АОП по предмету "Окружающий мир" для обучающихся 4 класса с ОВЗ.
календарно-тематическое планирование по природоведению на тему

Кузнецова Алла Валерьевна

Программа  обучения  по  предмету "Окружающий мир" для  учащихся  4  класса  с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc334.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Петрова».        

                                                                        Согласовано:               Утверждаю:

Рассмотрено на заседании                         Зам. директора по УВР        директор школы

ШМО начальных классов                    _____________О.С. Бутраменко               ___________________Н.И. Христюк.

№________от_______________        

Руководитель ШМО                     «___» ________________2016 г.        «___» ________________2016 г

______________ Г.А. Дегтярева

                                                     

Рабочая программа по окружающему  миру

по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

обучающихся с лёгкой умственной отсталостью  для 4 класса

                                                                                                     Учитель: Кузнецова Алла Валерьевна

                                                                                       

2016-2017  учебный  год

I.Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.                                                                                                                                                                                       Предмет «Мир  природы  и  человека» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами, создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории, при освоении данного предмета решаются следующие задачи:                                                                                                                                                                               -    формировать элементарные представления и понятия об окружающей действительности;                                                                                              -  обогащать  словарный запас;                                                                                                                                                                                                               - активизировать словарный запас;                                                                                                                                                                                                - обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать;                                                                                                                                - устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;                                                                                                                       - прививать познавательный интерес к окружающему миру.

II. Общая характеристика учебного процесса                                                                                       Данная рабочая программа составлена  на основе адаптированной  образовательной программы начального общего образования МБОУ»Партизанская  средняя  общеобразовательная  школа  имени П.П. Петрова» , программы специальных (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой М.: Владос,  2013 г.для учащихся 1-4 классов. Программа  рассчитана на 4 года  обучения для детей с легкой степенью умственной отсталости. За период обучения учащиеся должны получить следующие  знания об окружающем мире:

-названия изучаемых предметов;                                                                                                                                                                                                          части предметов названия и свойства изученных предметов и их частей;                                                                                                                                  обобщение названия изученных групп предметов названия и свойства изученных предметов;                                                                                                - выученные правила дорожного движения;                                                                                                                                                                                 - ---названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;                                                                                                                   - правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы                                                                                                                                     На уроках на данном предмете у первоклассников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувственного опыта. Постепенно программа усложняется, через  повторение изученного материала. С 1 по 4 класс  лексические темы повторяются и постепенно  расширяются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Характерной особенностью предмета является выполнение практических действий с предметами.  Широко используется такая форма урока, как экскурсия. Экскурсия по школе, школьному двору, к цветочной клумбе, в парк. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственные восприятия. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, предметных и сюжетных картин.  В ходе развития устной речи обогащается и уточняется словарь. Дети учатся называть предметы, характеризовать их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху; учатся сравнивать предметы, находить сходные и отличительные признаки; делать простейшие обобщения предметов; классифицировать предметы вначале по образцу и показу, потом по словесной инструкции; учатся участвовать в беседе; развивают вопросно-ответную, диалогическую речь. При формировании ответов на вопросы, у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения. В результате освоения предметного содержания предлагаемого материала у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.  Образовательные,  воспитательные и коррекционно-развивающие  задачи обучения окружающему миру решаются комплексно.                                                                                                                                                                                                       Деятельностный подход – основной способ получения знаний.                                                                                                                                                           На уроках по окружающему миру  преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения. Предмет «Мир  природы  и  человека» тесно связан с их жизненным опытом и  другими учебными предметами, такими, как  литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство. Это даёт  возможность  добиваться осознанности учащимися с умственной отсталостью изучаемого программного материала, вести их к  обобщениям, формируя доступные понятия, осуществлять перенос знаний  в новые или нестандартные ситуации.                                                                                                                                                                                                     С этой целью  школьникам предлагаются  задания, требующие самостоятельного поиска, умозаключений, а также задания практического характера (несложное моделирование, наблюдения, дидактические игры, ИКТ, экскурсии и т. д.).

     Эффективно решать поставленные задачи позволяет использование современных педагогических технологий  и методов обучения:  технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникативные,  игровые, здоровьесберегающие технологии.                                                Использование технологии уровневой дифференциации позволяет  добиваться успешного освоения каждым из учащихся  программного материала. (задания по карточкам)                                                                                                                                                                                        Реализация игровых технологий позволяет  обеспечивать мотивацию познавательной деятельности учащихся, сделать  процесс  познания более продуктивным. Игровые моменты используются на различных этапах урока.                                                                                                         Информационно-коммуникативные технологии позволяют  обеспечивать мотивацию познавательной деятельности, включать  ребят в продуктивный учебный процесс. Данная технология  используется на этапе объяснения нового материала.                                                           Реализация технологий здоровьесбережения позволяет  обеспечивать наиболее комфортные условия каждому ребенку и свести к минимуму негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.                                                                                                                                 Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы, наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.                                                                                                                                                                                                               Контроль за знаниями и умениями учащихся осуществляется в соответствии с требованиями проведения самостоятельных работ. Небольшие самостоятельные работы в виде творческих заданий проводить один или два раза в четверть.

                                                                   Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по развитию устной речи

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.

Оценка «2» ставиться, если ученик излагает изученный материал неразборчиво, допускает неточности и более 4-5 фактических ошибки, не умеет привести примеры.

Оценка «1» ставиться, если ученик затрудняйся ответить, допускает много неточностей.    

                                                                       III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

         Предмет «Мир  природы  и  человека» изучается в соответствии с федеральным компонентом учебного плана МБОУ«Партизанская средняя  общеобразовательная школа  имени  П.П.Петрова»  в рамках предметной области «Естествознание » в объёме:  с 1 - 4 класс по одному часу. Общий объём учебного времени составляет 136  часов.

 

                                                           IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ценностные ориентиры изучения предмета «Окружающий мир» в целом ограничиваются ценностью истины. Но в  результате освоения предметного содержания предлагаемого предмета «Окружающий мир»,  у учащихся предполагается развитие жизненно-важных компетентностей, поэтому образовательные,  воспитательные и коррекционно-развивающие  задачи обучения  решаются комплексно , как следствие,  расширяется набор ценностных ориентиров.

       Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.    

       Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

       Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

                             V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета[1]

 Все результаты (цели) освоения учебно-методического материала образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме.

                                                                                                1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Мир  природы  и человека» в 1-м классе является формирование следующих умений:                                        - принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика                                                                                                                                                    -  положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений                                                                                                                                                                            - желания познавать, открывать новое                                                                                                                                                                                                                   - осваивать новые действия                                                                                                                                                                                                                                       - готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои

                             Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Мир  природы  и  человека» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:                                                                                                                                                                                                                                            Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.                                                                                                                     Проговаривать последовательность действий на уроке.                                                                                                                                                                         Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.                                                                                                   Учиться работать по предложенному учителем плану.

           Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

             Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

            Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.                                                                                

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.

     Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Мир  природы  и  человека » в 1-м классе является сформированность следующих умений.

         - Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху);

          - Участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы;

          -  Составлять простые нераспространенные предложения;

                                                                                      2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Мир  природы  и  человека» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

            Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Мир  природы  и  человека» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;                                               Учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник).

            Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

           Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

        Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

          Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Мир  природы  и  человека» во 2-м классе является формирование следующих умений.

           -  называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

            -  участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

           - составлять простые и распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов.

                                                                                               3-4-й класс

Личностными результатами изучения курса «Мир  природы  и  человека» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Мир  природы   и  человека» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Мир  природы  и  человека» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

- называть и характеризировать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

-  участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

-  связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

-  ухаживать за одеждой и обувью;

-  поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

- соблюдать правила личной гигиены;

-  соблюдать правила уличного движения.

