Рабочая программа по природоведению для 5 класса
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме

Яшина Елена Анатольевна

Рабочая программа по природоведению для 5 класса к учебнику А.А. Плешакова расчитана на 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_prirodoved_5_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Болотниково

«РАССМОТРЕНО»                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании                                                                Директор школы:________М.М.Грунина                                          

педагогического совета

протокол №___от                                                       Приказ №___ от «___»_________2013г.                                                                                                                                                                                «____» _________________ 200__г.

«РАССМОТРЕНО»

на заседании

методического объединения

протокол №__ от «__»_________2013г.

Руководитель:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5 КЛАСС

                                                        Составитель:   Яшина Е.А.

                                                                                 учитель биологии высшей

        квалификационной

        категории

с.Болотниково

2013-2014 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе программы основного общего образования МОУ ООШ с.Болотниково по природоведению.

 

Структура документа.

     Рабочая программа по природоведению для 5 класса  включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. В  программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

 Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс предназначен для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий естественнонаучного образования в средней школе для 5-11 классов. Линия разработана Н.И.Сониным, А.А.Плешаковым, В.Б.Захаровым. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и забегание вперед.

Курс «Природоведение» построен с учетом введения в практику новых педагогических технологий с опорой на личностно-ориентированный подход в обучении.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения представлены в разделе РП «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Изучение природоведения  направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека.
  2. Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
  3. Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
  4. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
  5. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Место учебного предмета в Учебном плане МОУ ООШ с.Болотниково.

Согласно учебному плану МОУ ООШ с.Болотниково на изучение природоведения в 5 классе отводится 70 часов. Рабочая программа для 5-го класса по курсу «Природоведение» рассчитана на 70 часов, в объеме 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, на протяжении всего курса изучения материала представлены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

С целью достижения высоких результатов  образования в процессе реализации данной РП по курсу «Природоведение. 5 кл.» использованы:

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
  • Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная (начальные этапы), развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

                           Содержание программы

Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ  ПРИРОДЫ  (3 часа + 1 час К\р №1 (стартовая))

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Творческие работы:

Науки о природе.

Методы изучения природы.

Практические работы:

Оборудование для научных исследований.

Раздел 2: ВСЕЛЕННАЯ (14 часов + К/р №2 « Планеты Солнечной системы»)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 16-17 веков и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

Роль Д.Бруно и Г.Галилея в развитии о пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система и ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Творческие работы:

Как древние люди представляли себе Вселенную.

От Коперника до наших дней.

Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленькие Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд.

Раздел 3: ЗЕМЛЯ ( 19 часов + К/р №3 «Суша планеты», К/р №4 «Гидросфера, её части»)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы возникновения Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире. И их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Творческие работы:

Что у Земли внутри?

Землетрясения.

Строение вулкана.

Суша.

Воздушная одежда Земли.

Вода на Земле.

Раздел 4: ЖИЗНЬ  НА  ЗЕМЛЕ ( 15 часов + К/р № 5 «Клеточное строение организмов. Разнообразие живого», К/р № 6 «Среды обитания организмов. Растения и животные разных материков»).

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Творческие работы:

Как развивалась жизнь на Земле.

Живые клетки.

Разнообразие живого.

Жизнь на разных материках.

Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Практические работы:

Строение растительной клетки.

Раздел 5: ЧЕЛОВЕК   НА   ЗЕМЛЕ (11 часов + К/р № 7 «Человек на Земле» + К/р № 8 «Итоговая за курс «Природоведение. 5 класс»)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки., Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая «дыра», парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь  здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Творческие работы:

Как человек появился на Земле.

Как человек открывал Землю.

Как человек изменил Землю.

Жизнь под угрозой.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

По завершению изучения курса природоведения в 5 классе учащиеся должны

 знать/ понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важные природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять и приводить примеры организмов);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособление растений к различным способам распространения; приспособление животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельной подготовке устных сообщений (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических и лабораторных работ.

Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными  и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

                                                                «Утверждено» на педсовете «__»__________2013г.

                                       Директор школы:____________М.М.Грунина

Календарно-тематическое планирование курса природоведения в 5 классе.

(по учебнику Природоведение. 5 классА.А.Плешакова, Н.И.Сонина).

Тема урока

Кол-во

часов

Из них                                                                                  

дата провед.

(по пл.)

дата

провед.

(фактич.)

Примечания

К.р.

Пр.р.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24-25

26.

27

28-29

   30

31-32

33

   34

35-36

37

38

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47

48-49

50

51-52

53-54

55

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66

67-68

 

69

70

Тема I.Изучение природы.

Введение. Науки о природе.

 Методы изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Контрольная работа (стартовая)

Тема II. Вселенная.

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Н. Коперник и его модель Вселенной.

Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

Планеты – гиганты. Самая маленькая планета – Плутон.

Спутники планет. Астероиды. Кометы.

Метеоры. Метеориты.

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

Многообразие звёзд.

Созвездия.

Контрольная работа «Планеты солнечной системы».

Тема III. Земля.

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

Внутреннее строение Земли.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Вещества.

Явления природы.

Землетрясения.

Вулканы.

Суша.

Контрольная работа «Суша планеты».

Атмосфера Земли.

Погода. Климат.

Ураганы. Смерчи.

Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

Воды суши.

Контрольная работа «Гидросфера Земли и ее части».

Уникальность планеты Земля.

Тема IV. Жизнь на Земле.

Развитие жизни на Земле.

Животные прошлого.

Живые клетки.

Разнообразие клеток.

Контрольная работа «Строение клеток»

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

Многоклеточные организмы (грибы, растения).

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда.

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.

Жизнь на разных материках.

Контрольная работа «Среды обитания.Живой мир материков».

Природные зоны  Земли.

Жизнь в морях и океанах.

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».

Тема V.Человек на Земле.

Происхождение человека. Древние предки человека.

Первые люди.

История географических открытий. Открытие Америки.

Открытие Австралии и Антарктиды.

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.

Как человек изменил Землю.

О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте.

Жизнь под угрозой.

Меры сохранения жизни на Земле.

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

Контрольная работа «Человек на Земле»

Здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.

Повторение пройденного материала

Итоговая контрольная работа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной и дополнительной)

Печатные издания:

1.   Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 174 с.

2.     Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение»/ А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2009. – 91 с.

3.       Природоведение. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику Н.И.Плешакова, Н.И.Сонина) Авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.

Электронное сопровождение

1.Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение  5 класс», Дрофа, Физикон, 2004.

2.Электронное учебное издание «Природоведение  5 класс»,  «Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон, 2005.

3.Природоведение 5 класс . «1С»  фирма

4.Лекарственные растения. ЗАО «Новый диск», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....

Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.

Рабочая программа и тематическое планирование  составлены по  учебнику Овчаровой....

рабочая программа по природоведению 5 класс

рабочая программа по природоведению 5 класс...