Урок по теме живые клетки 5 класс по ФГОС
план-конспект урока (природоведение, 5 класс) на тему
Предоставлен конспект урока с самоанализом и презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivye_kletki.doc | 62 КБ |
instruktsiya_dlya_uchashchikhsya.doc | 23.5 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 29.98 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 977 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2014»
Урок по биологии 5 класс
Ванина Ольга Константиновна
Учитель биологии ГОУ ТО «ТС (к) О школа-интернат VII вида »
Тема урока: Живые клетки
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
Образовательные: Сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки.
Развивающие:
способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1. Организационный момент (1-2 мин) | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Устная оценка учителя | |
2. Проверка домашнего задания (7 мин) | Развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет назад в океане. Постепенно живые существа заселили и сушу. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие существа полностью вымерли, другие сохранились и живут до сих пор. Сейчас нам предстоит проверить знания, полученные при изучении темы "Развитие жизни на Земле". Откройте учебник на с.106. Ответить на вопросы рубрик "Проверьте свои знания" и "Подумайте" Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва и даже воздух населены многочисленными организмами. Ученые считают, что в настоящее время на Земле их более 2,5 млн видов. Но как ни велико это многообразие жизни, в основе ее лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Единственное исключение - вирусы. | 1. Устный опрос | Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник. |
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока (5 мин) | Давно пытливый ум мечтал В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир. А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. (слайд 2).Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками. Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. Цель нашего урока изучить основные части клетки, познакомиться с приборами, которые позволяют увидеть клетку (слайд 3). Тема урока: Живые клетки (слайд 4) | Выдвигает проблему, сообщает тему урока | Записывают тему себе в тетрадь | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Устная оценка учителя |
4. Изучение нового материала (5мин) | Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением растительной клетки. Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой (слайд 5). Оболочка обособляет клетку от окружающей средой. В ней есть отверстия – поры (слайд 6). Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества. Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма (слайд 7). Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды (слайд 8). Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни (слайд 9). | Учитель показывает строение клетки, используя презентацию, Указывает на доску | Работа с учебниками стр 110, изучение рисунка . Строение клетки | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
5. физкультминутка (1 мин) | Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. | Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении | Устная оценка учителя | ||
6. Изучение нового материала (13 мин) | Клетки нельзя изучить глазами, потому что они очень мелкие, ученые используют специальный прибор – микроскоп, (слайд 10,11)который позволяет заглянуть в удивительный мир клетки. Сегодня мы с вами познакомимся с этим прибором (слайд 12,13). | Демонстрация микроскопа. Называет части микроскопа Раздает инструкции, как работать с микроскопом | Учащиеся рассматривают прибор, изучают инструкции, зарисовывают микроскоп в лабораторные тетради и подписывают его части. Находят изображение одноклеточных и многоклеточных организмов, зарисовывают увиденное в тетрадь | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. | Устная оценка учителя |
7. Закрепление изученного материала (5 мин) | Когда и кем были открыты клетки? Почему клетки называют кирпичиками организма? Назовите главные части клетки. | Учитель задает вопросы | Устные ответы учащихся | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. | Устная оценка учителя |
8. Рефлексия (1-2 мин) | Молодцы ребята! Вы хорошо работали на уроке. Все ли вам понятно из новой темы? Отлично. На уроке вы хорошо потрудились! Теперь перейдем к оценкам за урок. | Учитель задает вопросы | Учащиеся отвечают. | Устная оценка Выставление оценок в журнал. | |
9. Домашнее задание (1 мин) | Стр 110-112 читать стр. 112 Задания № 1-6 (слайд 14). Спасибо за урок. Урок окончен. | Записывают задание себе в дневник |
Ванина Ольга Константиновна
Предварительный просмотр:
Инструкция для учащихся
- Поставьте микроскоп (штативом к себе) посередине парты ( 5-10 см от края стола).
- Зрительную трубу опустите вниз на расстоянии 1-2 мм от предметного столика.
- Направьте свет на предметный столик при помощи зеркальца, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.
- Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
- В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.
- Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
- Рассмотрение под микроскопом микропрепаратов.
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2014»
Самоанализ урока Биологии
- Урок биологии был проведён в 5а классе 21.01.2014г.
Краткая характеристика класса: Класс по уровню обученности и обучаемости среднедифференцирован. На уроках дети «выключаются» и не выполняют задания. Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и я пыталась оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к коллективной работе класса.
Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю считать ученика не умственно отсталым, а лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.
- Характеристика учебного материала: урок соответствует программе по биологии. Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Живые клетки. Разнообразие клеток», часть 4 «Жизнь на земле», урок второй по плану в этой части.
Научность материала соответствует возрасту учащихся, материал средней сложности, является новым для учащихся, но переплетается и опирается на ранее изученный материал, содержит новые понятия и факты. Новый материал представлен большим количеством иллюстраций.
- Целью данного урока является: Сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки.
Были определены задачи педагога: способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме; вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
- По типу урока - это комбинированный урок.
Использованные методы: словесные (рассказ сопровождался демонстрацией презентации, фронтальный опрос учеников), наглядные (демонстрация слайдов). Выбранные методы соответствуют теме, целям урока, возможностям класса, материальной базе школы.
- Урок составлен с учетом индивидуальных особенностей учащихся и особенностей класса (гуманитарная направленность – много красочных иллюстраций, картинок, схем).
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: микроскоп, проектор для демонстрации презентации.
Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
- Структура урока
Соответствие урока требованиям :
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
- работать с микроскопом
ученик получит возможность научиться:
- применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
- понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные ученик
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- умение организовывать выполнение заданий учителя ;
- Развивает навыки самооценки и самоанализа.
