Урок-лабораторный практикум на тему "Гидропоника"
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6» г.Перми
Урок на тему:
«Тайна фермера»
«Гидропоника, первоначальные сведения о гидропонике"
Урок природоведения в 5 классе
разработан учителем биологии
Вотинцевой Н.Г.
Пермь 2013
Урок на тему:
«Гидропоника, первоначальные сведения о гидропонике"
«Тайна фермера»
Цели урока:
- сформировать представление о гидропонике как одной из современных технологий выращивания сельскохозяйственных растений,
- развивать интеллектуальные способности учащихся в индивидуальной для каждого зоне ближайшего развития.
Тип урока: изучение нового материала, лабораторный практикум
Оборудование:
- гидропонная установка (самодельная, из пластиковых бутылок)
- лабораторные весы
- разновесы
- вермикулит (керамзит)
- универсальное удобрение кемира, кемира люкс
- лабораторное оборудование (стаканы, ложки)
- рассада томатов, перцев
Основные этапы урока:
I. Постановка проблемы.
II. Лабораторный практикум
III. Рефлексивный итог занятия.
Ход урока
I. Постановка проблемы (учебной задачи).
Учитель:
Я хочу рассказать Вам одну историю, которая, появившись в средствах массовой информации, взбудоражила мировую общественность.
На одном из островов Карибского моря - острове Аруба - была создана международная ферма Роббинса. На ней выращивали томаты, перец, мускатную дыню, зеленый горошек и другие культуры. Через несколько лет фермер начал получать такие прибыли, что стал миллионером. Его поистине гигантские урожаи позволяли обеспечивать продукцией не только жителей своего острова, но и экспортировать ее в близлежащие государства.
На первый взгляд в этой истории нет ничего особенного. Однако всех поразило то, что, во-первых, площадь, на которой выращивались все эти культуры была всего 3 га, во-вторых, на острове не было пресной воды и, наконец, отсутствовала пахотная почва. Практически весь остров был покрыт лишь песками и камнями. Известно, что фермер ни одного грамма почвы не ввозил.
Как вы считаете, это реальность или очередная журналистская «утка»?
Учащиеся (варианты ответов):
- конечно, это выдумка;
- может быть, и реальность, если он занимался селекцией, но за столь короткий промежуток времени это невозможно;
- возможно, там необычными (особыми) были климатические условия: повышенная радиация, кислотные дожди, приводившие к различного рода мутациям;
- нет, это нереально.
Давайте разберемся. Почему нереально? В чем вы видите здесь проблему?
Учащиеся: Прежде всего, в отсутствии почвы.
- А для чего растению нужна почва?
Учащиеся: Для потребления необходимых растению питательных веществ.
- Эти необходимые растениям питательные вещества могут содержаться только в почве?
Учащиеся: Нет. Они могут содержаться, например, в удобрениях.
- Если растения получат удобрения с необходимыми ему питательными веществами, то нужна ли будет им почва?
Учащиеся: Нет. Но питательные вещества лучше усваиваются в жидкой форме, а в жидкости корневая система растения не сможет закрепиться (заякориться). Поэтому почва нужна и для закрепления растения.
- А закрепиться растение может только в почве?
Учащиеся: Нет.
- Приведите мне, пожалуйста, примеры тех веществ, в которых еще могут закрепляться растения.
Учащиеся: В принципе любое твердое вещество: гравий, песок, камни, торф, опилки (каждый ответ поощряется учителем).
- Замечательно. Итак, если растение высадить в твердое вещество (гравий, песок) и снабжать его необходимыми питательными веществами, то станет оно расти?
Учащиеся: Получается так. Да.
- Какой же можно сделать вывод?
Учащиеся: Растение может произрастать в любом субстрате (заменителе почвы), если соблюдается два условия: его корневая система закреплена в этом субстрате и оно получает питательные вещества.
- Прекрасно. Проблема разрешена?
Учащиеся: Да.
Ну что ж, давайте вернемся к нашему миллионеру. Изменилось ли ваше мнение по этому поводу?
Учащиеся: Да. Это реально. Скорее всего, фермер мог вырастить гигантский урожай в песке и камнях, поливая свои сельскохозяйственные культуры специально приготовленным раствором, содержащим все необходимые растениям питательные вещества.
- Наступил ответственный и очень интересный момент нашего урока. И прежде всего я хочу вас поздравить. Во-первых, вам удалось разгадать тайну фермера. Во-вторых, и это самое главное, сами того не подозревая, вы совершили большое открытие и всего лишь за 7-10 минут справились с проблемой, над которой люди размышляли с ХVI века, - изобрели беспочвенный способ выращивания растений. Называется он гидропонным, а наука, изучающая беспочвенные способы выращивания растений - гидропоникой. Встречался ли вам раньше этот термин - «гидропоника»?
