Рабочая программа по природоведению для 5 класса
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) по природоведению.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: Плешаков А.А., Сонин Н.И.Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов, увязывается распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых ученических практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_dlya_5_klassa.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.
5 КЛАСС.
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) по природоведению.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: Плешаков А.А., Сонин Н.И.Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов, увязывается распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых ученических практических работ.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 20;
- демонстраций – 15;
- работ с контурной картой – 4;
- тестов - 5
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
Задачи:
- формировать глубокие знания по основам естественных наук;
- воспитывать у обучающихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Раздел программы | Содержание ФКГОС | Кол-во часов |
Как человек изучает природу | Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Демонстрации: Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов. [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов]. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых-естествоиспытателей. Практические работы: Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени]. Конструирование простейших измерительных приборов. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках]. | 10 часов |
Многообразие тел, веществ и явлений природы
| Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Демонстрации: Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.) Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.). Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.). Практические работы: Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера]. Работа с подвижной картой звездного неба. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями]. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки]. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды]. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой]. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков]. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.); Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой]. Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.). Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. | 40 часов |
Здоровье человека и безопасность жизни | Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). Демонстрации: Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.) Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д. Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности. Практические работы: Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием]. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение пульса, температуры тела, частоты дыхания, роста, веса. Определение своего физического развития (оценка гибкости тела, правильности осанки, наличия плоскостопия). ).. Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Правила безопасного поведения в ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями); овладение простейшими способами первой медицинской помощи (кровотечениях и травмах Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. | 10 часов |
10 часов резервного времени |
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание раздела | Кол-во часов | Выполнение практической части программы: | Контрольные уроки | ||
демонстрации | Практические работы | Работа с контурной картой | Тест | |||
Как человек изучает природу | 10 | 4 | 4 | 1 | ||
Многообразие тел, веществ и явлений природы
| 48 | 8 | 11 | 4 | 3 | |
Здоровье человека и безопасность жизни | 12 | 3 | 5 | 1 | ||
итого | 70 | 15 | 20 | 4 | 5 |
УМК:
- Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа,2007. (Плешаков А.А. Табигать белеме: Татар урта гомуми белем бирү мәктәбенең 5 нчы сыйныфы өчен дәреслек / Русчадан Р.И. Раскулова тәрҗемәсе. – Казан: Мәгариф, 2008. – 174 б.: рәсемнәр белән).
- Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение» / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
- Иванова Т.В. и др. Природоведение. 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение» / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 1999.
- Сонин Н.И. и др. Природоведение. 5 класс: Рабочая тетрадь для учителя / Н.И. Сонин, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2001.
- Плешаков А.А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 5 класс / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2009.
- Автор-составитель Е.Ю. Щелчкова. Природоведение. 5 класс: рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение». – Волгоград: Учитель, 2010.
Примерное календарно-тематическое планирование
уроков природоведения в 5 классе на 2012-2013 учебный год
№ п.п | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма контроля | Домашнее задание | ||
плану | факт. | |||||||
1. Как человек изучает природу | ||||||||
| ||||||||
1 | 1. Введение. Науки о природе. | 01.09 |
| Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физическая география, химия, физика, геология, биология, экология). | Знать науки о природе. Уметь соблюдать правила безопасного поведения при выполнении практической работы. | Индивидуальный опрос. | с.3-13, вопр. с. 14, р/т с.4-6 | |
2 | 2. Методы изучения природы. | 05.09 |
| Осознание и осмысление блока информации о методах изучения природы. | Знать отдельные методы изучения природы. Уметь: пользоваться приборами для измерения изученных физических величин. | Работа в группах. | с.15-19, р/т с.8 | |
3. Методы изучения природы. Знакомство с лабораторным оборудованием. | 08.09 | Осознание и осмысление блока информации о методах изучения природы; овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов. Демонстрация: Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов. | Знать отдельные методы изучения природы; Уметь: пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; соблюдать правила безопасного поведения при выполнении практической работы. | Практическая работа №1. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. | с. 18-19, Подумайте, с.20 №3-5 | |||
4 | 4. Методы изучения природы. Наблюдение и измерение. | 12.09 | Демонстрация: Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов. | Практическая работа №2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени]. | Составить инструкцию «Как измерить температуру воздуха в доме» | |||
5. | 5. Методы изучения природы. Эксперимент. | 15.09 | . | Демонстрация: Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. | Практическая работа №3 Конструирование простейших измерительных приборов. | Подготовить памятку «Как искать справочную информацию» | ||
6. | 6.Работа со справочной литературой, как метод изучения природы. | 19.09 | Осознание и осмысление блока информации о методах изучения природы; овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов. | Знать методы изучения природы. Уметь: пользоваться научной литературой, искать и использовать справочную информацию. | Практическая работа №4 Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. | Подготовить сообщения о К. Линнее, Ч.Дарвине и В.Вернадском (по желанию) | ||
7. | 7. Великие естествоиспытатели | 22.09 | Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Демонстрация: Портреты великих ученых-естествоиспытателей. | Знать методы изучения природы. Уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль. | Индивидуальный опрос. | с.21-22, р/т с.9-10 | ||
8. | 8. «По следам великих открытий». | 26.09 | Знать методы изучения природы. Уметь: пользоваться научной литературой, искать и использовать справочную информацию. | Групповая работа. | Не задано | |||
9. | 9.Естествоиспытатели Республики Татарстан. | 29.10 |
| Знать методы изучения природы. Уметь: пользоваться научной литературой, искать и использовать справочную информацию. | Коллективная работа. | Фотоотчёт или презентация, повторение: «Изучение природы». | ||
10. | 10.Обобщающий урок по теме «Изучение природы». | 03.10 | Осознание и осмысление блока информации о методах изучения природы. | Знать: методы изучения природы: наблюдения; опыты и измерения; результаты, эксперимент, измерения. Уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи. | Тест. | - | ||
2. Многообразие тел, веществ и явлений природы – 48 часов | ||||||||
2.1. Вселенная. 13 часов | ||||||||
11. | 1. Как древние люди представляли себе Вселенную. | 06.10 | История вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Демонстрация. Карта звездного неба. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях. Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе. | Работа в группах. | с.24-28, рисунки и сообщения о великих географических открытиях Средневековья (по желанию) | ||
12. | 2. От Коперника до наших дней. | 10.10 | Знать распознавать модели Вселенной по Копернику и Птолемею. Уметь использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты). | Индивидуальный опрос. | с.29-32, дать сравнительную характеристику моделей Вселенной по Копернику и Птолемею в тетради; подготовить сообщения о Дж. Бруно, Г. Галилее (по желанию) | |||
13. | 3. Соседи Солнца. | 13.10 | Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Планеты земной группы. Планеты-гиганты Солнечной системы. Планеты-карлики. Плутон Демонстрация. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. | Знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе. | Индивидуальный опрос. | с.34-38, задания Подумайте на с.38 | ||
14. | 4. Планеты–гиганты и маленький Плутон. | 17.10 | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; называть «соседей» планеты Земля. | Индивидуальный Опрос. | с.39-42, заполнить таблицу в р/т №5, с.20 | |||
15. | 5. Спутники планет. | 20.10 | Спутник планеты Земля – Луна. | Знать планеты Солнечной системы, имеющие спутники. Уметь рассказать о спутнике нашей планеты – Луне. | Работа в группах. | с.41, зарисовать вечернюю Луну, подготовить сообщение о каком-либо спутнике(по желанию) | ||
16. | 6.Небесные тела: Астероиды. Кометы. | 24.10 | Астероиды (малые планеты), кометы (небесные тела). | Знать главные части кометы. Уметь использовать различные источники информации для подготовки сообщений. | Индивидуальный опрос. | с.43-45, задания 1-2, с.47, | ||
17. | 7. Небесные тела: Метеоры. Метеориты. | 27.10 | Метеор. Метеорит. | Уметь использовать различные источники информации для подготовки сообщений. | Индивидуальный опрос. | с.45-47, пересказ | ||
18. | 8.Обобщение знаний о Солнечной системе. | 31.10 | Многообразие звезд. Солнце как ближайшая к нам звезда. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; называть «соседей» планеты Земля. | Работа с контурной картой с. 1. | Сделать сообщения о звёздах и созвездиях (по желанию) | ||
19. | 9. Мир звезд. | 14.11 | Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. | Знать ближайшую к нам звезду. Уметь следовать правилам безопасности при проведении практических работ. | Индивидуальный опрос. | с.48-49, подобрать стихи о звёздах и созвездиях. Вечером найти на небе созвездия. | ||
20. | 10. Созвездия. | 17.11 | Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. | Знать основные созвездия Северного полушария. Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты. | Практическая работа №5. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. | с. 50, составить рассказ в тетради, подобрать пословицы, поговорки и отрывки из текстов с описанием объектов Вселенной | ||
21. | 11.Многообразие галактик. | 21.11 | Практическая работа №6 Работа с подвижной картой звездного неба. | Найти на небе Млечный путь, подготовить сообщение. | ||||
22. | 12. Обобщающий урок по теме «Вселенная». | 24.11 | Вселенная. Мир звёзд. Солнечная система. Изучение космоса человеком. | Знать названия планет Солнечной системы. Уметь объяснять названия планет. | Индивидуальный опрос. | Повторение: «Вселенная». | ||
23. | 13. Урок контроля и коррекции знаний и умений. | 28.11 | Объекты Солнечной системы. | Знать объекты Солнечной системы. Уметь использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений. | Тест. | - | ||
2.2. Земля. 17 часов | ||||||||
24. | 1. Гипотезы о возникновении Земли. | 01.12 | Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Демонстрация Глобус. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях. Уметь приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе. | Работа в группах. | с.54-59. ответить на вопрос: «Чем отличаются современные представления о происхождении Земли?» | ||
25. | 2. Внутреннее строение Земли. | 05.12 | Примеры различных физических явлений. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль. | Индивидуальный опрос. | с.60-63, отвечать на вопросы Подумайте, с 63 | ||
26. | 3. Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые. | 08.12 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; Уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел. | Индивидуальный опрос. | с.61-63, рассказ о домашней коллекции камней с показом образцов | ||
27. | 4. Вещества и явления в окружающем мире. | 12.12 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Демонстрация. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.) Опыт, демонстрирующий горение веществ. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях. Уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи. | Практическая работа №7. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. | с.64-67, найти среди предметов домашнего обихода вещества в трёх агрегатных состояниях, сделать записи в тетради; провести опыт с содой | ||
28. | 5. Многообразие явлений природы. | 15.12 | Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Демонстрация Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.). | Знать о явлениях природы и их простейших классификациях. Уметь: приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ; следовать правилам безопасности при проведении практических работ описывать личные наблюдения или опыты. | Практическая работа №8. Наблюдение признаков химических реакций. Практическая работа №9 Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.). | с.67-71, «Проверь себя», вставить в текст пропущенные слова (в тетради) | ||
29. | 6. Землетрясения и вулканы. | 19.12 | Знать о явлениях природы и их простейших классификациях. Уметь использовать различные источники информации для выполнения учебных задач. | Индивидуальный опрос. | с. 72-77, составить рассказ о землетрясениях и вулканах, дополняя его материалами из СМИ и Интернета | |||
30. | 7. Строение Земли. Природные явления. | 22.12 | Знать о явлениях природы и их простейших классификациях. Уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи. | Работа с контурной картой. | с. 78-84, составить 2-3 вопроса с показом географических объектов на карте. | |||
31. | 8. Суша планеты. Материки. Острова. | 26.12 | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь показывать на карте материки и острова; использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений. | Работа в группах. Работа с контурной картой. | с. 82-83, составить памятку туристу, отправляющемуся в Австралию, составить рекламное объявление для туристов, отправляющихся в Антарктиду (по желанию). | |||
32. | 9.Характеристика природных условий материков. | 12.01 | Материки на Земле. Части света. Самый холодный материк. Самая высокая вершина мира. Самый крупный остров. Самый влажный континент. Самая длинная река планеты Земля. Самое глубокое озеро планеты. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь: использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе. | с. 84, зад. «Подумай», в тетради составить кроссворд с ключевым словом «материк». | |||
33. | 10.Особнноти материков планеты Земля. | 16.01 | Материки, континенты, части света, архипелаги, острова. | Взаимопроверка | Подготовить сообщения о путешествиях в стратосферу (по желанию) | |||
34. | 11. Воздушная оболочка Земли. | 19.01 | Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. | Знать свойства воздуха и его роль в жизни живых организмов. Уметь использовать различные источники информации для подготовки сообщений. | Индивидуальный опрос. | с. 85-87, с.90 зад. «Подумай» №1-3,найти загадки, пословицы, отрывки из литературных и музыкальных произведений, где речь идёт о воздухе, ветре, облаках. Практическая работа №10 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды]. | ||
35. | 12. Климат. Погода. Беспокойная атмосфера. | 23.01 | Атмосфера, состав воздуха, облака, ветер, осадки, погода, климат, зависимость состояния здоровья от погоды, метеорология, ураган, смерч. | Знать основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни. Уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе. | Практическая работа №11 Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. | с. 86-90, составить сообщение на тему: «Как влияют погодные условия на самочувствие людей» или о Мировом океане (по желанию). Практическая работа №12 Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки]. | ||
36. | 13. Гидросфера Земли. Мировой океан. | 26.01 | Гидросфера. Мировой океан, моря, агрегатные состояния воды. | Знать сущность круговорота воды в природе; роль воды в жизни растений и животных. Уметь работать географическим атласом и контурной картой. | Работа с контурной картой. | с.91-95, задания Подумай , с. 96 в тетради составить кроссворд со словом «вода» | ||
37. | 14. Воды суши. | 30.01 | Воды суши, вода в атмосфере, источник, айсберг. | Индивидуальный опрос. | с.94-95, работа над ошибками, допущенными в тесте, подготовить сообщение о глобальных проблемах человечества. | |||
38. | 15. Неповторимая планета. | 02.02 | Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе. | Знать особенности расположения Земли в Солнечной системе, обеспечивающие возможность жизни на планете. | Работа в группах | с. 97-99, подготовиться к проверочной работе, выполнить задания Подумайте, с. 99 | ||
39. | 16. Обобщающий урок по теме «Земля». | 06.02 | Строение Земли. Атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера. Планета Земля как среда обитания живых организмов. | Знать термины: атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера. Уметь использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты). | Индивидуальный опрос. | Повторение: «Земля». | ||
40. | 17. Урок контроля знаний и умений. | 09.02 | Строение Земли. Атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера. | Знать особенности расположения Земли в Солнечной системе Уметь выполнять тестирование. | Тест. | – | ||
2.3. Жизнь на Земле. 18 часов | ||||||||
41. | 1. Как развивалась жизнь на Земле. | 13.02 | Гипотезы о возникновении и развитии жизни на Земле. Жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений. | Индивидуальный опрос. | с.102-105, выборочный пересказ по группам, сделать сообщение о палеонтологии, о динозаврах и других вымерших организмах. | ||
42. | 2. Животные прошлого. | 16.02 | Индивидуальный опрос. | Отметить эру и период жизни вымерших организмов на геохронологии-ческой шкале. | ||||
43. | 3. Живые клетки. Методы их изучения. | 20.02 | Знакомство с микроскопом, исследование строения клеток, главные части клетки. | Знать главные части клетки: наружная мембрана, цитоплазма и ядро. Уметь распознавать по рисунку главные части клетки: наружную мембрану, цитоплазму и ядро. | Практическая работа №13 Изучение строения клетки растения с помощью микроскопа. | с.107, заполнить таблицу «строение микроскопа» в тетради, составить кроссворд «Клетка» | ||
44. | 4. Живые клетки. Их строение. | 23.02 | Строение клетки. Главные части клетки: наружная мембрана, цитоплазма и ядро. Деление клеток. | Индивидуальный опрос. | с.110-112, выполнить в тетради рисунок одноклеточного организма, задание Подумайте №3, с. 112 | |||
45. | 5. Разнообразие клеток. | 27.03 | Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. | Уметь использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений. | Практическая работа №14: Рассматривание готовых микропрепаратов клеток. | с.108-109, сообщение «Почему в одном организме так много разновидностей клеток?» | ||
46. | 6. Разнообразие живого. | 02.03 | Разнообразие живого. Царства живой природы. | Знать царства живой природы (бактерии, грибы, растения и животные). Уметь следовать правилам безопасности при проведении практических работ. | Практическая работа №15. Определение (узнавание) распространенных растений и животных по атласам, фото, гербариям. | с.113, составить рассказ о бактериях или простейших, подготовить презентацию о бактериях или простейших, изготовить модель одноклеточного организма из любого материала. | ||
47. | 7. Одноклеточные организмы. | 06.03 | Одноклеточные организмы: бактерии, грибы, водоросли, простейшие. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь сравнивать природные объекты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ. | Индивидуальный опрос. | с. 113-114, записать сказку, составленную на уроке в тетрадь, дополнить схему «Царство животных». | ||
48. | 8. Многоклеточные организмы: растения. | 09.03 | Разнообразие водорослей, мхов, папоротников, хвойных, цветковых растений. Деревья, кустарники, травы. Растения-хищники, растения-паразиты. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь сравнивать природные объекты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ. | Индивидуальный опрос. | с.114, внести дополнения в схему о царствах грибов и растений | ||
49. | 9. Многоклеточные организмы: животные. | 13.03 | Царство животных. Многообразие животных. Беспозвоночные и позвоночные животные. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь сравнивать природные объекты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ. | Индивидуальный опрос. | с. 114-117, найти и назвать литературные произведения, в которых упоминаются животные; указать к каким группам эти животные относятся. | ||
50. | 10. Грибы. | 16.03 | Разнообразие грибов: шляпочные (съедобные и ядовитые), плесневые, дрожжевые, грибы-паразиты. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь сравнивать природные объекты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ. | Индивидуальный опрос. | Составить одну, две задачи, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела, связанные со средой обитания, заполнить таблицу о приспособлении животных к среде обитания в тетради. | ||
51. | 11. Три среды обитания организмов. | 20.03 | Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Демонстрации Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.). | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания. | Индивидуальный опрос. | с.118–122, читать, вопросы с.122 | ||
52. | 12. Организмы различных сред обитания. | 03.04 | Индивидуальный опрос. | Привести примеры приспособленности организмов к жизни в разных средах | ||||
53. | 13.Жизнь на разных материках. | 06.04 | Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). | Знать о способах приспособления животных и растений к различным условиям среды. Уметь называть представителей животных и растений разных материков. | Работа в группах. | с.123–125, вопросы «Проверь себя» с. 128 | ||
54. | 14. Растения и животные разных материков. | 10.04 | Индивидуальный опрос. | с.126–128, коллаж «В мире природы» | ||||
55. | 15. Природные зоны Земли. | 13.04 | Природные зоны Земли: особенности растительного и животного мира. | Знать природные зоны России, Земли. своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя. | Индивидуальный опрос. | с.129-133, сообщение о природной зоне России (по выбору) | ||
56. | 16.Растения различных природных зон. | 17.04 | Индивидуальный опрос. | с.129-133, задания «Подумайте», с. 134, письменно объяснить суть высказывания И.К. Айвазовского (в тетрадях). | ||||
57. | 17. Жизнь в морях и океанах. | 20.04 | Сообщество поверхности и толщи воды, глубоководное сообщество, донное сообщество, сообщество кораллового рифа. | Знать природные сообщества морей и океанов. Уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных морей и океанов; определять названия морских растений и животных с использованием атласа-определителя. | Работа в группах. | Повторение: «Жизнь на Земле». | ||
58. | 18. Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле». | 24.04 | Развитие жизни на Земле. Разнообразие живого. Природные зоны Земли. Три среды обитания живых существ. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы. Уметь приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания. | Тест. | - | ||
3. Здоровье человека и безопасность жизни – 12 часов | ||||||||
3.1. Человек на Земле. 12 часов | ||||||||
59 | 1. Происхождение человека. Древние предки человека. | 27.04 | Представление о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни. | Знать древних предков человека. Уметь использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений. | Индивидуальный опрос. | с.142-144, подумать и записать в тетрадях черты сходства и отличия человека и животных. | ||
60. | 2. Первые люди. Жизнь наших предков. | 01.05 | Жизнь наших предков. Человек прямоходящий (питекантроп). Неандерталец. Кроманьонец. | Индивидуальный опрос. | с.144-147, сообщение об имеющихся теориях появления человека на Земле (по желанию) | |||
61. | 3. Как человек открывал Землю. | 04.05 | Географические карты, великие кругосветные путешествия. | Знать отдельные методы изучения природы. Уметь использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений. | Индивидуальный опрос. | с.149-151, подготовить компьютерную презентацию о природе Антарктиды (по желанию) | ||
62. | 4. Открытие Австралии и Антарктиды. | 08.05 | История географических открытий. | Знать отдельные методы изучения природы. Уметь находить на карте Австралию и Антарктиду, использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты). | Индивидуальный опрос. | с.151 – 153, задание Подумайте с. 154; десять учащихся готовят сообщения о путешественниках (по желанию) | ||
63. | 5. Великие путешественники-первооткрыватели. | 11.05 | Вклад великих путешественников в развитие знаний и представлений человечества о нашей планете. | Знать основные факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения. Уметь находить на карте географические объекты, носящие имена великих путешественников; определять стороны горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков. | Практическая работа №16 Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. | Подготовить сообщение об экологических проблемах своей местности (по желанию) | ||
64. | 6. Воздействие человека на природу | 15.05 | Важнейшие экологические проблемы. Выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу Демонстрация Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д. | Знать о влиянии человека на природу. Уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи. | Практическая работа №17. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения. | с.155 – 157, по прочитанному тексту составить 3-4 вопроса | ||
65 | 7. Три подарка человека самому себе и планете | 18.05 | Причины возникновение экологических проблем. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. | Индивидуальный опрос. | с.157-159, сообщение об экологических проблемах города | |||
66 | 8. Пути сохранения биологического разнообразия | 22.05 | Влияние человека на живые организмы. Меры по сохранению всего живого. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. | Знать о влиянии человека на природу. Уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи. | Индивидуальный опрос. | с.160 – 162, сообщения о редких и исчезающих видах животных и растений Республики Татарстан., повторение с.142-159. | ||
67. | 9. Опустынивание и борьба с ним | 25.05 | Опустынивание и его причины. Пути решения экологических проблем. | Знать экологические проблемы своей местности и пути их решения. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде. | Тест. | с.163-165. | ||
68. | 10. Здоровье человека и безопасность жизни | 29.05 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Демонстрация примеров положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.). | Знать: о правилах здорового образа жизни; о влиянии вредных привычек на организм. Уметь: измерять рост, температуру и массу тела, сравнивать показатели своего развития с возрастными нормами. | Практическая работа №18. Измерение своего роста и массы тела. | Практическая работа №19 Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение дневника наблюдения за самочувствием], с.166-167 | ||
69. | 11. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | 30.05 | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). .Демонстрация Примеры ядовитых растений и опасных животных свей местности. | Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; простейшие способы оказания первой помощи при травмах. Уметь оказывать простейшую первую помощь. | Практическая работа №20. Простейшие способы оказания первой помощи Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений. | с.167-172, подготовить сообщение о ядовитых растениях и животных своего края | ||
70. | 12. Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | 31.05 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; правила здорового образа жизни. Уметь соблюдать режим труда и отдыха | Индивидуальный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....
Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.
Рабочая программа и тематическое планирование составлены по учебнику Овчаровой....
рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению 5 класс...