урок природоведения по теме"Землетрясения"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Урок спроектирован в Системнодеятельностном подходе. Прописаны результаты универсальные и предметные на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_zemletryasenie.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Землетрясения,
Содержательная цель:
Формирование у учащихся системы понятий о землетрясении (очаг землетрясения, эпицентр, сейсмически активные районы, землетрясение), причинах их возникновения; познакомить с зонами распространения землетрясений на Земле.
Деятельностная цель: формирование коммуникативных способностей учащихся; совершенствование умения работать с различными источниками учебной информации.
Результаты:
Предметные : должны знать основные термины, причины землетрясений.
Метапредметные: работать с картой находить границы плит, работать с различными источниками информации.
Личностные : коммуникативные ( работать в парах, выступать с докладом)
Форма урока: урок открытия нового знания.
Методы: проблемный диалог, проблемно- поисковый.
средства обучения и УМК: карточки для выбора заданий; проектор, учебник, рабочая тетрадь, омс- модуль, словари, учеб. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение, 5 класс».
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
Вызов | ||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Делают предположения. Учащиеся записывают в тетрадь. | Выводит на экран сильно увеличенное фото разрушенного землетрясением города: Ребята посмотрите на картинку. Подумайте, что на ней изображено. В ходе беседы приходят к теме урока Тема урока «Землетрясения», учитель записывает тему на доске | осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. | Выдвижение гипотез. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Актуализируют свой жизненный опыт. На доске по очереди записывают: ЗНАЮ:... Просматривают репортажи и записывают слова, которые им не знакомы. | Давайте вспомним, что вы уже знаете о землетрясениях. Человек – это часть природы. Несомненно, что она дала нам жизнь. Но, зачастую, она же ее и отнимает. Природные катастрофы забирают жизни сотен тысяч человек каждый год. Ураганы, наводнения, оползни, но самое серьезное стихийное бедствие – землетрясение. Ни один другой катаклизм не делает столько разрушительных последствий и не приносит столько жертв, как землетрясения. Фото их разрушений облетают весь мир, перепечатываются из газеты в газету. Сообщения о них ужасают слушателей и не дают остаться равнодушными. Послушайте внимательно репортажи и запишите все незнакомые слова. Просмотр репортажей. | В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. Все свои знания по теме землетрясения учащиеся должны вспомнить и зафиксировать в графе ЗНАЮ. | Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировка мыслительных операций. |
Выявление места и причины затруднения. | Ответы учащихся: очаг, эпицентр, магнитуда. Да | На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Какие слова вам не знакомы? Вам хочется узнать значение этих слов? | выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, не хватает. | самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения; |
Осмысление | ||||
Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). | На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (работа с ОМС, диском, статьями, словарями, энциклопедиями, учебником) 4) построение плана достижения цели. | В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока (учитель записывает на доске ХОЧУ УЗНАТЬ): Учитель предлагает выбрать карточки, в которых указаны термины, подлежащие изучению. Далее учащиеся выбирают источники информации, в которых будут искать значение незнакомых слов. Работа организуется в парах. | Учатся самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; | |
Реализация построенного проекта. | Пары работают с различными источниками информации, ищут значение терминов, выбранными ими на карточках. По завершению работы пара должна выбрать спикера, который будет выступать с полученной информацией. | На данном этапе учитель организует:1) спикеры докладывают найденную информацию (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который записывается в тетрадь; 2)в графе ХОЧУ УЗНАТЬ обводятся кружком номера терминов, которые уже понятны. | Знать, что такое землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, магнитуда. | Учатся сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного про- движения по самостоятельно выбранной образовательной траектории. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | На рисунке в тетради обозначают очаг землетрясения, эпицентр. В Китае. Рассуждают о том, что поверхность Земли состоит из плит и т.д… Приходят к выводу, что плиты сталкиваются. | Организует усвоение детьми новых терминов при работе в тетради с печатной основой с их проговариванием во внешней речи. (фронтально,) Ребята, скажите, пожалуйста, кто внимательно слушал репортажи. Где, в Калифорнии или в Китае, чаще случаются землетрясения? А ка вы думаете – почему? | Уметь на рисунках находить эпицентр, очаг землетрясения (знать, что он находится в земной коре). Объяснять природные причины возникновения землетрясений. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации |
Рефлексия | ||||
Рефлексия учебной деятельности. | Делают вывод об уровне усвоения знаний. Нет, давайте на следующем уроке это обсудим… | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, организует фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, Возвращаемся к ХОЧУ УЗНАТЬ? Все ли мы узнали? На самом деле, ребята, есть еще другие причины землетрясений, о которых мы поговорим на следующем уроке. Скажите, а вы знаете как вести себя во время землетрясения? Организует обсуждение и запись домашнего задания. | уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме " Звезды на небе"
На данном уроке выполняется лабораторная работа....
План урока природоведения по теме "Ветер и почва"
дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород; продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием; ...
План-конспект урока 2 по теме "Землетрясения" 7 класс
Цель второго урока:познакомить учащихся с порядком оценки интенсивности землетрясения,рассказать о последствиях землетрясений и мерах по уменьшению потерь от землетрясений....
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....
Презентация к уроку природоведения по теме:"Окружающая среда"
Презентация помогает в раскрытии темы урока, влияет на эмоциональную сферу учащихся, прививает любовь к природе....