 Предметными результатами изучения курса «Мир  природы  и  человека» в 4-м классе является формирование следующих умений.

             -  называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

- активно участвовать в беседе;

- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

- соблюдать правила личной гигиены;                                                                                                                                                                         - - соблюдать правила дорожного движения.                    

        

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса:

Учащиеся должны знать:

  • названия изучаемых предметов, части предметов.

Учащиеся должны уметь:

  • Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху);
  • Участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы;
  • Составлять простые нераспространенные предложения;
  • Распространять предложения по вопросам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса:

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
  • составлять простые и распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов и их частей;
  • обобщение названия изученных групп предметов.

 Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса:

Учащиеся должны уметь:

  •  называть и характеризировать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  •  участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  •  связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  •  ухаживать за одеждой и обувью;
  •  поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
  •  соблюдать правила личной гигиены;
  •  соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать:

  •  названия и свойства изученных предметов;
  •  выученные правила дорожного движения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса:

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  • активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улиц.

                                                                                                            VI. Содержание учебного предмета

                                                                                                                   1 класс

 Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.

Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.

Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).

Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).

Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

Фрукты. Яблоко, груша- или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.

Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.

                                                                                          2 класс

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян,

плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц,распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

Дом, квартира, домашний адрес.

Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Овощи и фрукты. Сравнение.

Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Домашние и дикие животные. Сравнение.

Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Птицы и насекомые. Сравнение.

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.                                                                                                                       Повторение.  

                                                                                                                  3 класс.      

                   Обогащение и уточнение словаря. Название предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.                                                                                                                                                              Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.                                                       Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Примерная тематика

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной, перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов.

  1. класс                                                                                                

1.Сезонные        изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в тёплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, самый короткий день, самая длинная ночь, замёрзли пруды, лёд на роке твёрдый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, и тут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет всё сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы, и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы Название весенних месяцев.

2.Город,        село, деревня. Главная улица города, сел о Учреждения города, села, деревни (почта, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и другие).

3.Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильны* переход улицы (все случаи).

4.Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

5.0рехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

6.Грибы        Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

7.Семена        цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и другие).

8.Полевые        растения. Рожь, кукуруза, овёс, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метёлка, початок), зёрна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

9.Квартира,        комната. Столовая, спальня, кухня и другие. Назначение.

10.Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

11.Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

12.Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).


1З.Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

  1. Комнатные рас гении. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
  2. Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.

16.Домашние        животные. Лошадь, корова, свинья и другие. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

17.Дикие        животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, посадки.

18.Домашние птицы. Гусь, индюк и другие. Внешний вид. пища, повадки. Польза, приносимая людям.                                                                              19.Дикие птицы. Гусь, лебедь и другие. Внешний вид. места обитания, пища.

21.Птицы        перелетные и зимующие. Время отлёта и при л t га разных птиц.

22.Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

23.Рыбы, Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питайся рыбы. Уход за рыбами в аквариуме

24.Охрана здоровья. Отдых, труд дома. Режим сна. Режим питания                                                                                                                                              25. Повторение пройденного

                        Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам .

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму (исходя из местных условий).                                                                                                                         Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.

                                       

                                         

7.2 Календарно-тематическое планирование уроков

окружающего мира            ___4____                68  часов  – 2 часа  в неделю

                                                                         (предмет)                                       (класс)                           (кол-во учебных часов в неделю, год)    

Кален

дарные сроки

п/п

Тема урока

Виды деятельности

 уч-ся

         Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

1

Лето. Летние каникулы

Рассматривать  картины о лете, летние каникулы. Составлять связный рассказ о лете, летних каникулах. Сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Лето. Летнии месяцы. Каникулы. Ценность  общения, добра, природы.

Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

Адекватно использовать

ритуалы школьного

поведения (поднимать

руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Осознавать себя учеником, заинтересованным посещением школы.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану

и работать в общем темпе.

