Урок-игра - Занимательная биология
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Данный урок проводится в виде сровевнования. Класс делится на 3 команды. На уроке применяются игровые и творческие задания связанные с окружающей средой и природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok-igra_po_prirod.5kl.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по природоведению. 5 класс
«Занимательная биология»
Цели:
- обобщить знания детей о характерных признаках живой и неживой природы;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.
Технологии: игровая, проблемно-диалогическая
Ход урока
Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по разным уголкам природы.
Путешествие ваше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнование между тремя командами. Чтобы узнать, кто в какой будет команде, проведем считалочку «шишки, желуди, орехи». Итак, команда «Шишки» занимает место за 1 столом, «желуди» - за 2, «орехи» - за 3.
Наше путешествие пройдет по двум маршрутам: маршрут "Зеленый друг" и маршрут "Царство зверей и птиц". Начинаем с разминки.
І МАРШРУТ "ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ"
Рассмотрите рисунки деревьев. Назовите их. На какие группы можно их разделить? (Хвойные и лиственные)
ВОПРОСЫ КОМАНДАМ.
Команде "Шишки": Листья каких растений краснеют? (Рябина, осина, клен)
Команде "Желуди": Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? Растут ли они у нас? (Брусника, клюква)
Команде "Орехи": Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (Хвойные деревья имеют листья в виде иголок, они называются хвоинками. В отличие от лиственных деревьев осенью хвойные деревья не сбрасывают хвоинки. Хвоинки тоже являются листьями.)
Команде "Шишки": В каком лесу темнее: еловом или сосновом? (В еловом лесу темнее, чем в сосновом лесу. У ели много веток, густая хвоя. Ветви почти не пропускают солнечных лучей. В сосновом лесу светлее. Крона сосен редкая и расположена высоко.)
Команде "Желуди": Где растёт лиственница, и чем её отличие от других хвойных деревьев? (Лиственница растёт в сибирской тайге. Лиственница - это хвойное дерево, но не вечнозелёное в отличие от ели и сосны. Каждую осень лиственница сбрасывает свои листья-хвоинки, а весной распускает новые.)
Команде "Орехи": В какой природной зоне растут эти растения: морошка, голубика, брусника? (Морошка, голубика, брусника растут в тундре. Все эти растения относятся к ягодам.)
Как вы поступите, когда встретите красиво цветущее растение?
Послушайте стихотворение.
Цветок.
А.Викторов.
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем - объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял.
Коротка жизнь сорванного растения. Многие растения исчезают с лица земли. И если каждый будет рассуждать так: "Ладно, сорву всего один цветок, ничего не случится", то вскоре некоторых редких и красивых цветов совсем не станет.
ІІ МАРШРУТ "ЦАРСТВО ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ"
Лес - это не только деревья, травы, а также разнообразные, населяющие его, звери и птицы.
1. Послушайте и скажите, о каких зверьках идет речь?
С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние ноги, короткий хвост. Тело покрыто шерстью. Своих детенышей выкармливают молоком. Но условия жизни у этих зверьков разные. Один живет в лесу, другой - в домашних условиях. Питаются травой, молодыми веточками. Но одному из них чаще достается морковь, сено, вареный картофель. (Заяц и кролик).
2. Эстафета "Кто быстрее?"
За 1 минуту команды должны написать названия: 1-я команда домашних животных, 2-я команда - диких, 3-я команда - птиц.
3. Музыкальная пауза "Мы запели песенку"
На экране будут появляться рисунки, которые изображают объекты природы. Вы должны быстро вспомнить песенку на тему рисунка (кузнечик, елочка, солнышко, медведь, береза, облака).
4. Угадай-ка «Звуки птиц»
Каждая команда по очереди прослушает 3 звука птиц, задача угадать их название.
1 команда – сова (филин), воробей, ворона
2 команда – гусь, дятел, кукушка
3 команда – чайка, петух, голубь
5. Конкурс капитанов
1-ому капитану: Обозначить части растений.
2-ому капитану: Назвать свойства снега и льда.
3-ему капитану: Назвать предметы природы: шкаф, солнце, стекло, обувь, воздух, сыр, береза, заяц, машина, дождь.
Учитель: Пройдя по тропам Природы на уроках природоведения и сегодня на уроке, вы узнали много интересного. А что можете сделать для охраны родной природы вы, ребята? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Вспомним правила поведения.
Каждой команде раздаются листы и фломастеры, за 1 минуту написать правила поведения в лесу.
Эти правила надо не только знать, но и выполнять. В лесу человек – гость. И поэтому вести себя должен в гостях как человек воспитанный.
6. Блиц-турнир "это все мы проходили"
Как называется прибор для измерения температуры воздуха?
- Какие животные спят зимой?
- Назовите два лиственных дерева.
- Где следует прикреплять уличный термометр?
- Что вниз вершиной растет?
- Какие растения названы именами людей?
- Назовите два комнатных растения.
- Человек, охраняющий лес.
- Детеныш козы.
- Капельки влаги на траве.
- Назовите 2 предмета неживой природы.
- Заяц никаких запасов не делает. Почему?
- Назовите 2 съедобных гриба.
- Как называют птиц, которые возвращаются весной?
- Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?
Рефлексия.
Синквейн
1 строка – существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока
2 строка – 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке
3 строка – 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?))
4 строка – фраза, выражающая ваше отношение к уроку в целом, или пожелание участникам
5 строка – существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?)
Спасибо за творческую и плодотворную работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".
Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в конкурсах. Та команда, котор...
Кружок по биологии «Занимательная биология»
Пояснительная запискаОбщебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок...
Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"
Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....
Игра-путешествие «Занимательная биология» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.
Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность ...
Урок-игра "Час занимательной грамматики"
Упражнения-конкурсы....
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....