Рабочая программа по природоведению для 6 класса (ОВЗ)
рабочая программа по природоведению (6 класс)

Захаркина Елена Станиславовна

Рабочая программа по природоведению для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedenie_6_klass_ovz_2021-22.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.С. Пушкина»

РАССМОТРЕНО                                                           СОГЛАСОВАНО

на заседании методического                               Заместитель директора по

объединения                                                         учебно-воспитательной работе

протокол №                                                          Балашова Н.Ф.

от «____» ___________2020г.                                     «____» _________ 2020г.                                                  

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

6 КЛАСС

Срок реализации: 1 год

  Разработчик:

учитель высшей квалификационной категории

                                                                 Захаркина Елена Станиславовна

г. Калуга

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:

    1. Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12. 2010 №1897);

2. Федерального перечня учебников на 2014 – 2015 г., утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253;

3. Основной образовательной программой основного общего образования;

4. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 24.05.18 г. № 60/1 – О.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник 1

6. Годового календарного графика на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора школы от 30.08.18 г

7. Проект (концепция) специальных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей и отвечает основным принципам коррекционной педагогики.Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств для дальнейшей социализации.

Основными задачами преподавания биологии являются:

- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;

- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;

- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Место курса биологии в учебном плане

Биология как учебный предмет в  школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

       По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
    Преподавание биологии для детей 8 вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
   
  Согласно учебному плану МБОУ Кулундинская СОШ № 1 на 2018-2019 учебный год на изучение биологии в классе отводится 68 часов, из расчета 2 учебный час в неделю, из них 17 уроков очно и 51 час заочно.

Планируемые результаты

должны знать:

       • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

       • отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

       • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

должны уметь:

       • обращаться с простым лабораторным оборудованием;

       • определять температуру воздуха, воды;

       • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Основные методические принципы коррекционной работы с учащимися ОВЗ

Усиление практической направленности учебного материала (нового).

Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главного в материале).

Опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов) Соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности.

Практико- ориентированная направленность учебного процесса;

Связь предметного содержания с жизнью; -  проектирование жизненных компетенций обучающегося с ОВЗ.

Коррекционные методы на уроках:

Наглядная опора в обучении; алгоритмы.

Комментированное управление.

Поэтапное формирование умственных действий.

Безусловное принятие ребёнка (да он, такой как есть).

Игнорирование некоторых негативных проступков.

Обязательно эмоциональное поглаживание.

Метод ожидания завтрашней радости

Методы реализации на уроке:

а)         задания по степени нарастающих трудностей;

б)         включение в урок заданий включающих различные доминантные характеры;

в)        разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности урока.

Продуктивной обработке учебной информации предполагает организации учебной деятельности в ходе, которой ученики упражнялись бы в освоении только что показанных способов работы с информацией, но только на своём индивидуальном задании.

Формы контроля знаний: текущие, тематические, промежуточные, рубежные, итоговые тестовые работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос, отчеты по практическим и лабораторным работам. 

Используемый учебно-методический комплекс

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник
  2.  Никишов А.И. «Биология. Неживая природа». 6 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида -  М.: Просвещение, 2015.

Содержание курса

       В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

         За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания на практических занятиях.

Учебно-тематическое планирование для 6 класса

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

4

2

Вода

15

3

Воздух

15

4

Полезные ископаемые

20

5

Почва

10

6

Повторение

2

Итого:

66

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

6 класс (2 ч в неделю)

Природа

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Вода

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

1.        Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2.        Растворение соли, сахара в воде.

3.        Очистка мутной воды.

4.        Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

5.        Определение текучести воды.

Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине

         Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

1.        Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2.        Объем воздуха в какой-либо емкости.

3.        Упругость воздуха.

4.        Воздух — плохой проводник тепла.

5.        Расширение   воздуха   при   нагревании   и   сжатие   при охлаждении.

6.        Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно гов теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.        ,

2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).

