разработка интегрированного урока
материал по природоведению (6 класс) по теме
Урок по программе И.Ю.Алексашиной, О.И. Лагутенко, А.А.Ульянова, учебник «Естествознание с основами экологии. 5 класс» И.Ю.Алексашиной, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко, глава 1 «Что изучает естествознание», урок № 5
Форма урока- интегрированный, технология: личностно - ориентированная. Урок направлен на развитие ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования. Используются следующие методы: работа с ИКТ, групповое взаимодействие, дискуссии.
Необходимые условия: урок проводится в кабинете, имеющем мультимедийное оборудование, демонстрационный материал (для проведения демонстрационных опытов)
Урок рекомендуется по любой программе естествознания 5 класса и при введении в предметы естественного цикла в 7, 8 классах и также как классный час во всех классах. Данный урок – эффективный способ мотивации на развитие волевых качеств.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты автора Хуторского Андрея Викторовича, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
В методическую разработку урока входят: пояснительная записка, сценарий урока, презентация, приложение 1,2,3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_uroku_velikie_uchenye.ppt | 269 КБ |
scenariy_uroka.doc | 83.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 27.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 28 КБ |
prilozhenie_3.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание№1 Что такое сила характера?
Почему вторая подруга не смогла стать олимпийской чемпионкой? А как бы вы поступили на ее месте? Задание№2
«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал, в зависимости от собственной воли» С. Смайлс.
Исаак Ньютон Родился в деревне Вультсторп, где все, в основном занимались сельским хозяйством. За два месяца до его рождения умер отец. С самого детства Исаак был странным мальчиком, вместо того, чтобы помогать родителям, он занимался математикой и проявлял интерес к химическим, физическим экспериментам. Его родители даже не представляли, что он станет председателем Лондонского Королевского Общества и великим ученым мира. И.Ньютон – автор закона всемирного тяготения, конструктор первого отражательного телескопа; С помощью системы призм он разложил пучок белого (солнечного) света на семь отдельных пучков разной окраски;
Майкл Фарадей Майкл родился в предместье Лондона в семье кузнеца. Имея начальное образование с 13 лет работал переплетчиком в книжной лавке. Именно там он развил свои знания путем систематического самообразования, читая книги, которые переплетал. Великий английский ученый. Установил закономерности выделения вещества из раствора при протекании электрического тока в нем, впервые наблюдал возникновение электрического тока в проводнике при движении около него магнита (явление электромагнитной индукции) и установил закономерности этого процесса, ввел понятие магнитного и электрического поля, открыл влияние магнитного поля на свойства света.
Чарльз Дарвин Отец его считал бездарным. Однако, благодаря настойчивости, упорству, целеустремленности Дарвин создал теорию эволюции и труд о происхождении видов, над которым работал 20 лет, и который принес ему мировую славу.
Альберт Эйнштейн Выдающийся ученый А.Эйнштейн в детстве не проявлял способностей к физике, математике и даже был отстающим учеником. Его дядя часто повторял: «Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь». Весь мир восхищается до сих пор теорией относительности, созданной Эйнштейном.
Задание№3 Для полного раскрытия своих способностей человеку необходимо:
Памятка Поставь перед собой цель. Не жди, когда тебя заставят трудиться, проявляй инициативу, действуй сам. Будь решительным. Не обращай внимание на насмешки других людей. Надейся только на себя. Верь в себя! Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки твоего характера.
Рефлексия Что мне понравилось на уроке? Что захотелось в себе изменить?
Информационные источники: http :// www.afportal.ru / physics / task www.college.ru/booklet/1st.html www.college.ru/teacher/virt_practice.html mrcpk.marcu.ru/works…2006-11-18…mugestvovolya.doc Громов С.В. Физика: Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учеб. для 11, 10 кл. общеобразоват. Учреждений /С.В.Громов; Под ред. Н.в. Шароновой.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2003. Кабардин О.Ф.,Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. Физика: Учеб. для 10 кл. с углубл. Изучением физики общеобразоват. Учреждений; Под ред. А.А.Пинского,О.Ф, Кабардина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2004.
