Урок в 9 классе "Корзина налогов"
план-конспект занятия по праву (9 класс)
Целью урока является формирование знания о налогах в Российской Федерации, повышение финансовой грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания «Корзина налогов» 9 класс
Целью урока является формирование знания о налогах в Российской Федерации, повышение финансовой грамотности учащихся.
В ходе урока были поставлены следующие цели и задачи:
- продолжить формирование экономических понятий по основам налоговой грамотности;
- продолжить формирование умений работы в группе, способствовать выявлению у обучающихся аналитических способностей;
- содействовать формированию налоговой культуры;
- совершенствовать умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- создавать ситуацию успешности;
- воспитывать гражданскую ответственность.
Конспект может быть использован в ходе изучения обществознания в 8-9 классах, а также уроков финансовой грамотности.
Возраст обучающихся: 14-16 лет.
Планируемые образовательные результаты: усвоение основных терминов и понятий посредством решения практических заданий.
В ходе изучения материала обучающиеся должны
знать:
- что такое налоги
- виды налогов,
- функции налогов в обществе,
понимать:
- различия между прямыми и косвенными налогами;
- необходимость исполнения конституционной обязанности по уплате налогов всеми гражданами;
уметь:
- самостоятельно определять цели и задачи урока;
- анализировать и оценивать свою деятельность на уроке;
- применять полученные знания в ходе выполнения практических задач.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер для учителя, проектор, презентация, раздаточный материал,
Литература:
- Учебник обществознания 9 класс (под ред. Боголюбова)
- Финансовая грамотность. Учебник 8-9 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя.На доске расположено слово –экономическое понятие,буквы закрыты,их 6,3 буквы- гласные.Что это за понятие?
2. Этап мотивации.
Проводится мозговой штурм. Учащимся необходимо привести качественные характеристики понятию «налоги», который располагается на доске.
Н - надежность
А – актуальность
Л - лояльность
О - оперативность
Г - государственность
И – исполнительность
Обобщающее слово учителю, которое подтверждает выводы обучающихся.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
3. Этап целеполагания.
На какие вопросы мы должны будем ответить во время урока?
- Что такое налоги? Какие функции выполняют налоги?
- Какие бывают налоги?
- Кто платит налоги?
- Зачем нужно платить налоги?
4. Этап актуализации знаний.
Учитель обращается к личному опыту учащихся с вопросом: Ребята, изучая материал предметов физика, химия, биология, история, вы уже знаете, что такое функции. Ответ: функция – это направление деятельности. Налоги также выполняют определенные функции. Важнейшие среди них:
- фискальная – сбор финансовых средств государством,
- регулирующая – налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства,
- социальная – государство с помощью налогов оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.
- контрольная – наблюдение за деятельностью экономических субъектов.
Класс распределяется по группам и получает задания-карточки. Первая группа: раскрыть на 3-х конкретных примерах фискальную функцию налогов. Вторая группа: раскрыть на 3-х конкретных примерах социальную функцию налогов.
После этого проводится защита результатов работы.
5. Изучение материала с первичным закреплением.
Выполняем задание: наполняем «корзину налогов». Спикеры групп будут выполнять полномочия налогового инспектора. Вы должны распределить косвенные и прямые налоги, а также правильно определить федеральные и местные налоги, которые пополняют бюджет.
Предлагается определить в перечне прямые и косвенные налоги (понятия выводятся на доску).
1. НДС.
2. Поземельный.
3. Акциз.
4. Подушной.
5. Пошлина на экспорт.
6. Налог на наследство.
Определить федеральные и местные налоги:
1. Налог на имущество физического лица.
2. Акциз.
3. Земельный налог.
4. Налог на рекламу.
5. Водный налог.
6. Торговый сбор.
7. Государственная пошлина.
Проводится защита результатов и оценка работы групп.
6. Этап систематизации знаний.
Может ли государство существовать без налогов? Почему?
Пожалуй, одним из самых «богатых» на новые налоги периодов было начало XVIII века. Кто может сказать, с чем это было связано?
Работа в группах.
Истоком налоговой службы Российского государства стали реформы Петра I. Понятие «фискал» пришло из этого времени. Известно, что Петр I изменил систему налогообложения, ввел подушную подать и более 40 видов косвенных налогов.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему:
«Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.
В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 копейки с бороды.
Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.
Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.
В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.
Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Петр приказал провести перепись населения и записать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям. Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп. с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп. с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп. с души.»
Задания для работы в группах:
- Как вы думаете, почему в экономической реформе Петра I такая большая роль отводилась налоговой реформе?
- Почему государство стремилось собирать как можно больше прямых налогов? С каким событием истории России XVIII в. это было связано?
- Какие косвенные налоги указаны в отрывке?
- Чем опасен недостаточный сбор налогов?
Выступление групп.
Оцените свою работу в группе.
7. Этап закрепления.
Составляем цепочку знаний: «ДА» или «НЕТ».
Вопросы:
1. Основной законодательный акт о налогах – налоговый кодекс РФ («ДА»).
2. Пропорциональный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения дохода («НЕТ»).
3. По объекту налогообложения налоги классифицируют на федеральные и региональные («НЕТ»).
4. Функцией налога является «фискальная» («ДА»).
5. Источник налога – это доход субъекта («ДА»).
6. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум («ДА»).
7. К способам взимания налогов относится «кадастровый» («ДА»).
8. Принцип экономии подразумевает сокращение издержек взимания налогов («ДА»).
9. Уплата налогов – это право граждан РФ («НЕТ»).
10. К субъекту налога не относятся иностранные граждане («НЕТ»).
Проводится защита результатов и оценивание работы групп.
8. Этап рефлексии.
Давайте подведем итоги нашей работы. Каждой группе предлагается нарисовать корзину налогов(заполнить ее стикерами с названием видов налогов) и закрепить стикеры с информацией «я узнал…», «я понял…», «у меня вызвало затруднение…», «я буду…».
Оценивается работа и каждого учащегося в рабочей тетради стикерами красного, зеленого, синего цветов спикером группы.
Оцените свою работу на уроке.
За каждое задание даются стикеры. За полный и правильный ответ – красный (5 баллов), за неточный или неполный – зеленый (4 баллов), за неточный и неполный – синий (3 балла).
Домашнее задание (письменно): Попробуйте предположить налог, который следовало бы ввести в современной России, и обоснуйте свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы урока по теме: "Основы экономики: Налоги".
Конспекты предложенных занятий составлены таким образом, чтобы способствовать формированию основ финансовой грамотности среди учащихся среднего звена, закрепить способн...

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Презентация к уроку по теме "Налоги", 6 класс
Презентация к уроку экономики.Урок-изучение нового.Морцева Е.С., учитель экономики МБОУ СОШ № 19 с углублённым изучением отдельных предметов г. Заволжье Городецкого района Нижегородской области.Предме...

Методическая разработка открытого урока по УД Налоги и налогообложение.
На этом занятии будет непосредственно рассмотрено, как осуществляется налоговый контроль – посредством, каких форм и методов, и что следует понимать под формами и методами налогового контроля.Об...

«Налоги: система налогов, их функции» Конспект урока по обществознанию, 8 класс
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Предметные результаты. Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налого...

Презентация к уроку «Налоги: система налогов, их функции»
Презентация включает в себя фрагмент из мультфильма «Чиполлино» созданный в 1961 году режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» ита...