Экскурсии в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от ме¬стных условий).

Почва

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

Песчаные и глинистые почвы.

Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

1.        Выделение воздуха и воды из почвы.

2.        Обнаружение в почве песка и глины.

3.        Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4.        Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Календарно-тематическое планирование

6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Очно

Заочно

Приложение

Введение

1

Что такое природа

1

2

Живая и неживая природа

1

3

Твердые тела, жидкости и газы

1

4

Урок-экскурсия «Сезонные изменения в природе»

1

Вода

5

Вода в природе и в быту. Учет и использование воды.

1

6

Вода – жидкость. Характеристика

1

7

Свойства воды как жидкости

1

8

Вода - растворитель

1

9

Три состояния воды

1

10

Практическая работа № 1 «Температура воды и ее измерение»

1

11

Лед. Превращение воды в пар.

1

12

Круговорот воды в природе

1

13

Чистая и мутная вода. Питьевая вода

1

14

Использование воды в быту. Охрана воды.

1

15

Использование воды в промышленности и сельском хозяйстве.

1

16

Охрана воды

1

17

Значение воды для жизни организмов

1

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Вода»

1

19

Контрольная работа по теме «Вода»

1

Воздух

20

Воздух в природе

1

21

Воздух занимает место

1

22

Воздух сжимаем и упруг

1

23

Воздух – плохой проводник тепла

1

24

Расширение и сжатие воздуха при нагревании и охлаждении

1

25

Свойства теплого воздуха

1

26

Практическая работа «Свойства воздуха»

1

27

Движение воздуха в природе

1

28

Состав воздуха.

1

29

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

1

30

Углекислый газ

31

Применение углекислого газа

32

Значение воздуха

33

Чистый и загрязненный воздух

34

Охрана воздуха

1

35

Обобщающий урок по теме «Воздух»

1

36

Контрольная работа по теме «Воздух»

1

Полезные ископаемые

37

Полезные ископаемые. Общая характеристика

1

38

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1

39

Гранит

1

40

Известняки

1

41

Песок и глина

1

42

Горючие полезные ископаемые

1

43

Торф

1

44

Каменный уголь

1

45

Нефть

1

46

Природный газ

1

47

Обобщающий урок по теме «Горючие полезные ископаемые»

1

48

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

1

49

Калийная соль

1

50

Фосфориты

1

51

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

1

52

Железные руды

1

53

Медная и алюминиевая руда.  Алюминий

1

54

Цветные руды и сплавы. Сталь

1

55

Цветные руды. Чугун

1

56

Медь и золото. Практическая работа № 2  Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

1

57

Контрольная работа по теме «Полезные ископаемые»

1

Почва

58

Почва. Общие сведения о почве

1

59

Состав почвы

1

60

Перегной – органическая часть почвы

1

61

Песок и глина – минеральная часть почвы

1

62

Различие почв по их составу

1

63

Испарение воды из почвы

1

64

Обработка почвы

1

65

66

Практические работы на школьном учебно-опытном участке.

2

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела Количество часов.

Тема урока

Дата проведения

Тип урока

Цели и задачи урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля Измерители

Д/з (стр)

Введение

  1. 111

Неживая и живая природа. Урок-экскурсия «Сезонные изменения в природе»

комбинированный

научить детей отличать живые тела природы от неживых тел

изучить особенности твердых тел, жидкостей и газов

закрепить понимание о том, что человек должен многое знать о природе и о необходимости ее беречь

развивать память, речь, мышление

воспитывать бережное отношение к природе

знакомство с учебником

схема «Природа живая и неживая»

таблица «Свойства неживых тел природы»

Беседа «Для чего изучать и сохранять природу»

знать: отличительные признаки живых и неживых тел природы,

основные свойства жидких, твердых и газообразных тел,

уметь вносить посильный вклад в сохранение природы.

текущий

стр

5-14

в источниках доп. лит-ры найти интересные факты о неживой природе

Вода

Вода в природе.

