План-конспект. Окружающий мир 4 класс. Природные зоны России.
план-конспект урока по природоведению по теме

Каменева Ирина Владимировна

План -конспект разработан по требованиям ФГОС. Групповая форма работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Природные зоны России. Урок-дискуссия.

Цель: Обобщить и углубить знания по теме «Природные зоны России». Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, прививать коммуникативные навыки.

Форма работы: групповая с паритетным взаимодействием.

УУД:

Познавательные: осознание познавательной задачи, умение делать обобщение, выводы.

Регулятивные: соотнесение пошагового алгоритма действий с имеющимся планом наблюдений.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге, оформление результатов обобщения в рисунке, схемах.

Личностные: оценка собственного знания-незнания.

Основной метод: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации 

Оборудование: Карта «Природные зоны России», презентация «Правила работы в группах», набор картинок «Растения и животные», альбомные листы А-3, контурные карты России, карточки с заданием, цветные  карандаши, клей. 

Подготовка кабинета: парты в кабинете сдвигаются по две. Количество соответствует количеству групп. В центре стол.

Организационный момент: Сообщение темы урока.  Распределение по творческим группам  (группы формируются заранее, на усмотрение учителя) Название группы соответствует названию природной зоны, которую будет представлять данная группа. Объясняются правила работы в группах. (презентация

Актуализация знаний: Рассмотрим карту природных зон России. Что вы можете сказать? (Россия расположена в нескольких природных зонах). Чем вызвано такое разнообразие?( Климатическими условиями).

Постановка мотива: на сегодняшнем уроке  каждая группа представит свою природную зону. Для этого вам необходимо выполнить ряд заданий и оформитьплакат.

Ход урока:

У:Подготовка к работе – наклеить на плакат контурную карту России. Обвести государственную границу красным карандашом.

Вопрос: как называется наша страна? Подпишите название на карте. Что вы можете сказать о размерах нашего государства? Какое место в мире  занимает наша страна по площади?

 Наша страна расположена  в нескольких природных зонах.

 Кто может назвать и показать на карте эти природные зоны ?

Подпишите название своей природной зоны. Выделите ее цветным карандашом на карте.

Покажите свои карты. Какая природная зона самая большая по площади? (Лес)

Пусть один человек из группы подойдет к столу и выберет растения и животные, характерные для вашей природной зоны. Наклейте их на плакат.

Выполните задание № 3 (загадки). Напишите ответ. Загадайте загадки

Другой группе.

Составьте 2 цепи питания, характерные для вашей природной зоны. Зачитайте их. Запишите на плакате. 

Как приспособились к природным условиям растения и животные вашей природной зоны. Обсудите в группе,  Приведите 2-3 примера.? Ответ запишите на плакате.

 Составьте краткий рассказ по плану:

  1. Опишите климатические условия природной зоны.
  2. Типичные растения и животные природной зоны.
  3. Хозяйственная деятельность человека в данной природной зоне.

4.Экологические проблемы природной зоны.

Каждая группа защищает свою работу у доски, вывешивая плакат.

Оцените свою работу и работу своих товарищей. Заполните оценочную табличку.

Творческая группа № 1 «Арктическая пустыня»

  1. На карте России закрасьте  территорию природной зоны « Арктическая пустыня»
  2. Выберите  животных и растения, данной природной зоны. Наклейте на плакат.

  1. Отгадайте загадки:

В честь него людей прозвали

Тех, кто в проруби зимой

В воду весело ныряет,

Несмотря на холод злой  (. . . . )

Шубку белую имеет,

 И на севере живет,

Рыбку он ловить умеет,

 К ней на льдинке подплывет. (. . . . . . )

  1. Составьте 2 цепи питания, характерные для  данной природной зоны . Запишите их на плакате.

  1. Как приспособились к природным условиям растения и животные Арктики? Ответ запишите на плакате.

  1. Составьте описание природной зоны по плану и защитите свой рассказ.
  1. На карте природных зон покажите, какую территорию занимает данная природная зона.
  2. Опишите климатические условия.
  3. Типичные растения и животные.
  4. Экологические проблемы природной зоны.
  1. Справилась ли ваша группа с заданием? Оцените свою группу.

Творческая группа № 2 «Тундра»

  1. На карте России закрасьте  территорию природной зоны « Тундра»
  2. Выберите  животных и растения, данной природной зоны. Наклейте на плакат.

