«Изменение воздуха с высотой» 5 класс
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме
Проблема:
Воздух давит на предметы,
Но ответьте мне, друзья,
Как измерить это можно?
Ну, а может быть нельзя?
И всегда ли постоянно
На предметы давит он?
И зачем давленье нужно?
Воздух. Чем полезен он?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izmenenie_vozduha_s_vysotoy_5kl.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Изменение воздуха с высотой»
5 класс
Цель: Образовательная: создание условий для формирования понятий: атмосферное давление, барометры, значение атмосферного давления для человека.
Развивающая: создание условий для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы, обобщать.
Воспитательная: воспитание научного мировоззрения через привитие познавательного интереса; повышение культуры общения.
Дидактический тип урока: комбинированный урок.
Планируемый результат:
- воспроизведение: описывать строение и узнавать по рисункам различные типы барометров; свободно оперировать понятиями атмосферное давление, химические свойства воздуха;
- интеллектуальный уровень: обобщать, делать выводы по прочитанному и увиденному материалу.
Овладение следующими компетенциями:
- учебно- познавательной;
- информационной;
- коммуникативной.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация ЗУНов.
III. Погружение в новый материал.
Проблема:
Воздух давит на предметы,
Но ответьте мне, друзья,
Как измерить это можно?
Ну, а может быть нельзя?
И всегда ли постоянно
На предметы давит он?
И зачем давленье нужно?
Воздух. Чем полезен он?
Чем выше над Землей находится воздух, тем меньше его плотность и тем больше он разряжен.
Например, на высоте 10 км, масса воздуха = 400 гр,
Рассказ учителя.
Давление измеряют с помощью специальных приборов, которые называются барометрами.
Величина атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Давление атмосферы = 760 мм рт.ст.
Миллиметр ртутного столба – единица измерения давления.
Приборы, измеряющие давление воздуха
Ртутный барометр Барометр-анероид
Беседа по вопросам учебника после параграфа 19.
V. Домашнее задание.
Параграф 19 (пересказ).
VI. Итоги урока.
Тема урока: Изменение давления воздуха с высотой
5 класс
Цель:- сформировать знания об атмосферном давлении и способах его измерения
Задачи:- познакомить с видами барометров и практическим значением атмосферного давления
- формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, атласами, приборами
- воспитывать убеждения в необходимости изучения свойств природных тел для практических целей
Тип урока:- формирования знаний
Вид:- урок-исследование
Метод:- поисковый
Форма организации: * самостоятельная работа
*фронтальная, групповая
Средства обучения: *весы, песок, резиновый шарик
* линейка, лист бумаги
* т . «Биосфера»
*р/т «Естествознание»
* атласы
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время |
1. Организация | Беседа: ? Какую главу изучаем? ?Как она названа? | краткие ответы: - гл.3 - Воздух | |
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | 1. Демонстрация и объяснение опытов по свойствам воздуха Я опять сегодня- Фома неверующий .Докажите мне опытами, что воздух- природное тело, имеющее свой «характер», т.е. свойства. 2. Проверочная работа (р/т «Естествознание)» 1) зад. 105 стр. 45(на «3») 2) + зад. 104 стр. 45(на «4») 1) + зад. 107 стр. 46(на «5») | - ученики (по желанию) выходят и проделывают опыты предыдущего урока, делают выводы самостоятельно - опыт 1 ( демонстрация- 1 ученик) § 18 стр. 71-72 рис. 42 Вывод- воздух имеет вес - опыт 2 ( демонстрация- 1 ученик) § 18 стр. 72-74 рис. 43 Вывод: воздух давит на все предметы, находящиеся на поверхности Земли ( запись в тетрадь) - индивидуальная письменная работа (в тетрадях для пров. работ) | |
3. Сообщение т/у, постановка цели и задач | Мы вспомнили некоторые свойства воздуха как природного тела. А какими способами измеряют атм. давление и зачем его нужно измерять? ( озвучивает тему, цель и задачи) | * /запись темы урока в тетрадь/ | |
4.Актуализация знаний | Вставь буквы в непонятные слова ( на доске прямо сказать какие-то иероглифы) и дай им определение _тм_сф_р_ Дж_з_ф_ Пр_стл_ 3. См_г 4._тм_сф_рн__ д_вл_н_ _ | Письменная запись правильного написания слов в тетрадь и устное определение, разъяснение 1.Атмосфера - воздушная оболочка земли 2. Джозеф Пристли - открыл кислород 3.Смог-ядовитый туман ( из смеси дыма, тумана , пыли и ядовитых газов) 4. Атмосферное давление- сила, с которой воздух давит на земную поверхность | |
5.Введение новых знаний | 1.- сообщение «Как устроена атмосфера» ( -уч-к «Естествознание. 5 класс» § 46 стр.127-129 ? Найдите ответ на вопрос: почему возникает «горная болезнь»? ? на стр. 75 найдите признаки этой болезни ? какой газ «спасает» от этой болезни? ? Внимание! Вопрос для особо усердных слушателей сообщения: Только ли вес воздуха изменяется с высотой? Задача: Определите по рис. 45 стр. 75 учебника: 1) температуру воздуха на высоте 10 км, если на поверхности земли ( 0 высоты) она равна + 25 ْ 2)на высоте 20км 2.Закрепление знаний и формирование умений л/ р «Работа с картой: определение местонахождения гор со снежными вершинами» ? Почему же на вершинах гор всегда лежит снег?( см. рис . 45 стр. 75) По карте выполните задания: 1. Найдите горы со снежными вершинами( см. значки на «легенде карты)» 2.Выпишите их по плану: А) название Б) высота ( в м) В)часть света, на которой находится ? кто больше за 10 мин.? 3.- Самостоятельная работа с учебником: * прочитайте 2 статью § 19. * рассмотрите рис. 46, 47 * найдите в тексте учебника объяснения выделенным словам ( устно) - Закрепление 1. Э. Торричелли-создал ртутный барометр и впервые измерил а/ д 2.мм рт. ст. – единица измерения а/д 3.Барометр- прибор для измерения а/д 4.Ртутный барометр- имеет трубку и чашку с ртутью 5.Барометр- анероид- безжидкостный барометр 6. Метеорологические станции- станции, где постоянно ведется наблюдение за состоянием а/ д | - сообщение учащегося ( по табл. «Биосфера» ) - на высоте воздух разрежен , т.к. чем выше над землей, тем меньше его плотность -тошнота, головокружение, головная боль. - кислород, т.к. он необходим для дыхания Вывод: атмосфера имеет несколько слоев, в которых количество воздуха уменьшается с высотой. - на каждые 1000м( 1км) температура воздуха уменьшается на 5-6 ْ С ( запись в тетрадь) ( запись в тетрадь) - О м - +25 ْ 1км- +20 ْ 2 км-+15 ْ 3км- +10 ْ 4км- +5 ْ 5км- 0 ْ 6км- - 5 ْ 7км- -10 ْ 8км- -15 ْ 9км- -20 ْ 10км- -25 ْ Ответ : на высоте 10 км воздух будет с температурой - 25 ْ С Ответ: на высоте 20 км воздух будет с температурой - 75 ْС - воздух ниже О ْ и снег никогда не тает. - самостоятельно- групповая работа с атласами и тетрадями -ученики (по желанию) читают и объясняют | |
6. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний | 1. Повторительная беседа Дополните запись на доске: -760мм рт. ст- (нормальное) а/ д - › 760мм рт. ст- (высокое) а/ д - ‹ 760мм рт. ст- (низкое) а/ д 2.Определите а/ д сегодня, используя прибор. ?Как называется этот прибор и почему? ? Какая же главная часть этого прибора? ? Какой прибор создал Э. Торричелли? ? Какой барометр лучше и почему? 3.Зачем работают метеорологические станции? 4.Нужно ли а/ д организму человека? |
- называют слова, которые нужно вставить( стр. 76 предпоследний абзац) и записывают в тетрадь - в кабинете находится на стене барометр – анероид. Наблюдательный ученик отыскивает его и с помощью учителя А) определяет а/ д Б) фиксирует его данные (с помощью специальной стрелки) для наблюдения на следующем уроке - барометр – анероид. (Барометр- прибор для измерения а/д; анероид- безжидкостный барометр) - коробочка, из которой откачен воздух - ртутный барометр - наш! Он не содержит ртути ( это ядовитый жидкий металл) и удобен в использовании) - они определяют и предсказывают а/ д 1)предсказывают погоду- низкое а/д- к ненастью Высокое- к ясной погоде 2) больные люди заранее готовят свой организм к сбоям - благодаря ему происходит дыхание ( стр. 77 посл. абзац) | |
7.Анализ и оценка итогов работы | !Обсудить результаты работы и объявить отметки | - выставление отметок в дневники | |
8.Определение и разъяснение дом. задания | д/ з §19 - подготовить сообщение «Барометр» по А.Толстому ( из повести «Детство Никиты») | - запись в дневники - по желанию ученика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по географиина тему: «Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности»
Приведены слайды с текстами задач, используемых на уроке географии в 6-м классе при изучении темы "Атмосфера"....
Конспект урока по теме "Влажность Воздуха" для 8го класса
Конспект открытого урока по физике для восьмого класса, по теме "Влажность воздуха"...
Самостоятельная работа по теме"Влажность воздуха" в 10 классе
Работа содержит 7 вариатов ,рассчитана на 25 минут .Влючает графические задаия на изопроцессы в газах...
Презентация на тему "Изменение температуры воздуха с высотой"
Презентация на тему "Изменение температуры воздуха с высотой"...
Презентация на тему "Изменение температуры воздуха с высотой"
Презентация на тему "Изменение температуры воздуха с высотой"...
Проверочные карточки для 6 класса по теме: "Атмосфера. Изменение температуры с высотой"
В данной разработке представлены несколько вариантов небольной проверочной работы на решение задач, связанных с изменением температуры с высотой...
Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интерактивный тест ВОЗДУХ. СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Биология. 7 класс. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...