Рабочая программа по природоведению в 5 классе
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Природоведение».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М. Пакулова, Н.В.Иванова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 222,(2)с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по природоведению. Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект по биологии линии В.В.Пасечника.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. 35 учебных недель – 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_priroda_5_klass_2013-2014.docx | 63.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Природоведение».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М. Пакулова, Н.В.Иванова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. – 222,(2)с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по природоведению. Учебник адресован учащимся 5 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект по биологии линии В.В.Пасечника.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. 35 учебных недель – 70 часов. В 5а классе 2 урока приходится на выходные праздничные дни (10.03.14, 09.05.14.), итого 68 часов. В 5б классе 1 урок приходится на выходной день (10.03.14.), итого 69 часов. Программа будет пройдена за счет уплотнения материала.
Программа подготовлена в соответствии с новой концепцией биологического образования, действующим учебным планом, на основе минимума содержания образования и требований к уровню учеников 5 класса по природоведению, с учетом регионального компонента и особенностями школы.
Структура и содержание программы определены с учетом обучения биологии в школе и достижений биологической науки. Учебная программа соблюдает строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для ОУ РФ.
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; календарно-тематическое планирование по разделам.
Большинство представленных лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом материальной базы школы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Цели обучения:
- Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями.
- Формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за биологическими объектами, явлениями, состоянием собственного организма.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.
- Установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Учащиеся пополнят первоначальные знания, полученные в начальной школе о том, что жизнь природы многообразна, интересна и сложна, в ней есть свои тайны. Узнают о явлениях природы, научатся их наблюдать и объяснять. Программа поможет заглянуть в разнообразный мир живых существ, понять особенности их жизни и необходимость охраны. Учащиеся поймут, что в природе все взаимосвязано.
В результате изучения природоведения ученик должен
Знать/понимать
- признаки живых организмов, растений, животных и грибов своего региона;
- строение Вселенной, строение и свойства вещества
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение;
- особенности строения организма человека;
Уметь
- объяснять роль организмов в жизни человека и собственной деятельности, необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды;
- наблюдать за ростом, развитием, поведением организмов; сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах основные части и органы; культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- сравнивать биологические объекты;
- ориентироваться на местности;
- анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЧАСАМ.
№ | Тема | К-во ч. | Лабораторные работы, экскурсии |
1 | Введение. | 2 | |
2 | Вселенная. | 6 | Л.р. № 1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария». Л.р. № 2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий». Пр.р.1 «Ориентирование на местности с помощью компаса». Пр.р.2 «Ориентирование по солнцу и часам». Пр.р.3 «Определение сторон горизонта по звездам» |
3 | Строение и свойства вещества. | 11 | Л.р. № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел» |
4 | Воздух. | 6 | Пр.р. № 4 «Описание погоды». |
5 | Вода. | 3 | |
6 | Горные породы. | 4 | Л.р. № 4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств». Л.р. № 5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» |
7 | Почва – особое тело Земли. | 6 | |
8 | Организмы. | 6 | |
9 | Растения – посредники между небом и Землей. | 7 | Л.р. № 6 «Распознавание органов цветкового растения». Л.р. № 7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян». Л.р. № 8 «Определение названия растений». Экс. «Весенние явления в жизни растений» |
10 | Грибы. | 3 | Л.р. №9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов». |
11 | Животные – братья наши меньшие | 6 | Л.р. № 10 «Узнавание животных своей местности». |
12 | Человек. Его здоровье и безопасность жизни. | 9 | Л.р. №11 «Определение показателей развития своего организма». Л.р. №12-14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи» |
ИТОГО: 69 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ.
№ | Дата предпол./фактич. | Тема | Цели | Задачи | Оборудование, ТСО. | Вид деятель- ности на уроке | Примеч | Д/з |
1 | 02.09.а,б | Введение. Как работать с учебником. | Показать значение курса природоведения. Научить работать с учебником | Изучить элементы живой и неживой природы. Показать связь организмов и среды. Доказать необходимость изучения природы. Отработать приемы работы с учебником. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо | С.3-6 | |
2 | 06.09.а 04.09.б | Как изучают природу. | Изучить методы познания природы | Познакомить с первыми попытками человека познать окружающую природу. Изучить методы: наблюдение, эксперимент, измерения. Провести опыты. | Линейка Весы Термометр Микроскоп Мензурки Часы | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | С.7-10 | |
Вселенная (6) | ||||||||
3 | 09.09. а,б | Звезды на небе. Л.Р.№ 1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария». | Дать представления о звездах, созвездиях и истории их изучения. | Дать понятия: звезда, созвездие, телескоп. Выяснить вклад в развитие астрономии Коперника, Бруно, Галилея. Научить отличать старые звезды от молодых, находить созвездия Малой и Большой Медведицы. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Карта звезд. неба | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Лаб.раб.№1 | §1 | |
4 | 13.09.а 11.09.б | Земля – наш дом. Л.Р.№2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий». | Изучить при помощи глобуса нашу планету. | Изучить форму и размеры Земли. Выяснить причину смены дня и ночи, смену времен года. Дать понятия: ось, полушария, стороны света, орбита, компас, високосный год. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Глобус | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.задачи Лаб.раб.№2 | §2 | |
5 | 16.09. а,б | Оболочки Земли. | Изучить оболочки Земли. | Изучить атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу. Выяснить роль озонового слоя. | Таблица ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование | §3 | |
6 | 20.09.а 18.09.б | Луна – естественный спутник Земли. | Изучить строение Луны. Дать понятия: лунные моря и океаны, кратеры, фазы Луны, новолуние, полнолуние. Выяснить, почему Луна на небе выглядит по-разному. | Луны макет ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.задачи | §4 | ||
7 | 23.09. а,б | Солнце. Солнечная система. | Изучить Солнце и солнечную систему. | Доказать, что Солнце – основа жизни на Земле. Дать понятия: солнечная система, планета, галактика, астероиды, метеоры, метеориты, кометы. Изучить планеты солнечной системы. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §5 | |
8 | 27.09.а 25.09.б | Ориентирование. Пр.р.1-3 «Ориентирование» | Обучить приемам ориентирования. | Научить ориентироваться на местности:
Научить определять стороны горизонта по звездам. | Компас Часы ПК | Слушание Чтение Письмо Рисование Практ.раб №1-3. | С.36-37 | |
Строение и свойства вещества (11) | ||||||||
9 | 30.09. а,б | Тела и вещества. | Дать понятия: тело, вещество. | Научить отличать тела и вещества. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Изучить биографию М.В.Ломоносова. | Портрет Ломоносова | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Тестирование Сост.таб. | §6 | |
10 | 04.10.а 02.10.б | Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л.р. №3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел» | Изучить свойства тел | Изучить свойства твердых тел, жидкостей и газов. Дать понятия: деформация, упругость, пластичность. | Мензурки Колбы Воздуш.шар Куб Резин.лента | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Лаб.раб.№3 | §7 | |
11 | 07.10. а,б | Вещества и смеси. | Изучить вещества и смеси. | Научить отличать смеси от веществ. Дать понятия: вещество, смесь. Развивать наблюдательность. Формировать умение обобщать знание и делать выводы. | Порошок железа и серы Магнит | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Тестирование | §8 | |
12 | 11.10.а 09.10.б | Молекулы. Атомы. Элементы. | Изучить строение веществ. | Дать понятия: молекула, атом, элемент. Развивать абстрактное мышление. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Табл.Менделеева | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Реш.задачи | §9, №1 | |
13 | 14.10. а,б | Движение частиц вещества. | Изучить движение веществ. | Доказать, что частицы в веществах движутся. Дать понятия: диффузия. Выяснить, от чего зависит скорость движения частиц. | Р-р медного купороса | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §10 | |
14 | 18.10.а 16.10.б | Взаимодействие частиц. | Изучить взаимодействие частиц. | Доказать, что частицы в веществе взаимодействуют. Дать понятия: сила притяжения, текучесть, отталкивание частиц. | ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование | §11 | |
