урок природоведения "Приспособленность организмов к среде обитания"(реализация метакомпонента "Ценности и смыслы")
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Щеклеина Наталья Георгиевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: природоведение                

ТЕМА УРОКА: Приспособленность организмов к среде обитания

КЛАСС: 5

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления, применения нового учебного материала

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для осмысления важности приспособленности организмов к среде обитания с учетом социальных и личных ценностей

ЗАДАЧИ

Познавательные:

-познакомить с примерами приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания, на конкретных примерах объяснить роль биологических знаний  в практической деятельности людей

Развивающие:

-продолжить развитие системного мышления у учащихся через использование межпредметных связей

-продолжить развитие умения описывать биологические объекты, выделять признаки приспособленности к среде обитания

Воспитательные:

-продолжить формирование у учащихся познавательной культуры и развитие коммуникативных компетенций через организацию парной работы

- продолжить формирование умения самостоятельно оценивать информацию с учетом социальных и личных ценностей

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОУД: фронтальная и парная работа

МЕТОДЫ: проблемного изложения; частично-поисковый

ТЕХНОЛОГИЯ: ИКТ, проблемное обучение

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник А.А. Плешаков Природоведение.5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2011,рабочие листы, презентация

УУД

 ЛичностныеУУД: действие смыслообразования;  действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей

Регулятивные УУД: действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание; планирование; составление последовательности действий; прогнозирование; оценка )

Коммуникативные УУД: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; умение сжато передавать содержание текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез (восполнение недостающих компонентов); установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

-Знать примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания, иметь представление о комфортных экологических условиях жизнедеятельности человека

-Уметь по внешнему облику животного и растения определять среду его обитания, на конкретных примерах указывать черты приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Личностные: осуществлять общение в ходе парной работы при решении познавательной задачи

Метапредметные: уметь организовывать свою учебную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать с текстом параграфа, оценивать и интерпретировать информацию, самостоятельно оценивать информацию с учетом социальных и личных ценностей, оценивать свою работу на уроке;

Технологическая карта

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

-На прошлом уроке мы охарактеризовали среды обитания организмов. Посмотрите на слайд и определите, в какой среде обитает каждый из организмов? Как вы это определили?

-К окружающим условиям, к среде обитания приспособлены все живые организмы. Приспособлены они по-разному.

Тема сегодняшнего урока так и звучит «Приспособленность организмов к среде обитания».

Давайте сформулируем собственную цель урока и запишем в рабочем листе.

Называют организмы и среды их обитания, обосновывая их наличием приспособленности

Формулируют и записывают собственную цель урока в рабочий лист по любой из позиций:

 -хочу узнать_______________

-хочу понять______________

--хочу научиться____________

Актуализация опорных знаний и умений

-Давайте вспомним, какие среды обитания могут занимать живые организмы? Заполните схему в рабочем листе

-Каковы условия в каждой среде обитания?

-В какой из сред обитает человек?

Отвечают на вопросы учителя, заполняют схему в рабочем листе

Изучение и первичное осмысление нового материала

-Что такое приспособленность, каков синоним этого понятия?

-Как же организмы приспосабливаются к условиям среды? Читая текст, подчеркните  ответ на этот вопрос.

Предлагает работу с учебником в парах:

(Наземно-воздушная среда: с.118-119, 120

Водная:119,121

Почвенная:с.119, 121

Организменная: доп.материал в раб.листе)

Подводит итог работы, предлагает свериться с образцом на слайде.

-А сейчас определим черты приспособленности для конкретного организма. Его фотографию вы видите в своем рабочем листе. Укажите для него среду обитания и черты приспособленности к ней.

Подводит итог работы.

Дают определение понятия из рабочего листа.

Читают текст, выделяют признаки приспособленности (подчеркивают) к конкретной среде обитания.

Представляют итог работы в паре, записывают в рабочий лист.

Выполняют индивидуальное задание в рабочем листе, представляют результат

Закрепление

(На слайде 1 группа объектов)

-Какие среды обитания занимают организмы?

-Человек издавна стремился облегчить свою жизнь, приспособиться к окружающей среде. (Появляется 2 группа объектов)

-Сопоставьте организмы и объекты из 2 группы. Что их объединяет?

Таким образом, между признаками живых организмов и предметами, созданными людьми, существуют взаимосвязи. Живые организмы приспособлены к условиям среды обитания. Человек использует это в технике. Существует специальная наука «бионика»=биология +техника.

Бионика - прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов, свойств, функций и структур живой природы. 