Активно участвовать в деятельности,

контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Работать с учебником, с информацией.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

 Использовать принятые

ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками: договариваться, обращаться за помощью и

принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах

деятельности и быту, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение.

Договариваться с одноклассниками: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Оценивать правильность поведения людей в природе;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Договариваться с одноклассниками: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Договариваться с одноклассниками: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

2

Сентябрь – ранняя осень.

Отгадывать загадки о временах года. Классифицировать  картинки по временам года. Составлять связный рассказ по теме.  Называть, описывать, сравнивать и классифицировать овощи,  фрукты, ягоды. Коллективное обсуждение: что можно приготовить из них.

Зарисовывать в тетрадь. Работать с учебником. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Урожай.

Овощи,  фрукты, ягоды.

Продукты питания. Сок. Блюдо. Жарить, варить. Салат.

Ценность  общения, добра, гармонии.

3

Сентябрь – ранняя осень (экскурсия). 

4

Осень. Сбор урожая.

5

Сбор урожая. Овощи, фрукты.

6

Овощи, фрукты, ягоды.

7

Грибы.

Узнавать и называть съедобные и несъедобные грибы. Называть и показывать части гриба.  Описывать и различать грибы. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Грибы (съедобные, несъедобные). ядовитые, срезать, заготавливать,

части гриба: ножка, шляпка, грибница.

8

Полевые растения: рожь.

Составлять рассказ о полевых растениях по картинке. Выделять общие и отличительные признаки. Описывать, называть и угадывать полевые растения. Составлять рассказ по теме:  как хлеб приходит к нам на стол. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Поле. Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Злак, колос. Злаковые, хлебные, Сеять. Пахать. Убирать урожай.  Молотить. Жатва, Плуг. Трактор. Комбайн.

9

Полевые растения: кукуруза. 

10

Полевые растения: овёс.

11

Середина осени. Золотой октябрь.

Составлять описательный рассказ по картинкам и наблюдениям, пользуясь планом. Сравнивать  изменения в природе осенью. Различать времена года по признакам. Разбирать и заучивать пословицы об осени.

Погода. Признаки. Осенние  месяцы. Листопад, заморозки, иней, золотая, увядающая.

12

Город. Правила дорожного движения.

Отгадывать загадки о дорожных знаках. Д/игра

 « Хорошо-плохо». Знать и применять правила дорожного движения на практике. Называть отличительные особенности города, села, деревни. Составлять описательный рассказ своей деревни и рассказ по картинке о работе осенью в деревне.

Город. Этажи. Улицы. Площади.

Пешеход, проезжая часть, правила, светофор. Ценность  общения, добра, гармонии.

13

Город. Поведение в городе (экскурсия).

14

Правила дорожного движения. Село, деревня.

15

Осень – время года. 

Составлять описательный рассказ по картинкам и наблюдениям, пользуясь планом. Сравнивать  изменения в природе осенью. Различать времена года по признакам. Разбирать и заучивать пословицы об осени. Работать с кроссвордами и тестовыми материалами.  Оценивать свои знания.

Перелет.  Признаки. Осенние месяцы. Времена года, листопад, заморозки, иней, золотая осень.

16

Проверочная  работа по итогам 1 четверти.

Выполнять проверочную работу применяя полученные знания.

17

Орехи.

Называть орехи, используя картинки. Зарисовывать в тетрадь. Работать с учебником. Дополнять предложения.

Орех. Плод, скорлупа

Ценность  общения, добра, природы.

18

Деревья, кустарники, травы.

Отгадывать загадки о лесе. Определять ярус  леса. Находить отличия травянистых растений от кустарника и деревьев. Определять лекарственные растения.

Составлять рассказ по картинке, описывать по плану дерево, кустарник или траву.  Называть их. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Дерево, кустарник, трава. Стебли, стволы, листья, сочные, цвести, зеленеть.

Ценность  общения, добра, природы.

19

Жизнь и быт школьника. Квартира.

Отгадывать загадки. Разгадывать кроссворды. Описывать свою квартиру по плану. Участвовать в диалоге на данную тему. Находить отличия одной комнаты от другой по картинкам, подбирать признаки к предметам, составлять фразы по схеме, Знать и называть предметы мебели и их применение.  Составлять предложения по картинкам с использованием предлога, описывать мебель. Знать и называть посуду, части посуды,  виды посуды.  Различать бытовую технику, определять её предназначение. Составлять предложения по картинке, устанавливать причинно-следственные связи, составлять описательный рассказ по плану. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод Работать в парах, группах.

Однокомнатная и т. д, ванная, коридор квартира, просторная.

Мебель, бытовая техника. посуда: чайный сервиз, сахарница и т.д, столовая, кухонная, чайная, кофейная 

Вода, моющее средство, губка, сушка, шкаф.

20

Комната.

21

Мебель.

22

Бытовая техника.

23

Посуда.

24

Посуда и уход за ней.

25

Практическое занятие по уходу за комнатными растениями.

Ухаживать за комнатными растениями применяя знания на практике. Сопровождать практические действия связным рассказом по плану.

Комнатное растение. Горшок. Лейка. Лопатка. Земля.

26

Начало зимы. 

Отгадывать загадки о зиме. Характеризовать данное время года. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных зимой.

Составлять рассказ о зиме по опорной схеме. Составлять рассказы по картинкам изменяют фразу по образцу. Заполнять календарь природы и описывать погоду в зимнее время года. Разбирать и заучивать пословицы о зиме. Задавать вопросы о погоде   зимой.

Зимние месяцы. Заморозки, вьюга, метель, оттепель, морозный, вьюжный, ненастный. Ценность  общения, добра, природы.

27

Декабрь – первый месяц зимы (экскурсия). 

28

Труд людей в зимнее время. 

29

Охрана здоровья и отдых зимой.

30

Хвойные растения.

Сравнивать и называть хвойные деревья. Отличать их от других деревьев. Называть части растения. Составлять предложения.

Сосна. хвоя, шишки, ствол, кора, ветви, вечнозеленые

31

Проверочная  работа по  итогам 2 четверти.

Выполнять проверочную работу применяя полученные знания.

32

Домашние животные корова.

Отгадывать загадки о домашних животных. Составлять краткие рассказы на тему: какую пользу приносят домашние животные,  называть их части тела, описывать внешний вид и характер животных. Описывать действия по уходу за ними. Разгадывать кроссворды о домашних животных. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод Работать в парах, группах.

Травоядные. Корова, бык, телёнок. Лошадь, конь, жеребёнок. Ценность  общения, добра, природы.

33

Домашние животные лошадь.

34

Как я провёл зимние каникулы. 

Составлять связный рассказ о том, как провели зимние каникулы. Отгадывать загадки о (санках, лыжах, коньках, снеговике).Составлять связный рассказ о зимних забавах.

Каникулы. Режим. Зимние  забавы. Ценность  общения, добра, природы.

35

Дикие животные: олень, лось.

Называть животных, обитателей леса,  сравнивать оленя и лося, описывать их по плану, объяснять значение слова «травоядный». Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод Работать в парах, группах.

Лосиха, лосенок, олень,  олененок, Травоядные. Ценность  общения, добра, природы.

36

Домашние птицы: гусь, индюк.

Перечислять особенности строения тела птиц и их поведения, причины сезонных изменений в их жизни. Составлять по плану сравнительный рассказ о птицах. Описывать птицу по плану, подбирать слова – признаки, сравнивать домашних и диких птиц.  Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод.

Птицы.  Перья, яйца, водоплавающие, высиживать, вылупляться, гоготать, гнездо. Зимующие, перелётные, оседлые.

37

Дикие птицы: лебедь, гусь.

38

Зимующие и перелетные птицы.

39

Работа на ферме.

