Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов
план-конспект занятия (природоведение, 5 класс) по теме
Цель: Закрепить знания учащихся о телах и веществах. Познакомить учащихся со свойствами твёрдых веществ, жидкостей и газов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок природоведения в 5 классе по теме: "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов" | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Цель: Закрепить знания учащихся о телах и веществах. Познакомить учащихся со свойствами твёрдых веществ, жидкостей и газов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
- Что такое тело?
- Что такое вещество?
- Что такое свойства веществ?
- Перечислите основные свойства веществ.
- Для чего необходимо знать свойства веществ?
- В каких состояниях могут находиться вещества?
Задание 1. Заполни таблицу:
Тело Вещество
Гвоздь ……………………._________
Стакан ……………………._________
Ваза ……………………….__________
Кусочек сахара …………..__________
Капля воды ………………__________
Задание 2. Заполни таблицу:
Тело Вещество
__________ ……………… алюминий
__________ ……………… снег
__________ ……………… стекло
__________ ……………… бумага
__________ ……………… пластмасса
III. Изучение новой темы
1. Свойства жидкостей
Опыт 1: Изучение свойств жидкостей
Нальём в стакан воду.
В: Какой объём заняла вода? (– 150 мл)
В: Какую форму имеет вода? (– вода приняла форму стакана)
Перельём воду из стакана в мерный цилиндр.
В: Изменился объём воды? (– нет, вода занимает такой же объём – 150 мл)
В: Изменилась ли форма воды? (– да, она приняла форму цилиндра)
Перельём воду из мерного цилиндра в колбу.
В: Изменился объём воды? (– нет, вода занимает такой же объём – 150 мл)
В: Изменилась ли форма воды? (– да, она приняла форму колбы)
В: Какой можно сделать вывод?
- Жидкости сохраняют свой объём, но не сохраняют свою форму. Жидкость принимает форму того сосуда, в котором находится.
2. Свойства твёрдых тел
Опыт 2: Изучение свойств твёрдых тел
Возьмём в руку пластмассовый шарик – твёрдое и прочное тело.
Поместим шар в колбу.
В: Произошло ли изменение с шариком, изменились ли объём и форма шарика?
Постучим несильно по шарику молотком.
В: Произошло ли изменение с шариком, изменились ли объём и форма шарика?
Сильно ударим шарик молотком. Что наблюдаете?
В: Какой можно сделать вывод?
- Твёрдые тела сохраняют неизменными свой объём и свою форму. Объём и форма может измениться лишь при очень большом усилии или высокой температуре.
3. Свойства газов
- Газы не сохраняют своей формы и занимают весь объём того сосуда, в котором они находятся.
Опыт 3: Изучение свойств газов
Надуем два воздушных шарика разной формы. Шарики надулись и приобрели характерную форму. Значит, газы заняли всё свободное пространство и приобрели форму шариков.
4) Рассмотрим, какие изменения произойдут с телами, если к ним применить некоторую силу.
Опыт 4: Возьмём отрезок резиновой ленты, отметим на ней отрезки равной длины, например 3 см. Подвесим ленту за один конец, а к другому привесим груз.
В: Что наблюдаете? Что произошло с резинкой? Изменилась ли длина отрезков?
Опыт 5: Возьмём линейку, попробуем её слегка согнуть.
В: Что наблюдаете?
Повернём концы линейки в разные стороны.
В: Что происходит?
- Изменение формы, размеров и объёма тела, называется деформацией. Деформация возникает за счёт движения частиц внутри тела.
Если с резинки убрать груз, а с линейки «снять» силу, то они примут первоначальный вид, форму и объём.
- Свойства тела сначала изменять форму и объем под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия, называется упругостью.
Резиновый мяч, велосипедная шина – упругие тела.
Но не все тела способны сохранять свою форму под действием каких–то сил.
Например, кусочек пластилина может сохранять объём, но не сохраняет форму.
- Свойство тел менять форму под действием каких-то других тел и сохранять эту форму после прекращения действия, называется пластичностью.
Пластилин, воск, свинец, алюминий – пластичные материалы.
IV. Закрепление
- Какими свойствами обладают жидкости?
- Какими свойствами обладают твёрдые тела?
- Какими свойствами обладают газы?
- Что произойдёт с телом, если к нему применить силу?
- Что такое упругость?
- Что такое пластичность?
Природоведение 5 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное учебно – методическое пособие по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов » для учителей физики и учащихся 7 класса;
Электронное учебно-методическое пособие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Большое количество иллюстраций помогут учителю активизировать внимание учащихся, сделать урок более наг...
Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"
Урок природоведения в 5 классе "Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...
7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...
Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"
Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».
7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Конспект урока по теме ""Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Конспект урока по теме ""Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов"...