"Зелёная аптека может закрыться"
план-конспект урока (природоведение, 5 класс) по теме
Лекарственные травы - настоящая кладовая здоровья, т.к. в них спрятаны ценные вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зеленая аптека | 9.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе Учитель Курскова Оксана Александровна
Тема: «Зелёная аптека может закрыться?»
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать
Р. Рождественский
Цель: углубить теоретические знания учащихся по теме лекарственные растения.
Задачи:
- расширить и конкретизировать экологические по теме (на базе дополнительных сообщений и широкой практической работы);
- воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям и желание их оберегать.
Оборудование: гербарий лекарственных растений, литература о лекарственных растениях, запрещающие знаки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и беседа по вопросам
- Что называют «зелёной аптекой»? Лечение целебными травами (лечение растениями или фитотерапия) издавна привлекало внимание людей. Фитотерапия зародилась ещё в глубокой древности. Травы – настоящая кладовая здоровья, т. к. в них спрятаны ценные вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси фитотерапией занимались ведуны, знахари, травники.
- Как можно объяснить значение слова травник?
(человек, собирающий травы, знающий их места обитания, правила сбора и использование трав)
- Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о траволечении? Да, есть быстро действующие химические вещества (таблетки, микстуры), но с одной стороны, они помогают организму бороться с болезнями, а с другой стороны разрушают его, оказывая побочные действия.
Сегодня на уроке мы будем подробно говорить о лекарственных растениях нашей местности.
(Доклады-сообщения детей о лекарственных растениях нашей местности)
3. Практическая работа
- А есть ли травники в нашем классе? Давайте проведем викторину и узнаем кто же из нас лучше знает лекарственные растения нашей местности.
Викторина Задание на карточках перечислены недомогания и растения нужно сделать правильный набор лекарственных растений и предложить ваш способ лечения. (За правильный ответ – жетон. Выигрывает тот, кто больше наберет жетонов).
1. Расстройство желудка – Берёза
2. Ревматизм – Черёмуха
3. Цинга – Боярышник
4. Дизентерия – Дуб
5. Сердечные расстройства – Рябина
6. Простуда – Калина
7. Кровотечения внутренние – Липа
8. Кашель – Мать-и-мачеха
В группах дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, распознают лекарственное сырье и раскладывают этикетки.
4. Работа с выставкой книг, посвященных лекарственным растениям
- Узнать о других лекарственных растениях можно из книг. Книги помогут узнать не только о лекарственных растениях и их место нахождения, но и научат правильно собирать и хранить их. (Дети читают названия книг, зачитывают отрывки из них и т.д.)
- Но есть к сожалению, и другие, казалось бы далёкие от проблем «Зелёной аптеки» причины, не исключающие возможности её закрытия. Поразмышляем над ними и назовем причины, из-за которых может закрыться «Зелёная аптека». (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха, почвы в процессе хозяйственной деятельности человека и т. д.) Лекарственные растения не только гибнут, чахнут, но и впитывают в себя вредные растворенные в воде и воздухе вещества и становятся ядами.
5. Итог.
В природе всё связано со всем невидимыми нитями. Выпадение какой-то одной части ведет к нарушению всей цепочки. Чтобы «Зелёная аптека» не закрылась, всем – и взрослым, и детям – надо быть разумными и дальновидными и сделать все, чтобы «Зелёная аптека» работала.
6. Домашнее задание.
Нарисовать лекарственные растения или составить кроссворд о лекарственных растениях
Проблемные вопросы по теме «Живая и неживая природа»
- Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
- Вазон с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира?
- Может ли природа быть учителем?
- Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?
- Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?
Проблемные задачи по теме «Живая и неживая природа»
- Когда старое дерево сгниёт, образуется удобрение, а когда камень разрушиться, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
- Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
Проблемные задания по теме «Живая и неживая природа»
- Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм.
- Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.
- Перед тобой 2 пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5 (7) дней убедиться в том, что растения – живой организм?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение буквы Ii в отк. и закр. слогах
Конспект открытого урока во 2 классе....
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Зелёная аптека
Презентация к внеклассному мероприятию в 6 классе по биологии в рамках предметнй недели...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Зелёная аптека или Если взглянуть на природу взглядом врача".
Занятие поэкологическому образованию для детей 7-8 лет....
Конспект занятия по теме: «Зелёная аптека»
Представленный конспект занятия предназначен для ознакомления детей 7-9 лет с лекарственными растениями своей местности, их лечебными свойствами и правилами сбора....
Зелёная аптека
экскурсия с продолжением...
Программа «Зелёная аптека моей местности»
Программа " Зеленая аптека моей местности":1. Обеспечивает знакомство с природно-культурным наследием родного края, формирует экологические знания, учит использовать природные средства ...