Проблемы агрессивности детей в образовательной школе
методическая разработка по психологии по теме

Учителя в школе отмечают, что  агрессивных детей становится больше, с ними трудно работать, зачастую они просто не знают как.

В данной статье рассмотрены формы агрессии, типы агрессивных детей, возможные причины возникновения агрессивных реакций, направления коррекционной работы, приведены приемы снятия гнева - все это поможет педагогу справиться  с ситуациями  агрессивного поведения в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_-.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия

Социально-экономическая ситуация в обществе требует жестких форм поведения, способность к выживаемости, что обостряет проблему агрессивности. Дефицит гуманности, низкий уровень  родительской опеки, рост  числа неблагополучных семей- усугубляют трагедию каждого из агрессивных детей, что становится серьезной угрозой для общества

Учителя в школе отмечают, что  агрессивных детей становится больше, с ними трудно работать, зачастую они просто не знают как. В школе установлены  правила дисциплины, за нарушение которых наказывают, уч-ся переносят агрессию на улицу. Мы привыкли считать агрессивность отрицательным качеством, но агрессия несет в себе еще и  положительный потенциал, лежащий в основе важных человеческих качеств: целеустремленность, желание самоутвердиться, отстоять свою позицию. Так что такое агрессия- нападение или защита?

Агрессия (от латинского «agressio»- нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящим вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательное переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.). это  любая форма поведения, нацеленная  на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему  подробного обращения

Генри Паренс выделяет две основные формы агрессии.

1. Недеструктивная агрессия (настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденным механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний. … Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, целеустремленность, защита собственного достоинства. Может быть названа псевдоагрессией.

2. Враждебная деструктивная агрессия – это поведение, причиняющее боль. Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или депрессии. Это форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты в характере, а также лимитировать способность к адаптации. Деструктивная агрессия- это насилие, злоба, жестокость и ненависть, недоброжелательность, придирчивость, сварливость, гневливость, раздражительность, упрямство, уничтожение, разрушение

Из литературы можно выделить  типы агрессивных детей:

  1. Ребенок склонный к физической агрессии- открытая агрессия. Такие дети любят риск, демонстративны - любят быть на виду, имеют неплохие организаторские и лидерские качества, у них не развит самоконтроль, они импульсивны, нет моральных ограничений.
  2. Ребенок склонный к вербальной агрессии. Это психологически неуравновешенный, неуверенный, обидчивый,  у него может быть  повышена тревожность, частые депрессивные состояния, работоспособность снижена. Обьектом «ядовитых слов» таких детей  являются чаще слабые, младшие по возрасту, неуверенные, дети с физическими недостатками
  3. Ребенок склонный к косвенной агрессии. Действуют «исподтишка», импульсивны, болезненно реагируют на критику, «жало» пускают не прямо, а через субьект или обьект, а сам наблюдает со стороны,  с одной стороны такие дети склонны к риску, с другой – чувствительны, их отличают примитивные влечения, стремление к немедленному удовлетворению своих желаний
  4. Дети негативисты. Все воспринимают  «в  штыки», критику воспринимают как личную обиду, обдумывают ответный ход  - «острее и круче»
  5. Раздражительные – дети с  особыми свойствами характера- вспыльчивые, грубые.

Возможные причины возникновения агрессивных реакций

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Различные особенности среды, в которой находится человек,  повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Устойчивые агрессивные реакции у ребенка могут быть связаны с ощущениями беззащитности, ненужности.. Причиной возникновения агрессивности следующие:

  1. Семья, которая может демонстрировать или обеспечивать закрепление агрессивного поведения  (при минимальном внимании, равнодушии, отсутствии необходимой поддержки и заинтересованности к их жизни, если мать  не имеет телесного контакта- не развивается чувство устойчивости, надежности, доверия к другим, увеличивая агрессию. Наказания родителей кого-то из старших детей, два типа воспитания в одной семье- чрезмерная строгость чаще- отец и  отсутствие контроля, «эмоциональное  отвержение»-  чаще от матери – все это  вместе составляет  предписание для ребенка- «Не живи» и он ополчается, чувствует  себя ненужным, борется за свое психологическое выживание, мстит  всему миру.
  2. Нарушение межличностных взаимодействий – нелюбовь к ребенку вызывает враждебность, жестокость, унижение и оскорбления – провоцируют (я самый сильный, мне все можно – дети регулярно посещавшие детский сад более агрессивны (Р.Бэрон, 1997)
  3. Влияние СМИ, пропаганда (За каждый час телевизионного времени – 9 актов насилия и 21 акт на каждый час мультфильма)
  4. Деструктивная тревожность- боязнь самовыражения в школе, дезадаптация, неспособность справляться со своими переживаниями, с трудностями жизни.
  5. Характерологические особенности самого ребенка (гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам)

Таким образом, агрессивное поведение детей – своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось много  разрушительных эмоций, с которыми он не в силах сам справиться

Коррекционную работу с агрессивными детьми  принято проводить в четырех направлениях:

  1. обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме,
  2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных конфликтных ситуациях, конструктивным поведенческим реакциям.
  3.  снижение уровня личностной тревожности, умению снимать напряжение, стресс.
  4. формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, формирование осознания собственных эмоций.
  5. Развитие позитивной самооценки

Данную работу необходимо осуществлять совместно с психологом школы, классным руководителем, социальным педагогом, психотерапевтом.

Схема  направления коррекционной работы работы

1.Работа со взрослыми: снятие провоцирующих факторов,

консультационная работа  с родителями, педагогами, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций ситуаций

  1. Работа с учащимися по коррекционно-развивающим программам 1-2 раза в неделю от 40мин до 1,5 часов

1этап Отреагирование – дать  свободу истинным скрытым переживаниям (обида, боль, разочарование) Желательно проводить индивидуально.  Сначала  найти контакт с ребенком, установить  доверительное отношение – уважительное  отношение к внутреннему миру ребенка, принятие его таким, какой он есть,  установить атмосферу сотрудничества.

2 этап - осознание собственного эмоционального мира и чувств других, развитие эмпатии,  контролирование гнева, формирование позитивной самооценки, снижение уровня личностной тревожности. Главная цель на этом этапе - помочь изменить  восприятие ситуации с травмирующего и негативного на более позитивное.

  1. Этап Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях, снятие деструктивных элементов в поведении- развитие контроля над эмоциями, обучение способам управления эмоциями. Обучение способам отреагирования (выражения)  гнева, стресса приемлемым способом, безопасным для окружающих

Вывод:  обратите ваше внимание на то, что с проявлением агрессивности нужно работать, нужно сотрудничать со службами школы. Необходимо ориентировать детей на положительное эмоциональное состояние как себя (ребенка), так и другого человека. Развивайте в детях чувство успеха, демонстрируйте и стимулируйте гуманные чувства.

  1. При изменении «духа» школы, снятии тревожности, общей психологической незащищенности освободившаяся психическая энергия расходуется на самосовершенствование личности, приходит осознание подлинного смысла жизни, выпускники успешно определяютс

Приложения

Приемы для снятия приступов гнева:

комкать и рвать бумагу, бить подушку, грушу, пинать подушку или бутылку из пластика, топать ногами, громко кричать в стаканчик, трубу из ватмана,  посадить на стул размышления. Листки гнева- нарисовать, написать все слова, скомкать, разорвать, выбросить. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Использовать водяной пистолет, надувные биты игрушечные молотки для битья в мишень.

Методы контроля над агрессией

1.Прямое порицание с необходимой  формой вежливости

2.Игнорирование – когда нет непосредственной угрозы окружающим

3.Переключение внимания- неожиданный  вопрос, задание

4. Игры на снятие напряжения, тренинги на узнавание эмоций, инсценирование конфликтных ситуаций

5.Метод проецирования положительных качеств личности и поведенческих  реакций- подзадоривание, удивление- ты же умная девочка, разочарования

6.Сит успеха, похвала, обращение к прошлым успехам

7.Смена ролей агрессору- роль жертвы

8.Юмор

9.Красноречивое молчание- выразит взгляд

10.Дать возможность выпустить «джина» -чтобы человек  выплеснул отрицательные  эмоции, если это не опасно для окружающих,  после обсудить эту ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема агрессивности у детей младшего школьного возраста

Изменения, происходящие на современном этапе развития общества, выдвинули целый ряд проблем, обусловленных ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Безусл...

Проблема агрессивности у детей

В статье отражены причины агрессивности и коррекционная работа...

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ....

Профилактика агрессивного поведения в школе

В статье   содержится информация  о реализации в ГБОУ СОШ № 119   программы профилактики агрессивного поведения "Добрый взгляд"...

Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».

обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...

Статья "Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике"

Итоговая работа по программе «Тренинг общения»1 год обучения2019-2020 учебный год Тест «Тактика взаимодействия»Тактики эффективного общенияФио ______________________...

Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе

Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную...