Он все испытал и все проник
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
«…может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»,- в этом был убежден М.В. Ломоносов еще в 18 веке. Урок-конференция посвящен 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, позволяет расширить знания учащихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Цель урока: сформировать представление о М.В.Ломоносове как о разносторонне развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
on_vse_ispytal_i_vse_pronik.razrabotka_uroka_prirodovedeniya_v_5_klasse.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Он всё испытал и всё проник…
Урок природоведения в 5 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-конференция.
Цель:
- Расширить знания учащихся о М.В.Ломоносове.
Задачи:
- Образовательные:
- формирование представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
- Развивающие:
- развитие речи, умения анализировать, делать выводы;
- развитие психических качеств ребёнка: интеллект, мышление, память, внимание.
- Воспитательные:
- воспитание интереса к исследовательской деятельности;
- воспитание товарищеских отношений, активной личности, навыков культурного общения.
- Здоровьесберегающие:
- осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.
1. Вступление
- Ребята, я рада всех вас видеть в нашем классе. И наш урок мы начинаем с кроссворда о явлениях природы, ключевое слово кроссворда поможет вам назвать о ком пойдёт речь на нашем уроке.
Л | е | т | о | |||||
г | р | о | м | |||||
т | у | м | а | н | ||||
м | о | л | н | и | я | |||
с | о | л | н | ц | е | |||
о | б | л | а | к | а | |||
р | о | с | а | |||||
д | о | ж | д | ь | ||||
в | о | д | а |
1. Солнце печёт, липа цветёт. 2. Гаркнул гусь 3. Седой дедушка у ворот 4. Раскалённая стрела 5. В дверь, в окно | 6. Пушистая вата 7. Утром бусы засверкали, 8. Шумит он в поле и в саду, 9. В жаркий день самой желанной бывает.(Вода) |
2. Стадия осмысления.
У: Разгадав кроссворд, вы узнали, с какой исторической личностью мы познакомимся сегодня на уроке?
У: Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?
На доске эпиграф:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…
У: «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова». Так сказал о Ломоносове Б.Шергин.
Сегодня вы узнаете, почему М.Ломоносова называют«звездою первой величины» и почему именно он стал первым русским академиком. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна …» Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажите, как вы их понимаете.
Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал бы биографии Ломоносова, не знал бы, что он сын крестьянина-рыбака, выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами.
Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в биографию Ломоносова, увидим, как Ломоносов любил Родину, свой народ, как он стремился к знаниям. А также мы побываем на собрании научного общества, на котором выступят наши школьные академики, изучившие наследие М.В.Ломоносова и желающие показать его вклад в различные отрасли науки.
3. Работа с таблицей «ЗХУ»
З - что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | У - что мы узнали |
У: Перед вами таблица. В первую колонку впишите то, что вы уже знаете о М.В. Ломоносове. Во вторую – то, что вы хотели бы о нём узнать. А в третью в течение урока запишите, что узнали нового.
II. Изучение новой темы.
У: Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянский сын стал первым русским академиком.
Сегодня на уроке вы выступите в роли ученых. Каждая группа будет работать по своей теме, используя прием «инсерт».
Работать мы будем по плану: (план на доске)
- Детство Ломоносова.
- Путь в науку.
- Ломоносов – ученый.
- Выступления «школьных академиков».
У: Первая группа готовит сообщение о детстве Ломоносова.
(Учащиеся, используя прием «инсерт», готовят пересказ текста «Детство М. Ломоносова (Приложение 1).
После пересказа учитель задает вопросы:
– Что закалило характер Ломоносова?(Поездки с отцом в море).
– Что интересовало любознательного мальчика?(Все, что он не мог объяснить).
– Какие книги он называл «вратами учености»?(«Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого).
– Какая у него была заветная мечта?(Учиться).
( Показ слайдов презентации 2-7).
У: Вторая группа работает над тем, каков был путь Ломоносова в науку? (Приложение2)
После пересказа учитель задает вопросы:
– Какое решение принимает Ломоносов?(В конце 1730 года Ломоносов уходит из дома. Он держит путь в Москву.)
– В какую академию он поступает в Москве?(Славяно-греко-латинская академия).
– Какие трудности возникли у Ломоносова?(Большая разница в возрасте другими учениками.)
– Где продолжил учебу талантливый юноша?(Санкт-Петербургская Академия наук.)
(Показ слайдов презентации 8-13).
У: Третья группа готовит информацию:«Ломоносов – ученый». (Приложение3).
После пересказа учитель задает вопросы:
-Сколько лет Ломоносов прожил за границей? (Около 4-х лет.) -Кем стал Ломоносов по возвращению в Россию? (Профессор в Академии.) -В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?(Физика,химия,геология,литература,астрономия,география,история.)
(Показ слайдов презентации 14-17).
