Конспект НОД по окружающему миру "Экологические пирамиды"
план-конспект по природоведению
При контактах с животными и растениями у детей развивается эмоциональная отзывчивость и жизнерадостность, их внутренний мир наполняется новыми красками и впечатлениями, кроме этого развивается кругозор и интеллект. С самого раннего возраста нужно начинать развивать у малыша гуманное отношение к окружающему миру. Ведь именно в юном возрасте природа воздействует на чувства ребенка своей яркостью и многообразием.Бережное отношение к окружающему миру нужно развивать так же, как умение читать и писать. В каждом маленьком поступке заключается следствие, которое потом формируется в привычку и характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_piramidy.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе
Тема: «Экологические пирамиды»
Цель: знакомство с понятием «экологическая пирамида».
Задачи:
- формировать у детей представление о взаимосвязи леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
- развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду;
- воспитывать интерес к окружающей жизни, бережное отношение к живой природе.
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, полоски для построения «экологической пирамиды», модель многоэтажного дома, знаки правил поведения в лесу.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начнется наше с вами занятие, предлагаю вам поиграть в игру и поздороваться с гостями: Станем рядышком по кругу. Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень всем «Привет» и «Добрый день!». Если каждый улыбнется утро доброе начнется!
Воспитатель: Молодцы ребята присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое?
Дети: Это мир, который нас окружает.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе? (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)
Воспитатель: Этот мир такой разнообразный и неповторимый.
Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?
Дети: -Земля.
Воспитатель: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «экологические пирамиды» и попробуем проанализировать, почему в природе все взаимосвязано.
Воспитатель: а теперь я хочу загадать вам загадку, отгадав ее, вы поймете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии.
Загадка:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Воспитатель: -Догадались?
Дети: -лес!
Воспитатель: Конечно это - лес.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их».
Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес! (картинка лес)
Воспитатель: На первый взгляд кажется, что в лесу находятся одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее?
Дети: да.
Основная часть (беседа по вопросам, загадки)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Ответы детей).
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: а что нам дает тепло, свет?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)
Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц).
А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки:
Дружбу водит он с лисой,
Для других — ужасно злой.
Все зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый (волк).
***
Лесом катиться клубок,
У него колючий бок.
Он охотиться ночами,
За жуками и мышами… (Еж).
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (заяц).
***
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет… (медведь)
Воспитатель: Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации. Рассматривание иллюстраций. (Дети называют все, что живет и растет в лесу).
Воспитатель: Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:
Воспитатель: Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?
Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
Воспитатель: А если убрать насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения.
Воспитатель: А если убрать растения?
Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
Воспитатель: Хотим мы этого?
Дети: Нет.
Физкультминутка
Птенчики в гнезде сидят,
(Дети приседают)
всё на улицу глядят.
(поднимаются на носочки)
Погулять они хотели,
(шагают на месте)
потихоньку улетели.
(машут руками, как крыльями).
Ветер дерево качает,
влево – вправо наклоняет.
(Дети поднимают руки вверх и в таком положении делают наклоны влево – вправо)
1 – наклон,
(наклоняются вперед)
2 – наклон.
(прогибаются назад)
Так шумит листвою клен.
(встряхивают кистями, изображая движения листьев).
Дидактическая игра «Кому – что?»
Воспитатель: Для чего нужна трава? (Для пищи животных.)
Воспитатель: Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
Воспитатель: Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
Воспитатель: Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
Воспитатель: Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
Воспитатель: Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
Воспитатель: Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные).
Воспитатель: Кто из них, чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).
Воспитатель предлагает сделать пирамиду из полосок бумаги. На самой длинной полоске изображены – колоски, на средней – мыши, на короткой – лиса. Аналогично выкладывается вторая пирамида: трава, зайцы, волк. Для сравнения показывает игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.
Воспитатель объясняет, что зайчик любит траву. Сколько травинок зайчик съедает? Одну или много? Много. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы ему быть таким сильным, нужно съесть много зайцев. Поэтому зайцев в лесу должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк съедает много зайцев, а один заяц – много травы. Таким образом, чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев больше, чем волков.
Воспитатель просит высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.
(Полоска с колосками, полоска с мышами, полоска с совой), (полоска с травой, полоска с зайцем, полоска с волком)
Упражнение «экологическая цепочка».
Воспитатель: а теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод и т. д.
(Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).
Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: в природе между численностью животных (хищных и травоядных существует подвижное равновесие). Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются «экологические пирамиды». Давайте никогда ничего не будем разрушать «экологические пирамиды», ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Рефлексия. Что вам сегодня на занятии понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока"Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека"
http://www.openclass.ru/node/143537...
Конспект урока по геометрии(Треугольная пирамида). 10 класс
Конспект урока по геометрии(Треугольная пирамида). 10 класс...
Конспект урока геометрии на тему "Пирамида" в 10 классе
Данный урок составлен с использованием групповой технолоии и технологии проектного обучения....
Конспект урока "Путешествие в страну пирамид"
План-конспект урока "Путешествие в страну пирамид" для 4 класса с углубленным изучением ИЗО...
Конспект НОД, подготовительная к школе группа, тема: "Страны и континенты. Австралия" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Образовательные цели: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме "Страны и континенты. Австралия"; совершенствование грамматического строя речи Развивающие цели: развит...
План-конспект учебного занятия "Формулы объема пирамиды и конуса"
Раздел 3. ГеометрияТема 3.2. Многогранники и круглые телаЗанятие 22. Формулы объема пирамиды и конуса Цель занятия: формировать основные понятия об объеме пирамиды и конуса.Обучающая: основ...
Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды
Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....
- Мне нравится (2)