Выявляет уровень знаний. – Для того, чтобы отправиться нашей экспедиции в новое путешествие по России, нужно вспомнить некоторые знания. В ходе урока не забывайте оценивать свою работу в инструкционной карте: – Покажите на карте границу России (слайд 2) – Воды какого океана омывают берега России на севере? (слайд 3) – Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана (слайд 3) – Воды какого океана омывают берега России на востоке? (слайд 3) – Назовите и покажите моря Тихого океана? (слайд 3) – По каким морям проходит граница России на юге и западе? – Ребята, одинакова ли природа нашей страны? – В каком направлении изменяется природа на территории России? – Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?
– Как влияют климатические условия на жизнь растений и животных?
– А как называются такие территории?
– Назовите, какие природные зоны расположены на территории России? (слайд 4)
Молодцы! | Выполняют задание
Работа с картой (слайды 2,3)
– моря Северного Ледовитого океана
– Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. – моря Тихого океана
– Беренгово море, Охотское море, Японское море
– на юге – Каспийское море-озеро, Черное, Азовское, на западе – Балтийское море. – природа России не одинакова и сменяется с севера на юг
– Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.
– В зависимости от температуры в данной местности растения и животные приспосабливаются к данным условиям жизни. Те, кто предпочитает прохладу или холод поселяются ближе к северу, а те, которые любят тепло – поселяются ближе к югу. – «природная зона» – это территория со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг. – Зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль |
Активизирует знания учащихся. Сегодня наша научная экспедиция начнёт своё путешествие по России с севера – В какую же природную зону мы с вами отправимся? – Что бы вы хотели узнать об этой зоне? Создает проблемную ситуацию. – Итак, что нам сегодня предстоит выяснить, т.е. какова же цель нашего путешествия? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно составить план нашего исследования. – Назовите этапы изучения любой территории. План исследования. (На доске) - Географическое положение
- Климат
- Растительный мир
- Животный мир
- Жизнь населения
| – В зону арктических пустынь
– Какую территорию занимает, – Какой там климат, – Почему эта зона называется пустыней? – Есть ли там жизнь? – Определить: Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь. (Дети составляют план)
Регулятивные УУД: определение темы и цели занятия, контроль действий |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Изучение географического положения Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни (слайд 5, 6). Для того, что бы выяснить какая территория входит в зону Арктических пустынь, откройте карту природных зон в конце учебника и посмотрите: – Каким цветом она обозначена? А теперь выполните практическую работу:
– Итак, какую же территорию занимает зона Арктических пустынь? (слайд 7)
Молодцы, ребята.
Изучение климата – Как вы думаете, какие климатические условия в этой природной зоне?
– Где мы можем проверить свои предположения? – Откройте учебник на с.129-130 -1-й обз)– прочитайте текст. Работу выполняем в парах. – Итак, что же вы узнали о климатических условиях Арктики? – Что интересного узнали в энциклопедии? – От таких суровых климатических условий что-то стало холодно, давайте отдохнём и согреемся: Физминутка Раз – поднятся, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Путешествуем по свету, Изучаем мы планету. Руки вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись. |
– Серым
Работа с картой природных зон (работа в парах). (Несколько человек показывают зону Арктических пустынь) – Моря Северного Ледовитого океана: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. – Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля; – Узкая полоса материка, п-ов Таймыр
(Дети высказывают свои предположения) – Солнечные лучи только скользят по поверхности арктических пустынь, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко. В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь (длится до 5 месяцев). Иногда во время полярной ночи возникают полярные сияния, которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения (слайд 8). В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается – наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля. Арктические льды стремительно тают (слайд 9).
– В учебнике, энциклопедии.
Самостоятельная работа в парах по карточкам (Приложение 2). Ответы детей. – один ученик даёт полную характеристику
Познавательные УУД: выявление географического положения и климатических условий природной зоны Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество Регулятивные УУД: самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем |
Организует деятельность по применению новых знаний. Выявление полученных знаний – Растут ли растения в этих суровых условиях и какие? (на доске появляется табличка) – Что вы узнали о лишайниках?
Итак, некоторые растения смогли приспособиться к холодным условиям жизни. – А смогли ли приспособиться животные? – нам расскажут зоологи.
– Есть ли население в Арктике, расскажут группы 3 ряда. (фронтальные ответы)
– С каким ещё источником работала ваша группа?
– Что интересного вы узнали о заповеднике?
По ходу работы над новой темой на доске заполняется следующая схема Зона Арктических пустынь Географическое положение | Северный Ледовитый океан, Северные моря, острова | Климат | Зима – длинная, полярная ночь, северное сияние, t – -50° С лето короткое, прохладное, полярный день | Растительный мир | Лишайники, мхи, камнеломка, полярный мак | Животный мир | Рачки рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь, полярный кит. | Деятельность человека | Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота |
| Дети сообщают изученный материал - сообщение о растительном мире (слайды 10).
Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями. На камнях встречаются мох (слайд 11), лишайники (слайд 12), полярный мак (слайд 13) и некоторые другие растения. Все растения здесь – карлики, их высота не более 10 см, только полярная ива достигает 1 м (слайд 14). Но все растения, защищаясь от холода и ветра, вынуждены прижиматься к земле. - сообщение о животном мире (слайд 15)
Море кормит всех обитателей ледяной зоны. В богатой кислородом и углекислым газом воде активно размножаются водоросли и рачки – первое звено пищевой цепи арктической зоны (слайд 16). Ими кормятся рыбы и птицы. Птицы собираются в большие стаи, селятся на скалах, и, несмотря тесноту и численность стаи, каждая птица безошибочно находит свое гнездо (слайд 17). Кайры – шумные птицы, которые гнездятся на отвесных скалах, куда не может добраться ни один зверь (слайд 18). Они высиживают только по одному яйцу конусообразной формы (такая форма предохраняет яйцо от падения с высоких скал). Кайры – отличные пловцы и ныряльщики (в воде развивают скорость до 20 км/ч, достигая глубины 140 м). Чайки также приспособились к условиям Арктики: они отлично летают, хорошо плавают, но плохо ныряют (слайд 19). На некоторых островах можно увидеть огромное количество тупиков (слайд 20). Для проживания они выбирают острова с толстым слоем торфа, в котором с помощью когтистых лап и клювов роют себе гнезда. Тупик – прекрасный добытчик: он может находиться под водой до 30 секунд, гоняясь за рыбой, и приносить в гнездо до 10 рыбок за один раз. Еще одна цепь питания – это водоросли – рачки – киты (слайд 21). Эти огромные животные прекрасно приспособились к жизни в ледяной зоне: водонепроницаемая шкура и толстый слой жира под ней защищают их от холода. Тюлени – еще одни обитатели Арктики, живут и на суше, и в воде (слайд 22). Они отличные пловцы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тюленей появляются на свет белоснежные детеныши – бельки. Белый цвет помогает малышам прятаться, маскируясь под снег, чтобы спастись от врагов, в первую очередь от белого медведя. А взрослые тюлени спасаются от своего главного врага в воде, ведь на суше они медлительны и неуклюжи. Белого медведя называют царем Арктики, великим путешественником и охотником (слайд 23). Этот зверь великолепно приспособился к жизни в ледяной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него отличный нюх, густая белая шерсть и широкие лапы с острыми когтями. Как и у всех обитателей Арктики, у него небольшие уши – чтобы не отмерзли. Самки-мамы на зиму залегают в снежные берлоги, где у них рождаются медвежата (чаще всего медвежат двое, они маленькие, размером с рукавичку). Мама-медведица кормит их и согревает. Весной медвежата выйдут из берлоги, но еще два года медведица будет учить своих детенышей ловить рыбу, охотиться на тюленей и многому другому (слайд 24). Животный мир Арктики уникален. На острове Врангеля был создан заповедник – здесь наибольшие скопления моржей (слайд 25). Бивни моржа – универсальное орудие в добыче пищи и оружие при обороне от врага, а также знак отличия (у кого самые большие и мощные бивни, тот и главный). На морде моржа есть густые усы – вибриссы – с помощью которых они отыскивают пищу на дне моря (слайд 26). 3.сообщение о занятиях населения В Арктике жить крайне тяжело. Недаром население арктических полос всегда стремится к нулю. Постоянный холод, отсутствие осадков, невозможность вырастить хотя бы что-то на земле, отсутствие натуральных плодов на деревьях и кустарниках, отсутствие большого количества животных, невозможность заниматься сельским хозяйством просто запрещает нам жить в Арктике. Но они рыбу ловят, работают, изучают климатические условия, разработкой полезных ископаемых, и многим другим (слайд 27).
– С текстом из энциклопедии "Что такое? Кто такой?" Один ученик рассказывает о заповеднике: Когда-то они обитали на территории России, но потом исчезли, и ученые завезли их на остров Врангеля из Северной Америки (так сохраняют редкие и исчезающие виды животных). А еще этот заповедник называют родильным домом белых медведей – медведицы приходят сюда со всех уголков Арктики, ученые насчитывают до 250 берлог за год. Долгие годы Арктика манит к себе людей, которые, рискуя жизнью, в экстремальных условиях изучают ее просторы, составляют карты (слайд 28).
Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация |
Организует рефлексию. – На какой вопрос мы пытались найти ответ сегодня на уроке? – Смогли ли мы ответить на этот вопрос? – К каким выводам мы пришли? Докажите. – Что бы вы ещё хотели узнать? Оцените свою работу в течение всего урока. (Приложение 1) | – Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь. – То, что Арктику называют ледяной пустыней, еще не означает, что эти просторы безжизненны. Несмотря на суровые условия жизни, растения и животные Арктики удивительны и разнообразны. На этом уроке мы узнали, как приспособились растения к длительному отсутствию солнца, низкой температуре и пронизывающему ветру, для чего моржам нужны вибриссы, почему белого медведя называют царем Арктики, как живут тупики и кайры и многое другое.
Познавательные УУД: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |