДЕНИЕ процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
Признаки поведения социальность; речевая регуляция ; целеполагание; отражение процесса личностной социализации; адаптивность к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей
Признаки поведения личности: уровень активности (энергичность и инициативность); эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов); динамичность (темповые характеристики); стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях);
Признаки поведения личности: осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами); произвольность (возможность осуществления самоконтроля за поведенческими актами); гибкость (изменение поведения в ответ на изменения внешней социальной среды).
Критерии оценки нормальности-аномальности поведения личности: СТАТИСТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫй КРИТЕРИЙ
Отклоняющееся поведение (девиантное поведение) Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси: социализация дезадаптация изоляция
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности,отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией .
Отклоняющееся (девиантное) поведение Девиантное поведение на личностном на социальном уровне уровне это социальная это только одна из позиция личности, возможных форм выступающая в форме взаимоотношений девиантного стиля и между обществом и обдаза жизни личностью
Дифференциально-диагностические признаки отклоняющегося поведения поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам; поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей; поведение, наносящее реальный ущерб самой личности или окружающим людям; рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);
Дифференциально-диагностические признаки отклоняющегося поведения такое поведение должно согласовываться с общей направленностью личности; особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы; особенностью отклоняющеющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации; имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Психологические составляющие отклоняющегося поведения духовные проблемы — о т с у т с т в и е или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации; деформации в ценностно- мотивационной системе личности - девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;
Психологические составляющие отклоняющегося поведения эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций; проблемы саморегуляции –нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности;
Психологические составляющие отклоняющегося поведения когнитивные искажения — дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки; негативный жизненный опыт — отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие, стереотипы, психические травмы, опыт насилия.
Психологическая классификация видов девиантного поведения ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Внешне деструктивное Внутри деструктивное Аддиктивное Антисоциальное Суицидное, конформистское, нарциссицеское, фанатическое. аутическое. НЕСТАНДАРТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ новое мышление новые идеи действия, выходящие за рамки социальных стереотипов
Социальные и индивидуальные проявления дезадаптации завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции; конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; когнитивные искажения реальности.
Определенные правила, образцы поведения, предписывающие то, что человек должен говорить и делать в конкретных ситуациях.
– поведение, которое не согласуется с общественными нормами. Девиантное поведение может быть ПОЗИТИВНЫМ НЕГАТИВНЫМ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ДАННЫЕ СТАТИСТИКИ
НЕ НАНОСИТ ВРЕД ОБЩЕСТВУ Необычный дар или талант Величайшие умственные способности Самоотверженный героизм
Разрушает общественные отношения Преступность Алкоголизм Наркомания Агрессия Азартные игры
КОНТРОЛЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ включает в себя два элемента: Общественное мнение Самооценка
это совокупность представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
САМООЦЕНКА ЭТО – ИНФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ Может быть высокой низкой
Активным Способным Успешным Любимым Счастливым При высокой самооценке Человек чувствует себя:
При низкой самооценке Человек чувствует себя: Худшим Неспособным Неудачником Одиноким Не любимым
ТАКИМ ОБРАЗОМ: Только человек, достигший полного развития личности, приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, у него вырабатываются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.
« Весь смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свое «я».
УМЕЙТЕ СКАЗАТЬ: "НЕТ!" Если это: Угрожает вашему здоровью; Правонарушение; Противоречит вашим убеждениям; Вызовет осуждение любящих вас людей.
Развивайтесь! ТВОРИТЕ! СОЗИДАЙТЕ!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения
Работа с учащимися девиантного поведения....
Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"
в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...
Психолого-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением
Выступление на областном семинаре (+приложение)...
Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением
Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...