Разве вы не проводили опыты по беспочвенному выращиванию растений даже в домашних условиях? Вспомните, пожалуйста.
Учащиеся: Конечно, например, когда репчатый лук высаживали в баночку с водой и выращивали его на перо. В воде с удобрениями растут комнатные растения, когда готовим рассаду на дачу.
Молодцы! Совершенно верно. И теперь, я надеюсь, мы с вами сумеем «расшифровать», перевести на русский язык этот термин.
«Гидро» - это вода, «поника» в переводе с греческого означает «работа».
гидропоника - «работа с водой», «работа воды».
И теперь вы знаете, какими были первоначальные опыты по беспочвенному выращиванию растений. Это были опыты по выращиванию растений в воде, водных растворах.
Небольшая справка.
Гидропоника начала развиваться с XVI века. Ученый Вудворт выращивал растения сначала в воде, а затем в водных растворах. Но «лиха беда - начало». Потом исследователи стали выращивать растения в хрустале, малахите, платиновой проволоке, мхе.
А сегодня и мы с вами тоже попробуем вырастить растение без почвы.
III.Лабораторный практикум
Сборка установки
- Разрезаем бутылку на две части (рис. 2), приблизительно по середине. на расстоянии 135 мм от дна бутылки.
- Получаем две половинки бутылки (рис. 3).
- Затем проделываем отверстия, диаметром ~ 2-4 мм, в верхней части бутылки так, как показано на рисунке (рис. 4).
- Отверстия проделываются в пробке и по всему периметру бутылки несколькими рядами. Чем больше рядов с отверстиями - тем лучше. Но для нормальной работы установки, достаточно и двух рядов. Самый верхний обеспечивает вентиляцию корней растения, а через нижний ряд и пробку, к корням растения будет поступать питательный раствор.
- После этого, вставляем верхнюю часть бутылки, с проделанными в ней отверстиями в нижнюю часть, пробкой вниз (рис. 5).
Приготовление питательного раствора
Для приготовления нашего питательного раствора нужно, всего лишь, взять любое универсальное, растворимое в воде удобрение с микроэлементами, и развести его в водопроводной воде, согласно пропорциям, написанным на упаковке. Мы используем удобрения «Кемира» или «Кемира Люкс»
в пропорции – 2.0 г удобрения на 1.0 л воды,
Посадка растения
Если растение довольно большое и имеет уже хорошо развитую корневую систему, то чтобы причинить растению как можно меньше вреда, следует производить его пересадку в следующем порядке:
1. Аккуратно извлекаем растение из земли.
2. Также аккуратно промываем корни растения в воде.
3. Ставим, пустую гидропонную установку на стол.
4.Удерживая растение одной рукой в верхней части установки, приблизительно на том уровне, на котором в дальнейшем оно будет находиться, второй рукой, засыпаем, вермикулит так, чтобы корни растения оказались полностью засыпаны вермикулитом.
5.Поливаем растение питательным раствором, чтобы раствор полностью смочил вермикулит, и его излишки скопились в нижней части установки.
6. И после этого, доливаем раствор до нужного нам уровня. Теперь, остается только подливать питательный раствор по мере того, как он будет заканчиваться.
IV. Рефлексия урока
Вопрос классу:
Как вы считаете, в чем экономическая выгода такого способа выращивания растений?
Учащиеся (варианты ответов):
- выгодно, так как отпадают затраты на ежегодную обработку почвы;
- не нужно рыхлить, полоть;
- будет меньше вредителей;
- не нужно много поливать;
- урожай больше.
Гидропоника - это действительно прибыльно. Позже мы познакомимся с этим методом подробнее, и вы обнаружите еще массу преимуществ.
Задание на дом:
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - лабораторное занятие по теме: "Общественная жизнь России при Николае I"
Урок – лабораторное занятие по теме: «Общественная жизнь России при Николае I». (Планируемый урок в 10 классе) Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких ми...
Урок - лабораторная работа по физике "Определение плотности твердого тела"
Урок составлен не в традиционной форме, что помогает сделать работу учащихся интересной....
Урок-лабораторная работа.
Тема-"Семя"...
конспект урока "Лабораторный практикум" 11 класс
Конспект урока для 11 класса по теме: «Лабораторный практикум». Выполняется две лабораторные работы: «Экспериментальная проверка закона преломления света» и «Изучение односторонней проводимо...
Урок №39. Тема урока «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
краткий план (основа для развернутого)...
Урок физики в 8 классе Тема урока: Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампочке»
Цель урока: выработать умения и навыки расчеты работы и мощности тока, закрепить навыки работы с приборами....
Открытый урок - лабораторный практикум "Условия равновесия равноплечего рычага"
Цель урока: экспериментально выяснить условие равновесия рычага, проверить правило моментов при выполнении лабораторной работы.Методические цели урока:Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение...