"Турнир знатоков природы"
план-конспект занятия (природоведение) по теме
Внеклассное мероприятие по природоведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_znatokov_prirody.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия: Турнир знатоков природы.
Цель: закрепить и расширить знания о живой и неживой природе.
Задачи:
образовательная:
- Обобщить знания обучающихся с помощью игры.
коррекционно – развивающие:
- Способствовать расширению кругозора обучающихся.
- Способствовать развитию внимания и речи обучающихся.
- Способствовать развитию коллективных навыков в игре.
воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
- Карточки с буквами;
- Аудиозапись музыки «Звуки природы»;
- Билеты;
- Карточки «Птичьи рекорды».
Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя.
(Тихо звучит музыка «Звуки природы»)
-Чудесен и таинственен мир природы! Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймёте это.
Удивительны наши сказочные леса! А поляны- настоящие оранжереи природы! Природа предстаёт пред нами в своей ясной гармонии и красе. Солнце, лес, песчаный берег, вода, ветер.. приносят нам огромную радость.
«Про всех на свете» Б.Заходер
Все-все на свете, на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и нелепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд-
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Всем и всему на Земле есть место. Как жить в таком многонаселённом мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать её. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей, внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Через несколько лет вы станете взрослыми, и на ваши плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу страны, всей Земли. Оберегать природу всегда и везде. Чтобы оберегать природу, её надо знать…
Итак, начинаем турнир «Знатоки природы».
1 этап. РАЗМИНКА. 2 команды
Раздаются буквы для составления слов.
1 команда – «Лисята»
2 команда – «Зайчата»
Это название ваших команд.
(Представление жюри.)
2 этап. Устный журнал.
1 стр. «Занимательная биология»
Отвечают на быстроту.
- Какая птица выводит птенцов даже зимой? (Клёст)
- Полосатая африканская лошадь? (Зебра)
- Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
- Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
- Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
- Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)
- Самая большая птица в мире? (Страус)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Птенцы кукушки)
- Что случается с пчелой, после того как, она ужалит? (Погибает)
- Растёт ли дерево зимой? (Нет, оно замирает)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Не может, он не умеет разговаривать)
- Окоп для медведя на зиму? (Берлога)
- Жвачное животное с молоком? (Корова)
- Много рогатого скота? (Стадо)
- Какая из нот не нужна для компота? (Соль)
- Какую воду можно унести в решете? (Лёд)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см)
- Почему львы едят сырое мясо? (Потому что, варить не умеют)
- Какой город летает? (Орёл)
- Рыба с человечьим именем? (Карп)
- Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
- Что за зверь скажите-ка мне, братцы, может сам в себя забраться? (Норка)
- Чёрная каша? (Гречневая)
- Лысеющий цветок? (Одуванчик)
- Эту траву и слепой узнает. (Крапиву)
- (Подсчёт очков и запись)
2 стр. «Знаешь ли ты природу?»
Вопросы – загадки команды отгадывают по – очереди. Если команда не отгадала, то право отгадывать переходит ко 2-й команде. Если и 2-я команда не отгадала, то отгадывают зрители.
- Неживая природа.
- В белом бархате деревня-
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт-
Этот бархат опадёт. (Иней)
- Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним прохода не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Он и жёлтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок)
- На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ)
- Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все…(Солнце)
- Это что за потолок?
То он низок, то высок?
То он сер, то беловат,
То чуть- чуть голубоват.
А порой, такой красивый-
Кружевной и синий- синий. (Небо)
Узнай по описанию время года.
- Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идёт мокрый снег. Реки, озёра, пруды покрываются льдом. (Поздняя осень)
- Птицы ведут себя спокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся жёлтыми, красными, бурыми и опадают. Идёт уборка картофеля, моркови, свёклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Осень)
- Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озёра, пруды скованы льдом. Замёрзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Зима)
- Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые – белые лёгкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Весна)
- Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зелёным ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своём потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчёлы. Всё вокруг движется, радует яркими красками. (Лето)
- Живая природа.
- Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё – беда
Она их главная еда. (Трава)
- Полюбуйтесь маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый. (Листопад)
- Я вырос на грядке-
Характер мой гадкий.
Куда ни приду-
Всех до слёз доведу. (Лук)
- В огороде вырастаю.
А когда я созреваю:
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Томат)
- Сестрица сосен, ёлок,
Зимует без иголок. (Лиственница)
- С моего цветка берёт,
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
- Подрастала, хвост растила.
Платье тёмное носила.
Подросла, зелёной стала.