Слушать, задавать вопросы, отвечать на них об орудиях труда, о работниках фермы и  их трудовых действиях. Составлять рассказ на данную тему.

Ферма. Фермер, скотный двор. Профессии.

40

Февраль – месяц метелей и вьюг.

Называть зимние  месяца. Разбирать и заучивать пословицы о феврале. Работать по картинке на данную тему, изменять слова по образцу, составлять рассказ – рассуждение. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод Работать в парах, группах.

Февраль. Капель, сосулька, оттепель, вьюга, метель.

Ценность  общения, добра, природы.

41

Профессии людей.

Отгадывать загадки о профессиях. Разгадывать кроссворд. Называть профессии людей по описательному рассказу, по действиям, по орудиям труда. Составлять рассказ по плану.

Профессия. Труд людей. Ценность  общения, добра, природы.

42

Рыбы.

Называть рыб, обитающих в пресноводных водоёмах. Называть части тела и его особенности от среды обитания. Устанавливать причинно- следственные связи. Составлять описательный рассказ. . Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод.

Икринки, плавники, чешуя,

Жабры, плавники мальки. Кожа.

Земноводные, плавающие.

43

Земноводные: лягушка и жаба.

Определять и называть земноводных, подбирать обобщающее слово. Выделять общие признаки. Устанавливать причинно- следственные связи.

Дополнять незаконченные предложения на данную тему, сравнивать лягушку и жабу по плану. . Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод.  Работать в парах, группах.

Икринки, Жабры, Кожа.

Земноводные, плавающие. Ценность  общения, добра, природы.

44

Земноводные: ящерица.

45

Голубой март.

Отгадывать загадки о весне. Разгадывать кроссворды. Называть отличительные особенности данного времени года. Составлять описательный рассказ по плану. Заучивать пословицы о весне. Называть  характерные признаки весны.  Наблюдать и рассказывать о происходящих изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Март. Капель, оттепель, вьюга, метель.

Весна, весенние месяцы. Капель, оттепель, вьюга, метель.

Ценность  общения, добра, природы.

46

Весна: изменение в природе.

47

Весна: изменение в природе. Экскурсия.

48

Апрель – весенний месяц. 

49

Проверочная  работа по итогам 3 четверти.

50

Вредные и полезные насекомые.

Отгадывать загадки. Называть особенности насекомых, части тела насекомого.  Составлять описательный рассказ по плану.  Характеризовать вредных и полезных насекомых.  Находить четвертое лишнее, изменять слова по образцу.  Называть насекомое по описанию. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Насекомые. Вредные, полезные, летающие, ползающие.

Ценность  общения, добра, природы, гармонии.

51

Труд людей весной. 

Слушать, задавать вопросы. Определять вид работы в

весенний период времени,  о и  их трудовых действиях. Составлять рассказ на данную тему. Работать в парах, группах.

Орудия труда. Сеять, пахать, копать, сажать.

Ценность  общения, добра, природы.

52

Все мы – звенья одной цепи.

Составлять рассказ, используя схему  о том, что нам даёт природа,  составлять рассказ  как нужно беречь природу. Называть цепи питания. Устанавливать причинно-следственные связи. Составлять рассказ о влиянии человека на природу,  составлять памятку правила поведения в природе. Называть животных и растения нашей страны, занесённых в Красную книгу. Работать в парах, группах.

Звенья. Пища. Красная книга. Режим дня.

Ценность  общения, добра, природы.

53

Человек – часть природы.

54

Как я познаю окружающий мир.  

55

Охрана здоровья. Человек. 

Составлять режим дня. Составлять описательный рассказ о соблюдении режима дня. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

56

Организм человека. 

Рассматривать на картинке человека (его части тела, органы), определять предназначение органов человека. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Закаливание организм, здоровье, болезнь, инфекция, профилактика.

57

Средства личной гигиены. 

Определять средства личной гигиены, для чего они предназначены. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Средства личной гигиены, гигиена.

