урок природоведения "Приспособленность организмов к среде обитания"(реализация метакомпонента "Ценности и смыслы")
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5klass_prisposoblennost_organizmov_k_srede_obitaniya.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: природоведение
ТЕМА УРОКА: Приспособленность организмов к среде обитания
КЛАСС: 5
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления, применения нового учебного материала
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для осмысления важности приспособленности организмов к среде обитания с учетом социальных и личных ценностей
ЗАДАЧИ
Познавательные:
-познакомить с примерами приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания, на конкретных примерах объяснить роль биологических знаний в практической деятельности людей
Развивающие:
-продолжить развитие системного мышления у учащихся через использование межпредметных связей
-продолжить развитие умения описывать биологические объекты, выделять признаки приспособленности к среде обитания
Воспитательные:
-продолжить формирование у учащихся познавательной культуры и развитие коммуникативных компетенций через организацию парной работы
- продолжить формирование умения самостоятельно оценивать информацию с учетом социальных и личных ценностей
ТИП УРОКА: комбинированный
ФОУД: фронтальная и парная работа
МЕТОДЫ: проблемного изложения; частично-поисковый
ТЕХНОЛОГИЯ: ИКТ, проблемное обучение
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник А.А. Плешаков Природоведение.5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2011,рабочие листы, презентация
УУД
ЛичностныеУУД: действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей
Регулятивные УУД: действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание; планирование; составление последовательности действий; прогнозирование; оценка )
Коммуникативные УУД: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; умение сжато передавать содержание текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез (восполнение недостающих компонентов); установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
-Знать примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания, иметь представление о комфортных экологических условиях жизнедеятельности человека
-Уметь по внешнему облику животного и растения определять среду его обитания, на конкретных примерах указывать черты приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Личностные: осуществлять общение в ходе парной работы при решении познавательной задачи
Метапредметные: уметь организовывать свою учебную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать с текстом параграфа, оценивать и интерпретировать информацию, самостоятельно оценивать информацию с учетом социальных и личных ценностей, оценивать свою работу на уроке;
Технологическая карта
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обтекаемая форма тела | Развитые мышцы и скелет | Вальковатая форма тела Малые размеры | Нет пищеварительной системы, слабо развита нервная |
плавники | Разнообразные конечности(полет, бег) | Роющие конечности | плодовитость Смена хозяев |
Слизистые покровы | Покровы, приспособления к сохранению влаги | слепые | Защитные оболочки |
Дыхание растворенным кислородом | Дышат кислородом воздуха | Обходятся без кислорода |
Суждения:
- Человек борется с микробами, вызывающими болезни, с помощью лекарств(антибиотиков) и быстро выздоравливает. Антибиотики снижают иммунитет к болезням.
- Избыток света и отсутствие темноты приводит человека к стрессам(перенапряжению организма). Электрическое освещение помогает человеку бодрствовать(работать, гулять, путешествовать) в любое время суток.
- Разработка месторождений нефти и природного газа приводит к разрушению мест обитания организмов на этой территории. Добыча нефти и газа гарантирует человеку получение тепла в жилище и топлива для машин.
- Для строительства человек использует в качестве натурального материала древесину. Вырубка лесов ведет к изменению климата, обмелению рек.
- Человек перемещается в любую точку земного шара на транспорте. Сжигание топлива для транспортных средств ведет к загрязнению вдыхаемого воздуха.
- Человек обеспечен разными продуктами питания, в состав которых входят различные новые полученные им химическим путем вещества. Ароматизаторы, усилители вкуса, консерванты вызывают аллергии.
- Человек защищается от угроз окружающего мира с помощью оружия. Войны ведут к гибели людей.
+ (приспособления) | - («плата») |
АНТИБИОТИКИ ИЗБЫТОК СВЕТА ТЕПЛОНОСИТЕЛИ ДЕРЕВЯННЫЕ СТРОЕНИЯ ТРАНСПОРТ ПИЩА ОРУЖИЕ | СНИЖЕНИЕ ИММУНИТЕТА СТРЕССЫ РАЗРУШЕНИЕ СООБЩЕСТВ ИЗМЕНЕНИЕ СООБЩЕСТВ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА АЛЛЕРГИИ ВОЙНЫ |
Лист самооценки
умения | Я это знаю и умею | Мне не все понятно | Требуется помощь |
по внешнему облику животного и растения определять среду его обитания | |||
указывать черты приспособленности растений и животных к жизни в конкретной среде обитания | |||
Оценивать значение приспособлений к среде обитания, созданных человеком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.
Урок можно использовать на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...
Урок-презентация на тему "Приспособленность организмов к среде обитания"
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.П...
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...