Хвост на вёсла поменяла. (Лягушка)
- Маленькая, лёгонькая,
А за хвост не поднимешь. (Ящерица)
- Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин)
- Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончил лов, забрал улов,
Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)
- Очень много силы в нём,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тысячу рос. (Слон)
- За сто вёрст я чую запах.
В море день и ночь верчусь.
И как гончая собака
По следам добычи мчусь. (Акула)
(Подсчёт очков и запись)
3 стр. Игра со зрителями.
- Какие ноги вырастают у головастика раньше – передние или задние? (Задние)
- Чем отличается сено от соломы? (Сено – это скошенная трава, солома – это стебли злаков)
- Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)
- Хобот – это нос или губа? (Губа)
- Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
- Крупа из проса? (Пшено)
- Сер, да не волк
Длинноух, да не заяц,
С копытами, а не лошадь. (Осёл)
- Не человек, не зверь,
А с усами. (Сом)
- На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)
- Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженной
На что она обижена. (Львы)
- В воде жива, на суше мертва. (Рыба)
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Не живут ужи, где живут ежи. Почему?
Ф/М «Изобрази животное»
(Поведение, походка, жесты, мимика)
- Тянут билеты
- Советуются, как изобразить
- Изображают.
Обезьяна, утка, кошка, осёл.
(Подведение итога и запись)
3 этап. Конкурс стихов о природе.
- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это всё вокруг - …(природа (хором)
- И. Бусыгин.
Природа русская моя-
Она чудесней всех.
Зимой бела, весной – светла.
А летом краше всех.
Природа русская моя-
Луга, поля, холмы.
Прекрасней нет моей Земли
С хорошими людьми.
- И .Суриков «Луг»
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда не глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- С.Смирнов.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
- А.Кузьменко
Я люблю тебя Земля,
И хочу чтоб ты жила.
Хорошела с каждым годом,
Плодоносила, цвела.
Берегите люди Землю,
Ведь она у нас одна.
Защитим её все вместе мы, Как дружная семья:
Будем мусор убирать,
Не сорить, не обижать.
- Мы любители природы,
Ей мы служим, что есть сил.
Чистый и прозрачный воздух
Нам друзья необходим.
Чистыми должны быть воды
Океанов, морей и рек.
И об этом должен помнить
Каждый умный человек.
- О.Крупинина «Береги свой дом
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!
4 этап. Конкурс «Мы рисуем»
На доске картины. Выбирают карточку, рисуют по очереди мелом на доске с завязанными глазами.
«Лисички» рисуют слона.
«Зайчата» рисуют жирафа.
(Подведение итогов)
5 этап. Общий конкурс «Это интересно»
- Сообщение учителя.
Крылатые выражения.
Ворона в павлиньих перьях – так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.
Волк в овечьей шкуре- речь идёт о нехорошем, лживом человеке, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.
Ни жарко, ни холодно – безразлично, всё равно. О равнодушном отношении к кому – либо или к чему-либо.
Желторотый птенец- очень молодой, неопытный человек.
Играть в кошки- мышки –хитрить, лукавить, стараться обмануть.
Ищи ветра в поле – не вернёшь обратно, не найдёшь.
Крокодиловы слёзы – лицемерные слёзы, притворное сожаление, применяется к людям, притворяющимися сильно огорчёнными несчастьем кого- либо. Основано на древнем поверье, будто у крокодила, перед тем как съесть свою жертву, текут слёзы.
Львиная доля – большая часть чего-либо.
Схватывать на лету – быстро, легко запоминать, усваивать.
Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.
Хлопать ушами – слушать что-либо, не понимая, не воспринимая то, что говорят.
Уши вянут – противно что-то слушать.
- Дети зачитывают по карточкам.
Игра «Умники»
- .этап. Подведение итогов и награждение.
- Этап. Заключение.
Природа наш общий дом. Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно всё время поддерживать, строить.
«Земля – наш дом»
Бог создал Землю, тёплой и живой
И человеку отдал: «Вот дом твой!
У дома миллионы разных лиц
Деревьев и цветов, зверей и птиц.
Живи на радость, Землю береги!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков английской литературы
Задания для турнира знатоков английской литературы в 5-7 классах...
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"
Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....
Турнир знатоков английской литературы
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов....
"Турнир знатоков природы"
Презентация для внеклассного мероприятия...
7-9 класс Мероприятие "Правовой турнир"/ Турнир знатоков права
Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ»
Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса биологии, географии через систему занимательных заданий....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Турнир юных знатоков природы»
laquo;Турнир юных знатоков природы»Экологическое образование и воспитание в школе нацелено на формирование высокой культуры поведения детей в окружающей среде, повышение уровня их сознательност...