"Зелёная аптека может закрыться"
план-конспект урока (природоведение, 5 класс) по теме

Курскова Оксана Александровна

Лекарственные травы - настоящая кладовая здоровья, т.к. в них спрятаны ценные вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зеленая аптека9.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5 классе  Учитель Курскова Оксана Александровна

Тема: «Зелёная аптека может закрыться?»

                                                           Есть в травах и цветах целительная сила,

                                                           Для всех, умеющих их тайну разгадать

                                                                                 Р. Рождественский

Цель: углубить теоретические знания учащихся по теме лекарственные растения.

Задачи:

- расширить и конкретизировать экологические  по теме (на базе дополнительных сообщений и широкой практической работы);

- воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям и желание их оберегать.

Оборудование: гербарий лекарственных растений, литература о лекарственных растениях, запрещающие знаки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и беседа по вопросам

- Что называют «зелёной аптекой»? Лечение целебными травами (лечение растениями или фитотерапия) издавна привлекало внимание людей. Фитотерапия зародилась ещё в глубокой древности. Травы – настоящая кладовая здоровья, т. к. в них спрятаны ценные вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси фитотерапией занимались ведуны, знахари, травники.

- Как можно объяснить значение слова травник?

(человек, собирающий травы, знающий их места обитания, правила сбора и использование трав)

- Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о траволечении? Да, есть быстро действующие химические вещества (таблетки, микстуры), но с одной стороны, они помогают организму бороться с болезнями, а с другой стороны разрушают его, оказывая побочные действия.

Сегодня на уроке мы будем подробно говорить о лекарственных растениях нашей местности.

(Доклады-сообщения детей о лекарственных растениях нашей местности)

3. Практическая работа

- А есть ли травники в нашем классе? Давайте проведем викторину и узнаем кто же из нас лучше знает лекарственные растения нашей местности.

Викторина Задание на карточках перечислены недомогания и растения нужно сделать правильный набор лекарственных растений и предложить ваш способ лечения. (За правильный ответ – жетон. Выигрывает  тот, кто больше наберет жетонов).

1. Расстройство желудка – Берёза

2. Ревматизм – Черёмуха

3. Цинга – Боярышник

4. Дизентерия – Дуб

5. Сердечные расстройства – Рябина

6. Простуда – Калина

7. Кровотечения внутренние – Липа

8. Кашель – Мать-и-мачеха

В группах дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, распознают лекарственное сырье и раскладывают этикетки.

4. Работа с выставкой книг, посвященных лекарственным растениям

- Узнать о других лекарственных растениях можно из книг. Книги помогут узнать не только  о лекарственных растениях и их место нахождения, но и научат правильно собирать и хранить их. (Дети читают названия книг, зачитывают отрывки из них и т.д.)

- Но есть к сожалению, и другие, казалось бы далёкие от проблем «Зелёной аптеки» причины, не исключающие возможности её закрытия. Поразмышляем над ними и назовем причины, из-за которых может закрыться «Зелёная аптека». (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха, почвы в процессе хозяйственной деятельности человека и т. д.) Лекарственные растения не только гибнут, чахнут, но и впитывают в себя  вредные растворенные в воде и воздухе вещества и становятся ядами.

5. Итог.

В природе всё связано со всем невидимыми нитями. Выпадение какой-то одной части ведет к нарушению всей цепочки. Чтобы «Зелёная аптека» не закрылась, всем – и взрослым, и детям – надо быть разумными и дальновидными и сделать все, чтобы «Зелёная аптека» работала.

6. Домашнее задание.

Нарисовать лекарственные растения или составить кроссворд о лекарственных растениях

Проблемные вопросы по теме «Живая и неживая природа»

  1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?

  1. Вазон с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира?

  1. Может ли природа быть учителем?

  1. Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?

  1. Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?

Проблемные задачи по теме «Живая и неживая природа»

  1. Когда старое дерево сгниёт, образуется удобрение, а когда камень разрушиться, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

  1. Известно: почва, солнце, осадки – объекты  неживой природы. Цветок, пчела и человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

             Проблемные задания по теме «Живая и неживая природа»

  1. Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм.

  1. Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.

  1. Перед тобой 2 пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5 (7) дней убедиться в том, что растения – живой организм?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение буквы Ii в отк. и закр. слогах

Конспект открытого урока во 2 классе....

Зелёная аптека

Презентация к внеклассному мероприятию в 6 классе по биологии в рамках предметнй недели...

Конспект занятия по теме: «Зелёная аптека»

Представленный конспект занятия предназначен для ознакомления детей 7-9 лет  с лекарственными растениями своей местности, их лечебными свойствами и правилами сбора....

Зелёная аптека

экскурсия с продолжением...

Программа «Зелёная аптека моей местности»

Программа " Зеленая аптека моей местности":1. Обеспечивает знакомство с природно-культурным наследием родного края, формирует экологические знания, учит использовать природные средства ...