Рабочая программа по природоведению для 5 класса
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин,2007 г. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
ü освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
ü овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
ü развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
ü воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
ü применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 3 часа (6 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел также добавлен, но на 2 часа в связи с уровнем развития учащихся. Третий и четвёртые разделы соответствуют программе. Пятый раздел убавлен на 2 часа в связи с тем, что материал лёгкий. Резервное время 2 часа можно использовать на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,2008
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мещеряковская основная общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан»
РАССМОТРЕНО |
| УТВЕРЖДАЮ |
на МО учителей … Протокол №__ от_____ Руководитель МО __________________ |
| Директор МБОУ «Мещеряковская ООШ» Ф.Ф.Фахрутдинов Приказ №____от «__»______г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(основное общее образование)
по природоведению для 5 класса
учителя биологии второй квалификационной категории
Каримова Марселя Вагизовича
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол №__ от________
с.Мещеряково, 2012
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин,2007 г. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 3 часа (6 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел также добавлен, но на 2 часа в связи с уровнем развития учащихся. Третий и четвёртые разделы соответствуют программе. Пятый раздел убавлен на 2 часа в связи с тем, что материал лёгкий. Резервное время 2 часа можно использовать на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,2008
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2010
Важными формами деятельности учащихся являются:
- Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- Работа в малых группах (2-5 человек);
- Подготовка рефератов;
- Исследовательская деятельность;
- Информационно-поисковая деятельность;
- Выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
Изучение природы (6 часов)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
- Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
- Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
- Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
Вселенная (16 часов)
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Земля (18 часов)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Демонстрации:
- Глобус.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
- Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Практические работы:
1. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].
2. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.
3. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
4. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].
Жизнь на Земле (14 часов)
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
12. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (14 час)
Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.
Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
- Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
- Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
- Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
1. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
2. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды].
3. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
4. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)
5. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений. Резерв учебного времени 2 часа
Требования к уровню подготовки
учащихся, заканчивающих 5 класс.
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/ понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Основная литература :
- Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение» (Учебник). - М.: Дрофа, 2008.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природовеление (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2010г.
- Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2002.
- Альбом-задачник к учебнику Природоведение «Твои открытия»2009 год
Учебно - тематическое планирование по природоведению
Класс 5
Учитель Каримов Марсель Вагизович
Количество часов
Всего 68; в неделю 2 ч.
Плановых контрольных 5, тестов 25
Административных контрольных уроков 4 ч.
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений
Природоведение 5 класс
Биология 6-11 классы
Издательства «Дрофа» Москва 2007 год
Учебник (название, автор, издательство, год издания) А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. Издательство «Дрофа» 2008г.
Дополнительная литература (название, автор, издательство, год издания)
- Книга ответов для почемучек. Авторы: Д .Галенс, Н. Пир Книжный клуб, Харьков, 2006 год
- 5 класс. Природоведение. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Автор-составитель: Т. В. Козачек.,2007 год
- А Беслик «Поднять паруса!» Москва, 1989 год
- Детская энциклопедия. Медицина. Москва 2002 год. «Я познаю мир»
- Естествознание 5 класс учебник под редакцией А.Г. Хрипковой. Москва, «Просвещение» 1995 год
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;
- Примерная программа основного общего образования www.edu.ru;
- Учебный план МБОУ «Мещеряковская СОШ Буинского района РТ» на 2012-2013 учебный год;
5 класс
1-ая четверть 16 часов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом.задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1. | I. Изучение природы Науки о природе | 6 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, работа в рабочей тетради | Тестирование | Знать естественные науки, объекты их изучения, значение их в познании природы | С.6-11, таблица | 2.09. | |
2. | Семья биологических наук. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, работа в рабочей тетради | Биологический диктант | Что изучает каждая из биологических наук | С.12-13, вопросы, подготовить сообщение | 6.09 | |
3 | Методы изучения природы. Наблюдение | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради, наблюдение за погодой | Ответы на вопросы | Методы изучения природы, роль наблюдений при изучении природы, их использование в практической деятельности. | С.15-16, изучить, тесты. | 9.09 | |
4 | Методы изучения природы. Эксперимент. Измерение. | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради. Практическая работа. | Самостоятельная работа | Суть таких способов как эксперимент и измерение. | С.16-17 | 13.09 | |
5 | Оборудование для научных исследований. | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради. Практическая работа. | Самостоятельная работа | Знать увеличительные и измерительные приборы, лабораторное оборудование, используемое в практической деятельности. | С.18-19, задание в рабочей тетр | 16.09 | |
6 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы, сообщения | Тестирование | Вклад учёных, изучающих природу. | С.21-22, изучить, кроссворд составить | 20.09 | |
7 | II. Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную | 16 1 | Изучение нового материала | Ответы на вопросы, зарисовка рисунков, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Ответы на вопросы | Знать современное определение Вселенной, как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки, суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | С.24-25, зад.в рабочей тетр. | 23.09 | |
8 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование | Вклад в науку Аристотеля и Птолемея. | С.26-27, сообщение | 27.09 | |
9 | От Коперника до наших дней | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование | Особенности модели вселенной по, созданной польским астрономом Н. Коперником. | С.29-30, изучить, задание в рабочей тетр. | 30.09 | |
10 | Роль Д.Бруно, Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование, ответы на вопросы | Заслуги Д.Бруно в развитии взглядов о Вселенной, вклад, внесённый Г. Галилео | С.30-32, изучить, задание в рабочей тетр | 4.10 | |
11 | Солнечная система, её состав | 1 | Изучение нового материала | Ответы на вопросы, составление таблицы, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Биологический диктант | Знать состав Солнечной системы, планеты земной группы и их характеристики | С.34-36, изучить, таблица. | 7.10 | |
12 | Ещё немного о планете Земля и её соседях | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы | Сообщение | Главное отличие Земли от других планет | С. 37-38 | 11.10 | |
13 | Планеты – гиганты и маленький Плутон | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы | Игра «Слабое звено» | Характеристика планет-гигантов. | С. 39-40, 1) тесты 2) сообщения | 14.10 | |
14 | Подробнее о планетах-гигантах и Плутоне | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы, ответы на вопросы | Тестирование | Диаметр планет-гигантов по сравнению с Землёй | С.41-42, вопросы, с.42 | 18.10 | |
15 | Астероиды. Кометы. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, ответы на вопросы, «Какие утверждения верны?», работа в сети ИНТЕРНЕТ | Вопросы | Отличие астероидов от комет. Строение кометы. Характеристики астероидов и комет. | С.43-44, вопросы, | 21.10 | |
16 | Метеоры. Метеориты. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, «Какие утверждения верны?» | Вопросы | Знать, что собой представляют метеоры и метеориты. | С.44-45, вопросы, 1) Тесты, 2) сообщения | 25.10 | |
17 | Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником | Самостоятельная работа | Определение «звезда», Сравнительные размеры звёзд | С.48-49, вопросы 1-2, с.51, тесты. | 28.10 | |
18 | Многообразие звёзд | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Самостоятельная работа | Знать названия некоторых звёзд и их характеристики. | С.48-49, задание в рабочей тетради. | 1.11 |
2-ая четверть (14 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом.задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1. | Созвездия. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником, рисование созвездий и их угадывание | Тестирование | Уметь находить созвездия на ночном небе | С.50, задание в рабочей тетр | 4.11 | |
2 | Галактика. Световой год. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | «Какие утверждения верны?» | Знать строение нашей Галактики | 15.11 | ||
3 | Многообразие галактик. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, работа в сети ИНТЕРНЕТ | «Какие утверждения верны?» | Знать о многообразии Галактик | 18.11 | ||
4 | Обобщение по теме «Вселенная» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | «Какие утверждения верны?», тестирование | Знать все определения темы «Вселенная» | С.52, краткий рассказ | 22.11 | |
5 | III. Земля. Как возникла Земля | 18 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, «Подумайте!» | Ответы на вопросы | Знать сущность термина «гипотеза», гипотезы о возникновении Земли , современные взгляды. | С.54-55, пересказ, рассмотреть портреты учёных | 25.11 | |
6 | Возникновение Земли (продолжение) | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, «Подумайте!» | Ответы на вопросы | Знать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы. | С.56-58, вопросы, с.59, инд зад. Вопрос2 «Подумай» | 29.11 | |
7 | Что у Земли внутри | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление схем, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Тесты | Знать внутренне строение Земли и её внешние оболочки | С.60, задание в рабочей тетр | 2.12 | |
8 | Экскурсия в мир камней | 1 | Комбинированный | Рассматривание коллекций, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | Тестирование | Уметь отличать горные породы друг от друга | С.62, задание в рабочей тетр, вопросы с.63 | 6.12 | |
9 | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | Тестирование | Уметь проводить простейшие опыты, отличать вещества от тел. | С.64-65, пересказ | 9.12 | |
10 | Многообразие явлений природы | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | «Выбери правильный ответ» | Знать общее в явлениях, уметь проделывать несложные опыты | С.67-70, пересказ | 13.12 | |
11 | Землетрясения. | 1 | Комбинированный | Зарисовка силы землетрясения, запись определений, работа в рабочей тетради, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Задания в учебнике | Знать причины землетрясений | С.72. задание в рабочей тетради | 16.12 | |
12 | Вулканы. | 1 | Комбинированный | Составление схемы, ответы на вопросы, тестирование | Ответы на вопросы | Причины вулканической деятельности | С.73-74, вопросы, с. 77 | 20.12 | |
13 | Суша. Материки и части света | 2 | Изучение нового материала | Работа с картой, ответы на вопросы, работа с учебником, работа в сети ИНТЕРНЕТ ,заполнение таблицы | Тестирование | Знать общую характеристику материков | С.78-79, задание в рабочей тетради | 23.12 | |
14 | Обобщение по теме «Земля» | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Работа с картой, ответы на вопросы, работа с учебником, заполнение таблицы | Тестирование | Знать все определения темы «Земля» | - | 27.12 |
3-я четверть (20 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом.задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1. | Атмосфера Земли | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, работа в рабочей тетради | Тестирование | Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей, водной поверхностью | С.85 вопросы1-4 | ||
2. | Погода. Климат. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, работа в рабочей тетради | Биологический диктант | Знать содержание понятий «погода», «климат», влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. | С.86-87, вопросы 5-7 | ||
3 | Ураганы. Смерчи. | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради, наблюдение за погодой, | Ответы на вопросы, сообщение | Знать причины и результаты ураганов и смерчей | С.88-89, вопросы «Подумайте!»с.90 | ||
4 | Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради. | Самостоятельная работа | Знать составные части гидросферы, сущность круговорота воды в природе. | С.91-92, сообщение | ||
5 | Воды суши. | 1 | Комбинированный | Самостоятельнаяработа с учебником, работа в рабочей тетради. | Самостоятельная работа | Знать источники пресной воды, роль каждого их них в круговороте воды в природе, как используется пресная вода человеком. | С.93,вопросы «Подумайте!»с.96 | ||
6 | Уникальность планеты Земля. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы, сообщения | Тестирование | Знать местоположение Земли в Солнечной системе, значение Солнца для жизни на Земле, вращение Земли, роль гидросферы | С.97-98, выводы. Объяснить в словаре значение слов «озон», « Озоновый слой» | ||
7 | Обобщающий урок по теме «Земля» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Ответы на вопросы, зарисовка рисунков, тестирование | Ответы на вопросы, тестирование | Знать основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы, сущность землетрясений, извержений вулканов, ураганов, смерчей, их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях, особенность Земли, | Подготовиться к уроку-зачёту. | ||
8 | Проверочная работа по теме «Земля» | 1 | Контроль знаний | Самостоятельная работа | Урок контроля знаний и умений. Выявить пробелы в знаниях. | - | |||
9 | III. Жизнь на Земле. Развитие жизни на земле. | 14 1 | Изучение нового материала | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование | Знать историю развития жизни на Земле, вода- колыбель жизни, древние водные растения и животные, происхождение земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, папоротников, покрытосеменных. | С.102-103, рассмотреть рисунки. | ||
10 | Животные прошлого | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Тестирование, ответы на вопросы | Знать историческое развитие растений и животных, переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение, доказательства развития растений и животных | С. 104-105, сообщение выводы. | ||
11 | Живые клетки | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление схемы | Биологический диктант | Знать историю открытия клетки, роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных, главные части клетки, жизнедеятельность клетки | С.107, работать со словарём. (оболочка, цитоплазма, ядро) | ||
12 | Разнообразие клеток. | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы, работа в рабочей тетради, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Сообщение | Знать разновидности клеток, их строение и жизнедеятельность, строение микроскопа, правила работы с ним | С.108, вопросы 1-6 с.112 | |||
13 | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | 1 | Изучение нового материала | Ответы на вопросы, составление таблицы | Игра «Слабое звено» | Знать царства живой природы, одноклеточные организмы. | С.113-114, сообщения о разнообразии грибов, их роли в природе. | ||
14 | Многоклеточные организмы (грибы, растения) | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление таблицы, ответы на вопросы | Тестирование | Знать многоклеточные организмы, отличия грибов от растений, грибы съедобные и ядовитые, многообразие растений. | С.114, работать со словарём. | ||
15 | Беспозвоночные и позвоночные животные | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, «Какие утверждения верны?», работа в сети ИНТЕРНЕТ | Вопросы | Знать разнообразие животных их широкое распространение на земном шаре, беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки, связь животных с растениями. | С.115-116, уметь характеризовать особенности животных, изображённых на с. 115-116. | ||
16 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, «Какие утверждения верны?» ,Презентация | Вопросы | Знать многообразие сред обитания организмов, их роль в жизни организмов, особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в ней. | С.118-119, провести наблюдения в природе. | ||
17 | Водная среда обитания. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником | Самостоятельная работа | Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной, водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности , обеспечивающие их обитание в водной среде. | С. 119, сообщение о приспособленности живых организмов к жизни в водной среде. | ||
18 | Почвенная среда обитания. | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником | Самостоятельная работа | Знать о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных, приспособленности организмов к жизни в почвенной среде. | С.121, Рубрика «Подумайте!» | ||
19 | Жизнь на разных материках | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником | Тесты | Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая, Своеобразие Африки, Сев. И Юж.Америки, Австралии и Антарктиды. | С. 123-125, таблица. | ||
20 | Природные зоны Земли | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Рисуночные тесты | Знать природные зоны, расположение каждой из природных зон на планете, особенности растительного и животного мира в них причины (условия) распределения растений и животных на суше. | С.129-131, вопросы. с. 134. |
4-ая четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом.задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1. | Жизнь в морях и океанах | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, самостоятельная работа с учебником, работа с энциклопедией | Тестирование | Знать разнообразие растений и животных морей и океанов, о распространении их в прибрежной мелководной части и на не, о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в различных условиях | С.135-137, изучить, задание с. 134, рубрика «Подумай» | ||
2. | Обобщение по теме «Живая природа» | 1 | Обобщение и систематизация знаий | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | «Какие утверждения верны?», самостоятельная работа | Знать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов их приспособленности к жизни в их, о распределении растений и животных на материках Ии в океанах в Зонах Земли. | тест | ||
3 | IV.Человек на земле. Происхождение человека. Древние предки человека. | 14 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, работа в сети ИНТЕРНЕТ | «Какие утверждения верны?» | Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни. | С.142- 143, изучить, Сообщения о жизни древних людей | ||
4 | Первые люди | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | «Какие утверждения верны?», тестирование | Иметь представление о первых людях, появившихся на земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития. | С. 145-147; Выполнить задания рубрик | ||
5 | История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | Изучение нового материала | Работа с книгой «Великие путешественники», ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, «Подумайте!» | Ответы на вопросы | Иметь представление об открытиях материков нашей планеты. | С.149, изучить, сообщения. | ||
6 | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради, «Подумайте!», работа в сети ИНТЕРНЕТ | Ответы на вопросы,сообщение | Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды. Уметь оставлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, использую дополнительную литературу. | С. 150-151, сообщения | ||
7 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, составление схем | Тесты | Знать как люди открывали новые земли, имена первооткрывателей, кратко охарактеризовывать их заслуги. | С.152-153, изучить | ||
8 | Как человек изменил Землю | 1 | Комбинированный | Рассматривание рисунков, ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | Тестирование | Знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе. | С. 155-156, задание №1 с.159 | ||
9 | О кислотных дождях, об озоновой дыре и парниковом эффекте. | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, работа в рабочей тетради | Тестирование | Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы, виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы. | С, 158, вопросы, с.159. | ||
10 | Жизнь под угрозой | 1 | Комбинированный | Работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | «Выбери правильный ответ» | Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы, конкретные примеры негативной деятельности человека. | С.160-161. , заданияс.162 | ||
11 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Комбинированный | Запись определений, работа в рабочей тетради, работа в сети ИНТЕРНЕТ | Задания в учебнике | Знать сущность понятия «опустынивание», причины опустынивания и меры его остановки и защиты земли от этого процесса. | С.163-165, изучить, вопросы. с. 165 | ||
12 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа (измерение своего роста и массы тела. Оказание 1 помощи) | 1 | Практикум | Измерение своего роста и массы тела. Оказание 1 помощи) | Измерение своего роста и массы тела. Оказание 1 помощи) | Знать и уметь оказывать 1 помощь при кровотечении, растяжении связок. Приучать вести здоровый образ жизни. | С.166-167, изучить, составить правила ЗОЖ | ||
13 | Ядовитые растения и животные. | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы, работа с учебником, заполнение таблицы | Тестирование | Знать ядовитые растения и животные. | С. 170-171, вопросы.с.172 | ||
14 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Ответы на вопросы, работа с учебником, заполнение таблицы | Тестирование | Систематизировать и обобщить знания о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель; влияние деятельности человека на окружающую среду. | С. 173, прочитать, тест. | ||
15 | Обобщение по теме « Вселенная» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Тестирование | Систематизировать и обобщить знания | Тесты | ||
16 | Обобщение по теме «Земля» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа в рабочей тетради, ответы на вопросы | Систематизировать и обобщить знания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/11/picture-15081.jpg)
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/08/picture-22978.jpg)
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40658.jpg)
Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.
Рабочая программа и тематическое планирование составлены по учебнику Овчаровой....
рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению 5 класс...