комбинированный

изучить где и в каком виде вода встречается в природе

доказать, что вода – жидкость

научить измерять температуру воды

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к воде

беседа «Вода в природе»

опыт «Вода - жидкость»

практическая работа «Измерение температуры воды» опыт «Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении»

беседа «Изменение состояния воды при замерзании»

практическая работа «Лед – твердое тело»

знать: где и в каком виде встречается вода в природе,

от том, что вода – это жидкость

уметь измерять температуру воды знать: об изменениях уровня воды при нагревании, охлаждении и замерзании

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

текущий

стр 14-25 читать стр. 25-31

читать

Превращение воды в пар. Кипение воды.

комбинированный

изучить свойства воды преобразовываться в пар

изучить процесс кипения воды

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к воде

Опыт «Превращение воды в пар»

Наблюдение за кипением воды

Опыт «Пар – это вода»

знать: о том, что пар – это вода, изменившая свое состояние при испарении

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

текущий

31-37 провести дома опыт о расширении воды при замерзании

Три состояния воды в природе Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества.

комбинированный

изучить свойство воды растворять некоторые вещества

изучить использование водных растворов

изучить нерастворимые в воде вещества

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к воде

опыт «Вода - растворитель»

беседа использование водных растворов

опыт «Не все вещества растворяются в воде»

знать: о том что существуют вещества растворяемые и нерастворяемые в воде

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

текущий

40-50

Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и в сельском хозяйстве. Охрана воды

получить представления о чистой и мутной воде

узнать об основных источниках питьевой воды в наше республики

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к воде

опыт «Вода – чистая и мутная»

беседа о источниках питьевой воды

знать: о источниках чистой и питьевой воды

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

текущий

50-57

Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух – плохой проводник тепла

урок изучения нового материала

изучить местонахождение воздуха в природе

узнать о том, что воздух занимает место

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к чистому воздуху

беседа «Воздух в природе.

опыт «Воздух вокруг»

опыт «Воздух занимает место»

работа в тетради по теме

знать: о том, что воздух находится вокруг и внутри предметов

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

текущий

65-70

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при расширении. Тёплый воздух легче холодного Движение воздуха в природе. Состав воздуха

комбинированный

закрепить полученные ранее знания

изучить свойства воздуха при изменении температуры (сжимание и расширение)

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к чистому воздуху

Опыт «Сжатие воздуха при охлаждении»

Игровое упражнение «Легче – тяжелее»

Опыт «Тёплый воздух легче холодного»

знать: о том, что  при понижении температуры воздух сжимается, а при нагревании расширяется,

о том, что теплый воздух легче холодного

уметь безопасно проводить в быту простые опыты

текущий

78-84

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа

комбинированный

закрепить полученные ранее знания

изучить значение кислорода для живых организмов

узнать что такое углекислый газ и его применение

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к чистому воздуху

Беседа «Кислород – это жизнь»

Рассказ учителя об углекислом газе и о его применении

Работа в тетради по теме

знать: значение кислорода, от куда берется углекислый газ, и где его применяют

уметь работать с учебником

текущий

91-100

Значение воздуха. Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха Что мы узнали о воздухе

комбинированный

закрепить полученные ранее знания

изучить значение воздуха для живых организмов

узнать что значит чистый и загрязнённый воздух

познакомиться с мерами охраны воздуха

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к чистому воздуху

Беседа «Значение воздуха»

Рассказ учителя «Чистый и загрязнённый воздух»

Беседа «. Охрана воздуха»

знать: значение воздуха, и его охраны

уметь работать с учебником

текущий

101-108

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве Гранит. Известняки. Песок и глина

комбинированный

изучить понятие «полезные ископаемые», местонахождение полезных ископаемых

познакомить с полезными ископаемыми, используемыми в строительстве

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы познакомить с полезными ископаемыми: гранит, известняки, песок и глина

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы

Беседа «Что такое полезные ископаемые»

Рассказ учителя «Полезные ископаемые, используемые в строительстве»

Упражнение «Что из чего сделано Беседа «Полезные копаемые: гранит, известняки, песок и глина»

Работа с учебником»

знать понятие «полезные ископаемые»,

полезные ископаемые, используемые в строительстве

уметь работать с учебником знать полезные ископаемые гранит, известняки, песок и глина, их местонахождения и использование

уметь работать с учебником

текущий

111-115

116-128

Горючие полезные ископаемые. Торф Природный газ. Полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения

комбинированный

познакомить с горючими полезными ископаемыми,

ознакомить с полезным ископаемым – торфом, его местонахождением и использованием

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы познакомить с горючим полезным ископаемым: природный газ, его местонахождением и использованием

познакомить с полезными ископаемыми, из которых получают минеральные удобрения

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы

Беседа «Горючие полезные ископаемые»

рассказ учителя «Торф – местонахождения и использование»

Работа с учебником Беседа «Горючее полезное ископаемое: природный газ - местонахождение и использование»

Рассказ учителя «Полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения»

Работа с учебником

знать горючие полезные ископаемые,

в том числе о торфе, о его местонахождении и использовании

уметь работать с учебником знать горючее полезное ископаемое: природный газ, о его местонахождении и использовании;

полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения

уметь работать с учебником

текущий

128-133

Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения

комбинированный

познакомить с полезными ископаемыми, из которых получают калийные и фосфорные минеральные удобрения

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы

Рассказ учителя «Калийные и фосфорные минеральные удобрения»

Работа с учебником «Минеральные удобрения» (стр 144 рис 92)

опыт «Растворяемость калийных и фосфорных минеральных удобрений»

знать о полезных ископаемых, из которых получают калийные и фосфорные минеральные удобрения

их местонахождении и использовании;

уметь работать с учебником

текущий

145-150

Чёрные металлы. Чугун. Сталь.

комбинированный

познакомить с понятием «Чёрные металлы»

познакомить со сплавами чугун и сталь, с использованием этих сплавов

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы

Рассказ учителя «Черные металлы»

Работа с учебником «Чугун и сталь – свойства и использование»

знать понятие «чёрные металлы»

основные свойства и использование чугуна и стали

уметь работать с учебником

текущий

155-159

Медная и алюминиевая руды. Алюминий. Медь и олово

комбинированный

познакомить с полезными ископаемыми - медная и алюминиевая руды

познакомить использованием алюминия, меди и олова

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы

Рассказ учителя «Медная и алюминиевая руды»

Работа с учебником «Алюминий, медь и олово – свойства и использование»

знать понятие «медная и алюминиевая руды»

основные свойства и использование алюминия, меди и олова

уметь работать с учебником

текущий

160-166

Что называют почвой

комбинированный

познакомить с составом и структурой почвы

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы

Рассказ учителя «Медная и алюминиевая руды»

Работа с учебником «состав почвы»

знать понятие почва

основные свойства и использование почвы

уметь работать с учебником

текущий

170-179

Миниральные соли в почве. Различие почв по их составу

комбинированный

познакомить с составом и структурой почвы

развивать познавательный интерес

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы

Рассказ учителя «Медная и алюминиевая руды»

Работа с учебником «состав почвы»

знать понятие почва

основные свойства и использование почвы

уметь работать с учебником

текущий

Осенняя обработка почвы. Что мы узнали о почве.

вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

знать понятие почва

основные свойства и использование почвы

уметь работать с почвой

Лист внесения изменений  в рабочую программу.

Дата  внесения изменений

Содержание  изменений

Обоснование проведения  изменений

 Основание внесения изменений
( реквизиты приказа директора школы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....

Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.

Рабочая программа и тематическое планирование  составлены по  учебнику Овчаровой....

рабочая программа по природоведению 5 класс

рабочая программа по природоведению 5 класс...