Проект "Дикорастущие растения нашего региона"
проект по природоведению по теме
Сформировать представление у детей о жизни растений как живого существа, как единого целостного организма; развивать экологическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dikorastushchie_rasteniya.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Лыткина Светлана Владимировна Ростовская обл. сл.Б.Мартыновка МБОУ-СОШ№1 учитель начальных классов. Проект по внеучебной деятельности.
Проект «Дикорастущие растения нашего региона»
Цель проекта: вызвать у детей интерес к конкретному объекту – растениям; вызвать желание оберегать, защищать, заботится о растениях. Помочь ребенку сформировать основы активной жизненной позиции; осознать экологическую ценность природы в ее единстве с человеком. Выяснить какие растения нашего региона официально внесены в Красную книгу. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Задачи:- сформировать представление о жизни растений как живого существа, как единого целостного организма;- развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;- развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе работы с информацией, в игре, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
Занятие 1. Вводное занятие. Экскурсия.
Задачи:
- познакомить с темой проекта;
- закрепить знания о дикорастущих растениях, полученные на уроке;
- развивать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта.
Ход занятия.
1. Знакомство с темой проекта и задачами.
2. Экскурсия в парк.
Беседа:
- Ребята, какие правила поведения в природе вы знаете?
- Что мы скажем, прежде чем войти в парк? (Поздороваемся с парком).
Из истории парка (когда был посажен и кем).
Наблюдение за растениями парка.
- Какие растения знакомые вам вы видите?
- На какие группы можно разделить растения в парке?
- Что общего между растениями и чем отличаются?
- Обратите внимание на форму листьев, высоту, окраску.
3. Зарисовка понравившегося растения.
4. Подведение итогов.
Учащиеся делятся на 4 группы для работы на следующем занятии.
1 группа приносит источники информации о хвойных растениях;
2 – о цветковых растениях;
3 - о кустарниках;
4 - о травянистых
Занятие 2. «Мы хотим поделиться…». Сообщения о растениях.
Задачи:
- расширить знания детей о дикорастущих растениях;
- развивать умения работать в группах и с литературой, в том числе и научно – познавательной.
Ход занятия.
1. Знакомство с научно – познавательными статьями.
А). Чтение
Б). Беседа
Растения, убивающие микробов.
Каждый, кто проходит весной мимо зарослей черемухи, не может не восклицать: « Как пахнет хорошо!» Весной дерево черемухи усыпано, как снегом, кистями белых цветов. А осенью в кистях свисают черные блестящие костянки, сладкие и вяжущие.
Разнообразное применение имеет черемуха. Соком ее плодов подкрашивают прохладительные напитки. Из плодов черемухи варят кисели. Корой черемухи окрашивают ткани в зеленый или буро-красный цвет.
Черемуха имеет лекарственное значение. Горсть спелых костянок без косточек или стакан отвара сухих плодов помогают при расстройстве желудка.
Сильный аромат очищает воздух от микробов. Черемуха выделяет наиболее сильные губители микробов – фитонциды. Четыре растертые почки черемухи убивают наиболее стойких микробов через 15 минут. Особенно много фитонцидов выделяется молодыми листьями черемухи весной и летом.
Кроме черемухи, многие растения выделяют фитонциды, фитонциды листьев дуба убивают стойкий микроб – дизентерийную палочку. В парах размельченных растений чеснока, хрена, лука, горчицы сохраняются свежими мясо, рыба, фрукты.
И береза, и сосна, и жасмин, и черная смородина, и мята выделяют полезные фитонциды. Летучие фитонциды – это как бы воздушная оборона от микробов вокруг растений.
Вторая линия «обороны» - соки растения, убивающие микробов. Интересно, что ряд растений выделяет вещества, которые неблагоприятно влияют не только на бактерии, но и на другие растения.
2. Сообщения по группам о растениях.
3. Итог занятия.
Занятие 3. Красная книга растений Ростовской области.
Цель: развивать у детей представление о назначении Красной книги; составить Красную книгу растений области; познакомить с причинами, которые приводят к исчезновению некоторых растений; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.
Оборудование: фотографии, картинки с изображением исчезающих растений.
Информационно-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, диски.
Ход занятия.
1. Рассказ учителя.
Важнейшей задачей охраны природы является сохранение всех видов живых организмов. Под влиянием деятельности человека с каждым годом к списку исчезнувших животных и растений добавляются новые виды. Исчезнувшие виды никогда вновь не появятся на Земле.
Из 1700 видов флоры высших сосудистых растений Ростовской области к редким, исчезающим и требующим охраны отнесено 214 видов. Из них в Красную книгу России включены 42 вида. Требуют охраны 48 видов мхов, 42 вида грибов и 20 видов лишайников.
Прежде всего, на грань исчезновения поставлены многие ранее широко распространенные степные виды. Основная причина – мощное антропогенное воздействие: практически полная распашка зональных степей и перевыпас на их сохранившихся фрагментах; иссушение и засоление речных пойм; искусственное облесение песчаных массивов; разработка мела, известняка; резко возросшая нагрузка из-за массового отдыха населения и интенсивного дачного строительства.
К уязвимым видам, численность которых уменьшается, относятся почти все красивоцветущие ранневесенние цветы: хохлатки, первоцвет, гиацинтики, пролеска сибирская. Очень редким стал пион узколистный – типичное степное растение с крупными ярко-красными цветками. Рано весной яркими золотистыми цветками зацветает горицвет весенний, декоративное и ценное лекарственное растение. Издалека видны эффектные белые цветы ветреницы лесной. Усиленно уничтожаются в результате сборов на букеты изящные луковичные растения: рябчики малый и русский. Массово собирается в период цветения тюльпан Шренка – одно из самых красочных растений степи.
Трудно представить наши озера, реки без белоснежных кувшинок и желтых кубышек.
Кувшинки за красоту называют водяными лилиями. Их цветы по величине самые крупные в нашей флоре. Стали редкими наиболее типичные представители степной флоры – перистые ковыли.
2. Работа с источниками информации (по группам).
Дети, работая со справочниками, энциклопедиями и др., находят сведения о растениях и делают зарисовки.
3. Составление Красной книги из наработанного материала.
4. Итог занятия.
Занятие 4. В царстве лекарственных растений.
Цель: познакомить детей с лекарственными астениями; дать знания о простейших способах использования некоторых растений для лечения, о правилах их сбора.
Оборудование: плакат « Лекарственные растения»; иллюстрации с изображением растений; сказочные персонажи: Бабка, Дед, Колобок.
Ход занятия
1. Путешествие в сказку «Колобок».
Баба. Вот уже и устала,
А раньше, бывало,
Я этих слов вовсе не знала.
Дед. А меня, видать, продуло-
Знобит так, что мочи нету.
То ноги, то живот, то голова.
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные
Мне пить непривычно…
Мне отвары растений целебных
Помогают отлично.
Баба. Нет у меня сил за травами идти.
Ты, старик, лечись, чем есть
И не ворчи.
Колобок. Негоже мне без дела отдыхать,
Нужно деду и бабушке лечиться помогать.
Ну-ка, спрыгну я с окошка,
Да покачусь вдоль дорожки.
Лечебные растения отыщу,
А чтобы быстрее собрать все, что нужно,
Возьму с собой ребят, которые уже учатся в школе.
2. Стихи и загадки о лекарственных растениях.
3. Рассказы детей о том, чем лечат их мамы.
4. Проблемная ситуация.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливают. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Давайте больше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны.
5. Аутотренинг
Отдых на полянке.
…Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Я вдыхаю его чистый свежий воздух.
Колышутся травы луга,
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился с
Удивительным миром царства
Лекарственных растений.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником всему живому.
6. Исследовательская деятельность
Посмотрите на это растение. Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему его так называют? Каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений, а также для улучшения аппетита. Используют у него соцветия – корзинку.
- А чем лечить. Если разобьёшь коленки? Зеленым бинтом, который называется …(подорожник). Почему это растение так называется? … Листья его упругие, с прочными жилками. Надёжно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветием. Они тоже жесткие. Вот и не боится подорожник вытаптывания. Подорожник – великий путешественник. Известна история его появления. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю – Северную Америку. А с ними и поселился подорожник.
- Кто знает, как пользоваться подорожником при ушибе?
- А теперь посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется? Золотисто-желтые цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладают удивительной способностью сохранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окраску. Именно поэтому растение получило название бессмертник. Это особенность растения используется для составления «зимних букетов». Растение хорошо переносит засуху. Оно покрыто волосками, а они предотвращают испарение. (Дети рассматривают растение).
С незапамятных времен это растение использовалось в лекарственных целях.
Из него изготавливали «грудной чай», рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешенных животных, а порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия.
- А вот еще один врачеватель из нашей аптечки. Что это за растение узнаете по запаху. Корень валерианы в переводе с латинского языка означает «быть здоровым».
Это одно из самых пахнущих растений. Рассмотрите его корневище и опишите его (рассказы детей). Корневище короткое, толстое, внутри полое с многочисленными корешками. На Руси издавна валериану рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр1 велел выращивать валериану в специальных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным лугам, по берегам водоёмов и канав, в зарослях кустарника.
- Обратите внимание на следующее растение. Как оно называется?
(Далее учащиеся рассматривают образцы засушенных растений: зверобой, чабрец, мята.
Описывают его и объясняют, что оно лечит.)
- Не следует забывать о том, что при сборе лекарственных растений следует соблюдать правила. Может быть, вы знаете некоторые из них.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему?
3. При сборе цветков часть из них оставляют на растении. Зачем?
4. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
5. Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также крупных городов. Как вы думаете почему?
6. Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу.
7. Самостоятельная работа:
- зарисовка лекарственных растений;
- приготовление витаминного чая
8. Итог занятия.
Занятие 5. Экологические сказки о дикорастущих растениях.
Цель: в интересной и доступной форме познакомить учащихся с легендами и сказками о происхождении растений, о том, как они помогают человеку, почему названия некоторых растений являются символом нашей Родины; прививать любовь к своей Родине.
Ход занятия.
1. Работа в группах.
А). Чтение сказок.
Б). Иллюстрирование сказки.
2. Беседа по содержанию сказок.
3. Творческая работа. Сочинение сказки.
Экологические сказки для чтения: «Рябинушка», «Шиповник», «О том, как ива и береза остались верны родному дому», «Трава здоровья», «Дуб», «Березка».
Занятие 6 Инсценировка. «Лесная сказка».
Цели: закрепить знания о дикорастущих растениях, развивать творческое воображение, активность, вызывать желание охранять природу.
Лесная сказка.
Ведущий. В некотором царстве, в зеленом государстве жил – был царь. Звали его.… Догадайтесь, как?
Его весной и летом вы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели.
Дети. Лес
(Появляется ученик в костюме Царя Леса. Сцена оформлена в виде лесной поляны.)
Царь Лес. Я повелитель деревьев и кустов, трав и цветов, птиц и зверей. И есть у меня любимая доченька. А как зовут её? Отгадайте. Зимой и летом в зеленую шубку одета.
Дети. Это – Ёлка!
Царь. Вы правы. Зовут её Ёлочка. Она такая красавица и умница!
(На сцене появляется Ёлочка.)
Ёлка. Не буду! Надоело! Не хочу!
Царь. Что с тобой? Что моя красавица? Кто тебя обидел?
Ёлка. Обидели? Я им обижу! Как выставлю иголки – сразу все как шелковые станут. Надоели все! Никто меня не любит! Никто подарки не дарит! (Плачет)
Царь. Подарков, доченька, захотела? Может, тебе духи подарить? «Хвойные» называются.
Ёлка. Ы – ы – ы! (Трет глаза). Не хочу!
Царь. Может, сережек – шишек новых хочешь?
Ёлка. Не надо мне новых! Старые надоели!
Царь. Может, песенка соловья тебя, деточка, развеселит?
Ёлка. Не надо мне противного соловья. (Убегает).
Царь. Совсем избаловалась дочка, ничем не угодишь. Видно, засиделась в девках, пора замуж выдавать. Эй, глашатаи, объявите мой указ: «Царевну и пол царства отдам тому из моих подданных, кто окажется всех краше и полезнее».
Глашатаи. Внимание! Внимание! Слушайте все! Царь Лес отдаст в жены свою дочь и полцарства тому, кто окажется всех краше и полезнее!
Ведущий. И стали съезжаться женихи. Первым приехал ко двору Вяз.
Эх, раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова.
Почему ж один чурбак не развалится никак?
В чурбаке топор увяз – не расколешь вязкий вяз.
Царь. А что за имя у тебя такое?
Вяз. У меня очень вязкая и крепкая древесина. Не у каждого хватит силы разрубить мой ствол. От этого и произошло название. Древесина моя ценная и долговечная, идет на изготовление дорогой мебели и паркета.
Царь. А какого ты роду – племени? Я за кого попало свою дочь красавицу не отдам!
Вяз. У меня богатая родословная, уходящая в глубину тысячелетий. Много родственников у меня на всех континентах. Мои предки росли на земле десятки миллионов лет назад.
Царь. Хорош жених, но посмотрим и других.
Ведущий. Его сиятельство Тополь.
Царь. Здравствуй, Тополь! Чем ты нас удивишь?
Тополь. У меня тоже много родственников по всему миру. Но я весьма неприхотлив и расту очень быстро. Мои молодые побеги за лето вырастают больше чем на метр. Очень рады мне жители больших городов. Во-первых, я высок и строен! Во-вторых, листья мои улавливают и задерживают пыль. В-третьих, очищают и фильтруют загазованный городской воздух. Я люблю тепло и живу преимущественно на юге нашей страны.
Царь. Вот это жених! Но как же ты царством управлять будешь, если холода боишься? Дочь моя сибирские холода любит
Ведущий. К нам прибыл заморский принц Бук!
Царь. Рад видеть вас! Что вы нам расскажете?
Бук. Я – знаменитость среди долгожителей-деревьев. Могу прожить более 500 лет! Но в России жить не могу. Русские морозы не по мне. Я свет люблю и простор. Моя крона такая мощная, а тень такая густая, что под ней даже трава не растёт.
Царь. Сильно ты избалован солнцем и теплом. Жить ты у нас не сможешь, управлять царством тоже. И дочь увезешь от меня далеко. Нет, не годишься ты в женихи.
Ведущий. Его светлость Каштан!
Царь. Рад вас видеть! Чем нас порадуете?
Каштан. Я считаюсь одним из самых привлекательных деревьев. Но славлюсь не только красотой своей. В странах Южной Европы мои орехи стали вторым хлебом. Их едят сырыми, вареными, печеными и жареными. Из сушеных каштанов делают муку, смешивают её с пшеничной и пекут хлеб и лепёшки. А живу я до тысячи лет.
Царь. Славный жених, но послушаем и других
Ведущий. Кавалер Ясен
Царь. Милости просим! Чем порадуете?
Ясень. Мне по душе умеренный климат России. Родословная моя богата, но я не требователен и прекрасно переношу даже засоленные почвы. Древесина у меня белая, на свежем срезе розовая. Она твердая, гибкая, легко колется. Используется для изготовления спортивного инвентаря, мебели, паркета. В моих ветвях любят селиться птицы.
Царь. Этот жених всем хорош. Но, может, есть лучше?
Ведущий. Кавалер Клён.
Клён. Моя родословная очень богата. Родственники мои живут на всех континентах, кроме Антарктиды. Живу я 400 – 500 лет. Листья очень красивой формы и окраски. Древесина моя красновато-белая, твёрдая, прочная. При сгорании даёт большое количество тепла. Густая крона даёт приют многим певчим птицам. Наверное, поэтому из моей древесины делают музыкальные инструменты.
Царь. Хорош и этот жених! Кого же ты выберешь, дочь моя?
Ёлка. Все женихи хороши, царь-отец. Все умны и красивы. Но люблю я простого русского богатыря – Дуба. Полюбила его давно, когда была маленькой елочкой. Полюбила за силу и за щедрость русскую, за красоту неброскую. Славится Дуб своим долголетием, до 1000 лет живёт. Звери и птицы любят жить около него и питаться его желудями. Дубравы носят его имя. Но скромен он, не пришёл расхваливать себя. Только за него я хочу замуж, поэтому скучала и капризничала. Благослови нас, батюшка.
(На сцену выходит мальчик в костюме Дуба, низко кланяется царю, берёт за руку Ёлочку).
Царь. Совет вам да любовь, дети мои!
А вы, женихи остальные, - деревья прекрасные, селитесь в моих лесах, находите себе невест, очищайте воздух от пыли, дарите кислород всем живым на земле. Пусть в ваших ветвях селятся звери, поют птицы. Несите людям радость!
И я там был. Мёд – пиво пил.
И лес зелёный свои мне сказки говорил…
Занятие 7 «Степные диковинки». Поделки из природного материала: шишек, веточек, желудей, засушенной травы.
Цель: развитие интереса к природе родного края, творческих способностей.
Ход занятия.
1. Беседа.
Интересная в сентябре природа – в ней рядом и весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и расцвет. Тишина и песни. И грустно и радостно…
- Как вы думаете, почему и грустно и радостно? Испытываете ли вы, подобные противоречивые чувства?
- Кто умеет фантазировать и воплощать свои фантазии в поделки? Попытаемся это сделать.
2. Просмотр слайдов или готовых поделок.
3. Деление на группы.
4. Работа по группам (дети делают поделки из природного материала).
1 группа – из шишек;
2 группа – из веточек и желудей;
3 группа – из засушенных цветов и травинок;
4 группа – из гороха делают рябиновую ветку.
5. Итог занятия.
Занятие 8 «Кто на яблоньку похож?» Сообщения о семействе розоцветных.
Цель: дополнить полученные знания о дикорастущих растениях; развивать интерес к природе родного края
Ход занятия.
1. Сообщения о растениях:
- шиповнике, черёмухе, рябине; яблоне, сливе, землянике, клубнике
Работа по группам.
2. Выполнение иллюстраций к сообщениям.
3. Итог занятия.
Занятие 9 Устный журнал «Зелёный наряд планеты».
Цель: развивать умение работать с книгой в группе, выбирать из потока информации существенные факты и доносить их до сведения окружающих.
Ход занятия.
1. Слово учителя.
- Нашу Землю называют Зелёной планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. Тысячи видов и сотни названий. Сегодня мы продолжаем наш разговор о дикорастущих растениях. Перелистаем странички нашего журнала. Первая – «Угадай-ка».
2. Следующая страничка журнала « Знаете вы, что…». Рассказы детей об интересных моментах из жизни растений (работа по группам; смотри приложение).
3. Третья страничка «Поэтическая». Учащиеся читают стихи о деревьях, цветах, травах
4. Итог занятия.
Занятие 10 Викторина «Дикорастущие растения».
Растения в пословицах и поговорках.
1.Чтение пословиц и поговорок.
2.Задание по группам: нарисовать иллюстрацию к любой пословице или поговорке
Презентация проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка в 9 классе по теме "Газеты нашего региона"
работа с газетой, выявление достоинств и недостатков современных газет...
Конспект ученической конференции "Экологические проблемы нашего региона"
Разработка конференции для учащихся 9-10 классов на тему « Экологические проблемы нашего региона и возможные пути их решения» с привлечением местной администрации, населения, заповедника, работников л...
ПРОЕКТ "Экологические проблемы нашего региона"
проект выполнен учащимися МОУ ООШ с.Соокрная Балка об экологических проблемах с.Сокорная Балка...
Конспект урока на тему "Экологические проблемы нашего региона" (подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ) 11 класс.
Данный урок был разработан на основе материала, предоставленного участниками Международного проекта "Зелёный флаг. Чистые озёра" . Благодарю коллег и группу учащихся ГБОУ СОШ №621 Колпинского района з...
Праздники и обряды нашего региона. Похороны Костромы.
Презентация предназначена для урока мировой художественной культуры....
PREZI-презентация по теме "Животные нашего региона".
Красочная презентация по теме "Животные нашего региона", выполнена с использованием современного онлайн-сервиса Prezi для созданий презентаций....
Статья Национальные традиции здоровья в нашем регионе
Стаья посвещена описанию национального состава и традиций сохранения и укрепления здоровья в Нижегородской области...