Конспект НОД по окружающему миру "Экологические пирамиды"
план-конспект по природоведению

Кичкайло Екатерина Владимировна

   При контактах с животными и растениями у детей развивается эмоциональная отзывчивость и жизнерадостность, их внутренний мир наполняется новыми красками и впечатлениями, кроме этого развивается кругозор и интеллект. С самого раннего возраста нужно начинать развивать у малыша гуманное отношение к окружающему миру. Ведь именно в юном возрасте природа воздействует на  чувства ребенка своей яркостью и многообразием.Бережное отношение к окружающему миру нужно развивать так же, как умение читать и писать. В каждом маленьком поступке заключается следствие, которое потом формируется в привычку и характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_piramidy.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе

Тема«Экологические пирамиды»

Цель: знакомство с понятием «экологическая пирамида».

Задачи:

  • формировать у детей представление о взаимосвязи леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
  • развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду;
  • воспитывать интерес к окружающей жизни, бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, полоски для построения «экологической пирамиды», модель многоэтажного дома, знаки правил поведения в лесу.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начнется наше с вами занятие, предлагаю вам поиграть в игру   и поздороваться с гостями: Станем рядышком по кругу.  Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень всем «Привет» и «Добрый день!». Если каждый улыбнется утро доброе начнется!

Воспитатель: Молодцы ребята присаживайтесь.

Воспитатель: Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это мир, который нас окружает.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе? (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)

Воспитатель: Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

Дети: -Земля.

Воспитатель: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «экологические пирамиды» и попробуем проанализировать, почему в природе все взаимосвязано.

Воспитатель: а теперь я хочу загадать вам загадку, отгадав ее, вы поймете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии.

Загадка:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Воспитатель: -Догадались?

Дети: -лес!

Воспитатель: Конечно это - лес.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их».

Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес! (картинка лес)

Воспитатель: На первый взгляд кажется, что в лесу находятся одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее?

Дети: да.

Основная часть (беседа по вопросам, загадки)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Ответы детей).

Дети: Тепло, свет.

Воспитатель: а что нам дает тепло, свет?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Дети: Насекомых.

Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц).

А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки:

Дружбу водит он с лисой,

Для других — ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый (волк).

***

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами,

За жуками и мышами… (Еж).

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц).

***

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет… (медведь)

Воспитатель: Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации. Рассматривание иллюстраций. (Дети называют все, что живет и растет в лесу).

Воспитатель: Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:

Воспитатель: Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

Воспитатель: А если убрать насекомых?

Дети: Некому будет опылять растения.

Воспитатель: А если убрать растения?

Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Воспитатель: Хотим мы этого?

Дети: Нет.

 Физкультминутка 

Птенчики в гнезде сидят,

(Дети приседают)

всё на улицу глядят.

(поднимаются на носочки)

Погулять они хотели,

(шагают на месте)

потихоньку улетели.

(машут руками, как крыльями).

Ветер дерево качает,

влево – вправо наклоняет.

(Дети поднимают руки вверх и в таком положении делают наклоны влево – вправо)

1 – наклон,

(наклоняются вперед)

2 – наклон.

(прогибаются назад)

Так шумит листвою клен.

(встряхивают кистями, изображая движения листьев).

Дидактическая игра «Кому – что?»

Воспитатель: Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) 

Воспитатель: Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

Воспитатель: Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

Воспитатель: Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

Воспитатель: Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

Воспитатель: Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

Воспитатель: Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные(Хищники и травоядные).

Воспитатель: Кто из них, чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

Воспитатель предлагает сделать пирамиду из полосок бумаги. На самой длинной полоске изображены – колоски, на средней – мыши, на короткой – лиса. Аналогично выкладывается вторая пирамида: трава, зайцы, волк. Для сравнения показывает игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.

Воспитатель объясняет, что зайчик любит траву. Сколько травинок зайчик съедает? Одну или много? Много. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы ему быть таким сильным, нужно съесть много зайцев. Поэтому зайцев в лесу должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк съедает много зайцев, а один заяц – много травы. Таким образом, чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев больше, чем волков.

Воспитатель просит высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.

(Полоска с колосками, полоска с мышами, полоска с совой), (полоска с травой, полоска с зайцем, полоска с волком)

Упражнение «экологическая цепочка».

Воспитатель: а теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод и т. д.

(Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель: в природе между численностью животных (хищных и травоядных существует подвижное равновесие). Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются «экологические пирамиды». Давайте никогда ничего не будем разрушать «экологические пирамиды», ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Рефлексия. Что вам сегодня на занятии понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по геометрии(Треугольная пирамида). 10 класс

Конспект урока по геометрии(Треугольная пирамида). 10 класс...

Конспект урока геометрии на тему "Пирамида" в 10 классе

Данный урок составлен с использованием групповой технолоии и технологии проектного обучения....

Конспект урока "Путешествие в страну пирамид"

План-конспект урока "Путешествие в страну пирамид" для 4 класса с углубленным изучением ИЗО...

Конспект НОД, подготовительная к школе группа, тема: "Страны и континенты. Австралия" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Образовательные цели: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме "Страны и континенты. Австралия";  совершенствование грамматического строя речи Развивающие цели: развит...

План-конспект учебного занятия "Формулы объема пирамиды и конуса"

Раздел 3. ГеометрияТема 3.2. Многогранники и круглые телаЗанятие 22. Формулы объема пирамиды и конуса Цель занятия: формировать основные  понятия об объеме пирамиды и конуса.Обучающая: основ...

Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды

Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....