Конспект урока "Экологическая безопасность". 3 класс
план-конспект урока по природоведению на тему
Конспект урока по природоведению "Экологическая безопасность". 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologicheskaya_bezopasnost.docx | 239.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат).
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.
Учитель начальных классов
Голенцова Наталья Васильевна.
Тема урока: Экологическая безопасность- 3 класс
Цели: познакомить детей с терминами «Экология», «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;
доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье;
Научить выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.
Оборудование: бытовой фильтр, ТСО - компьютер (презентация), условные знаки, карточки для индивидуальной работы, карточки с дифференцированными заданиями,
Ход урока:
I. Организационный момент
Добрый день,
Добрыйчас!
Какярадавидетьвас.
Другнадругапосмотрели
Итихонечковсесели. -Кгостямповернулись, и все дружно улыбнулись .
- Сядьте правильно. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.
- А теперь представьте, что вы - цветок, а ваши ладошки - бутоны. Откройте глазки…
(видеофрагмент) Приложение 1
Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.
- Какое настроение вызывает у вас это цветок?
- Давайте постараемся его сохранить на весь урок.
Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
-Чтобы в полной мере усвоить новое, получить удовольствие от урока, проверить свои знания, мы будем подниматься вверх по ступенькам.
Первая ступень:
«Народный календарь». Сегодня 6 февраля. Февраль месяц зимний, холодный с вьюгами и метелями, но солнце в ясные дни начинает незаметно пригревать, от того февраль в народном календаре получил название - месяц бокогрей. Дни становятся длиннее, дело к весне идет.
Народные приметы о феврале.
" Февраль сшибает рог зиме"
"В феврале зима с весной встречаются "
"У февраля два друга - друг метель и подруга вьюга.
Вторая ступень:
«Проверка знаний.»
На прошлом уроке мы с вами говорили об опасности для жизни, которую несёт в себе молния.
1). Вспомним, что такое гроза и чего нельзя делать во время грозы. (3 слайд)
Гроза – это красивое и впечатлительное явление природы. Но гроза несёт огромную опасность: это удары молний.
Во время грозы нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
Нельзя купаться во время грозы;
Нельзя находиться возле металлических предметов (например, металлических заборов) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом). Эти предметы притягивают молнию. Если гроза застала нас в открытом месте, можно спрятаться в какой-нибудь сухой яме, траншее, можно в зарослях кустарника.
Ежегодно в мире от молний погибают около 3 тыс. человек.
2.Сообщение об опасных растениях.
Ещё вам на дом было задано приготовить небольшие сообщения об ядовитых растениях и грибах.(4 -10 слайды) Приложение 2
- майский ландыш
белена
- дурман
красный мухомор
бледная поганка
3.Каких опасных животных вы знаете?
презентация об опасных животных- 11- 14 слайды
- Энцефалитный клещ
- тарантул
- Гадюка степная Приложение 3
Если вас всё – таки укусил клещ или змея, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там могут по – настоящему помочь.
а) Сообщение темы и цели урока.
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (открыли глаза) Это – Земля.
- Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.(15 слайд)
И третья ступень – узнай новое.
Ребята, недавно я услышала интересный разговор. – Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболеласьголова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
– Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Экология – это наука о доме, Земле).
«В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – наука». Слайд 16
– Что же такое экология?
– Экология – это наука о доме. (Хором вместе учитель и дети).
– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).
– Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля.
– Итак, тема нашего урока «Экологическая безопасность». Слайд 17
– Сегодня мы постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность.
Составление схемы «Цепь загрязнения».
–А сейчас мы узнаем, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм.
– У вас на партах лежат домики с окошечками и карточки со словами. Давайте прочитаем эти слова (Слайд 18).
–Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на окно домика. Начнём приклеивать с нижнего ряда, поднимаясь вверх. Обратите внимание, в ряду три окна, значит, ответ ваш должен быть из трёх слов.
– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд. – Проверим. (Слайд 19) – Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).
– Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.
– Проверим. (Слайд 19)
– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд. – Проверим. (Слайд 19)
– Ребята, обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ» - это путь по которому движутся загрязняющие вещества.
– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. (Сл.20)
– Молодцы, ребята! Мы с вами составили «Цепь загрязнения»
Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека. Воздух вода, продукты питания.(21-22 слайд) Как вы думаете, чистую ли воду мы пьем?
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
ВОДА
В наши дома вода поступает очищенной. Но совсем чистой её не назовёшь. Какое - то количество вредных веществ в ней остаётся. К тому же на станции очистки воды её обычно обрабатывают хлором – хлорируют. Это делают для уничтожения опасных бактерий. Но хлор вреден и для человека. Он остаётся в воде, и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течёт из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра.