познавательные ученик
- овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное ;
- Приобретает элементарные навыки работы с приборами;
коммуникативные ученик
- закрепляет умение работать в группах;
- обменивается информацией с одноклассниками.
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Этап | Результат | Форма достижения |
1. Организационный этап Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. | самостоятельная работа |
2.Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | Разноуровневые задания |
3. Постановка учебной задачи Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | Формулировка учебной задачи как темы урока | работа в тетрадях |
4. Открытие «нового» знания Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. | Сформулировано понятие о клетке и её открытии . | чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание Инструктаж |
5.Первичное закрепление нового способа действия Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | Выполненное задание. | Взаимопроверка и проверка учителя |
7.Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности. | Индивидуальная работа |
7. Формирование познавательной деятельности учащихся.
1) Формирование познавательных умений: активизация познавательных интересов учащихся, присутствовало стимулирование произвольного внимания - создание проблемной ситуации. Кроме того здесь была и работа над развитием мышления. Учитель при помощи наводящих вопросов с использованием ранее полученных знаний у учащихся находил выход из проблемной ситуации.
2) Деятельность учащихся на уроке: Отношение большинства учащихся к уроку нейтральное, на это оказывает влияние не только недостаточная заинтересованность материалом, но и возраст учащихся. Поэтому активен не весь класс, в основном выделяются 5-6 учеников, особенно активно работающие при объяснении нового материала.
Речь некоторых учащихся при ответах достаточно сформулирована, у большинства же учеников речь, путанная и сбивчивая, не достаточно четко сформулирована.
На уроке была хорошая дисциплина. Общее отношение учащихся к уроку положительное.
8. Анализ контрольно – оценочной деятельности на уроке.
- Был осуществлен контроль знаний ранее изученного материала, по итогам которого были выставлены оценки.
- Во время урока ребятам задавались вопросы по ходу изучения нового материала.
- Оценки выставлялись в соответствии с поставленными перед учениками задачами. Выставление оценки сопутствовал комментарий учителя.
9. Коммуникативный анализ урока.
- Учитель обращается к ученикам по имени
- Доброжелательное отношение учителя выражается в его улыбки, одобряющих словах (молодец).
- Недовольство поведением учащихся выражается в репликах преподавателя и повышении голоса (шумно в классе)
- Активность учащихся учитель поощряет с помощью комплемента (какой ты сообразительный)
- Учитель ведет диалог с классом стоя и жестикулируя.
- Характер визуального общения (учитель смотрит только в класс и старается установить визуальный контакт с классом и отдельными учениками)
- Стиль общения: демократический.
Тон общения: одобряющий и частично ироничный.
- Учитель владеет коммуникативной техникой.
10. Общие выводы по уроку.
- Анализ деятельности: знание фактического материала учителем, речь учителя отличается грамотностью, эмоциональностью и лексическим богатством. В деятельности учителя прослеживалась уверенность и организованность.
- Целостность и сложность урока: этапы урока следовали один за другим согласно его структуре. Урок средней сложности.
- Развивающий и воспитывающий эффект урока высокий.
- Цели урока были реализованы полностью.
- При проведении данного урока я продолжила овладением методами и приемами обучения биологии, передала имеющиеся мои знания ученикам.
- Оценка урока: я считаю, что за проведенный урок могу поставить себе оценку – 5
- Рекомендации к проведению последующих уроков: проявлять побольше строгости и уверенности в себе, а также необходимо привлечение к работе всего класса.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами (лупа, пинцет, препаровальная игла и т.д.), что в последующем облегчает работу в последующих классах.
В целом, урок проведен по задуманному мною плану. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Ванина Ольга Константиновна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОБЕРТ ГУК
Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма.
Тема урока: Живые клетки
ОБОЛОЧКА
поры
ЦИТОПЛАЗМА
ЯДРО
ОБОЛОЧКА ЯДРО ЦИТОПЛАЗМА
Увеличительные приборы ЛУПА
УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП
ЦЕЛЬ: Изучить строение микроскопа и правила работы с ним.
УСТРОЙСТВО СВЕТОВОГО МИКРОСКОПА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр 110-112 читать Стр 112 ЗАДАНИЯ № 1-6.
http://lasertex.ru/index.php?chapter=products_view&pID=561 http://www.laboratorium.dp.ua/__img/top-logo.jpg http://museion.ru/material/index_vved.html http://www.kalitva.ru/2008/12/04/ http://www.labbox.ru/webasyst_setup/index.php?categoryID=613 Учебник Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011. — 174,[2]с. : ил. Ванина Ольга Константиновна Учитель биологии ГОУ ТО «ТС (к) О школа-интернат VII вида »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Вычитание". 6 класс. (по ФГОС).
Урок по математике в 6 классе (по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова). Составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....
Урок по теме "Жизнедеятельность клетки".6 класс
Интерактивная доска SMART Notebook...
Обобщающий урок по теме "Строение клетки" 10 класс
Урок - соревнование. Этапы урока....
Презентация к уроку на тему "Деление клетки.Митоз и мейоз" 9 класс
Почему у нас растут ногти и волосы,а у ящерицы отрастает новый хвост?...
Урок-исследование по теме "Живые клетки"
Сценарий урока-исследования по теме "Живые клетки", биология 5 класс по учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков....
Материалы к уроку по теме "Углы" 6 класс ( обновленный ФГОС)
Повторяются виды углов, подобраны задания на измерение углов для работы на уроке, дома и самостоятельной работы...