15 | 21.10. а,б | Разнообразие веществ. | Изучить разнообразие веществ. | Классифицировать вещества на простые и сложные, органические и неорганические. Научить определять простые и сложные вещества. Показать роль химии в изучении веществ. | ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Тестирование Сост.таб. | §12 | |
16 | 25.10.а 23.10.б | Явления природы. Физические явления. | Изучить явления природы. | Изучить физические явления природы: механические, тепловые, электрические, световые. Научить отличать и приводить примеры физических явлений в природе. | Расческа | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §13 | |
17 | 28.10. а,б | Химические явления. Горение. | Изучить горение, как пример химического явления в природе. | Дать понятия: химическая реакция, горение, горючие материалы, топливо. Выяснить роль горения в природе и жизни человека. | Свеча Торф Кам.уголь Бензин | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §14 | |
18 | 01.11.а 30.10.б | Окисление. | Изучить окисление, как пример химического явления в природе. | Изучить Дать понятия: окисление, дыхание. Выяснить роль окисления в природе и жизни человека. Показать необходимость проветривания классов после каждого урока. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §15 | ||
19 | 11.11. а,б | Обзор пройденного материала | Обобщить и систематизировать знания по теме. | Повторить основные положения главы. Ответить на вопросы с.63. Обобщить и систематизировать знания о телах и веществах. Провести тематический контроль знаний. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Тестир. | |||
Воздух (6) | ||||||||
20 | 15.11.а 13.11.б | Воздух – смесь газов. | Изучить воздух, как смесь газов. | Изучить состав воздуха. Дать понятия: кислород, азот, углекислый газ, примеси, смог. Выяснить, почему, не смотря на большое потребителей кислорода, его количество практически не убывает. Показать, чем грозит увеличение углекислого газа в атмосфере. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Реш.пробл. | §16 | |
21 | 18.11. а,б | Свойства воздуха. | Изучить свойства воздуха. | Дать понятия: сжимаемость, упругость, водолазный колокол, кессоны. Выяснить какие свойства воздуха человек использует в практической деятельности. | Слушание Чтение Отв.на вопр. Реш.задачи | §17 | ||
22 | 22.11.а 20.11.б | Вес воздуха и атмосферное давление. | Доказать, что воздух имеет вес. | Опытным путем доказать, что воздух имеет вес. Дать понятия: атмосферное давление. Выяснить, как будет изменяться вес воздуха с высотой. | Весы Воздушные шарики Набор гирек | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.задачи | §18 | |
23 | 25.11. а,б | Изменение давления воздуха с высотой. | Изучить изменение давления воздуха с высотой. | Дать понятия: барометр, метеорологические станции, плотность и разреженность воздуха. Выяснить, как будет изменяться давление воздуха с высотой. Изучить опыт Э.Торричелли. | Барометр | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | §19 | |
24 | 29.11.а 27.11.б | Погода и ее предсказания. | Изучить задачи метеорологии. | Выяснить, что называют погодой и изучить ее составляющие. Изучить признаки устойчивой и неустойчивой погоды. Дать понятия: погода, метеорология. Показать влияние погоды на самочувствие людей. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | §20 | |
25 | 02.12. а,б | Описание погоды. Пр.р. №4 «Описание погоды». | Научить обобщать материал, выделять главное из изученного. | Повторить изученный материал. Научить наблюдать и описывать погоду. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Практ.раб №4 | с.81-82 | |
Вода (3) | ||||||||
26 | 06.12.а 04.12.б | Три состояния воды. | Изучить три состояния воды. | Изучить воду в твердом, жидком и газообразном состоянии. Дать понятия: теплопроводность, пар, туман. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §21 | |
27 | 09.12. а,б | Тепловое расширение воды. | Изучить тепловое расширение воды. | Показать способность воды изменять объем при разных температурах. Дать понятия: тепловое расширение воды. Выяснить, как изменяется объем воды при замерзании. | Лед Термометр Пробирка Стеклянная трубка | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | §22 | |
28 | 13.12.а 11.12.б | Вода – растворитель. Работа воды в природе. | Изучить свойства воды и работу ее в природе | Дать понятия: раствор, взвеси. Показать роль воды, как универсального растворителя. На конкретных примерах показать роль воды в природе и жизни человека. Продолжить обучение работе с текстом параграфа и составлению плана. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.плана | §23 | |
Горные породы (4) | ||||||||
29 | 16.12. а,б | Внутреннее строение Земли. | Изучить внутреннее строение Земли. | Изучить внутренние оболочки Земли. Дать понятия: мантия, ядро, земная кора, горные породы. | Таблица ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование | §24 | |
30 | 20.12.а 18.12.б | Горные породы. Л.р. №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств». | Изучить разнообразие горных пород | Научить распознавать магматические, осадочные, метаморфические горные породы и минералы. | Коллекции горных пород ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.таб. Лаб.раб.№4 | §24 | |
31 | 23.12. а,б | Разрушение горных пород. Полезные ископаемые. | Изучить действие природных факторов на горные породы. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых. | Изучить действия ветра, воды, солнца, живых организмов на горные породы. Дать понятия: выветривание, обломочные горные породы. Выяснить использование обломочных горных пород человеком. Рассмотреть коллекции горных пород. Выяснить их использование человеком. | Коллекции полезных ископаемых Коллекции горных пород ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §25 §26 | |
32 | 27.12.а 25.12.б | Обзор пр. материала. Л.р. № 5 «Ознакомление с местными пол. ископ.». | Изучить горные породы, минералы, которые использует человек. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами | Изучить рудные и нерудные полезные ископаемые. Дать понятия: руда, металлы, ковкость, тягучесть, теплопроводность. Научить отличать руды черных и цветных металлов. Показать значение полезных ископаемых в жизнедеятельности человека. Познакомить с образцами местных полезных ископаемых. Описать их внешний вид, основные признаки. | Коллекции полезных ископаемых ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.таб. Лаб.раб. | §26 | |
Почва – особое тело Земли (6) | ||||||||
33 | 10.01.а 13.01.б | Почва - особое тело Земли | Изучить разнообразие почв. | Изучить процесс возникновения и формирования почвы, разнообразие их. Дать понятия: почва, структура почвы, почвенный горизонт. Показать значение живых организмов а формирование почв. | Почва ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §27 | |
34 | 13.01.а 15.01.б | Состав и свойства почвы. | Изучить состав и свойства почвы. | Изучить вещества, образующие почву. Выяснить, какими свойствами обладает почва. Дать понятия: плодородие, капилляры, чернозем. Показать значение плодородия почв. | Почва ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Реш.пробл. | §28 | |
35 | 17.01.а 20.01.б | Уход за почвой. | Изучить приемы правильной обработки почвы. | Выяснить, почему почву называют кормилицей. Изучить приемы правильной обработки почвы и меры по ее улучшению. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | §29 | ||
36 | 20.01.а 22.01.б | Влияние растений на почву. | Изучить, как растения влияют на почву. | Изучит связь почвы и растений. Выяснить, как со сменой растительности изменяется почва. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §30 | ||
37 | 24.01.а 27.01.б | Разрушение почв. | Изучить причины разрушения почв. | Сформировать понятия: ветровая и водная эрозия почв. Выяснить, почему растения считают лучшими защитниками почв. Написать мини-сочинение «Охрана почв». | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | §31 | |
38 | 27.01.а 29.01.б | Обзор пройденного материала. Проверка знаний по теме «Почва» | Повторить и обобщить знания по теме: «Почва – особое тело Земли». | Повторить строение, состав и свойства почвы. Классифицировать почвы на торфяные, солончаковые, песчаные, глинистые, черноземные, подзолистые. Развивать логическое мышление, объясняя народную мудрость о почве. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Тестирование | С.127-128 | ||
Организмы (6) | ||||||||
39 | 31.01.а 03.02.б. | Организм и его свойства. | Изучить многообразие живых организмов и их общие свойства. | Классифицировать все живые организмы на 4 царства. Выяснить свойства живых организмов. Привести примеры биологических явлений природы. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Таблица | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §32 | |
40 | 03.02.а 05.02.б | Где живут организмы? | Познакомить с основами науки экологии. | Сформировать понятия: среда обитания, факторы среды, экология. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §33 | |
41 | 07.02.а 10.02.б | Увеличительные приборы. | Изучить увеличительные приборы. | Изучить строение лупы и микроскопа. Показать их роль в изучении живой природы. Научить приемам работы с увеличительными приборами. Выяснить историю открытия растительной клетки. | Таблица Микроскоп Лупа ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование | §34 | |
42 | 10.02.а 12.02.б | Строение организмов. | Изучить строение растительной клетки. | Научить готовить микропрепарат растительной клетки. Изучить ее строение. Выяснить отличия одноклеточных организмов от многоклеточных. Сформировать понятия: клетка, ткань, орган. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Таблица | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование | §35 | |
43 | 14.02.а 17.02.б | Лаб.работа «Строение растительной клетки» | Научить работать с микроскопом. | Научить готовить микропрепарат кожицы лука. Отработать навыки работы с микроскопом. | Микроскопы лук, йод | Исследование Чтение Письмо Слушание Рисование Лаб.раб | §35 | |
44 | 17.02.а 19.02.б | Обзор пройденного материала. | Повторить и обобщить знания по теме: «Организмы». | Повторить строение организмов, их свойства. Обобщить знания об окружающей среде и факторах, влияющих на организмы. Отработать навыки работы с увеличительными приборами. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Тестирование | С.145-146 | |
Растения – посредники между небом и Землей (7) | ||||||||
45 | 21.02.а 24.02.б | Признаки растений. | Изучить признаки растений. | Выяснить признаки общие и отличительные особенности растений и других живых организмов. Дать понятия: пигмент, хлорофилл, фотосинтез. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Реш.пробл. | §36 | |
46 | 24.02.а 26.02.б | Разнообразие растительного мира. | Изучить разнообразие растительного мира. | Изучить особенности одноклеточных и многоклеточных растений. Научить отличать цветковые и нецветковые растения. Познакомить с многообразием и значением цветковых растений. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.таб. | §37 | |
47 | 28.02.а 03.03.б | Строение цветковых растений. | Изучить органы цветкового растения. | Сформировать понятия: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена, побег, вегетативное размножение. Отрабатывать навыки самостоятельной работы. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сост.таб. Лаб.раб.№6,7 | §38 | |
48 | 03.03.а 05.03.б | Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». | Изучить многообразие дикорастущих растений. | Выяснить, почему растения в лесу не мешают друг другу. Сформировать понятие «ярусность». Познакомить с многообразием дикорастущих лекарственных растений. Изучить памятку сборщику лекарственных растений. Предупредить об опасности ядовитых растений. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Таблицы | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §39 | |
49 | 07.03.а 12.03.б | Красная книга растений. | Изучить растения, занесенные в Красную книгу. | Познакомить с растениями Красной книги. Выяснить необходимость создания Красной книги. Воспитывать бережное отношение к дарам природы. Научить определять растения. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Лаб.раб.№8 | §40 | |
50 | 14.03.а 17.03.б | Многообразие культурных растений. | Познакомить с многообразием культурных растений. | Классифицировать культурные растения. Показать их значение для человека. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §41 | |
51 | 17.03.а 19.03.б | Обзор пройденного материала. (Экскурсия) | Повторить и обобщить знания по теме: «Растения – посредники между небом и Землей». | Ответить на вопросы и выполнить задания на стр.173. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Сост.таб. | С.173-174 | ||
Грибы (3) | ||||||||
52 | 21.03.а 31.03.б | Разнообразие грибов. | Изучить разнообразие грибов. | Выяснить, почему грибы считают особой группой живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным. Изучить одноклеточные и многоклеточные грибы. Показать значение грибов в природе и жизни человека. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Таблица | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | §42 | |
53 | 31.03.а 02.04.б | Шляпочные грибы. | Изучить многообразие и значение шляпочных грибов. | Изучить строение шляпочных грибов. Классифицировать грибы на съедобные и ядовитые. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Таблица | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Сост.таб. | §43 | |
54 | 04.04.а 07.04.б | Узнавание съедобных и ядовитых грибов. | Выполнить лабораторную работу. | Научить распознавать грибы-двойники. Изучить памятку сборщику грибов. | Муляжи грибов | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Лаб.раб.№9 | С.183-184 | |
Животные – братья наши меньшие (6) | ||||||||
55 | 07.04.а 09.04.б | Признаки животных. | Изучить признаки животных. | Выяснить сходства и различия между животными и растениями. Научить классифицировать животных на экологические группы, в зависимости от способа питания. Показать значение одомашненных животных | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Сост.таб. | §44 | |
56 | 11.04.а 14.04.б | Условия жизни и многообразие диких животных. | Познакомить с многообразием диких животных и условиями их обитания. | Изучить животных различных природных зон. Выяснить, почему переселенное животное не сможет выжить в других условиях. Сравнить беспозвоночных и позвоночных животных. Предостеречь от общения с ядовитыми животными. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Таблица | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Сост.таб. | §45 | |