У: Четвертой группе – группе академиков нужно выяснить, кто же для нас Ломоносов? Ребята самостоятельно готовили информацию о вкладе Ломоносова в различные отрасли науки. Давайте приоткроем дверь академии наук и послушаем, о чем говорят ученые?
У: Итак ,перечислите направления научных исследований учёного.
На доске схема-таблица с "лучиками" –направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.(Схему заполняют учёные-академики).
(Показ слайдов презентации 18-31).
У: У А.С.Пушкина эта мысль записана так:«Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник». Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины. (Слайд 32).
У: За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им .М. В.Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы. (Слайды 33,34).
У: А теперь вернемся к таблице ЗХУ. Впишите в третью графу таблицы, что вы узнали нового о Ломоносове.
III. Закрепление
Игра «Моя мозаика»
У: Мы с вами сказали, М.В.Ломоносов заново открыл секрет изготовления цветных стекол для мозаичных картин. Для этого провел большую исследовательскую работу. Он выполнил 40мозаичных картин. Среди них есть портрет Петра Первого. Это знак уважения к великому правителю. Сейчас вы тоже выложите мозаичную картину, но при этом будете отвечать и на вопросы по теме нашего урока. Если вы правильно ответите на вопросы, то мы полюбуемся интересными картинами, рассказывающими о жизни великого ученого.(Слайд 35).
Учитель задает вопросы, учащиеся выкладывают мозаичные картины.
1. Где родился Ломоносов?(Деревня Денисовка).
2. Как назывались его первые учебники?(«Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого).
3. В какую Академию он поступил в Москве?(Славяно-греко-латинская академия).
4. Какому языку здесь обучали?(Латинский язык).
5. Где продолжил учебу талантливый юноша?( Санкт-Петербургская Академия наук.)
6. Куда Ломоносова отправили для изучения горного дела и химии?( В Германию).
7. В какой науке он открыл очень важный закон?(Химия).
8. На какой планете он открыл атмосферу?( Венера).
9. Каким древним искусством занимался Ломоносов?(Мозаика).
(В результате этой работы ученики выкладывают несколько картин: «Ломоносов осваивал идею воздушного питания растений (фотосинтез)»,«С обозом в Москву», «Усадьба, где жил Ломоносов», «Паспорт, выданный Ломоносову Марбургским университетом».)
IV. Рефлексия
У: Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове.(Слайд 36).
Учитель | Дети | |||
1 существительное | Ломоносов | |||
2 прилагательных | ||||
3 глагола | ||||
Фраза | ||||
Синоним |
V. Итог урока.
У: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?(Талант М.В.Ломоносова был безграничен, а его способности многогранны.)
(Слайд 37).
–Какое открытие вы сделали на этом уроке?
– Что для вас было самым интересным?
– А теперь те, кому понравился наш урок похлопайте в ладошки. А я похлопаю вам потому, что мне понравилась ваша работа на уроке.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.(Слайд 38)
- составить кроссворд о М.В.Ломоносове;
- приготовить вопросы по теме.
Учитель демонстрирует книги, в которых можно найти информацию о Ломоносове.
Литература.
|
Приложение1
1.Детство Михаила Васильевича Ломоносова.
Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на севере. Это край отважных, трудолюбивых и вольных людей. Его Родина-деревня Денисовка, это недалеко от Холмогор.
Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.
Мать Елена Ивановна умерла очень рано.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у нег на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?
В 11-12 лет начал постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и “Грамматике” Смотрицкого. Назвал эти книги «вратами своей учености», Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Ломоносов прочитал все, что было по рукой: Часослов, псалтырь и другие священные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра Первого.
Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.
Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.
Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась. Заветная мечта Ломоносова учиться.
Он слышал, что в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много.
Приложение 2
Путь в науку
В конце 1730 года Ломоносов уходит из дома. Он держит путь в Москву. И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы». Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.
Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.
Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:
- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
- Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.
Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий. А через год спустя так освоил латынь, что мог на ней даже сочинять стихи. Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир-мир книг, хранившихся в библиотеке. У него появилась возможность читать летописи, книги по философии, физике и математике. Появилось у него желание подробнее изучить науки о природе - физику, химию, минералогию.
Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.
Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот его отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, по механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.
Приложение 3
3.Ломоносов – ученый.
Ломоносов прожил за границей около четырех лет. Все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России.
По возвращению в Россию, Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое.
Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова. Он прославился, как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО - ТУРИСТИЧЕСКИХ ИГР: «Испытай себя», «Осенние тропы» и «Пираты Карибского моря».
Материал для проведения внелассной работы....
Испытано на себе
Методматериалы...
"Школьная Олимпиада по физической культуре, как средство испытать себя, проявить волевые качества, показать себе и другим ученикам свои способности и возможности."
Уже более 15 лет я провожу в школе Олимпиаду по физической культуре. Порядок проведения такой же, как на районной Олимпиаде. Теоретическую часть разрабатываю сама, учитывая возраст учеников.В практиче...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...