Бытовой фильтр (показать).
А сейчас давайте посмотрим фильм о воде.
(фильм о воде) Приложение 2.
Что является источником загрязнения воды? Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей, выбросы в воду - фото- 23 слайд
Физкультминутка.
ВОЗДУХ
- Как происходит загрязнение воздуха?
Презентация о воздухе- 24 слайд
1. Автомобиль занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Из автомобилей вырываются клубы ядовитого газа. Поэтому никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем.(25 слайд)
2.Курение. Если у вас дома кто – нибудь курит, попросите не делать этого в квартире. Дым сигарет – опасный загрязнитель воздуха. (26 слайд)
3. Промышленные предприятия - котельные, заводы и фабрики. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. (27 с)
4. Продукты питания.
А сейчас посмотрите на картинку и скажите, как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ 28 – 29 слайды
– Ребята, надеюсь, вы поняли, что очень важно уметь защищать и беречь свой дом Землю, а значит себя и своё здоровье. И каждому человеку необходимо соблюдать ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
– ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды. (30 слайд)
Составление памяток «Правила ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».
И вот нам прислали телеграмму с «Правилами экологической безопасности». А почтальон попал под дождь и некоторые слова в ней исчезли. Он просит вашей помощи. Давайте поможем восстановить текст телеграммы и узнаем правила экологической безопасности. Вы согласны? (Слайды 31-32)
– У вас на партах лежат тексты с телеграммой (Приложение 3). Возьмите их. Положите перед собой. (Слайд 33)
– Внизу у вас есть слова - помогайки. Прочитаем их хором.
– А теперь, прочитайте текст и е восстановите правила экологической безопасности, вставляя необходимые по смыслу слова. (Самостоятельная работа.)
– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня. – Читаем восстановленный вами текст телеграммы по цепочке. (Коллективная проверка.) (Слайд 34) – Молодцы, ребята, теперь и вы, знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.
А сейчас посмотрим фильм «как прекрасен этот мир», полюбуемся природой, которую мы должны беречь и охранять. Приложение 3
− С каким настроением смотрели фильм? Почему?
−Давайте смотреть дальше.
(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)
− Как изменилось у вас настроение? Почему?
(выслушиваются ответы детей).
− Произошло нарушение экологии.
– Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так и погубить её.
– Человек сам наносит вред природе.
– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (Всё живое погибнет, погибнет планета.)
ПОМНИ! Загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но возможно, и вы сами. Слайд 31
А сейчас поиграем в игру, которая называется, защити планету.
«Защити планету».
Я называю правило, а вы поднимаете сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением - поднимаете живую цветущую планету. Если нет - умирающую нашу Землю.
- Ломать ветки деревьев для костра.
- Убирать за собой мусор в лесу.
- Перед уходом хорошо затушить огонь.
- Нарвать букет из полевых цветов.
- Ловить птенчиков и детенышей зверей.
- Подкармливать птиц.
- Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники.
- Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники.
- Если мы будем выполнять все эти правила, то с лица Земли никогда не исчезнут ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы.
IV. Итог урока. – Сегодня мы с вами познакомились с новыми понятиями. Какими? (Ответы детей.) (Слайды 37-39) Экология, экологическая безопасность, цепь загрязнения. – А ещё сегодня мы составили правила экологической безопасности. А сейчас посмотрим нашу русскую природу. (40-49 слайды) – Ребята, вам понравились картины русской природы? – Мне тоже. – Как прекрасна земля и на ней человек, если он правильно себя ведёт. – Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье.
Природа–это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив. Храните этот дом, в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете. Откройте дневники, запишите домашнее задание.51 слайд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока безопасности
Урок безопасности в 5 классе...
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
План-конспект урока "Безопасность в сети Интернет"
Урок разработан в рамках проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. Разработку можно использовать для учащихся средних школ, а также студентов 1, 2 курсов СПО....
Конспект урока 7 класс Правила безопасной работы на электроточиле
Конспект урока по столярному делу с инструкцией по Правилам безопасной работы на электроточиле...
Конспект урока 5 класс "Обеспечение личной безопасности на улице и дома"
Конспект урока 5 класс "Обеспечение личной безопасности на улице и дома"...
Конспект урока «Безопасность на дорогах!», 6 класс
Конспект урока «Безопасность на дорогах!», 6 класс Spotlight...