Конспект открытого урока окр. мир 3 класс тема "Мир растений"
план-конспект урока по природоведению на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85»
План-конспект открытого урока по окружающему миру
в 3 классе по теме «Мир растений»
дата проведения 12.декабря 2017 г.
Учитель: Крылова
Надежда Анатольевна
Кемерово. 2017
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с классификацией мира растений
Задачи:
-дать представление о пяти группах растений;
- научить определять группу растений по описанию;
- расширение кругозора учащихся о растительном мире;
-воспитание бережного отношения к природе.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, иллюстративно-наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Оборудование и технические средства обучения: авторский медиа продукт- презентация карточка с заданием, карточка с текстом, схема путешествия, наглядный материал по актуализации темы, рабочая тетрадь.
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация темы урока
- Проверка пройденного материала
- Первичное усвоение новых знаний
- Рефлексия
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Заключение
Ход урока
- Организационный этап. (2 мин)
Здравствуйте дорогие ребята. Я рада вас видеть на уроке окружающего мира. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка человека - одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка позволяет передать свои чувства, несёт доброту и нежность людям. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы узнали много нового и интересного поднялись на ступеньку выше по лесенке знаний. Успеха вам!
- Актуализация темы урока. (3 мин)
Ребята, на одном из прошлых уроков, мы говорили о солнце как необходимом условии жизни на планете земля (учитель прикрепляет на магнитную доску картинку с изображением солнца). На одном из прошлых уроков мы с вами изучали невидимое сокровище – воздух (учитель прикрепляет на магнитную доску картинку с изображением воздуха). И тоже отмечали, что без воздуха невозможна жизнь на нашей планете. Мы с вами изучали чудесные свойства воды (учитель прикрепляет на магнитную доску картинку с изображением капли воды), и подчеркивали. Что без воды жизни бы на земле не было. На последнем уроке мы с вами говорили о плодородной почве и ее значении для жизни на планете (учитель прикрепляет на магнитную доску картинку с изображением почвы). Ребята, а чего не хватает на нашем рисунке? Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а не ходит?». Правильно ребята, это растение (учитель прикрепляет на магнитную доску картинку с изображением цветка). Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в мир растений. Слайд 1
- Проверка пройденного материала. (5 мин)
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, повторим уже изученный материал. (Фронтальный опрос)
Солнце это планета?
Сколько планет двигаются вокруг солнца?
Из смеси каких газов состоит воздух?
Одеяло греет человека или человек одеяло?
Что происходит с водой при охлаждении?
Какой воды на земле больше пресной или соленной?
Газообразное состояние воды?
Почему земля черная? Что есть в составе земли, что делает ее черной?
4. Первичное усвоение новых знаний. (22 мин).
Ребята, мир растений очень разнообразен, наука – изучающая растения называется ботаникой. Запомните это слово, вы еще не раз встретите его на уроках окружающего мира. Слайд 2
Ученые все растения разделяют на пять групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения. Сколько у нас на руках пальцев? Вот столько и групп растений. Слайд 3. Ребята. А теперь обратите внимание, у нас на доске изображен путь нашего путешествия в мир растений. Мы с вами сегодня побываем в царстве водорослей, в королевстве мхов, в княжестве папоротников, в государстве хвойных растений и на планете цветковых растений.
Но для путешествия нужен билет, он лежит у каждого из вас на столе и его нужно заполнить. Давайте вспомним, из каких частей состоит растение. Правильно, цветковое растение состоит из коня, стебля, листа, цветка и плода с семенами. Слайд 4. В билете дано семь утверждений о растениях. Если вы согласны с утверждение, считаете его правильным, поставьте в колонке «в начале урока» знак плюс, если вы считаете, что утверждение ложное – знак минус. Слайд 5 (учитель показывает детям билет. Отвечает на их вопросы по его заполнению).
Билет в мир растений
Утверждение | В начале урока | В конце урока |
1. Водоросли не имеют корней, стебля и листьев. | ||
2. Мох может ожить после того, как его засушили. | ||
3.У мха нет корней. | ||
4. Папоротник цветет раз в год. | ||
5. Хвойные растения могут прожить около 3000 лет | ||
6. В хвое больше витамина С, чем в лимоне. | ||
7. На земле цветковых растений меньше всего. |
Наш билет заполнен и мы отправляемся в царство водорослей. Слайд 6,7,8.9. Учитель рассказывает материал по слайдам, комментирует, уточняет.
Следующая станция – королевство мхов. Ребята у нас на парте находится листок с текстом о мхах. Вам необходимо прочитать этот текс и ответить на три вопроса, которые вы видите на слайде презентации. Слайд 10
- Где растут мхи?
- У мха есть корень?
- Может ли мох цвести?
Работаем в паре со своим соседом за партой, помогаем друг другу ответить на вопросы.
Текс карточки: Мох - особый вид мелких растений, высотой от 10 мм. до 10 см. Он вырастает на стволах деревьев, на камнях, на стенах и на земле, но только там, где много влаги. Мох не имеет настоящих корней, он не может цвести, у него нет плодов и семян. Размножаются мхи спорами. Он поглощает влагу из воздуха своими мельчайшими листочками. В сухую погоду листочки мха высыхают, так что кажется, что растение погибло; однако стоит пройти дождю – и может снова оживает, становится зелёным и мягким. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов.
Ребята отвечают на вопросы, учитель задает уточняющие вопросы, дополняет детей. Слайд 11,12.
А сейчас. Ребята, мы отправляется в княжество папоротников. Ребята, а какой праздник отмечают на Руси 7 июля? Правильно. С древних времен на Руси в июле отмечали праздник Иван Купала. Слайд 13. В этот день водили хороводы, пели песни, прыгали через костер и гадали на суженого. Учитель читает стих.
На Ивана на Купалу
Смеха, радости немало.
С песней водит хороводы
Под берёзками народ,
И на землю, и на воды
Солнце щедро свет свой льёт.
Праздник света, праздник света!
Золотая горка лета!
В этот праздник снова молод
И силён славянский бог.
И девичий волос долог,
И цветёт в ночи цветок…
Ребята, о каком цветке идет речь в этом стихотворении? Правильно ребята о цветке папоротника. В ночь на Ивана Купала молодые юноши и девушки идут в лес искать цветок папоротника. Есть поверье, кто его найдет – станет счастливым и богатым. Но, ребята, это только поверье, цветок папоротника никогда никто не найдет. Папоротник не цветет. Учитель рассказывает о папоротниках по слайдам презентации. Слайд 14.15,16.
В сейчас мы с вами отправляемся в государство хвойных растений. На этой станции мы задержимся чуть дольше, потому что у нас в Кемеровской области хвойные растения занимают большую часть территории. А о хвойных растениях нам расскажет… Один из учеников делает сообщение на тему хвойных растений.
Текст сообщения: Хвойные растения – это вечнозеленые деревья и кустарники, которые не сбрасывают свою зелень в холодное время года, например ель, сосна, можжевельник, кедр. Хвойные растения очень разнообразны, их всего около 600 видов. Некоторые виды хвойных деревьев не являются вечнозелеными, а сбрасывают свои иголки с наступлением холодов, например лиственница.
У хвойных растений не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки. Хвойные растения размножаются при помощи семян, которые развиваются в шишках. Шишки отлично защищают семена пока они еще не созрели и раскрываются, когда семенам пора попасть в землю.
Как и все остальные деревья, хвойные деревья в процессе жизни вырабатывают сок, который застывает на воздухе, в случае если дерево было повреждено. Сгущаясь, этот сок превращается в пахучую ароматную смолу, которая обладает массой лечебных свойств. А вот если такая смола пролежит тысячи лет – она может превратиться в янтарь. Ювелиры любят янтарь за его красоту, уникальность и теплые солнечные оттенки. (ученик показывает классу украшение, сделанное из настоящего янтаря)
Вот еще несколько интересных фактов о хвойных деревьях:
- Самое популярное хвойное растение – это елка! С чем у жителей городов ассоциируется елка? Конечно же с Новым Годом! Но было так не всегда – традиция украшения елки к встрече нового года была введена в России только при Петре I.
- Воздух в хвойном лесу обладает целебными свойствами. Хвойные деревья вырабатывают особые вещества, которые помогают нам бороться с бактериями, а это значит, что каждый поход в хвойный лес буквально делает нас здоровее.
- Среди хвойных деревьев встречаются настоящие долгожители. В природе можно найти деревья, возраст которых приближается к 3 тысячам лет.
- Хвоя помогает от бессонницы. Стоит только слегка размять и настоять в кипятке охапку чистых еловых веточек, а потом добавить ее в теплую воду ванной. Чудесный свежий аромат, расслабление и избавление от нервного напряжения вам обеспечены.
- Вы когда-нибудь пробовали пожевать хвойную веточку? Ну признайтесь – пробовали! Тогда вы в курсе, что хвоя имеет кислый вкус. А все оттого, что хвоя является рекордсменкой по содержанию витамина С. По этому показателю она обгоняет даже цитрусовые.
Спасибо. Вот сколько нового мы с вами узнали о хвойных растениях. И даже увидели настоящий янтарь. Итак ребята, давайте повторим, что хвойные растения имеют корни, одеревенелый стебель, листья в виде хвоинок, но не имеют цветов, а вместо плодов у них шишки. Слайд 17,18
А сейчас мы отправляемся на планету цветковых. Учитель рассказывает о цветковых растениях по слайдам. Слайд 19,20, 21
Ребята у нас в Кузбассе произрастаем огромное количество растений. И водоросли, и мхи и много у нас папоротников и хвойных растений и конечно цветковых. Дома вы приготовили загадки про растения Кузбасса с рисунками. Сейчас мы узнаем как разнообразен растительный мир Кузбасса. Ребята по очереди задают загадки и отгадывают всем классом.
5. Рефлексия. (7 мин) Ребята, наше путешествие в мир растений закончилось. Мы узнали много нового. Возьмем в руки наш билет и заполним последнюю колонку «в конце урока», поставим знак плюс или минус, теперь мы точно знаем правильный ответ на все семь вопросов.
Ребята, а сейчас откроем рабочую тетрадь на странице 52 и выполним первое задание. Сегодня на уроке мы узнали, что все растения ученые разделяют на пять групп. В задании нам нужно узнать группу растений по описанию. Приступаем к выполнению задания.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)
Ребята, растения называют «удивительными поварами». Почему? Что они умеют готовить? Может они варят суп? Ответы на эти вопросы вы узнаете выполнив домашнее задание. Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник стр. 80-81 (прочитать и ответить на вопросы) и рабочая тетрадь стр. 52-53 (выполнить задания).
- Заключение. (3 мин) (Учитель отмечает ребят, которые хорошо работали на уроке. Выставляет оценки. Ребята, если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас отличное настроение, то встаньте и подарите всем свою улыбку и похлопайте в ладоши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.
Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...
Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"
Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....
Открытый урок в 6 классе "Лекарственные растения"
урок позволит Вам изучитт самые популярные лекарственные растения. В ходе урока предполагается дегустаци чаев...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Конспект открытого урока во 2 классе по теме "We know the ABC". Презентация для урока.
Данный урок подготовлен для обобщения изученного алфавита во втором классе. К уроку прилагается презентация для интерактивной доски. На уроке используются раздаточные карточки для проверки умений и на...
Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.
Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей, правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:· расширить знания о комнатных растен...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...