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 8”
г. Усть-Илимска Иркутской области
Сценарий интегрированного урока (естествознание и психологии) в 5 классе
по теме
«Великие ученые. Сила характер»
Авторы: Белянина Алена Геннадьевна
(1 кв. категория),
Юркова Юлия Николаевна
(2 кв. категория),
Учителя психологии и физики
МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8”
г. Усть-Илимск
2010 г.
Пояснительная записка
Урок по программе И.Ю.Алексашиной, О.И. Лагутенко, А.А.Ульянова, учебник «Естествознание с основами экологии. 5 класс» И.Ю.Алексашиной, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко, глава 1 «Что изучает естествознание», урок № 5
Форма урока- интегрированный, технология: личностно - ориентированная. Урок направлен на развитие ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования. Используются следующие методы: работа с ИКТ, групповое взаимодействие, дискуссии.
Необходимые условия: урок проводится в кабинете, имеющем мультимедийное оборудование, демонстрационный материал (для проведения демонстрационных опытов)
Урок рекомендуется по любой программе естествознания 5 класса и при введении в предметы естественного цикла в 7, 8 классах и также как классный час во всех классах. Данный урок – эффективный способ мотивации на развитие волевых качеств.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты автора Хуторского Андрея Викторовича, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
В методическую разработку урока входят: пояснительная записка, сценарий урока, презентация, приложение 1,2,3.
Сценарий УРОКА
ТЕМА: Великие ученые. Сила характера.
УРОК № 5 глава 1 «Что изучает естествознание»
ТИП УРОКА: интегрированный урок,
ЦЕЛЬ: Мотивация на развитие волевых качеств учащихся через изучение биографий великих ученых.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Образовательная задача:
А) выявление источников естествознания
Б) развитие общеучебных действий: владение приемами устной, монологической и диалогической речи; владение основными видами ответов (тематический ответ, сравнительная характеристика); умение строить определение понятий, сравнения, доказательства; умение коллективно работать; управлять работой коллектива, и т. п.;
2. Воспитательная задача:
А) мотивация учащихся на саморазвитие и самосовершенствование.
Б) формирование нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;
В) формирование мотивации на развитие волевых качеств личности;
- Развивающая задача
А) развитие речи, мышления;
Б) умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы).
В) развитие ключевых компетенций.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: приборы для демонстраций опытов ученых, интерактивная доска, компьютер, памятки, презентация урока, клей для каждой группы.
ПЛАН УРОКА:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин) |
1. 2. 3. 4. | Организационный Момент. Изучение нового материала Закрепление изученного материала Рефлексия: | работа с ИКТ, групповое взаимодействие, дискуссии, беседа, рассказ | 2 20 10 8 |
ХОД УРОКА:
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции |
1. | Орг. Момент. Деление класса на группы по желанию (любая форма). Учитель. Тема нашего необычного урока «Великие ученые. Сила характера». Давайте с вами подумаем, что же такое сила характера? Обсуждение в группах. Выступление по 1 представителю от группы. (фиксируем ответы детей на втором слайде). | Выбор хранителя времени и организатора. Слушают. Дискуссия, обсуждения. Выступление. | Ценностно-смысловые (Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.) |
2. | Психолог. Сейчас я расскажу вам историю про двух девочек. Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время и отношение подруг к любимому делу резко изменилось. Одна из них заходя к подруге, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год одна из них получила спортивный разряд, а другая с завистью сказала по этому поводу: «Какая ты счастливая: добилась своего - выучилась фигурному катанию, получила разряд. Мне тоже хочется, да вот. Не получилось». Одна из них стала великой чемпионкой мира – это Ирина Бережная. Обсуждение в группах:
(Раздача текста (см. приложения 2)) Выступление по 1 представителю от группы. Учитель: «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал, в зависимости от собственной воли» - так сказал английский писатель С. Смайлс. (слайд 4) Примером умения организовать свои резервы может служить жизнь ученого И.Ньютона (слайд 5) Родился в деревне Вультсторп, где все, в основном занимались сельским хозяйством. За два месяца до его рождения умер отец. С самого детства Исаак был странным мальчиком, вместо того, чтобы помогать родителям, он занимался математикой и проявлял интерес к химическим, физическим экспериментам. Его родители даже не представляли, что он станет председателем Лондонского Королевского Общества и великим ученым мира. И.Ньютон – в 24 года автор закона всемирного тяготения, конструктор первого отражательного телескопа; С помощью системы призм он разложил пучок белого (солнечного) света на семь отдельных пучков разной окраски; (демонстрация опыта Ньютона), (см. приложения 2) Майкл Фарадей (Слайд 6) Майкл родился в предместье Лондона в семье кузнеца. Имея начальное образование, с 13 лет работал переплетчиком в книжной лавке. Именно там он развил свои знания, путем систематического самообразования, читая книги, которые переплетал. Однажды он попал через чердак на лекции Хемфри Деви, великого английского физика, изобретателя безопасной лампы для шахтеров. Законспектировал их и проиллюстрировал, переплел и послал Деви. Тот был поражен, что предложил Фарадею работать с ним. Так Фарадей попал в научный мир. Великий английский ученый. В 56 лет- установил закономерности выделения вещества из раствора при протекании электрического тока в нем, впервые наблюдал возникновение электрического тока в проводнике при движении около него магнита (явление электромагнитной индукции) и установил закономерности этого процесса, ввел понятие магнитного и электрического поля, открыл влияние магнитного поля на свойства света. (демонстрация опыта Фарадея), (см. приложения 2) Чарльз Дарвин (Слайд 7) Отец его считал бездарным. Однако, благодаря настойчивости, упорству, целеустремленности Дарвин создал теорию эволюции и труд о происхождении видов, над которым работал 20 лет, и который принес ему мировую славу. Альберт Эйнштейн (Слайд 8) Выдающийся ученый А.Эйнштейн в детстве не проявлял способностей к физике, математике и даже был отстающим учеником. Его дядя часто повторял: «Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь». Весь мир восхищается до сих пор теорией относительности, созданной в 34 года Эйнштейном (демонстрация опыта Эйнштейна) (см. приложения 2). | Слушают. Дискуссия, обсуждения. Выступление. | Общекультурные (Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.) Учебно-познавательные (Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами) |
3. | Необходимо помнить, что начать работу над собой и добиться успехов никогда не поздно. Таланты и способности могут проявиться в любом возрасте. Психолог. Возможности человека не ограничены. Существует мнение, что выше головы нельзя прыгнуть, однако спортсмены прыгают на высоту 3-х метров. Говорят невозможно прочитать мысли человека, но встречаются люди с телепатическими способностями, например Вольф Мессинг. Ученые определили, что мозг обычного человека работает всего на 7%. Представляете, что было бы с вами если бы мозг работал на 100%? Для полного раскрытия своих способностей человеку необходимо: …(слайд 9 ) Обсуждение в группах. Выступление по 1 представителю от группы. (фиксируем ответы детей на слайде). Итоги урока. Учитель. Что у нас получилось? (Зачитывает слайды 2,9.) Психолог. В заключении, я хочу прочитать вам памятку, которую можно использовать для достижения своей цели:
Не обращай внимание на насмешки других людей.
Памятку давайте вклеим себе в дневник (раздаем памятки, см. приложение 3). | Слушают. Дискуссия, обсуждения. Выступление. Вклеивают. | Информационные (Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.) Коммуникативные (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.) Социально-трудовые (Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.) Компетенции личностного самосовершенствования (Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.) |
4. | Рефлексия:
| Слушают, высказывают свои мнения |
Список литературы:
- http://www.afportal.ru/physics/task
- www.college.ru/booklet/1st.html
- www.college.ru/teacher/virt_practice.html
- Громов С.В. Физика: Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учеб. для 11, 10 кл. общеобразоват. Учреждений /С.В.Громов; Под ред. Н.в. Шароновой.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2003.
- Кабардин О.Ф.,Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. Физика: Учеб. для 10 кл. с углубл. Изучением физики общеобразоват. Учреждений; Под ред. А.А.Пинского,О.Ф, Кабардина.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2004.
- mrcpk.marcu.ru/works…2006-11-18…mugestvovolya.doc
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время и отношение подруг к любимому делу резко изменилось. Одна из них заходя к подруге, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год одна из них получила спортивный разряд, а другая с завистью сказала по этому поводу: «Какая ты счастливая: добилась своего - выучилась фигурному катанию, получила разряд. Мне тоже хочется, да вот.. Не получилось». Одна из них стала великой чемпионкой мира – это Ирина Бережная.
Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время и отношение подруг к любимому делу резко изменилось. Одна из них заходя к подруге, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год одна из них получила спортивный разряд, а другая с завистью сказала по этому поводу: «Какая ты счастливая: добилась своего - выучилась фигурному катанию, получила разряд. Мне тоже хочется, да вот.. Не получилось». Одна из них стала великой чемпионкой мира – это Ирина Бережная.
Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время и отношение подруг к любимому делу резко изменилось. Одна из них заходя к подруге, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год одна из них получила спортивный разряд, а другая с завистью сказала по этому поводу: «Какая ты счастливая: добилась своего - выучилась фигурному катанию, получила разряд. Мне тоже хочется, да вот.. Не получилось». Одна из них стала великой чемпионкой мира – это Ирина Бережная.
Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время и отношение подруг к любимому делу резко изменилось. Одна из них заходя к подруге, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год одна из них получила спортивный разряд, а другая с завистью сказала по этому поводу: «Какая ты счастливая: добилась своего - выучилась фигурному катанию, получила разряд. Мне тоже хочется, да вот.. Не получилось». Одна из них стала великой чемпионкой мира – это Ирина Бережная.
Учились в одном классе две девочки, обе увлекались фигурным катанием, все свое свободное время отводили конькам, ходили на тренировки, смотрели соревнования по фигурному катанию. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время и отношение подруг к любимому делу резко изменилось. Одна из них заходя к подруге, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год одна из них получила спортивный разряд, а другая с завистью сказала по этому поводу: «Какая ты счастливая: добилась своего - выучилась фигурному катанию, получила разряд. Мне тоже хочется, да вот.. Не получилось». Одна из них стала великой чемпионкой мира – это Ирина Бережная.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Опыт Ньютона ( «Трубка Ньютона», электронасос, дробинка, перо, кусочек поролона)
«Трубка Ньютона» демонстрируем свободное падение тел различной массы. Откачиваем воздух и повторяем демонстрацию. Почему тела подают одновременно, а не так как в первом опыте? то есть воздух не помогает, а мешает движению тел, тормозит их. После изучения этого явления изобрели насосы. В практике, начиная от изготовления детских игрушек и до конструирования гигантских космических кораблей, механика ньютона всегда будет сохранять своё значение.
Опыт Фарадея (Катушка, Лампочка на 1.5А, гальванометр ,полосовые постоянные магниты и соединительные провода)
«Открытие явления электромагнитной трубки» Давайте попробуем включить лампочку с помощью постоянного магнита! Катушку соединяем с гальванометром и лампочкой на 1,5 А. Полосовой постоянный магнит вводим и выводим из катушки. Лампочка горит! Этот опыт дал великое открытие, которое дало нам электричество через создание генератора электроэнергии.
Опыт Эйнштейна ( прибор Лебедева, лампочка настольная)
«Прибор Лебедева» и демонстрация давления света. Объяснил это явление Эйнштейн через существование порций света- фотоны, которые имеют массу и через бомбардировку действуют на крылышки прибора без воздушного пространства. Это позволило получить фотографию и видео съемку.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
ПАМЯТКА
| ПАМЯТКА
|
ПАМЯТКА
| ПАМЯТКА
|
ПАМЯТКА
| ПАМЯТКА
|
ПАМЯТКА
| ПАМЯТКА
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...