-Человек по сути своей слаб перед природой. Человек гол, не имеет толстого слоя подкожного жира, его кожа начинает трескаться при сильном снижении влажности и заболевать при постоянном избытке ее. Для защиты себя, для возможности проживать в разных условиях человек использует различные им придуманные приспособления. Шьет одежду, отапливает жилье, регулирует климат в жилищах с помощью кондиционеров, быстро перемещается на транспорте. Именно это позволило ему широко распространиться по планете.

Итак, мы в отличие от других животных научились создавать комфортные условия для себя в любом месте планеты независимо от времен года и природно-климатической зоны.

-Но всегда ли это имеет положительное значение?

Любое приспособление человека к условиям среды имеет «плату» за него.

Давайте рассмотрим это на конкретных примерах.

(предлагает задание в парах)

Вам предложены карточки с суждениями, состоящими из 2 предложений. Ваша задача определить, что является приспособлением для человека, а что «расплатой» за него. А я на основе ваших ответов заполню таблицу с помощью ключевых слов:

приспособления

«плата»

Вывод: Любые приспособления, придуманные человеком, ведут к изменению его же среды обитания. Избежать этого поможет только изменение сознания!

Изучают слайды, отвечают на вопросы учителя

Читают суждения в паре, оценивают их, определяют, что для человека является приспособлением, а что «платой» за него. Представляют свое решение.

Рефлексия

-А как к этому относитесь Вы? Без изобретений не обойтись или от них нужно отказаться, чтобы сохранить среду обитания и здоровье?

Поставьте стикер на шкале:

Приспособления к среде         

обитания, созданные человеком

необходимы!

                                                     От изобретений

человека в повседневной

 жизни можно отказаться

Вывод: человек несет ответственность за свой выбор!

Итак, вернемся к поставленным целям урока. Удалось ли их достичь?

Предлагает работу с листом самооценки

Д/З

-учебник с.118-122(вопросы устно)

На выбор:

- найти и записать примеры предметов, созданных человеком, где используются признаки живых организмов

-придумать и нарисовать прибор, устройство, в котором будут показаны признаки приспособленности живых организмов к конкретной среде обитания(рисунок+среда, в которой используется+назначение)

Записывают д/з, слушают пояснение учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обтекаемая форма тела

Развитые мышцы и скелет

Вальковатая форма тела

Малые размеры

Нет пищеварительной системы, слабо развита нервная

плавники

Разнообразные конечности(полет, бег)

Роющие конечности

плодовитость

Смена хозяев

Слизистые покровы

Покровы, приспособления к сохранению влаги

слепые

Защитные оболочки

Дыхание растворенным кислородом

Дышат кислородом воздуха

Обходятся без кислорода

Суждения:

  1. Человек борется с микробами, вызывающими болезни, с помощью лекарств(антибиотиков) и быстро выздоравливает. Антибиотики снижают иммунитет к болезням.

  1. Избыток света и отсутствие темноты приводит человека к стрессам(перенапряжению организма). Электрическое освещение помогает человеку бодрствовать(работать, гулять, путешествовать) в любое время суток.

  1. Разработка месторождений нефти и природного газа приводит к разрушению мест обитания организмов на этой территории. Добыча нефти и газа гарантирует человеку получение тепла в жилище и топлива для машин.

  1. Для строительства человек использует в качестве натурального материала древесину. Вырубка лесов ведет к изменению климата, обмелению рек.

  1. Человек перемещается в любую точку земного шара на транспорте. Сжигание топлива для транспортных средств ведет к загрязнению вдыхаемого воздуха.

  1. Человек обеспечен разными продуктами питания, в состав которых входят различные новые полученные им химическим путем вещества. Ароматизаторы, усилители вкуса, консерванты вызывают аллергии.

  1. Человек защищается от угроз окружающего мира с помощью оружия. Войны ведут к гибели людей.

+ (приспособления)

- («плата»)

АНТИБИОТИКИ

ИЗБЫТОК СВЕТА  

ТЕПЛОНОСИТЕЛИ  

ДЕРЕВЯННЫЕ СТРОЕНИЯ  

ТРАНСПОРТ  

ПИЩА  

ОРУЖИЕ  

СНИЖЕНИЕ ИММУНИТЕТА

СТРЕССЫ

РАЗРУШЕНИЕ СООБЩЕСТВ

ИЗМЕНЕНИЕ СООБЩЕСТВ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА

АЛЛЕРГИИ

ВОЙНЫ

Лист самооценки

умения

Я это знаю и умею

Мне не все понятно

Требуется помощь

по внешнему облику животного и растения определять среду его обитания

указывать черты приспособленности растений и животных к жизни в конкретной среде обитания

Оценивать значение приспособлений к среде обитания, созданных человеком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.

Урок можно использовать  на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...

Урок-презентация на тему "Приспособленность организмов к среде обитания"

Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.П...

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...