57 | 14.04.а 16.04.б | Значение диких животных и их охрана. | Изучить значение диких животных в природе и в жизни человека. | Выписать из текста значение диких животных. Познакомить с животными из Красной книги. Изучить меры охраны диких животных. Написать мини-сочинение «Как я могу помочь диким животным». | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §46 | |
58 | 18.04.а 21.04.б | Домашние животные. | Изучить многообразие и значение домашних животных. | Познакомить с историей одомашнивания животных. Изучить многообразие домашних животных. Показать значение сельскохозяйственных животных. Выяснить , какие отрасли животноводства имеются в Семикаракорском районе. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §47 | |
59 | 21.04.а 23.04.б | Связи живого и неживого. | Вспомнить, как связаны с неживой природой и между собой живые существа. | Изучить влияние растений, животных на биосферу, атмосферу, литосферу, гидросферу. Расширить понятие пищевой связи. Выяснить, почему хищники не могут быть во втором звене цепи питания. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. Видеофрагм. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Рисование Реш.пробл. | §48 | |
60 | 25.04.а 28.04.б | Обзор пройденного материала. | Повторить и обобщить знания по теме: «Животные – братья наши меньшие». | Повторить:
Доказать единство природы. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | С.205-206 | ||
Человек. Его здоровье и безопасность жизни (8) | ||||||||
61 | 28.04.а 30.04.б | Человек и окружающая среда. | Изучить организм человека. | Изучить системы органов человека. Выяснить, от чего зависит здоровье человека. | Органы человека | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. | §49 | |
62 | 05.05.а,б | Определение показателей развития своего организма. | Изучить показатели нормального развития организма учащихся 11-13 лет. | Определить уровень физического развития школьника. Выяснить, от чего зависит развитие организма. Научить делать выводы о состоянии развития своего организма. | ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Сост.таб. Лаб.раб.№11 | §49 | |
63 | 12.05.а 07.05.б | Как беречь свое здоровье и жизнь? | Изучить правила поведения в различных неблагоприятных ситуациях. | Познакомить с правилами поведения во время грозы. Изучить способы оказания первой помощи при:
| ПК | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. Сост.таб. | §50 | |
64 | 16.05.а 12.05.б | Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах и переломах. | Научить простейшим способам оказания первой помощи. | Организовать и провести ролевую игру «Оказание первой помощи пострадавшим». | Жгут Бинты Лед Шины Йод | Реш.пробл. Лаб.раб. №12, 13. Прак.раб. | §50 | |
65 | 19.05.а 14.05.б | Овладение простейшими способами оказания первой помощи при кровотечениях. | Научить простейшим способам оказания первой помощи. | Организовать и провести ролевую игру «Оказание первой помощи пострадавшим». | Жгут Бинты Шины Йод | Реш.пробл. Лаб.раб. № 14 Прак.раб. | §50 | |
66 | 23.05.а 19.05.б | Вредные привычки и их предупреждение. | Доказать опасность для здоровья вредных привычек. | Сформировать негативное отношение к курению, алкоголю, наркомании. Научить анализировать свой образ жизни. Составить распорядок дня, сохраняющий здоровье. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Слушание Чтение Письмо Отв.на вопр. Реш.пробл. | §51 | |
67 | 26.05.а 21.05.б | Обзор пройденного материала. | Повторить и обобщить знания по теме: «Человек. Его здоровье и безопасность жизни». | Провести измерения показателей организма в покое и после физических нагрузок. Сделать вывод о влиянии физических нагрузок на работу сердца, дыхательной системы. Мотивировать учащихся на здоровый активный образ жизни. | ПК, проектор, экран. Презентация компьютерн. | Отв.на вопр. Реш.пробл. Дискуссия | См.тетр. | |
68 | 30.05.а 26.05.б | Итоговый контроль знаний. | Провести итоговую проверку знаний. | Выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов по природоведению. | Слушание Письмо Чтение Отв.на вопр. Тестирован. | |||
69 | 28.05.б | Здоровье - величайшая ценность. | Убедить, что здоровье – это величайшая ценность для личности и общества. | Показать роль здорового образа жизни. Повторить составляющие здорового образа жизни. Убедить в необходимости соблюдения гигиенических правил и норм поведения. Показать ценность здоровья для личности и общества. | Мультимедийное оборудов. Презентация | Слушание Отв.на вопр. Тестиров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....
Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.
Рабочая программа и тематическое планирование составлены по учебнику Овчаровой....
рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению 5 класс...