В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов-
Транспорт надёжный для дальних походов.(……)

Нос крючком, глаза большие
И большая голова.
Ночью тёмною решила
Поохотиться….

  1. Составьте 2 цепи питания, характерные для  данной природной зоны . Запишите их на плакате.

  1. Как приспособились к природным условиям растения и животные Тундры? Ответ запишите на плакате.

  1. Составьте описание природной зоны по плану и защитите свой рассказ.
  1. На карте природных зон покажите, какую территорию занимает данная природная зона.
  2. Опишите климатические условия.
  3. Типичные растения и животные.
  4. Экологические проблемы природной зоны.

7.Справилась ли ваша группа с заданием? Оцените свою группу.

Творческая группа № 3 «Лес»

  1. На карте России закрасьте  территорию  лесной природной зоны
  2. Выберите  животных и растения, данной природной зоны. Наклейте на плакат.

  1. У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора.

 Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной - ….

  1. Составьте 2 цепи питания, характерные для  данной природной зоны . Запишите их на плакате.

  1. Как приспособились к природным условиям растения и животные лесов? Ответ запишите на плакате.

  1. Составьте описание природной зоны по плану и защитите свой рассказ.

1.На карте природных зон покажите, какую территорию занимает данная природная зона.

2.Опишите климатические условия.

3.Типичные растения и животные.

4.Экологические проблемы природной зоны.

7.Справилась ли ваша группа с заданием? Оцените свою группу.

        

Творческая группа № 4 «Степь»

  1. На карте России закрасьте  территорию  степной  природной зоны
  2. Выберите  животных и растения, данной природной зоны. Наклейте на плакат.
  3. Я устраиваюсь ловко:
    У меня с собой кладовка.
    Где кладовка?
    За щекой!
    Вот я хитренький какой!

Сердитый недотрога
Живет в глуши степной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. 

  1. Составьте 2 цепи питания, характерные для  данной природной зоны . Запишите их на плакате.

  1. Как приспособились к природным условиям растения и животные степей? Ответ запишите на плакате.

  1. Составьте описание природной зоны по плану и защитите свой рассказ.

1.На карте природных зон покажите, какую территорию занимает данная природная зона.

2.Опишите климатические условия.

3.Типичные растения и животные.

4.Экологические проблемы природной зоны.

7.Справилась ли ваша группа с заданием? Оцените свою группу.

Творческая группа № 5 «Пустыня»

  1. На карте России закрасьте  территорию    природной зоны «пустыня»
  2. Выберите  животных и растения, данной природной зоны. Наклейте на плакат.

  1. Лежит веревка,
    Шипит плутовка.
    Брать ее опасно –
    Укусит.
    Ясно?

Хоть зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.

  1. Составьте 2 цепи питания, характерные для  данной природной зоны . Запишите их на плакате.

  1. Как приспособились к природным условиям растения и животные пустынь? Ответ запишите на плакате.

  1. Составьте описание природной зоны по плану и защитите свой рассказ.

1.На карте природных зон покажите, какую территорию занимает данная природная зона.

2.Опишите климатические условия.

3.Типичные растения и животные.

4.Экологические проблемы природной зоны.

7.Справилась ли ваша группа с заданием? Оцените свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока в 10 классе "Самоуправление в России"

Урок был проведен накануне выборов в Государственную Думу РФ, которые совпали с выборами в органы местного самоуправления.Цели урока:Ознакомление обучающихся с системой местного самоуправления в...

План - конспект урока в 6 классе "Пасха в России и Великобритании"

Современное общество стало остро нуждаться в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, творение красоты, толерантное отношение к другим. Поэтому данный урок направлен на проце...

Тест по географии для 8 класса "Природные зоны России"

Тест для проверки знаний по теме "Природные зоны России" в 8 классе...

открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России"

открытый урок по биологии 5 класс "Природные зоны России" (по программе И.Н. Пономаревой)...

Универсальный методический подход изучения темы урока по биологии в 5 классе "Природные зоны России"

Разработка универсальна тем, что подходит как для коллективного изучения темы в классе, так и для самостоятельног познания (например, дистанционно) при отставании, на опережение, так и в реальном вре...

Контрольная работа по географии 8 класс. Природные зоны России.

Контрольная работа предназначена для проверки знаний учащихся 8 класса по окончании изучения темы "Природные зоны России" Задания в виде теста, в 2 вариантах....