58

Уход за волосами. 

Применять правила ухода за волосами. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Средства личной гигиены, гигиена. Уход за волосами.

59

Органы чувств. 

Называть органы чувств,  объяснять свой ответ с помощью текста. Называть правила и профилактику защиты органов. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Органы чувств.

Ценность  общения, добра, природы.

60

Наше питание.

Выбирать блюда к завтраку, обеду, ужину; заканчивать предложения, проговаривать алгоритм, как правильно нужно чистить зубы, знать органы пищеварения. Определять полезные и вредные для здоровья продукты. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Блюда к завтраку, обеду, ужину. Органы пищеварения. Вредные, полезные продукты.

61

Витамины в жизни человека. 

Определять пользу витаминов для организма человека. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Витамины. Здоровье.

Ценность  общения, добра, природы.

62

Наш сон.

Устанавливать при каких условиях человек отдохнёт лучше,  устанавливать причинно – следственные связи. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Сон. Здоровье.

Ценность  общения, добра, природы.

63

Наше общение.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе . Называть вежливые слова.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Благодарность, вежливость, извинение, прощание, просьба, приветствие, воспитанность.

Ценность  общения, добра, природы.

64

Май – конец весны.

Называть весенние месяцы. Наблюдать и рассказывать о происходящих изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи. Составлять рассказ о весне, подбирать слова признаки, называть весенние виды работ. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Проталины, насекомые, распускаться, ранняя, гроза, гром.

Ценность  добра, природы, красоты и гармонии.

65

Проверочная работа по итогам года.

66

Раннецветущие растения.

67

Здравствуй лето!

Отгадывать загадки. Составлять рассказ о лете, вести диалог. Вести наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи. Отвечать на вопросы. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод. Работать в парах, группах.

Летние месяцы.

Жара, засуха. Ценность  общения, добра, природы.

68

Лето. Экскурсия в парк. 

                                                              7.3. Приложение по предмету: «Окружающий мир»  4 класс

№ п\п

№ п/п

                                      Наименование  тем

                         В том числе

Провероч ные  работы  

Практические работы

Экскурсии

Дата

    1

3

 «Сентябрь – ранняя  осень».  

1

    2

13

«Город. Поведение в городе».  

1

    3

16

Проверочная работа по итогам 1 четверти.

1

    4

25

 Практическое занятие по уходу за комнатными растениями.

1

    5

27

 «Декабрь – первый месяц зимы».

1

    6

31

Проверочная работа по итогам 2 четверти

1

    7

47

«Весна: изменение в природе».  

     

1

    8

49

 Проверочная работа по итогам 3 четверти

1

    9

65

Проверочная работа по итогам года.  

1

   10

68

 «Лето.» Экскурсия в парк.

1

Итого:

4

1

5

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

Конспект и презентация к уроку "Environmental Protection" (Охрана окружающей среды), 7 класс

Данная презентация составлена к первому уроку цикла об охране окружающей среды( УМК В.П. Кузовлев-7) и направлена на презентацию новой лексики и её первичную отработку. Урок имеет высокую воспитательн...

Профессии. Урок окружающий мир. 2 класс.

Дополнительный материал к уроку окружающего мира по теме "Профессии" (Презентация). В разработке в игровой форме предлагается познакомиться с заданиями....

"Своя игра" окружающий мир (4 класс)

Цели и задачи мероприятия:Развивать коммуникативные возможности обучающихся в процессе подготовки к внеклассному мероприятию по предметуРазвивать у обучающихся познавательный интерес к предмету,...

тематическое планирование по окружающему миру 5 класс

Данное тематическое планирование разработано к учебнику :Природоведение.5 класс под ред.Т.С.Суховой. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю( федеральный компонент)...

окружающий мир 2 класс

Учебно-тематическое планирование во 2 классе VII вида 33 учебные недели...

Животные и окружающая среда. 7 класс.

Предентация по теме "Животные и окружающая среда"....